На главную | База 1 | База 2 | База 3

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

1 издание

Разработано совещанием XI Комиссии с 21 по 28 мая 1979 г. в г. Суздале

Дата вступления в силу: 3 июля 1979 г.

Примечание:

АВТ
Р-107/3

РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчету экономической эффективности
капитальных вложений в дорожном строительстве

Методы определения потерь, связанных с дорожно-транспортными происшествиями

Среди различных методов учета потерь, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, выделяются 2 метода:

- учет потерь, обусловленных тем, что продукция не производится или производится в меньшем объеме (вследствие событий на месте происшествия и в связи с последствиями происшествия);

- учет уменьшения количества производимых товаров (овеществленного труда) и непотребленных товаров.

При определении экономического эффекта в дорожном строительстве рекомендуется учитывать хотя бы те потери, которые возникают в результате уменьшения производства товаров.

Изменение потерь, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, с течением времени можно учесть путем принятия различных допущений.

При приближенных расчетах рекомендуется принимать изменения при рассмотрении их в общегосударственных масштабах аналогичных национальному доходу или реальному доходу (перенесение индекса на пересчет потерь).

Потери Кw методически рассчитываются двумя способами:

- исходя из числа происшествий каждого вида, по формуле (1);

- исходя из характеристики, показывающей число происшествий на километр пути, по формуле (2):

Кw = μ(kw1u1 + kw2u2 + kw3u3)                                               (1)

или

                                                  (2)

1. Расчет потерь исходя из числа происшествий по их видам

Можно выделить следующие виды происшествий:

- со смертельным исходом;

- с получением людьми ранений, при необходимости с последующим подразделением на тяжелые и легкие ранения. Однако при этом следует установить количественный критерий и задать его величину;

- с материальным ущербом. Как правило, материальный ущерб регистрируется при величине выше определенной границы, которая обычно задается. Возможна дальнейшая классификация происшествий с материальным ущербом, как например:

- потери, связанные с повреждениями пострадавших автомобилей, включая содержимое автомобиля в момент происшествия;

- потери, связанные с повреждениями стационарных объектов (последствия происшествия);

- прочие потери (расходы полиции, суда и т.д.).

При классификации происшествий по трем вышеперечисленным видам в формуле (1) применены следующие обозначения:

μ - коэффициент учета интенсивности движения по таблице № 1;

kw1, kw2, kw3 - средняя величина потерь от одного происшествия вида 1, 2, 3 при нормальных дорожных условиях (невысокой интенсивности движения);

u1, u2, u3 - число происшествий каждого из трех видов: 1, 2, 3.

Величину потерь kwi следует определять в соответствии с действующими в каждой стране положениями.

Таблица 1

Коэффициент учета интенсивности движения

Количество автомобилей, проходящих в вечерний час «пик» по одной полосе движения в час

μ

0 - 1000

1,0

1000 - 1500

1,5

1500 - 1800

1,6

свыше 1800

2,0

2. Определение потерь исходя из числа происшествий на километр пути

В формуле (2) применены следующие обозначения:

W - число происшествий на миллион километров;

Кw - средний показатель народнохозяйственных потерь на миллион автомобилекилометров;

L - протяженность участка дороги в километрах;

N - суточная интенсивность движения (авт. - 24 ч).

Для расчета величины W применяют коэффициенты:

- единые для страны в целом (с индексом «g») и

- характерные для различных участков дорог.

                                                              (3)

где Wg - число происшествий на миллион автомобилекилометров как средняя величина для всей страны;

Ms = m1 · m2 · m3 - коэффициент влияния числа происшествий для конкретного участка дороги, определяемый как произведение частных коэффициентов по табл. № 2;

Msg - то же, что Ms, только как средняя величина для страны в целом.

Для расчета величины Кw можно по аналогии применять следующие коэффициенты:

                                                             (4)

где Кwg - средние затраты в единицах стоимости на миллион автомобилекилометров;

Cs = C1 · C2 · C3 - коэффициент влияния для конкретного участка дороги, представляющий собой произведение частных коэффициентов по табл. № 3;

Csg - то же, что Cs, но как средняя величина для страны в целом.

3. Прочие затраты

В каждом конкретном исследуемом случае следует проверить необходимость учета, помимо эксплуатационных затрат, затрат времени и потерь вследствие дорожно-транспортных происшествий, также и других затрат, как например, затрат, связанных с защитой окружающей среды. Для определения затрат, связанных с охраной окружающей среды пока еще нельзя предложить общего метода.

Таблица № 2

Частные коэффициенты влияния числа дорожно-транспортных происшествий для участка дороги

Коэффициент

Описание

Единица измерения

Численные значения

1

2

3

4

m1

Интенсивность движения в 2-х направлениях проезжей части*) без разделительной полосы

ССИД**)

500

1000

2000

3000

5000

 

 

-

0,40

0,50

0,60

0,75

1,00

 

 

ССИД

6000

7000

8000

9000

 

 

 

-

1,15

1,30

1,60

1,75

 

 

 

m2

Ширина проезжей части с укрепленной обочиной

м

4,5

5,5

6,0

7,5

8,5

 

 

-

2,2

1,5

1,35

1,0

0,8

 

 

m3

Ширина обочины

м

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

 

-

2,2

2,7

1,4

1,2

1,1

1,0

 

m4

Продольный уклон:

%

2

3

5

7

8

 

 

- при наличии разделительной полосы

-

1,0

1,25

2,5

2,8

3,0

 

 

- при отсутствии разделительной полосы

-

1,0

1,0

1,25

1,4

1,5

 

 

m5

Радиус горизонтальной кривой

м

менее 50

100

150

200 - 400

400 - 600

 

 

-

10

5,4

4,0

2,5

1,6

 

 

м

600 - 1000

 

1000 - 2000

 

св. 2000

 

 

-

1,4

 

1,25

 

1,0

 

 

m6

Расстояние видимости на горизонтальных кривых

м

50

100

150

200

250

350

400

-

3,6

3,0

2,7

2,25

2,0

1,45

1,2

м

500

 

 

 

 

 

 

-

1,0

 

 

 

 

 

 

m7

Тип пересечения

 

в разных условиях

В одном уровне при интенсивности движения на пересекающей дороге в % от суммарной интенсивности на 2 дорогах

 

-

10

10 ¸ 20

20

-

0,35

1,5

3,0

4,0

Таблица № 3

Частные коэффициенты влияния для определения затрат, приходящихся на 1 автомобилекилометр

 

Описание характеристики дороги

Коэффициент С

С1

Ширина проезжей части

 

4,5 м

0,7

6,0 м

1,2

7,0 - 7,5 м

1,0

8,0 м

1,4

10,5 м

1,2

14,0 м

1,0

15,0 м и более, с разделительной полосой

0,9

С2

Ширина обочины

 

до 2,5 м в среднем

0,85

свыше 2,5      "

1,00

С3

Продольные уклоны

 

до 3 % в среднем

1,00

свыше 3 %   "

1,25

С4

Радиус горизонтальных кривых

 

до 350 м в среднем

0,9

свыше 350 м   "

1,0

С5

Недостаточная видимость

0,70

Пересечения:

 

в одной уровне

0,80

в двух уровнях

0,95

С6

Населенные пункты

1,60

С7

Число полос движения

 

2

1,1

3

1,3

4

1,0

С8

Деревья, стойки и т.д. на обочинах и разделительной полосе

1,5

СОДЕРЖАНИЕ