ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства
УТВЕРЖДАЮ
Министр промышленности и энергетики
Российской Федерации
В.Б. Христенко
04.10.2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие
положения
1. Департамент
строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее - Департамент) является
структурным подразделением Министерства промышленности и энергетики Российской
Федерации (далее - Министерство).
2. В своей
деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве,
нормативными правовыми актами Министерства и других федеральных органов
исполнительной власти, поручениями Министра промышленности и энергетики
Российской Федерации (далее - Министр), а также настоящим Положением.
3. Департамент
в установленном порядке осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
- структурными
подразделениями Министерства,
- федеральными
агентствами, подведомственными Министерству,
- иными
федеральными органами исполнительной власти,
- органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и аппаратами полномочных
представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах,
- органами
местного самоуправления,
-
общественными и профессиональными объединениями,
-
предприятиями и организациями строительного и жилищно-коммунального комплексов,
- в пределах
своей компетенции с зарубежными организациями по вопросам ведения Департамента.
II. Задачи
Департамента
4. Основными
задачами Департамента являются:
1) разработка
основ федеральной политики в области строительства, жилищно-коммунального
хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, жилищной
политики;
2) разработка
механизмов формирования рынка доступного жилья для реализации конституционного
права граждан Российской Федерации на жилище;
3) разработка
механизмов формирования рынка жилищных и коммунальных услуг в рамках реформы
жилищно-коммунального комплекса;
4) разработка
механизмов увеличения объемов и повышения безопасности строительства объектов
жилищно-гражданского и промышленного назначения;
5) выработка
государственной политики в сфере технического регулирования в области
строительства и промышленности строительных материалов, эксплуатации зданий, а
также в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве с
подготовкой предложений по нормативному регулированию в данных сферах.
III. Функции
5. Департамент
в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке
осуществляет следующие функции:
1)
разрабатывает и представляет руководству Министерства для внесения в
Правительство Российской Федерации проекты, а также предложения по
совершенствованию действующих законодательных и иных нормативных правовых актов
в области жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства,
архитектуры, градостроительства и землепользования;
2) участвует в
разработке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов
Российской Федерации по вопросам бюджетной, налоговой, социальной,
финансово-кредитной политики в установленной сфере деятельности, формирования
рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг, охраны памятников истории и культуры;
3)
согласовывает проекты нормативных правовых актов других федеральных органов
исполнительной власти в сфере жилищной политики, строительства,
жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и
землепользования;
4)
подготавливает проекты федеральных целевых программ и вносит изменения и
дополнения в существующие федеральные целевые программы в области жилищной
политики, строительства, градостроительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства, консолидирует и координирует указанные вопросы
в федеральных целевых программах, разрабатываемых другими федеральными органами
исполнительной власти, участвует в формировании Федеральной адресной
инвестиционной программы;
5)
методологически и методически обеспечивает разработку и корректировку
региональных и муниципальных программ в области жилищной политики,
строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального
хозяйства;
6) организует
выполнение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в области
жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры,
градостроительства и землепользования, инициирует и координирует работу по
подготовке кадров для строительного и жилищно-коммунального комплексов;
7) содействует
формированию саморегулируемых организаций в жилищном, коммунальном и
строительном секторах;
8) участвует в
определении условий, порядка и формы проведения, а также в организации
отраслевых и межведомственных конкурсов в установленной сфере деятельности;
9) оказывает
методическое содействие в организации и проведении федеральных и региональных
выставок-ярмарок;
10) курирует
деятельность Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству;
в области жилищной
политики:
11)
разрабатывает и сопровождает прохождения актов жилищного законодательства
Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации и палатах
Федерального Собрания Российской Федерации;
12)
подготавливает и вносит предложения о внесении изменений и дополнений в
жилищное законодательство, ведет работу по уточнению действующих постановлений
Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в жилищной
сфере;
13) ведет
мониторинг рынка жилья;
14)
содействует развитию ипотечного жилищного кредитования, формированию
институтов ипотечного рынка;
15)
разрабатывает механизмы снижения финансовых рисков при приобретении жилья
гражданами с использованием накопительных схем (долевое участие в
строительстве, строительно-сберегательные кассы, коммандитные товарищества и
др.);
16)
разрабатывает проект федеральной целевой программы "Жилище" на
соответствующий период, ведет консолидацию подпрограмм, входящих в ее состав,
обеспечивает повышение эффективности использования бюджетных ассигнований по
подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и
аварийного фонда" за счет реализации принципа формирования участков под
жилищное строительство;
17)
разрабатывает механизмы предоставления и определения размера жилищных субсидий
из бюджетов всех уровней для граждан, перед которыми государство имеет
установленные законом обязательства по обеспечению жильем, разрабатывает
правила предоставления государственных жилищных сертификатов;
18)
вырабатывает предложения по нормативному правовому обеспечению формирования
системы управления многоквартирными жилыми домами;
в области управления
жилищным фондом и его эксплуатации:
19)
разрабатывает механизмы формирования рынка жилищных услуг, стимулирует развитие
конкуренции в сфере предоставления указанных услуг и управления жилищным
фондом, обеспечивает осуществление мер по конкурсному отбору подрядных
организаций на выполнение работ по обслуживанию и ремонту, а также управление
жилищным фондом;
20)
подготавливает проекты федеральных стандартов оплаты жилищно-коммунальных
услуг, стандартов качества жилищно-коммунальных услуг, формирует принципы
управления и эксплуатации недвижимости в жилищном секторе;
21) ведет
мониторинг жилищного сектора;
22)
разрабатывает методологию и принципы проведения экспертизы обоснованности цен и
тарифов в жилищном секторе, методику расчета цен на услуги по содержанию и
ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги;
23)
разрабатывает меры и механизмы бюджетной поддержки программы финансового
оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
24)
вырабатывает совместно с субъектами Российской Федерации, муниципальными
органами и организациями жилищно-коммунального хозяйства конкретные механизмы
финансового оздоровления этих организаций;
25) разрабатывает
методологические основы реформирования правоотношений в жилищном секторе
муниципального образования, а также повышения эффективности эксплуатации и
управления жилищным фондом;
26)
разрабатывает предложения по разделению в муниципальном секторе выполнения
функций собственника жилищного фонда и функций по управлению и обслуживанию
этого фонда;
27) ведет
работу по завершению формирования нормативной правовой базы системы адресной
поддержки малоимущих слоев населения при оплате жилищно-коммунальных услуг как
элемента общей системы социального законодательства;
28)
содействует созданию и функционированию товариществ собственников жилья и иных
форм самоорганизации граждан в жилищной сфере;
29)
разрабатывает меры и пути ликвидации ветхого и аварийного жилья;
в области
реформирования коммунального сектора:
30)
разрабатывает методологию реализации программы реформирования и мониторинга
коммунального сектора;
31) формирует
общие принципы и основы тарифного регулирования коммунального сектора;
32) участвует
в координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по проведению тарифной политики, предусматривающей ликвидацию
перекрестного субсидирования потребителей;
33)
разрабатывает общие принципы реализации инвестиционных соглашений в
коммунальном хозяйстве и соответствующее нормативное обеспечение;
34)
разрабатывает основные положения методики передачи объектов коммунальной
инфраструктуры в долгосрочное управление на основе инвестиционных соглашений и
других договоров, предусмотренных законодательством;
35)
разрабатывает механизмы повышения эффективности деятельности предприятий
коммунального хозяйства, повышения качества и надежности предоставляемых ими
услуг, в том числе путем демонополизации и развития конкуренции;
36)
разрабатывает предложения по нормативному обеспечению правил оборота
муниципального имущества, методологическое обеспечение работ по ликвидации
муниципальных унитарных предприятий, учету и регистрации муниципального
имущества в жилищно-коммунальном секторе;
37)
подготавливает руководству Министерства для представления в Правительство
Российской Федерации предложения о создании государственных организаций
(агентств и т.п.) в качестве инфраструктурных для формирования рынка в секторе
коммунальных услуг, ведет совместную работу с Академией коммунального хозяйства
им. К.Д. Панфилова и ФГУП ГНЦ НИИ "Водгео";
38)
разрабатывает методологические основы деятельности жилищных инспекций субъектов
Российской Федерации;
в области
архитектуры, градостроительства и землепользования:
39)
разрабатывает проекты актов законодательства Российской Федерации в области
градостроительства и архитектуры и связанных с ними вопросов землепользования с
целью застройки и содействует их прохождению в Правительстве Российской
Федерации и палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
40) вносит
предложения по порядку разработки, регистрации, утверждения, введения в
действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил,
методологических основ формирования правил землепользования и застройки.
41) участвует
в определении порядка разработки, согласования, экспертизы и утверждения
градостроительной документации, осуществляет мониторинг разработки и реализации
градостроительной документации различного уровня;
42) разрабатывает
федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства,
проектирования и инженерных изысканий, разрабатывает предложения по
формированию системы нормативных документов по градостроительству и архитектуре
в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании";
43)
разрабатывает методические основы организации деятельности муниципальных
образований по развитию территорий (правовое зонирование, формирование
генеральных планов и т.д.);
44)
вырабатывает методологические основы по формированию схем планирования
размещения объектов, необходимых для обеспечения федеральных нужд (объекты
обороны, энергетики, транспорта, места хранения радиоактивных отходов низкой и
средней активности и т.д.), а также схем планирования изменения границ земель
водного и лесного фондов;
45)
согласовывает правовые акты территориального планирования субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований в части соблюдения интересов Российской
Федерации;
46) формирует
и разрабатывает методические основы реализации и ведет мониторинг федеральных
целевых программ сейсмобезопасности территорий, защиты побережий, развития и
сохранения исторических городов;
47)
осуществляет нормативное и научно-методическое обеспечение и координацию
деятельности органов архитектуры и градостроительства субъектов Российской
Федерации по осуществлению государственной градостроительной политики, созданию
качественной жилой среды и устойчивому развитию поселений, ведет совместную
работу с Союзом архитекторов и Академией архитектуры Российской Федерации;
48) проводит
анализ состояния и тенденций развития прогрессивных архитектурно-строительных
систем, разработки и внедрения прогрессивных архитектурных проектных решений,
направленных на формирование доступного рынка жилья и повышение его
технологичности и комфортности;
49)
представляет интересы Министерства в совместной работе с Министерством культуры
и массовых коммуникаций Российской Федерации по определению направлений и
методических основ деятельности по охране памятников архитектуры и
градостроительства;
в области
строительной политики:
50) проводит
анализ состояния и тенденций развития строительного комплекса, промышленности
строительных
материалов, разработку прогнозов и стратегии их развития, разрабатывает меры
государственной поддержки строительной отрасли, нормативно-правовое и
методологическое обеспечение их реализации;
51)
разрабатывает предложения по формированию системы нормативных документов в
строительстве и промышленности строительных материалов в соответствии с
Федеральным законом "О техническом регулировании";
52) участвует
в составлении планов (программ) разработки общих и специальных технических
регламентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а также раздела
программы разработки национальных стандартов в области строительства и
промышленности строительных материалов, утверждаемой Министерством;
53) организует
создание экспертных комиссий по техническому регулированию, а также технического
комитета по стандартизации в области строительства для проведения экспертизы
проектов технических регламентов, национальных стандартов в области
строительства и промышленности строительных материалов, участвует в их работе;
54) организует
подготовку национальных стандартов в области строительства и промышленности
строительных материалов для их последующего утверждения в установленном
порядке;
55)
разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений, а также отмене
государственных стандартов в области строительства и промышленности
строительных материалов, строительных норм и правил, подготавливает проекты
нормативных правовых актов Министерства по этому вопросу;
56) организует
проведение работы по оценке пригодности новых материалов, конструкций, изделий,
технологий для применения в строительстве, в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации;
57) организует
экспертизу и согласование специальных технических условий, разрабатываемых в
составе утверждаемой части проектной документации на строительство
экспериментальных и уникальных зданий и сооружений, а также реконструкцию
исторических памятников, на которые не могут быть распространены действующие
нормативные документы;
58)
разрабатывает предложения по определению стоимости 1 кв. метра общей площади
жилья, используемой для расчета средств федерального бюджета, направляемых на
приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд, на выделение
гражданам субсидий и ссуд;
59) организует
разработку методологии и основных принципов ценообразования и сметного
нормирования в строительстве, в т.ч. внедрение и совершенствование новой
сметно-нормативной базы, с подготовкой проектов нормативных правовых актов,
разрабатывает предложения по порядку рассмотрения территориальных и специализированных
сборников по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве, а также
осуществляет их регистрацию;
60) организует
мониторинг и анализ ценообразующих факторов строительной продукции,
представляет на утверждение индексы изменения стоимости строительно-монтажных,
ремонтно-строительных, проектных и изыскательских работ, согласовывает
индивидуальные сметные нормы, расценки и индексы, используемые при определении
сметной стоимости зданий и сооружений, строительство которых осуществляется за
счет средств федерального бюджета.
61) ведет
нормативно-методологическое обеспечение деятельности в области государственной
экспертизы градостроительной и проектной документации, государственного
архитектурно-строительного надзора, лицензирования деятельности по инженерным
изысканиям, проектированию, строительству объектов 1 и 2 уровней
ответственности, а также в области сертификации продукции, работ (услуг),
систем менеджмента качества в строительстве, организует проведение единой технической
политики в области инженерных изысканий для строительства;
62) проводит
мониторинг и анализ научно-технического и инновационного потенциала в отрасли,
разработку предложений по наиболее прогрессивным разработкам новых технологий,
материалов, конструкций, деталей, приборов и оборудования для строительства и
промышленности строительных материалов, подготовку каталогов прогрессивных
технологий, конструкций и деталей, материалов, приборов и оборудования для
строительства и промышленности строительных материалов;
63)
подготавливает разъяснения и рекомендации органам исполнительной и
законодательной власти по порядку применения государственных стандартов в
области строительства и промышленности строительных материалов, строительных
норм и правил, а также по вопросам ценообразования и сметного нормирования, в
обоснованных случаях подготавливает проекты разрешений на отступления от
требований нормативных документов, ведет рассмотрение, подготовку заключений и
регистрацию территориальных строительных норм, ведет совместную работу с ГУ
"Главгосэкспертиза" и ГНЦ "Строительство";
в области организации
международной деятельности Министерства:
64) участвует
в организации международной деятельности Министерства в области жилищной
политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры,
градостроительства и землепользования;
65)
подготавливает новые и ведет мониторинг существующих международных проектов с
участием Международного Банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского
Банка реконструкции и развития (ЕБРР), формирует и ведет мониторинг проектов
МБРР по городскому и муниципальному теплоснабжению и водоснабжению;
66) участвует
в работе Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам
(ООН-Хабитат), Комитета по населенным пунктам Европейской Экономической
Комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), организует подготовку
жилищного обзора Российской Федерации;
67) совместно
с заинтересованными зарубежными и международными организациями решает вопросы
организации функционирования специализированных предприятий по хранению и
переработке радиоактивных отходов "Радон";
68) участвует
в работе межправительственных комиссий.
IV. Права
Департамента
6. Департамент
для осуществления своих функций в соответствии с возложенными на него задачами
имеет право:
1)
взаимодействовать в установленном порядке и в пределах своей компетенции с
Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами полномочных
представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Аппаратом
Правительства Российской Федерации, аппаратами палат Федерального Собрания
Российской Федерации, с другими структурными подразделениями центрального
аппарата Министерства, подведомственными Министерству федеральными агентствами,
иными федеральными органами исполнительной власти, загранучреждениями, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными и профессиональными объединениями, предприятиями
и организациями строительного и жилищно-коммунального комплексов, в пределах
своей компетенции - с зарубежными организациями по вопросам ведения
Департамента;
2) запрашивать
и получать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления, структурных подразделений центрального аппарата Министерства,
подведомственных Министерству федеральных агентств информационные материалы и
документы, необходимые Департаменту для решения возложенных на него задач;
3) проводить
совещания с участием представителей структурных подразделений центрального
аппарата Министерства, подведомственных Министерству федеральных агентств,
организаций, находящихся в ведении федеральных агентств, а также представителей
других органов государственной власти и российских организаций, привлекать в
установленном порядке их специалистов для изучения и разработки предложений по
решению актуальных проблем по вопросам ведения Департамента;
4) участвовать
в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции
и в установленном порядке давать по ним заключения, а также разъяснения
предприятиям и организациям, структурным подразделениям других федеральных
органов исполнительной власти, отраслевым органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и гражданам
Российской Федерации;
5) вносить
предложения об отмене Министерством противоречащих федеральному
законодательству решений подведомственных Министерству федеральных агентств,
если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;
6)
рассматривать предложения органов государственной власти и органов местного
самоуправления, физических и юридических лиц о присвоении почетных званий и
присвоению государственных наград за заслуги в области строительства,
архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства работникам
строительного и жилищно-коммунального комплексов, должностным лицам органов
государственной власти и местного самоуправления и давать по ним Министру свои
заключения и представления.
V.
Организация деятельности Департамента
7. Департамент
возглавляет Директор Департамента, назначаемый Министром.
Директор
Департамента имеет трех заместителей. В отсутствие Директора Департамента его
обязанности выполняет один из заместителей.
8. Директор
Департамента:
1) руководит
деятельностью и принимает решения по вопросам компетенции Департамента;
2) несет
персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на
Департамент задач;
3)
осуществляет контроль и принимает оперативные меры по соблюдению Департаментом
установленных сроков выполнения поручений Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, руководства Министерства;
4) докладывает
Министру по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
5) визирует и
подписывает в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности
Департамента;
6) по вопросам
ведения Департамента по поручению Министра представляет Министерство в
федеральных органах исполнительной власти, в российских учреждениях и
организациях, в представительствах иностранных государств, а также в
международных организациях;
7) ведет
переписку по вопросам, относящимся к компетенции Департамента. В установленном
порядке направляет информационные письма, а также письма с разъяснениями,
рекомендациями, по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства,
архитектуры, градостроительства, территориального развития, жилищной политики,
ценообразования и сметного нормирования, подготовки кадров, государственного
регулирования, в том числе государственной экспертизы градостроительной и
проектной документации, лицензирования в строительстве, осуществления
государственного архитектурно-строительного надзора, сертификации в
строительстве, за исключением вопросов, входящих в компетенцию Министра
промышленности и энергетики Российской Федерации и его заместителей;
8)
распределяет обязанности между своими заместителями;
9) утверждает
положения об отделах Департамента;
10) утверждает
должностные инструкции работников Департамента;
11) вносит
предложения руководству Министерства о назначении на должность и освобождении
от должности работников Департамента, об их поощрении и награждении,
привлечении к дисциплинарной ответственности, а также по совершенствованию
структуры Департамента;
12)
обеспечивает выполнение требований по соблюдению сотрудниками Департамента
трудовой дисциплины, утвержденных в Министерстве правил внутреннего трудового
распорядка;
13) несет
ответственность за сохранность сведений, составляющих государственную или
служебную тайну, а также информационных ресурсов,
содержащих
сведения ограниченного доступа, находящихся в ведении Департамента или
полученных Департаментом от других организаций;
9. Департамент
имеет в своем составе пять отделов, в том числе:
- отдел
жилищной политики;
- отдел
методологии управления и эксплуатации жилищного фонда;
- отдел
реформирования коммунального сектора;
- отдел
градостроительства, архитектуры и землепользования;
- отдел
строительной политики.
10.
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства находится в
непосредственном подчинении заместителя Министра промышленности и энергетики
Российской Федерации, согласно утвержденной структуре Министерства.
11. Департамент
имеет бланк с наименованием Министерства и Департамента, форма которого
утверждается Министром.