МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ЦЕНТР СБОРНИК КАРТ Карта трудового процесса Устройство сборной водопропускной круглой железобетонной трубы диаметром 1,5 м КТП-1-2002 Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2002 г. Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на устройстве сборных водопропускных железобетонных труб. Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда. Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при устройстве сборных водопропускных железобетонных труб, планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих. Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой. Ответственный за выпуск А.А. Морозов. СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты1.1. Карта предусматривает организацию труда звена рабочих при устройстве котлована под фундамент трубы механизированным способом. 1.2. Показатели производительности труда:
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %. 1.3. Повышение производительности труда достигается за счет улучшения организации труда, применения рациональных методов и приемов труда. 1.4. Применение карты позволит повысить производительность труда в среднем на 11 % по сравнению с действующими нормами. 1.5. Работы следует производить на основании рабочих чертежей и проекта производства работ. 2. Подготовка и условия выполнения процесса2.1. Работы следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП III-4-80. СНиП 12-03-2001, «Правил охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», 1993 г. 2.2. До начала работ по устройству котлована подготавливают площадку в зоне монтажа трубы. На расстоянии не менее 10 м в каждую сторону от оси трубы бульдозером планируют площадку с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от трубы. Естественное русло у входного оголовка на расстоянии 1,5 - 2 м от контура котлована перекрывают грунтом и устраивают водоотводную канаву или обвалование строительной площадки. 2.3. Положение трубы определяют по проекту дороги. Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту производителям работ точку пересечения оси трассы дороги с продольной осью трубы (рис. 1 и 2). Продольная ось трубы должна быть закреплена четырьмя кольями (столбами). Промерами от оси трубы намечают контур котлована и обозначают его колышками. 2.4. Разбивка котлована производится на обноске (рис. 3), устраиваемой на расстоянии 1,0 - 1,5 м от котлована (вне пределов работы землеройных машин). Обноска должна быть исправной на все время сооружения фундамента. Рис. 1. Схема закрепления местоположения трубы на трассе: 1 - выносные столбы; 2 - точка и сторожек с надписью «ось», «пикет», «плюс»; 3 - продольная ось трубы; L - длина трубы
Рис. 2. Схема разбивки котлована трубы: 1 - выносные столбы; 2 - обноска из брусьев и досок; 3 - котлован; 4 - продольная ось трубы; 5 - сваи обноски диаметром 8 - 10 см; 6 - гвоздь
Рис. 3. Обноска из досок: 1 - доска обноски; 2 - проволочная чалка; 3 - отвес 2.5. Размеры котлована в плане должны соответствовать проектным размерам фундамента с запасом в каждую сторону на 0,5 м. 2.6. Разрабатывать котлован без креплений разрешается только в устойчивых сухих и маловлажных грунтах. Во избежание обрушения стенок котлована и заполнения его дождевыми водами котлован необходимо сразу же освидетельствовать и начать устройство фундамента. 2.7. Котлован нужно разрабатывать без нарушения несущей способности грунта основания. 2.8. Грунт из котлована следует удалять в отвал на такое расстояние, чтобы на всех этапах производства работ не возникло опасности обрушения стенок котлована. 2.9. При разработке котлована в зимних условиях необходимо принимать меры против промерзания грунта в основании трубы. 3. Исполнители, предметы и орудия труда3.1. Исполнители: 1. Машинист бульдозера 6 разряд (М1) 1 2. Машинист экскаватора 5 разряд (М2) 1 3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь:
3.3. Спецодежда и спецобувь: Машинист бульдозера 1. Комбинезон хлопчатобумажный 1 2. Рукавицы комбинированные двупалые 1 пара Машинист экскаватора 1. Комбинезон хлопчатобумажный 1 2. Галоши диэлектрические 1 пара 3. Перчатки диэлектрические 1 пара 4. Технологический процесс и организация труда4.1. Котлован разрабатывают в направлении от выходного оголовка к входному. Дно котлована под фундамент оголовков и под откосные крылья устраивают на одном уровне. 4.2. Разработку котлована под тело трубы следует начинать бульдозером ДЗ-8 и перемещать грунт за пределы строительной площадки. Котлован разрабатывают с недобором до проектной отметки на 10 см. 4.3. При разработке грунта II группы природной влажности и в районах с равнинным характером местности рациональнее применять клиновую схему зарезания грунта (рис. 4). Процесс зарезания грунта состоит из заглубления отвала в грунт до 0,25 - 0,3 м в зависимости от свойств и его состояния. В начале зарезания целесообразнее заглублять отвал на большую глубину, чем в конце цикла зарезания, т.е. рекомендуется применять стружку переменной толщины. Рис. 4. Клиновая схема зарезания грунта 4.4. Котлован под оголовки разрабатывают экскаватором Э-302, оборудованным обратной лопатой с ковшом емкостью 0,3 м. Грунт перемещают экскаватором в отвал на расстояние не менее 0,5 м от бровки котлована и затем бульдозером ДЗ-8 за пределы строительной площадки на расстояние до 50 м. 4.5. Цикличный график работы экскаватора Э-302 см. график 1. 4.6. Цикличный график работы бульдозера по разработке, перемещению грунта на 50 м и разравниванию см. график 2. Цикличный график работы экскаватора График 1 Цикличный график работы бульдозера График 2 4.7. График трудового процесса График 3 5. Приемы труда
Примечание. После разработки котлована бульдозером и экскаватором рабочие зачищают стенки, дорабатывают дно котлована до проектной отметки с приданием руслу уклона, заданного проектом. |