Министерство транспорта Российской Федерации
Государственная служба дорожного хозяйства
(Росавтодор)
Центр
организации труда и экономических
методов управления
(Центроргтруд)
СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ
ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Укрепление обочин
гравийно-песчаной смесью
КТП-8.01-2002
Издание второе,
переработанное и дополненное
(Выпуск 8)
Москва, 2002 г.
Сборник карт
трудовых процессов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог.
Выпуск 8. М.: Центроргтруд, 2002.
Карты трудовых
процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих,
занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты определяют
прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени,
технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов
и методов труда.
Карты
могут быть использованы при разработке организационно-технологической
документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и
другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке
высококвалифицированных рабочих.
СОДЕРЖАНИЕ
Карта
трудового процесса
|
Укрепление
обочин
гравийно-песчаной
смесью
|
Разработана ГП
Центрорггруд
Росавтодора
|
КТП-8.01-2002
(Е17-1-2;
Е17-3-15; Е17-2-3)
|
Взамен
КТ-4.19.90
|
1. Область и эффективность применения карты
1.1. Карта предназначена для организации
труда звена при укреплении обочин гравийно-песчаной смесью слоем 10 см при
ширине укрепляемой части обочин 2 м.
1.2. Показатели производительности
труда:
№ п/п
|
Наименование показателей
|
Единица измерения
|
Величина показателей
|
по ЕНиР
|
по карте
|
1.
|
Выработка на 1 чел.-день
|
м2
|
842
|
899
|
2.
|
Затраты труда на 100 м2
|
чел.-час
|
0,95
|
0,89
|
Примечание: В затраты труда по карте включено время на
подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Повышение
производительности труда достигается за счет правильной организации труда
машинистов, выбора рациональной схемы работы.
Использование методов
и приемов труда, рекомендуемых картой, позволит снизить затраты труда и
повысить выработку на 7 %.
2. Подготовка и условия выполнения процесса
2.1. До начала работ необходимо:
спланировать
обочины, которые должны иметь ровную поверхность с поперечным уклоном к бровке
полотна для стока дождевых и талых вод;
подготовить
подъездные пути для доставки гравийно-песчаной смеси и временные съезды с
земляного полотна;
оградить участок
работы;
завезти на
обочины гравийно-песчаную смесь и складировать в конуса, расстояние между
которыми принято с таким расчетом, чтобы при разравнивании материала, его было
достаточно для получения слоя толщиной 10 см.
2.2. Поперечный уклон обочин должен на 10 -
30 % превышать уклон проезжей части дороги и составлять 40 - 60 %.
2.3. Нормой укатки учитывается перекрытие
предыдущего следа на 1/3 ширины барабана катка.
2.4. Все работы должны производиться в
соответствии с требованиями СНиП III-4-80, СНиП 12-03-2001, Правил и
инструкций по охране труда при строительстве, ремонте и содержании
автомобильных дорог.
3. Исполнители, предметы и орудия труда
3.1. Исполнители
1.
|
Машинист
автогрейдера ДЗ-31-1
|
6 разряд (М1)
|
1
|
2.
|
Машинист катка
самоходного
|
5 разряд (М2)
|
1
|
3.
|
Машинист
поливомоечной машины
|
4 разряд (М3)
|
1
|
3.2. Машины,
оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
№ п/п
|
Наименование
|
Кол-во
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Автогрейдер ДЗ-31-1,
оборудованный системой «Профиль-1»
|
1
|
2.
|
Каток дорожный самоходный с
гладкими вальцами массой 6 - 8 т
|
1
|
3.
|
Поливомоечная машина ПМ-130
|
1
|
4.
|
Уровень строительный длиной 1 м
|
1
|
5.
|
Рулетка измерительная
металлическая
|
1
|
6.
|
Шаблон для проверки профиля
|
|
7.
|
Рейка длиной 3 м
|
|
8.
|
Лопата стальная строительная
|
|
9.
|
Мерная линейка
|
|
10.
|
Комплект ограждений и
сигнальных знаков
|
|
3.3.
Спецодежда и спецобувь.
|
|
Машинист автогрейдера и
поливомоечной машины
|
|
1.
|
Комбинезон хлопчатобумажный
|
2
|
2.
|
Рукавицы комбинированные
двупалые
Машинист катка самоходного
|
2 пары
|
1.
|
Комбинезон хлопчатобумажный
|
1
|
2.
|
Ботинки кожаные
|
1 пара
|
3.
|
Рукавицы комбинированные
двупалые
|
1 пара
|
4. Технология и организация процесса
4.1. Технологический процесс производства
при укреплении обочин состоит из следующих операций:
-
предварительная планировка поверхности слоя;
- распределение
гравийно-песчаной смеси;
- поливка смеси
поливомоечной машиной через распылительные сопла;
- уплотнение.
4.2. График
трудового процесса
5. Приемы труда
№ п/п
|
Наименование операций
|
Характеристика приемов труда
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Предварительная планировка
поверхности слоя
|
М1 запускает
двигатель, дает предупредительный сигнал и делает предварительную планировку
обочин. Движение автогрейдера производится с рабочей скоростью 3,5 - 4
км/час. Подбирает смесь в валик вторым и третьим проходами. Угол захвата 50 -
59°.
|
2.
|
Распределение гравийно-песчаной
смеси
|
М1 первый проход
делает вдоль кромки проезжей части, сдвигает материал к бровке земляного
полотна;
- последующими (2, 3, 4)
проходами перемещает смесь, распределяя ее по всей ширине обочины;
- отвал устанавливается под
углом захвата 50 - 55°, углом резания - 45 - 60°, углом наклона 2 - 3°;
- движение автогрейдера
производится на 2-й передаче со скоростью 3,5 - 4 км/час;
- 5, 6, 7, 8 - проходами
производится окончательное профилирование смеси по проектным отметкам с
учетом коэффициента уплотнения. Работа производится в автоматическом режиме
управления при чувствительности САР, близкой к максимальной, для этого:
- опускается отвал до проектной
отметки верха обочины;
- регулируется толщина
срезаемого слоя только левым (не автоматизированным) цилиндром подъема и
опускания отвала в нужное положение.
|
3.
|
Поливка смеси при укатке
поливомоечной машиной через распылительные сопла
|
М3 производит
поливку обочин водой во время уплотнения. Розлив воды производится равномерно
по всей поверхности обочин. Норма розлива - 3 - 4 л/м2. Во время
розлива следят за тем, чтобы не было размыва обочин (скорость движения при
розливе 10 - 12 км/час).
|
4.
|
Уплотнение обочин
|
М2 производит
уплотнение смеси 20-ю проходами катка по одному следу. Первые 10 проходов по
одному следу выполняют со скоростью 1,5 - 2,0 км/час; при последующих
проходах скорость увеличивается до 4 - 5 км/час. По краям обочин на 2 - 3
прохода больше. Признаком окончания укатки служит отсутствие следа от прохода
катка.
|