МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ЦЕНТР СБОРНИК КАРТ Карта трудового процесса Нарезка температурных швов КТП-5.05-2002 Издание второе, переработанное и дополненное. (Выпуск 5) Москва 2002 г. Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог. Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда. Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих. Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой. Ответственный за выпуск А.А. Морозов. СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда рабочих на нарезке температурных швов в затвердевшем цементобетонном покрытии двумя нарезчиками ДС-506 (Д-432А) с режущими дисками типа К-24 СТЗБ и применением передвижной электростанции, при ширине бетонируемой полосы 7,5 м и в глубине прорезки швов 50¸60 мм. 1.2. Показатели производительности труда:
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %. Подвозка воды и перемещение электростанции и цистерн с водой с одного участка на другой в нормах не предусмотрены и оплачиваются отдельно. Снижение затрат труда и повышение выработки до 4 % достигается за счет рационального использования рабочего времени по составу работ. 2. Подготовка и условия выполнения процессов2.1. До начала работы должны быть демонтированы рельс-формы. Нарезку швов производят после набора бетоном прочности 80 - 90 кг/м2 (через 6 - 30 часов после укладки бетона в зависимости от температуры воздуха). 2.2. Нарезчик швов снабжается электрокабелем длиной не менее 60 м, водяным шлангом такой же длины и цистерной с водой емкость 1,5 - 2,0 м3. 2.3. Для работы нарезчика направляющие рельсы должны быть установлены строго по метке, нанесенной на бетонное покрытие (основание). 2.4. Перед нарезкой проверяют герметичность и надежность крепления патрубков, водяных шлангов, исправность ременных и цепных передач. 2.5. Режущие диски должны быть установлены строго перпендикулярно поверхности бетонного покрытия (основания) и параллельно боковой поверхности рельса (за счет установки самой машины и регулировки перпендикулярности шпинделя диска). Нарезка швов расширения производится тремя режущими дисками, установленными на одном валу. 2.6. Работы следует производить в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85. 2.7. Все работы должны производиться в соответствии с «Правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М., Союздорнии, 1993 г.), а также «Правилами техники безопасности рабочих в строительстве» СНиП III-4-80, СНиП 12-03-2001. 3. Исполнители, предметы и орудия труда3.1. Исполнители. 1. Машинист нарезчика 5 разряд (М1, М2) 2 2. Машинисты электростанции 5 разряд (М3) 1 3. Дорожный рабочий 2 разряд (Д1) 1 3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
3.3. Спецодежда и спецобувь. Машинист электростанции передвижной 1. Комбинезон х/б 1 2. Рукавицы комбинированные 1 пара 3. Галоши резиновые Деж. 4. Перчатки резиновые Деж. Машинист нарезчика швов 1. Комбинезон х/б 2 2. Рукавицы комбинированные 2 пары 3. Ботинки кожаные 2 пары Дорожный рабочий 1. Костюм х/б 1 2. Ботинки кожаные 1 пара 3. Рукавицы комбинированные 1 пара 4. Жилет сигнальный 1 3.4. Расход материалов на нарезку 100 м шва: Алмазные диски типа К-24, типа СТЗБ 1 шт Вода 4,4 м3 Липкая полиэтиленовая лента шириной 8 - 10 см 55 м Мел кусковой 1 кг 4. Технология процессов и организация труда4.1. Работы по нарезке швов выполняются в следующей технологической последовательности: - очистка полосы покрытия от песка (при защите поверхности на период твердения); - разметка линий расположения шва; - перестановка направляющих рельсов; - установка нарезчика на линию разметки шва; - нарезка шва; - засыпка песком очищенной полосы покрытия; - заправка цистерны водой. 4.2. Графики трудового процесса 4.3. Электродвигатель нарезчика включают по окончании подготовки машин и установки направляющего рельса. Вращающиеся диски при помощи рычага постепенно заглубляют в покрытие (основание) до нужной отметки и закрепляют рычаг заглубления. 4.4. В процессе работы нарезчик движется самостоятельно по направляющему рельсу. Машинист следит за направлением резания, контролируя его по указателю продольной симметрии. 4.5. Заглубление дисков контролируют по сегменту заглубления диска и промером мерным шаблоном. 4.6. Нарезку швов производят с одновременным охлаждением дисков водой. 4.7. При нарезке должна обеспечиваться тщательная промывка швов водой, что облегчает работу по очистке швов перед заполнением их мастикой. 4.8. Машинист электростанции следит за бесперебойным питанием нарезчика электроэнергией и состоянием электрокабеля, располагая передвижную электростанцию в сцепе с емкостью для воды так, чтобы число передвижений по участку было минимально. 4.9. После окончания нарезки швов рабочий орган поднимают в транспортное положение, разворачивают нарезчик по направлению к следующему шву и при помощи рычага перемещают его по покрытию (основанию) к месту нарезки шва. Затем приводят машину в рабочее положение и цикл повторяется. 4.10. Организация рабочего места 1 - нарезчик ДС 506 (Д-432А); 2 - передвижная электростанция; 3 - емкость для воды. Стрелкой указано направление фронта работ. 5. Приемы труда
|