МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СБОРНИК ВЫПУСК IV Карта трудового процесса Устройство земляного полотна КТП-4.10-2001 Москва Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог. Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда. Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих. Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой. Ответственный за выпуск А.А. Морозов. СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда рабочих механизированного звена при возведении земляного полотна бульдозерами на косогорах крутизной до 30° в грунтах 2 группы по трудности их разработки. 1.2. Работы по устройству водоотводных канав, планировке и отделке откосов выполняются в соответствии с данными проекта и в состав работ, предусмотренных картой, не входят. 1.3. Показатели производительности труда:
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %. Снижение затрат труда и повышение выработки рабочих механизированного отряда на 2,5 % достигается в результате совмещения машинистами бульдозеров рабочих операций и выбором рациональных схем перемещения грунта. 2. Подготовка и условия выполнения процессов2.1. До начала работ по возведению земляного полотна типа полунасыпь-полувыемка необходимо: - произвести инструментальную геодезическую разбивку земляного полотна; - снять растительный слой грунта в зоне работ и складировать его для последующего применения; - выполнить подготовительные работы и провести мероприятия, обеспечивающие водоотвод в соответствии с требованиями проекта; - обеспечить сохранность всех разбивочных знаков, а при повреждении - их восстановление; - определить места въезда бульдозеров на полку, устраиваемую на косогоре; - обеспечить своевременную заправку механизмов горючесмазочными материалами. 2.2. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия, должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, СНиП III-4-80, СНиП 12-03-99. 3. Исполнители, предметы и орудия труда3.1. Исполнители. 1. Машинист бульдозера 6 разряд (М1, М2, М3) 3 2. Машинист автогрейдера 6 разряд (М4) 1 3. Тракторист 6 разряд (М5) 1 Водитель поливомоечной машины работает по отдельному наряду (путевому листу) и в состав звена не входит. 3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
3.3. Спецодежда и спецобувь. 1. Комбинезон хлопчатобумажный 5 2. Рукавицы комбинированные двупалые 5 пар 4. Технологический процесс и организация труда4.1. При производстве работ по устройству земляного полотна типа полунасыпь-полувыемка на косогоре крутизной до 30° выполняются следующие операции: - нарезка уступов и отсыпка насыпи бульдозером; - разработка и перемещение грунта бульдозерами; - послойная планировка насыпи автогрейдером; - уплотнение насыпи кулачковым прицепным каткам слоями до 20 см. 4.2. График трудового процесса 4.3. Разработка косогора универсальным бульдозером (с поворотным отвалом) ведется продольно-диагональными проходами вдоль косогора с ранее устроенного уступа. Работа ведется только частью отвала, обращенного к косогору. Угол резания устанавливается для рыхлых грунтов 55 - 60°, более плотных - 45 - 50°. 4.4. Для обеспечения устойчивости насыпи земляного полотна, начиная с низовой стороны, являющейся основанием насыпи, продольными проходами бульдозера нарезают уступ высотой до 2 м с поперечным уклоном горизонтальных плоскостей по проекту, направленным в низовую сторону. Стенки уступов при высоте до 1 м выполняются вертикальными, а при большей высоте - с откосами крутизной 1:0,5. Грунт с каждого последующего уступа используется для возведения тела насыпи, опирающейся на предыдущий уступ. Ширина полки принимается 2 - 4 м. 4.5. Отсыпка последующих слоев насыпи производится после разравнивания и уплотнения нижележащих слоев. 4.6. Расход воды принимается в количестве 10 % от половины объема поливаемого грунта. 4.7. Схема организации рабочего места 5. Приемы труда
|