На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(Центроргтруд)

СБОРНИК
КАРТ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВЫПУСК IV

Карта трудового процесса

Разработка и перемещение грунта
из выемки в насыпь земляного полотна
самоходным скрепером ДЗ-11 (Д-357Г)

КТП-4.07-2001

Москва

2001

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Карта трудового процесса

Разработка и перемещение грунта из выемки в насыпь земляного полотна самоходным скрепером ДЗ-11 (Д-357Г)

Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора

КТП-4.07-2001
(Е-2-1-21-1г + 4г-89)

Взамен КТ-4.07.88

1. Область и эффективность применения карты

1.1. Карта предусматривает рациональную организации труда машиниста скрепера при разработке и перемещении грунта 2 группы в насыпь земляного полотна скрепером ДЗ-11 (расстояние перемещения 500 м).

1.2. Показатели производительности труда:

п/п

Наименование показателей

Единица измерения

Величина показателей

по ЕНиР

по карте

1.

Выработка на 1 чел.-день

м3

229

250

2.

Затраты труда на 100 м3 грунта

чел.-час

3,5

3,2

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Снижение затрат труда и повышение выработки на 9 % достигается за счет применения оптимальных режимов набора грунта и максимального использования тягового усилия скрепера.

2. Подготовка и условия выполнения процессов

2.1. До начала работ необходимо предварительно произвести разбивку оси и бровки земляного полотна, а также подошвы насыпи; расчистить полосу отвода от пней, кустарника и растительного слоя.

2.2. Убедиться в отсутствии на участке работ наземных коммуникаций и других предметов, представляющих опасность.

2.3. Для улучшения и ускорения наполнения ковша следует предварительно разрыхлить плотные грунты.

2.4. Ковш скрепера наполняется с помощью трактора-толкача.

2.5. Забой должен иметь длину, обеспечивающую загрузку ковша.

2.6. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, СНиП III-4-80, СНиП 12-03-99.

3. Исполнители, предметы и орудия труда

3.1. Исполнители.

1. Машинист скрепера                                6 разряд (М1)                         1

3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.

№ п/п

Наименование

Кол-во

1

2

3

1.

Самоходный скрепер ДЗ-11 (Д357Г)

1

2.

Комплект инструментов

1

3.3. Спецодежда и спецобувь.

1. Комбинезон хлопчатобумажный                                                         1

2. Рукавицы комбинированные двупалые                                              1 пара

4. Технологический процесс и организация труда

4.1. Зарезать грунт и наполнять ковш рекомендуется при прямолинейном движении толкача и скрепера. Для сокращения времени набора грунта в ковш скрепера и наибольшего его заполнения зарезание ведут под уклон 3 - 6° толстой стружкой. Грунт перемещается в насыпь по эллиптической схеме, по которой скрепер набирает грунт в выемке и, перемещаясь, укладывает его в насыпь.

Разгружается скрепер при прямолинейном движении на малой скорости (3 - 4 км/ч) с укладкой грунта горизонтальными слоями. Ковш скрепера опускается так, чтобы между ковшом и слоем ранее отсыпанного грунта получился просвет, равный толщине отсыпаемого слоя.

4.2. График трудового процесса рабочего цикла

Примечание: Число циклов на 100 м3 грунта равно одиннадцати.

5. Приемы труда

№ п/п

Наименование операций

Характеристика приемов труда

1

2

3

1.

Набор грунта

Для зарезания грунта М1 использует инерцию движения скрепера. Для этого, набрав скорость перед началом зарезания, отключает двигатель от трансмиссии и первые метры зарезает небольшой слой грунта при инерционном движении скрепера. Когда сопротивление зарезанию превышает силу инерции движения скрепера, и он начинает останавливаться, машинист включает первую передачу, заглубляет нож на 20 - 30 см и продолжает набирать грунт с помощью бульдозера-толкача. Во время набора грунта постоянно производят движение заслонкой ковша, уменьшая и увеличивая угол ее открытия, что облегчает поступление грунта в ковш. Зарезание производят прямым способом под уклон 3 - 5°, который дает возможность набрать ковш на максимально коротком расстоянии, оставляя плоский след зарезания без бугров и ямок.

2.

Перемещение грунта

При переходе скрепера в транспортное положение ковш поднимают на 0,4 - 0,5 м, чтобы облегчить проход через препятствия.

3.

Разгрузка грунта

При разгрузке грунта М1 производит операции опускания ковша, открытия его заслонки и выдвижения задней стенки. Грунт отсыпается горизонтальными слоями по 0,3 м для лучшего уплотнения.

4.

Перемещение к месту загрузки

М1 на третьей передаче возвращает скрепер от места загрузки к началу зарезания.