На главную | База 1 | База 2 | База 3

Приказ МЧС РФ от 23 марта 2004 г. № 140

Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их государственной регистрации

 

1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их государственной регистрации.

2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России в установленном порядке.

 

Министр                    С.К. Шойгу

 

Приложение
к приказу МЧС РФ
от 23 марта 2004 г. № 140

 

Правила

подготовки нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их государственной регистрации

 

 

Настоящие Правила подготовки нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их государственной регистрации (далее - Правила) подготовлены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 22, ст. 2663; 1997, № 20, ст. 2242; 1998, № 33, ст. 3967), Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. № 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 38, ст. 3585; 2003, № 35, ст.и3423), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 33, ст. 3895; 1997, № 50, ст.5689; 1998, № 47, ст. 5771; 1999, № 8, ст.1026; 2000, N 41, ст.4081; 2002, № 40, ст.3929), приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) от 14 июля 1999 г. № 217 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, № 31).

Правила определяют единый порядок организации работы по подготовке, изданию и государственной регистрации нормативных правовых актов в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, изданный в определенной форме МЧС России в пределах его компетенции, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. № 2).

Нормативные правовые акты издаются в МЧС России в виде приказов, правил, инструкций и положений.

Право подписи (утверждения) нормативных правовых актов МЧС России принадлежит Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или лицу, исполняющему его обязанности.

В соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации МЧС России может издавать нормативные правовые акты совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти.

Ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов нормативных правовых актов несут руководители структурных подразделений центрального аппарата, организаций МЧС России, на которые возложена их разработка.

 

I. Подготовка проектов нормативных правовых актов

 

1. Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется на основании решения Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, первого заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или распорядительного документа Министерства, которым предусмотрена подготовка такого акта.

В случае, когда проект нормативного правового акта поручается подготовить нескольким структурным подразделениям центрального аппарата МЧС России, работу по его подготовке организует то структурное подразделение, которое в решении указано первым (ответственный исполнитель).

Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

2. Для подготовки проекта нормативного правового акта, издаваемого МЧС России совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться совместные рабочие группы.

3. Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) федеральных органов исполнительной власти, участвующих в подготовке проекта нормативного правового акта.

4. Если в проекте нормативного правового акта содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, проект подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Виза включает в себя наименование должности руководителя либо заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.

Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта. В случае, когда правила, инструкции, положения утверждаются приказом, виза проставляется на оборотной стороне последнего листа подлинника приказа.

5. Для качественной и всесторонней проработки вопросов, регулируемых разрабатываемым проектом нормативного правового акта, обеспечения соответствия его Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, ранее принятым нормативным правовым актам МЧС России может создаваться рабочая группа, в которую включаются специалисты за интересованных структурных подразделений центрального аппарата, организаций МЧС России.

6. В решении, утверждаемом соответствующим распорядительным документом Министерства, о создании рабочей группы отражаются:

цель создания рабочей группы;

вид разрабатываемого проекта нормативного правового акта; наименование проекта нормативного правового акта; руководитель рабочей группы и его заместитель (заместители); состав рабочей группы с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности, воинского (специального) звания;

сроки подготовки проекта нормативного правового акта.

7. Участие специалистов Департамента правового обеспечения в составе рабочей группы по подготовке проекта нормативного правового акта не освобождает структурное подразделение центрального аппарата или организацию МЧС России, являющимися его головным разработчиком, от представления проекта в Департамент правового обеспечения для его рассмотрения и согласования.

8. При разработке проекта нормативного правового акта определяются:

предмет и цели нормативного правового акта;

обоснование его основных положений;

предполагаемые результаты его применения;

финансово-экономические последствия применения нормативного правового акта, а также источники финансирования соответствующих расходов;

оценка возможных правовых альтернатив и методов правового регулирования;

наличие в документе сведений, составляющих государственную тайну или сведений конфиденциального характера;

выявление недостатков действующего правового регулирования и определение путей их устранения посредством издания нового нормативного правового акта.

9. Структура проекта нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

При большом объеме текста в проекте нормативного правового акта излагаются лишь главные вопросы, а остальные вопросы излагаются в приложениях к проекту нормативного правового акта.

При необходимости обоснования предмета и целей принятия нормативного правового акта в проекте дается вступительная (констатирующая) часть. Положения нормативного характера во вступительную часть не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

10. Проект нормативного правового акта, предусматривающего расходы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и внебюджетных источников финансирования, либо предполагающий возникновение дополнительных обязанностей по финансированию расходов в результате его применения, подлежит согласованию с Департаментом финансово-экономической деятельности и Управлением экономического анализа и прогнозирования.

11. Не допускается издание нормативных правовых актов МЧС России для объявления законодательных или иных нормативных правовых актов Российской Федерации прямого действия.

12. При необходимости в нормативном правовом акте могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования. В случае ссылки на акты законодательства и иные нормативные правовые акты Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник их опубликования также является необходимым.

13. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте МЧС России, подлежащего государственной регистрации, отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и регистрационный номер Минюста России.

14. Ссылка в нормативном правовом акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию в Минюсте России, не допускается.

15. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. На приложении указывается, каким документом оно утверждено. При наличии нескольких приложений они нумеруются последовательно, по мере ссылки на них в тексте. Листы каждого приложения нумеруются самостоятельно, начиная со второго листа.

16. На этапе подготовки проекта нормативного правового акта структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, ответственным за разработку проекта нормативного правового акта, устанавливается отношение предмета его правового регулирования к компетенции МЧС России.

17. В случае необходимости подготавливается распорядительный документ МЧС России, предусматривающий меры по реализации содержащихся в законодательных или иных нормативных правовых актах Российской Федерации, предписаний, касающихся компетенции МЧС России.

В данном случае к разрабатываемому нормативному правовому акту могут прилагаться копии законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в приложении.

18. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены необходимые предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей, которые включаются в текст нормативного правового акта (с указанием изменяемых, дополняемых, отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как отдельные приложения к акту.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу (не действующими в системе МЧС России) также по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

19. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

 

II. Порядок осуществления правовой экспертизы и издания нормативных правовых актов

 

20. Проекты нормативных правовых актов в целях проверки их соответствия Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, ранее изданным нормативным правовым актам МЧС России, а также соблюдения установленных правил их оформления подлежат обязательному рассмотрению и согласованию в Департаменте правового обеспечения.

21. Текст проекта нормативного правового акта, согласованный заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата, организациями МЧС России и заместителями Министра, представляется ответственным исполнителем на правовую экспертизу в Департамент правового обеспечения с последующим представлением в Департамент управления делами.

Рассмотрение проекта нормативного правового акта в Департаменте правового обеспечения включает в себя:

установление соответствия его законодательству и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, действующим нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;

проведение правового анализа текста проекта нормативного правового акта;

установление правильности выбора вида нормативного правового акта;

установление соответствия правильности оформления;

определение полноты согласования.

22. Одновременно с текстом проекта нормативного правового акта в Департамент правового обеспечения и Департамент управления делами для представления его на подпись Министру или лицу исполняющему его обязанности в обязательном порядке представляются документы, на основании которых осуществлена разработка акта и пояснительная записка. В необходимых случаях, установленных настоящими Правилами, в Департамент правового обеспечения и Департамент управления делами представляются финансово-экономическое обоснование проекта, другие расчеты и обоснования, согласованные с соответствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России.

23. Если представленный в Департамент правового обеспечения проект нормативного правового акта не соответствует законодательству и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, должным образом не оформлен, не согласован и необходимые визы на нем отсутствуют, а также если к нему не приложены обосновывающие документы, Департамент правового обеспечения возвращает проект нормативного правового акта с полным пакетом документов в структурное подразделение центрального аппарата или организацию МЧС России, являющимся его головным разработчиком, для доработки.

24. При направлении проекта нормативного правового акта для рассмотрения и согласования в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти на обороте каждого листа экземпляра проставляется виза руководителя Департамента правового обеспечения и соответствующий штамп.

25. Нормативные правовые акты МЧС России вступают в силу по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу в порядке установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

 

III. Государственная регистрация нормативных правовых актов

 

26. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, и приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей.

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, находящихся в ведении МЧС России, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции.

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему МЧС России, а также утвержденные двумя или более федеральными органами исполнительной власти.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные, принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

27. Представление в Минюст России подлежащего государственной регистрации нормативного правового акта обеспечивается руководителем структурного подразделения центрального аппарата, организации МЧС России, являющимися его головным разработчиком, в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе) не позднее 10 дней со дня его подписания (утверждения). При этом Департамент управления делами выдает под роспись для представления в Минюст России сотруднику соответствующего структурного подразделения МЧС России подлинник нормативного правового акта и 5 его копий, заверенных гербовой печатью.

Отметка о заверении соответствия копии документа подлиннику проставляется ниже реквизита "Подпись" и состоит из заверительной надписи "Верно", наименования должности и личной подписи лица, заверившего копию, расшифровки подписи (инициалы, фамилия), даты заверения.

Каждый экземпляр копии нормативного правового акта должен быть прошнурован (или скреплен степлером). На месте скрепления проставляется надпись "пронумеровано и прошнуровано __ листов", подпись и печать с на именованием соответствующего структурного подразделения центрального аппарата МЧС России.

Копии нормативного правового акта должны быть четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, представляются в установленном для таких документов порядке в двух экземплярах (подлинник и одна копия).

Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Минюст России с сопроводительным письмом за подписью первого заместителя Министра или заместителя Министра, ответственного за разработку нормативного правового акта.

28. На государственную регистрацию в Минюст России направляются следующие документы:

подлинник нормативного правового акта и 5 его заверенных копий;

справка-обоснование, подписанная руководителем Департамента правового обеспечения;

в случае подписания нормативного правого акта лицом, замещающим Министра - копия приказа о возложении обязанностей Министра на лицо, выполняющее его обязанности;

сопроводительное письмо за подписью соответствующего заместителя Министра.

29. Представляемый на государственную регистрацию нормативный правовой акт визируется руководством Департамента правового обеспечения на обороте каждого листа оригинала с проставлением на них штампов правовой экспертизы.

30. В случае отказа в государственной регистрации нормативного правового акта МЧС России ответственный исполнитель представляет на утверждение не позднее 10 дней со дня получения этого отказа соответствующий документ об его отмене, копия которого направляется в Минюст России.

31. Возможен возврат нормативного правового акта в МЧС России без государственной регистрации по его запросу, подготовленному на основании ходатайства ответственного исполнителя перед руководством Министерства, а также если допущены отступления от установленного порядка представления акта на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

32. При возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации в случае нарушения установленного порядка представления на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации нарушения устраняются, а нормативный правовой акт повторно представляется на государственную регистрацию в течение месяца.

33. Нормативные правовые акты МЧС России, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в журналах "Гражданская защита" и "Пожарное дело". Опубликование этих актов в журналах "Гражданская защита" и "Пожарное дело" является официальной публикацией.

34. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты:

персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрениях или наложении взыскания и т.п.);

действия которых исчерпывается однократным применением;

срок действия которых истек;

оперативно-распорядительного характера (разовые поручения).

б) акты, которыми решения вышестоящих органов государственной власти доводятся до сведения организаций системы МЧС России.

в) акты, направленные на организацию исполнения решений органов государственной власти или решений МЧС России и не содержащие новых правовых норм.

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм.

д) акты рекомендательного характера.

35. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, прошедший государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

36. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, направляются для исполнения только после их регистрации и официального опубликования.