На главную | База 1 | База 2 | База 3

Приказ Госатомнадзора РФ от 17 июля 2003 г. N 81

Об утверждении и введении в действие Методических указаний по определению периодичности и объема проведения целевых инспекций состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства

 

Приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2003 г. прилагаемые Методические указания по определению периодичности и объема проведения целевых инспекций состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства (РД 07-17-2003).

 

Начальник Госатомнадзора России                      А.Б. Малышев

 

Методические указания по определению периодичности и объема проведения целевых инспекций состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства

 

РД 07-17-2003

 

Введены в действие с 1 сентября 2003 г.

 

I. Общие положения

 

1. Методические указания по определению периодичности и объема проведения целевых инспекций состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства (далее - Методические указания) разработаны с целью совершенствования планирования и организации инспекционной деятельности отделов по надзору и отделов инспекций межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России (далее в соответствующих случаях - округа или округ).

2. Методические указания устанавливают максимальные и минимальные интервалы времени между долевыми инспекциями (далее - инспекции), проводимыми отделами по надзору и отделами инспекций округов, а также рекомендации по определению сроков и объема проведения конкретной инспекции.

3. Методические указания разработаны в развитие "Типовой программы целевой инспекции состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства" и в соответствии с "Положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России", "Положением об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии", "Инструкцией по осуществлению надзора за радиационной безопасностью при производстве, обращении и использовании радиоактивных веществ, изделий на их основе и обращении с радиоактивными отходами", "Методическими указаниями по осуществлению надзора за обеспечением физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов".

4. Рекомендации Методических указаний предназначены должностным лицам округов, на которых возлагается разработка и утверждение планов работы отделов по надзору, отделов инспекций и инспекторского состава, а также осуществление надзорной деятельности.

II. Периодичность проведения инспекций

 

5. Основаниями для включения инспекций в планы работы отделов по надзору, отделов инспекций и инспекторского состава на предстоящий год являются:

планы работы отделов по надзору, отделов инспекций и инспекторского состава за истекший период*;

утвержденный руководителем округа перечень организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, надзор за которыми проводится данным округом;

результаты анализа годовых отчетов организаций, представляемых в соответствии с "Требованиями к содержанию отчета о состоянии радиационной безопасности на радиационно опасных объектах народного хозяйства";

планы проведения инспекций совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляемых согласно "Положению о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности" и/или имеющимися с ними соглашениями о взаимодействии;

настоящие Методические указания.

6. При планировании периодичности проведения инспекций рекомендуется руководствоваться интервалами времени между инспекциями, приведенными в таблице приложения 1, а также учитывать следующие факторы:

категорию объекта использования атомной энергии;

категорию потенциальной радиационной опасности радиационно опасных объектов организаций и их количество, а также разрешенные виды деятельности на них;

полноту, качество и достоверность информации, предоставляемой организациями по выполнению требований условий действия лицензий и запросам Госатомнадзора России;

ранее выявленные нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, отмеченные в актах или предписаниях, и сведения об их устранении;

информацию о нарушениях в работе радиационно опасных объектов и о выполненных организациями мероприятиях по устранению указанных нарушений, установлению и исключению причин их возникновения;

информацию о состоянии радиационной безопасности радиационно опасных объектов, получаемую от других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждан.

III. Объем проведения инспекций

 

7. При определении объема проведения инспекций следует учитывать объем ранее проведенных инспекций, а также рекомендации п.6 настоящих Методических указаний.

8. Для определения объема проведения инспекций в зависимости от категории объекта использования атомной энергии, разрешенного вида деятельности на нем и направления инспекции, рекомендуется руководствоваться таблицей приложения 2.

IV. Рекомендации по определению сроков и объема проведения инспекции

 

9. При планировании инспекции деятельности организации, имеющей несколько лицензий, рекомендуется выбирать наиболее актуальные вопросы (исходя из факторов, приведенных в п.6 настоящих Методических указаний), подлежащие проверке в объеме требований "Типовой программы целевой инспекции состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства". Периодичность проведения инспекций деятельности таких организаций устанавливается, как правило, в сторону уменьшения времени между инспекциями, указанного в соответствующих строках таблицы, приведенной в приложении 1.

10. При планировании инспекций деятельности других организаций рекомендуется выбирать для проверки все вопросы, подлежащие проверке в объеме требований "Типовой программы целевой инспекции состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства" и относящиеся к деятельности конкретной организации. Периодичность проведения инспекций деятельности таких организаций устанавливается в пределах времени между инспекциями, указанного в соответствующих строках таблицы, приведенной в приложении 1.

11. Предложения по объему и периодичности инспекции деятельности конкретных организаций, указанных в п.9 или п.10 настоящих Методических указаний, разрабатываются инспектором, на которого возложено осуществление надзора в данной организации.

12. Дополнительными факторами, изменяющими сроки между инспекциями в сторону уменьшения, являются:

невыполнение или несвоевременное выполнение требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий;

непредставление или несвоевременное представление информации о выполнении предписаний и условий действия лицензий Госатомнадзора России;

представление неполной или недостоверной информации в отчетах о безопасности деятельности в области использования атомной энергии;

наличие нарушений в работе радиационно опасных объектов.

13. При отсутствии факторов, перечисленных в предыдущем пункте, периодичность проведения инспекции деятельности организаций, указанных в п.10 настоящих Методических указаний, устанавливается исходя из максимального интервала времени между инспекциями, приведенного в соответствующей строке таблицы приложения 1.

 

* Под истекшим периодом понимается максимальный интервал времени между инспекциями, указанный в соответствующих строках таблицы, приведенной в приложении 1.

 

Приложение 1

 

Периодичность проведения инспекций

 

N п/ п

Направление целевой

инспекции

Интервал времени между инспекциями, лет

Примечания

минимальный

максимальный

1

2

3

4

5

1

Проверка состояния исполнения, ведения и соответствия нормативным требованиям основной документации по обеспечению радиационной безопасности

1

2

2

Проверка обеспечения радиационной безопасности при эксплуатации:

мощных промышленных облучательных установок;

-

2

медицинских облучательных установок;

-

2

гамма-дефектоскопов;

1

2

радиоизотопных приборов;

1

3

радиоизотопных термоэлектрических генераторов;

1

3

специализированных пунктов хранения радиоактивных веществ;

-

2

неспециализированных пунктов хранения радиоактивных веществ;

1

3

специализированных пунктов хранения радиоактивных отходов;

-

2

неспециализированных пунктов хранения радиоактивных отходов;

1

3

площадок временного хранения радиоактивных отходов, содержащих естественные радионуклиды.

1

3

3

Проверка обеспечения радиационной безопасности при обращении с радиоактивными веществами, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:

работы с открытыми радиоактивными веществами по I классу;

-

2

работы с открытыми радиоактивными веществами по II классу;

1

2

работы с открытыми радиоактивными веществами по III классу.

1

3

4

Проверка организации и осуществления транспортирования радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

1

3

5

Проверка обращения с радиоактивными отходами

-

3

6

Проверка организации и проведения радиационного контроля

-

3

7

Проверка организации учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

-

3

8

Проверка систем и элементов, важных для безопасности

1

3

9

Проверка готовности организации к предупреждению радиационных аварий и ликвидации их последствий

-

3

10

Проверка организации физической защиты

1

2

11

Вывод из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

По завершении каждого этапа вывода объекта из эксплуатации

Периодичность устанавливается на основе плана мероприятий по выводу объекта из эксплуатации

 

Примечание: интервалы времени, обозначенные в 3-м столбце знаком "-", определяются должностными лицами, перечисленными в п.4 настоящих Методических указаний.


Приложение 2

 

Объем проведения инспекций

 

N

п/п

 

Направление

целевой инспекции

Категория объекта использования атомной энергии

Разрешенный вид деятельности

РИ

ПХ РВ

ПХ РАО

РВ

РАО

эксплуатация объекта

транспортирование РВ и РАО

обращение с РВ и РАО

проведение НИР и ОКР

вывод из эксплуатации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Проверка состояния исполнения, ведения и соответствия нормативным требованиям общей документации по обеспечению радиационной безопасности

П.9

П.9

П.9

П.9

П.9

П.9

П.9

П.9

П.9

П.9

2

Проверка обеспечения радиационной безопасности при проведении работ

П.10

П.10

П.10

П.10 б), в) второй абзац, д)

П.10 б), в) второй абзац, д)

П.10

-

П.10 б), в) второй абзац, д)

П.10 б), в) второй абзац, д)

П.10

3

Проверка организации и осуществления транспортирования радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

-

П.11

П.11

П.11

П.11

-

П.11

-

-

-

4

Проверка обращения с радиоактивными отходами

П.12

-

П.12

П.12

-

-

-

-

П.12

-

5

Проверка организации и проведения радиационного контроля

П.13

П.13

П.13

П.13

П.13

П.13

П.13

П.13

П.13

П.13

6

Проверка организации учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

П.14

П.14

П.14

П.14

П.14

П.14

П.14

П.14

П.14

П.14

7

Проверка систем и элементов, важных для безопасности

П.15

П.15

П.15

-

-

П.15

-

-

П.15

П.15

8

Проверка уровня квалификации персонала

П.16

П.16

П.16

П.16

П.16

П.16

П.16

П.16

П.16

П.16

9

Проверка готовности организации к предупреждению радиационных аварий и ликвидации их последствий

П.17

П.17

П.17

П.17

П.17

П.17

П.17

П.17

П.17

П.17

10

Проверка организации физической защиты

П.18

П.18

П.18

П.18

П.18

П.18

П.18

П.18

П.18

П.18

 

Примечания:

1. В ячейках таблицы даны ссылки на соответствующие пункты "Типовой программы целевой инспекции состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства".

2. Объемы проведения инспекции, обозначенные знаком "-", определяются должностными лицами, перечисленными в п.4 настоящих Методических указаний.

 

Использованные сокращения:

НИР - научно-исследовательские работы

ОКР - опытно-конструкторские работы

ПХ - пункт хранения

РВ - радиоактивные вещества

РАО - радиоактивные отходы