СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
СТАНДАРТ СЭВ СТ СЭВ 3880-82
ДВИГАТЕЛИ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ОРГАНОВ
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 апреля 1984 г. № 1417 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 3880-82 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Направление перемещений органов ручного управления» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР в народном хозяйстве СССР с 01.07.84 в договорно-правовых отношениях по сотрудничеству с 01.07.84
Утвержден Постоянной Комиссией по сотрудничеству в области стандартизации Шиофок, декабрь 1982 г. Настоящий стандарт СЭВ распространяется на вновь проектируемые поршневые двигатели внутреннего сгорания промышленные, судовые и железнодорожного транспорта и устанавливает направления перемещений органов ручного управления независимо от их расположения на двигателе или отдельно от него при реверсировании и изменении частоты вращения двигателей. Настоящий стандарт СЭВ не распространяется на двигатели, используемые для привода автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, самолетов и мотоциклов. 1. Изменение направления движения и регулирование скорости движения транспортного средства осуществляется раздельными органами управления с одним функциональным назначением или общим органом управления, совмещающим обе функции. 1.1. У двигателей с раздельным управлением: 1) перемещение органов управления при реверсировании должно вызывать изменение направления вращения двигателя (изменение направления движения транспортного средства вперед или назад); 2) перемещение органов управления при изменении частоты вращения должно вызывать повышение (снижение) частоты вращения двигателя (повышение или снижение скорости движения транспортного средства). 1.2. У двигателей с совмещенным управлением: 1) перемещение органов управления из среднего положения в направлениях: «от оператора», «вверх», «направо» и «по часовой стрелке» должно вызывать движение транспортного средства вперед с одновременным повышением скорости движения (повышением частоты вращения); 2) перемещение органов управления из среднего положения в направлениях: «к оператору», «вниз», «налево» и «против часовой стрелки» должно вызывать движение транспортного средства назад с одновременным повышением скорости движения (частоты вращения); 3) перемещение органов управления из любого положения в среднее положение должно вызывать снижение частоты вращения двигателя (снижение скорости движения транспортного средства вплоть до остановки). 2. Пост управления на транспортном средстве должен быть размещен, как правило, таким образом, чтобы направление взгляда оператора совпадало с направлением движения транспортного средства вперед. Допускается другое размещение поста управления, но при этом направления перемещений органов управления должны соответствовать требованиям настоящего стандарта СЭВ. 3. Обозначение операций ручного управления, вид перемещения и тип органа управления, а также направления перемещений при реверсировании и изменении частоты вращения должны соответствовать: 1) у двигателей с раздельным управлением - указанным в табл. 1; 2) у двигателей с совмещенным управлением - указанным в табл. 2.
* Снижение частоты вращения двигателя (снижение скорости движения средства) происходит во всех случаях перемещения органа управления из рабочего к среднему положению. 4. Вблизи органов управления, вместо надписей (слов), следует помещать символы, приведенные в табл. 3 и 4.
5. Примеры разновидностей ручного управления приведены в табл. 5 Информационного приложения. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕПримеры разновидностей ручного управления
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. Автор - делегация ГДР в Постоянной Комиссии по сотрудничеству в области машиностроения. 2. Тема - 17.036.03-81 3. Стандарт СЭВ утвержден на 52-м заседании ПКС. 4. Сроки начала применения стандарта СЭВ:
5. Срок первой проверки - 1990 г., периодичность проверки - 10 лет. 6. Использованный международный документ по стандартизации: ИСО 2261-72. Стандарт СЭВ полностью соответствует ИСО 2261-72.
|