Motor vehicles, equipped with compression ignition engines. Visible pollutants. Norms and methods of the control for estimation of technical condition 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

ГОСТ Р 52160-2003

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

Дымность отработавших газов

Нормы и методы контроля при оценке технического
состояния

Москва
Стандартинформ
2007

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. № 375-ст

4 Настоящий стандарт соответствует «Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) «Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей» в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.

Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС «О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов» и Директивой 72/306/ЕЕС «О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСТ Р 52160-2003

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

Дымность отработавших газов

Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.
Visible pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition

Дата введения 2005-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся:

I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;

II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;

III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;

IV. измерения мощности двигателей.

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее - частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) из исходного положения до упора за 0,5 - 1,0 с.

3.2 максимальная частота вращения пmax, мин-1: Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.

3.1, 3.2 (Новая редакция, Изм. № 1).

3.3 минимальная частота вращения nmin, мин-1: Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.

3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.

3.5 эффективная база дымомера L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.

3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.

3.7 коэффициент поглощения света k, м-1: Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до ∞.

3.8 коэффициент ослабления света N, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100 %.

3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хм, м-1: Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.

3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения Xср, м-1: Среднеарифметическое значение четырех последних измерений Хм, полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.11 предельно допустимое значение дымности XL, м-1: Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.

3.12 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

(Новая редакция, Изм. № 1).

3.13 транспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.14 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).

3.15 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.16 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

3.14 - 3.16 (Введены дополнительно, Изм. № 1).

4 Нормы дымности

4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100 % ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в приложении А.

4.2 Дымность Хср автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения XL, указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.

(Новая редакция, Изм. № 1).

4.3 Дымность Xср автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:

2,5 м-1 - для двигателей без наддува;

3,0 м-1 - для двигателей с наддувом.

Дымность Хср на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. приложение В) - не более 1,5 м-1

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5 Методы контроля

5.1 Условия проведения испытаний

5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.

5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе

5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.

5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100 °С и погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений.

5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000 мин-1 и погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений.

5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке [1].

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения K к ГОСТ Р 41.24.

5.3 Подготовка к измерениям

5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.

5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.

Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

5.3.3 Измеряют значения nmin и nmax, которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.

5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:

- заглушают двигатель (при его работе);

- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;

- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

- запускают двигатель;

- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг».

5.3.2 - 5.3.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).

5.3.5 При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

5.4 Измерение дымности

5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:

- при работе двигателя в режиме холостого хода на nmin равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла;

- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

- измеряют значения Хм на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;

- измеренные значения Хм считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1;

- определяют среднеарифметическое значение Xср четырех последних измерений Хм, которое принимается за результат измерения.

График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.

5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение Xср, полученное в одной из выпускных труб.

5.4.1, 5.4.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).

6 Требования безопасности

6.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;

- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;

- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.

6.2 При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.

Раздел 6 (Введен дополнительно, Изм. № 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Пересчет значений k в N
(для дымомера с
L, равной 0,43 м)

k, м-1

0,0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,55

0,6

0,65

N, %

0,0

4

8

11

15

20

21

23

24

k, м-1

0,7

0,75

0,8

0,85

0,9

0,95

1,0

1,05

1,1

N, %

26

28

29

31

32

34

35

36

38

k, м-1

1,15

1,2

1,25

1,3

1,35

1,4

1,45

1,5

1,55

N, %

39

40

42

43

44

45

46

47

49

k, м-1

1,6

1,65

1,7

1,75

1,8

1,85

1,9

1,95

2,0

N, %

50

51

52

53

54

55

56

57

58

k, м-1

2,05

2,1

2,15

2,2

2,25

2,3

2,35

2,4

2,45

N, %

59

59,5

60

61

62

63

64

64,4

65

k, м-1

2,5

2,55

2,6

2,65

2,7

2,75

2,8

2,85

2,9

N, %

66

67

67,3

68

69

69,3

70

71

71,3

k, м-1

3,0

3,05

3,1

3,15

3,2

3,25

3,3

3,35

3,4

N, %

72,5

73

73,6

72

75

75,3

76

76,3

77

k, м-1

3,45

3,5

3,55

3,6

3,65

3,7

3,75

3,8

3,85

N, %

77,3

78

78,3

79

79,2

80

80,1

80,5

81

k, м-1

3,9

3,95

4,0

4,05

4,1

4,15

4,2

4,25

N, %

81,3

81,7

82

82,5

83

83,3

83,7

84

100

Примечание - Пересчет значений N в k проводят по формуле

где k - коэффициент поглощения света, м-1;

L - эффективная база дымомера, м;

N - коэффициент ослабления света, %.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(справочное)

Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (n) и дымности (k)
от времени (
t) за единичный цикл свободного ускорения

а - начало 1-го цикла свободного ускорения;

б - окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения

1 - частота вращения коленчатого вала двигателя (n);

2 - дымность отработавших газов двигателя (k);

nmin - минимальная частота вращения;

nmax - максимальная частота вращения;

t0 - общее время одного цикла свободного ускорения (12 - 15 с);

tс.у - время свободного ускорения от nmin до nmах (1 - 2 с);

tн.п.у - время нажатой до упора педали (2 - 3 с);

tx.x - время работы на nmin (8 - 10 с);

Хм - максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(справочное)

Экологическая классификация автомобилей,
оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия

Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице В.1.

Таблица В.1

Экологический класс

Категории транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия

Выполняемые требования к предельному содержанию вредных (загрязняющих) веществ

4

M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН № 83-05 [2], уровень выбросов В

N1

Правила ЕЭК ООН № 83-05 [2], уровень выбросов В, или Правила ЕЭК ООН № 49-04 [3], уровень выбросов В1, или Правила ЕЭК ООН № 49-05 [4], уровень выбросов В1

M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2 и N3

Правила ЕЭК ООН № 49-04 [3], уровень выбросов В1, или Правила ЕЭК ООН № 49-05 [4], уровень выбросов В1

M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, и N3 повышенной проходимости, с приводом на все колеса, в том числе с отключаемым приводом одной из осей

Правила ЕЭК ООН № 96-02 [5]

5

M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН № 83-06 [6]

N1

Правила ЕЭК ООН № 83-06 [6], или Правила ЕЭК ООН № 49-05 [4], уровень выбросов В2, С

M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, и N3

Правила ЕЭК ООН № 49-05 [4], уровень выбросов В2, С

Приложение В (Введено дополнительно, Изм. № 1).

Библиография

[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

[2] Правила ЕЭК ООН № 83-05 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

[3] Правила ЕЭК ООН № 49-04 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

[4] Правила ЕЭК ООН № 49-05 Единообразные предписания, касающиеся  официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

[5] Правила ЕЭК ООН № 96-02 Единообразные предписания, касающиеся  официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной мобильной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями

[6] Правила ЕЭК ООН № 83-06 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

Ключевые слова: автомобили, двигатель с воспламенением от сжатия, дымность отработавших газов, нормы, методы измерения

(Измененная редакция, Изм. № 1).