ГОСТ Р 52160-2003 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА, Дымность отработавших газов Нормы
и методы контроля при оценке технического
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. № 375-ст 4 Настоящий стандарт соответствует «Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) «Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей» в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения. Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС «О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов» и Директивой 72/306/ЕЕС «О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах» 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2007 г. СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 52160-2003 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА, Дымность отработавших газов Нормы и методы контроля при оценке технического состояния Motor vehicles,
equipped with compression ignition engines. Дата введения 2005-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей. ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями: 3.1 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее - частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) из исходного положения до упора за 0,5 - 1,0 с. 3.2 максимальная частота вращения пmax, мин-1: Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода. 3.1, 3.2 (Новая редакция, Изм. № 1). 3.3 минимальная частота вращения nmin, мин-1: Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали. 3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24. 3.5 эффективная база дымомера L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере. 3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24. 3.7 коэффициент поглощения света k, м-1: Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до ∞. 3.8 коэффициент ослабления света N, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100 %. 3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хм, м-1: Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения. 3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения Xср, м-1: Среднеарифметическое значение четырех последних измерений Хм, полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.11 предельно допустимое значение дымности XL, м-1: Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3. 3.12 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя. (Новая редакция, Изм. № 1). 3.13 транспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.14 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси). 3.15 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ. 3.16 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования. 3.14 - 3.16 (Введены дополнительно, Изм. № 1). 4 Нормы дымности4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100 % ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в приложении А. 4.2 Дымность Хср автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения XL, указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.3 Дымность Xср автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений: 2,5 м-1 - для двигателей без наддува; 3,0 м-1 - для двигателей с наддувом. Дымность Хср на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. приложение В) - не более 1,5 м-1 (Измененная редакция, Изм. № 1). 5 Методы контроля5.1 Условия проведения испытаний 5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа. 5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной. 5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе 5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24. 5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100 °С и погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений. 5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000 мин-1 и погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений. 5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке [1]. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения K к ГОСТ Р 41.24. 5.3 Подготовка к измерениям 5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения. 5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С. Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин. 5.3.3 Измеряют значения nmin и nmax, которые должны быть в пределах, установленных изготовителем. 5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности: - заглушают двигатель (при его работе); - затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой; - устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов; - устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер; - запускают двигатель; - устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг». 5.3.2 - 5.3.4 (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.3.5 При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения. (Введен дополнительно, Изм. № 1). 5.4 Измерение дымности 5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности: - при работе двигателя в режиме холостого хода на nmin равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла; - циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз; - измеряют значения Хм на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера; - измеренные значения Хм считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1; - определяют среднеарифметическое значение Xср четырех последних измерений Хм, которое принимается за результат измерения. График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б. 5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение Xср, полученное в одной из выпускных труб. 5.4.1, 5.4.2 (Измененная редакция, Изм. № 1). 6 Требования безопасности 6.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия: - санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005; - уровень шума - по ГОСТ 12.1.003; - уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012. 6.2 При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля. Раздел 6 (Введен дополнительно, Изм. № 1). ПРИЛОЖЕНИЕ А(справочное) Пересчет
значений k в N
ПРИЛОЖЕНИЕ Б(справочное) Характерные
формы графиков зависимости частоты вращения (n) и дымности (k) а - начало 1-го цикла свободного ускорения; б - окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения 1 - частота вращения коленчатого вала двигателя (n); 2 - дымность отработавших газов двигателя (k); nmin - минимальная частота вращения; nmax - максимальная частота вращения; t0 - общее время одного цикла свободного ускорения (12 - 15 с); tс.у - время свободного ускорения от nmin до nmах (1 - 2 с); tн.п.у - время нажатой до упора педали (2 - 3 с); tx.x - время работы на nmin (8 - 10 с); Хм - максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения ПРИЛОЖЕНИЕ В(справочное) Экологическая
классификация автомобилей, Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице В.1.
Приложение В (Введено дополнительно, Изм. № 1). Библиография[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений [2] Правила ЕЭК ООН № 83-05 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя [3] Правила ЕЭК ООН № 49-04 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ [4] Правила ЕЭК ООН № 49-05 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ [5] Правила ЕЭК ООН № 96-02 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной мобильной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями [6] Правила ЕЭК ООН № 83-06 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя (Введен дополнительно, Изм. № 1). Ключевые слова: автомобили, двигатель с воспламенением от сжатия, дымность отработавших газов, нормы, методы измерения (Измененная редакция, Изм. № 1).
|