СССР
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГЛАВТРАНСПРОЕКТ
СОЮЗДОРПРОЕКТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению аэрометодов при
изысканиях автомобильных
дорог
г. Москва
1983г.
1. 0бщие положения
1.1. Применением аэрометодов достигается наглядное и более
полное представление о районе изысканий, снижение трудоемкости инженерных
изысканий и сокращение сроков их производства.
1.2. В основу технологии применения аэрометодов положен
принцип выноса трассы автомобильной дороги в натуру лишь на заключительной
стадии проектирования. При этом за базис выноса принимается теодолитный ход,
проложенный для обоснования аэрофотосъемки, а данные для разработки
обосновывающих материалов в составления проекта получают по стереомодели местности
и карте инженерно-геологического районирования, составленных в результате
обработки и дешифрирования материалов аэрофотосъемки.
1.3. Топографо-геодезические работы сводятся к наземному
обоснованию аэрофотосъемки. Инженерные изыскания выполняются лишь на участках
не охваченных аэрофотосъемкой.
1.4. Инженерно-геологические изыскания сводятся к
дешифрированию аэрофотоснимков с составлением карты инженерно-геологического
районирования, выявлению месторождений грунтов и строительных материалов
и частично полевого обследования трассы дороги и месторождений на стадии
проекта.
1.5. Аэрофотосъемку необходимо производить с учетом
использования ее материалов как при разработке обосновывающих материалов, так и
при последующем проектировании.
1.6. Аэрофотосъемка производится в следующих масштабах:
1:5000 - 1:25000 для создания инженерно-геологической
карты, схемы полосы варьирования трассы дороги и мест размещения дорожных
объектов;
1:5000 - 1:10000 для рисовки крупномасштабных планов.
1.7. Для камерального трассирования следует
предусматривать создание топографических планов следующих масштабов:
1:10000- для равнинного рельефа;
1:5000 - для пересеченного рельефа;
1:2000 -для горной местности.
Для проектирования отдельных дорожных объектов, в
зависимости от их сложности, следует создавать планы масштаба 1:2000 или
1:1000.
1.8. Обоснование аэрофотосъемки может производиться по
одному из вариантов:
I вариант - наземное обоснование
/маркировка/ выполняется до залетов;
II вариант - наземное обоснование
после залетов;
Ш вариант - привязка аэрофотосъемки производится
камерально по картографическому материалу.
1.9. Применение аэрометодов следует предусматривать и при
изысканиях мостовых переходов, учитывая, что данные о топографии и качественные
гидрологические элементы можно получить аналогично изысканиям дорог. Для
получения количественных гидрологических характеристик необходимо
руководстваватъся “Техническими указаниями по применению аэрометодов на
изысканиях мостовых переходов” ВСН 37-67.
1.10. При изысканиях с применением аэрометодов можно
условно выделить три периода - подготовительный, полевой и камеральный.
2. Применение
аэрометодов на изысканиях для разработки
материалов, обосновывающих целесообразность проектирования
и строительства автомобильных дорог
2.1. Работы подготовительного периода.
В подготовительный период производят:
- оформление разрешения на аэрофотосъемку в Генштабе Вооруженных сил СССР /ГШВС
СССР/;
- сбор фондовых, литературных и специализированных
материалов, характеризующих особенности природных факторов района /климат,
рельеф, геологическое строение, гидрологические и гидрогеологические условия,
физико-геологические процессы, обеспеченность строительными материалами/,
изучение и анализ материалов предыдущих исследований;
- уточнение общего направления дороги, определенного
генеральной схемой развития дорожной сети;
- заказ и получение картографического материала;
- составление схематической карты инженерно-геологических
условий зоны варьирования;
- проработку по топографическим и инженерно-геологическим
картам рекомендуемой трассы и конкурирующих вариантов;
- предварительное согласование рекомендуемой трассы и
конкурирующих вариантов с органами Министерства обороны, с Исполкомами краевых
и областных Советов, с территориальными геологическими управлениями
Министерства геологии, территориальными проектными организациями;
- составление проекта маршрутной аэрофотосъемки зон
варьирования
- заказ аэрофотосъемки;
- получение и обработка материалов аэрофотосъемки;
- инженерно-геологическое дешифрирование аэрофотоснимков и
составление предварительной схематичной инженерно-геологической карты, в
масштабе аэрофотосъемки, с нанесением выявленных при дешифрировании
литологических границ, зон тектонических нарушений, выделением малоизученных
участков, на которые недостает фондовой информации, а также перспективных
участков для поисков дорожно-строителъных материалов;
- проектирование трассы по фотосхеме, составленной в
масштабе залета, стереомодели местности и предварительной
инженерно-геологической карте;
- составление проекта привязки аэрофотоснимков на
местности, который включает выбор мест расположения опознаков и установление
рациональных способов их геодезического определения;
- составление программы инженерных изысканий.
2.2. Работы полевого периода
В полевой период выполняются следующие работы: наземная
планово-высотная привязка аэрофотосъемки, которая включает:
а/ опознавание по точкам магистрального хода;
б/ проложение через опознавательные знаки, вблизи от
трассы, теодолитного хода повышенной точности опирающегося на пункты
Государственной геодезической сети, с закреплением точек хода временными
знаками, т.к. он является основой для выноса трассы на местность при разработке
рабочей документации;
в/ опознавание и контроль опознавания по боковым ходам /по
привязкам/ с частотой 4 - 8 базисов фотографирования;
г/ линейно-угловые измерения по ходам привязки; выявление
коммуникаций и других объектов, подлежащих переустройству или сносу в связи со
строительством дороги;
инженерно-геологическое обследование эталонных участков и
мест индивидуального проектирования земляного полотна с применением
горно-проходческих работ, геофизических методов и мелкого бурения;
поиски и предварительная разведка месторождений грунтов и
строительных материалов.
Согласование с соответствующими органами и организациями
намечаемых решений по выбранной трассе /площадке/ в части места расположения и
размеров занимаемых земель. Участие совместно с заказчиком в составлении акта
выбора трассы /площадки/ для строительства.
2.3. Работы камерального периода
В камеральный период производится обработка материалов, в
результате которой представляются:
фотосхема в масштабе залета, с нанесёнными вариантами
трассы;
планы и профили эталонных участков, составленные по
аэрофотоснимкам;
сводка объектов подлежащих переустройству и сносу; карта
инженерно-геологического районирования в масштабе залетов, которая
сопровождается:
а/ таблицей с характеристикой выделенных однотипных
районов по геологическому строению, геоморфологии, рельефу, гидрогеологическим
условиям, современным физико-геологическим процессам, данным о месторождениях
строительных материалов и резервах грунта;
б/ сводной геологической колонкой по каждому району;
схема расположения и ведомость месторождений грунтов и
строительных материалов;
пояснительная записка с описанием природных условий,
вариантов трассы, подъездов, местных строительных материалов, транспортной и
другой характеристикой района изысканий.
3. Технология
применения аэрометодов на изысканиях
автомобильных дорог при разработке проекта
3.1.Работы подготовительного периода
В состав работ подготовительного периода входят:
- изучение обосновывающих материалов;
- составление расчетных продольных и поперечных
профилей, чему предшествует следующий комплекс работ:
а/ наблюдение на стереокомпараторе с автоматической
регистрацией измеренных фотограмметрических координат необходимых точек /метки,
связующие, опознаки, точки по направлению трассы и по поперечникам/ на
магнитную ленту;
б/ сгущение геодезической сети;
в/ формирование цифровой модели местности /ЦММ/ по
заданному направлению;
г/ построение на графопостроителе по ЦММ, введенной в
память ЭВМ, эскизных вариантов трассы, продольного и поперечных профилей;
д/ рассмотрение возможности улучшения продольного профиля
на отдельных участках трассы путем поперечного смещения;
е/ проектирование профилей с помощью ЭВМ, сравнение
вариантов и выбор наиболее экономичного;
ж/ вычерчивание на графопостроителе расчетных продольных и
поперечных профилей.
- геометрический расчет принятого варианта трассы, расчет
координат трассы относительно теодолитного хода /проложенного при привязке
аэрофотосъемки/ для выноса трассы на местность при составлении рабочей
документации;
- составление программы инженерных изысканий.
3.2. Работы полевого периода
В полевой период подлежат выполнению следующие работы:
- визуальное обследование трассы с уточнением сложных
участков и мест расположения искусственных сооружений;
- съемка пересекаемых трассой коммуникаций;
- полный комплекс инженерных изысканий участков, не
попавших в полосу аэрофотосъемки;
- фототеодолитная съемка сложных, в отношении производства
тахеометрической съемки, мест;
- наземное обоснование аэрофотосъемки на оставшемся участке
трассы;
- инженерно-геологическое обследование трассы дороги по
фотосхеме с нанесенной трассой и разбитым пикетажом, включающее следующие виды
работ:
а/ детальное обследование мест индивидуального
проектирования земляного полотна, мостовых переходов и путепроводов;
б/ обследование трассы, мест устройства малых
искусственных сооружений, месторождений грунта и строительных материалов /с
сокращением объема буровых работ на основе максимального использования
информации, полученной при камеральном и полевом дешифрировании
аэрофотоснимков/;
- проведение полного комплекса согласований.
3.3.Работы камерального периода
В камеральный период производится обработка полевых
материалов, в результате которой представляются следующие материалы:
- планы трассы и виды фотосхем, на которых кроме элементов
предусмотренных эталоном, нанесен теодолитный ход - обоснование аэрофотосъемки
и координаты точек трассы относительно этого хода;
- продольные профили с уточненными в процессе полевых
работ инженерно-геологическими данными и нанесенными искусственными
сооружениями;
- поперечные профили;
- планы отдельных мест, вычерченные на стереоприборах;
- чертежи пересекаемых коммуникаций;
- сводка объектов, подлежащих переустройству или сносу;
- карта инженерно-геологических условий в масштабе
фотосхемы, уточненная по полевым обследованиям, на которой показаны
литологические границы, состав пород, особенности их состояния, уровня
грунтовых вод, физико-геологические процессы;
- инженерно-геологические паспорта мест индивидуального
проектирования земляного полотна, мостовых переходов, путепроводов, площадок
гражданских сооружений, месторождений грунта, песка, гравия и камня;
- схемы расположения и ведомость месторождений
строительных материалов и грунтов для отсылки земляного полотна;
- данные анализов и испытаний грунтов;
- данные, анализов испытаний строительных материалов;
- ведомость участков с неблагоприятными
инженерно-геологическими условиями;
- пояснительная записка.
Главный
инженер Союздорпроекта
|
В. Р. Силков
|
Начальник
технического отдела
|
К. М. Ротштейн
|
Исполнитель,
начальник экспедиции дорожного отдела
|
В. В. Слободенюк
|