На главную | База 1 | База 2 | База 3

СССР
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГЛАВТРАНСПРОЕКТ
СОЮЗДОРПРОЕКТ

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению аэрометодов при изысканиях автомобильных
дорог

 

г. Москва
1983г.

 

1. 0бщие положения

1.1. Применением аэрометодов достигается наглядное и более полное представление о районе изысканий, снижение трудоемкости инженерных изысканий и сокращение сроков их производства.

1.2. В основу технологии применения аэрометодов положен принцип выноса трассы автомобильной дороги в натуру лишь на заключительной стадии проектирования. При этом за базис выноса принимается теодолитный ход, проложенный для обоснования аэрофотосъемки, а данные для разработки обосновывающих материалов в составления проекта получают по стереомодели местности и карте инженерно-геологического районирования, составленных в результате обработки и дешифрирования материалов аэрофотосъемки.

1.3. Топографо-геодезические работы сводятся к наземному обоснованию аэрофотосъемки. Инженерные изыскания выполняются лишь на участках не охваченных аэрофотосъемкой.

1.4. Инженерно-геологические изыскания сводятся к дешифрированию аэрофотоснимков с составлением карты инженерно-геологического районирования, выявлению месторождений грунтов и строительных материалов и частично полевого обследования трассы дороги и месторождений на стадии проекта.

1.5. Аэрофотосъемку необходимо производить с учетом использования ее материалов как при разработке обосновывающих материалов, так и при последующем проектировании.

1.6. Аэрофотосъемка производится в следующих масштабах:

1:5000 - 1:25000 для создания инженерно-геологической карты, схемы полосы варьирования трассы дороги и мест размещения дорожных объектов;

1:5000 - 1:10000 для рисовки крупномасштабных планов.

1.7. Для камерального трассирования следует предусматривать создание топографических планов следующих масштабов:

1:10000- для равнинного рельефа;

1:5000 - для пересеченного рельефа;

1:2000 -для горной местности.

Для проектирования отдельных дорожных объектов, в зависимости от их сложности, следует создавать планы масштаба 1:2000 или 1:1000.

1.8. Обоснование аэрофотосъемки может производиться по одному из вариантов:

I вариант - наземное обоснование /маркировка/ выполняется до залетов;

II вариант - наземное обоснование после залетов;

Ш вариант - привязка аэрофотосъемки производится камерально по картографическому материалу.

1.9. Применение аэрометодов следует предусматривать и при изысканиях мостовых переходов, учитывая, что данные о топографии и качественные гидрологические элементы можно получить аналогично изысканиям дорог. Для получения количественных гидрологических характеристик необходимо руководстваватъся “Техническими указаниями по применению аэрометодов на изысканиях мостовых переходов” ВСН 37-67.

1.10. При изысканиях с применением аэрометодов можно условно выделить три периода - подготовительный, полевой и камеральный.

2. Применение аэрометодов на изысканиях для разработки
материалов, обосновывающих целесообразность проектирования
и строительства автомобильных дорог

2.1. Работы подготовительного периода.

В подготовительный период производят:

- оформление разрешения на аэрофотосъемку в Генштабе Вооруженных сил СССР /ГШВС СССР/;

- сбор фондовых, литературных и специализированных материалов, характеризующих особенности природных факторов района /климат, рельеф, геологическое строение, гидрологические и гидрогеологические условия, физико-геологические процессы, обеспеченность строительными материалами/, изучение и анализ материалов предыдущих исследований;

- уточнение общего направления дороги, определенного генеральной схемой развития дорожной сети;

- заказ и получение картографического материала;

- составление схематической карты инженерно-геологических условий зоны варьирования;

- проработку по топографическим и инженерно-геологическим картам рекомендуемой трассы и конкурирующих вариантов;

- предварительное согласование рекомендуемой трассы и конкурирующих вариантов с органами Министерства обороны, с Исполкомами краевых и областных Советов, с территориальными геологическими управлениями Министерства геологии, территориальными проектными организациями;

- составление проекта маршрутной аэрофотосъемки зон варьирования

- заказ аэрофотосъемки;

- получение и обработка материалов аэрофотосъемки;

- инженерно-геологическое дешифрирование аэрофотоснимков и составление предварительной схематичной инженерно-геологической карты, в масштабе аэрофотосъемки, с нанесением выявленных при дешифрировании литологических границ, зон тектонических нарушений, выделением малоизученных участков, на которые недостает фондовой информации, а также перспективных участков для поисков дорожно-строителъных материалов;

- проектирование трассы по фотосхеме, составленной в масштабе залета, стереомодели местности и предварительной инженерно-геологической карте;

- составление проекта привязки аэрофотоснимков на местности, который включает выбор мест расположения опознаков и установление рациональных способов их геодезического определения;

- составление программы инженерных изысканий.

2.2. Работы полевого периода

В полевой период выполняются следующие работы: наземная планово-высотная привязка аэрофотосъемки, которая включает:

а/ опознавание по точкам магистрального хода;

б/ проложение через опознавательные знаки, вблизи от трассы, теодолитного хода повышенной точности опирающегося на пункты Государственной геодезической сети, с закреплением точек хода временными знаками, т.к. он является основой для выноса трассы на местность при разработке рабочей документации;

в/ опознавание и контроль опознавания по боковым ходам /по привязкам/ с частотой 4 - 8 базисов фотографирования;

г/ линейно-угловые измерения по ходам привязки; выявление коммуникаций и других объектов, подлежащих переустройству или сносу в связи со строительством дороги;

инженерно-геологическое обследование эталонных участков и мест индивидуального проектирования земляного полотна с применением горно-проходческих работ, геофизических методов и мелкого бурения;

поиски и предварительная разведка месторождений грунтов и строительных материалов.

Согласование с соответствующими органами и организациями намечаемых решений по выбранной трассе /площадке/ в части места расположения и размеров занимаемых земель. Участие совместно с заказчиком в составлении акта выбора трассы /площадки/ для строительства.

2.3. Работы камерального периода

В камеральный период производится обработка материалов, в результате которой представляются:

фотосхема в масштабе залета, с нанесёнными вариантами трассы;

планы и профили эталонных участков, составленные по аэрофотоснимкам;

сводка объектов подлежащих переустройству и сносу; карта инженерно-геологического районирования в масштабе залетов, которая сопровождается:

а/ таблицей с характеристикой выделенных однотипных районов по геологическому строению, геоморфологии, рельефу, гидрогеологическим условиям, современным физико-геологическим процессам, данным о месторождениях строительных материалов и резервах грунта;

б/ сводной геологической колонкой по каждому району;

схема расположения и ведомость месторождений грунтов и строительных материалов;

пояснительная записка с описанием природных условий, вариантов трассы, подъездов, местных строительных материалов, транспортной и другой характеристикой района изысканий.

3. Технология применения аэрометодов на изысканиях
автомобильных дорог при разработке проекта

3.1.Работы подготовительного периода

В состав работ подготовительного периода входят:

- изучение обосновывающих материалов;

- составление расчетных продольных и поперечных профилей, чему предшествует следующий комплекс работ:

а/ наблюдение на стереокомпараторе с автоматической регистрацией измеренных фотограмметрических координат необходимых точек /метки, связующие, опознаки, точки по направлению трассы и по поперечникам/ на магнитную ленту;

б/ сгущение геодезической сети;

в/ формирование цифровой модели местности /ЦММ/ по заданному направлению;

г/ построение на графопостроителе по ЦММ, введенной в память ЭВМ, эскизных вариантов трассы, продольного и поперечных профилей;

д/ рассмотрение возможности улучшения продольного профиля на отдельных участках трассы путем поперечного смещения;

е/ проектирование профилей с помощью ЭВМ, сравнение вариантов и выбор наиболее экономичного;

ж/ вычерчивание на графопостроителе расчетных продольных и поперечных профилей.

- геометрический расчет принятого варианта трассы, расчет координат трассы относительно теодолитного хода /проложенного при привязке аэрофотосъемки/ для выноса трассы на местность при составлении рабочей документации;

- составление программы инженерных изысканий.

3.2. Работы полевого периода

В полевой период подлежат выполнению следующие работы:

- визуальное обследование трассы с уточнением сложных участков и мест расположения искусственных сооружений;

- съемка пересекаемых трассой коммуникаций;

- полный комплекс инженерных изысканий участков, не попавших в полосу аэрофотосъемки;

- фототеодолитная съемка сложных, в отношении производства тахеометрической съемки, мест;

- наземное обоснование аэрофотосъемки на оставшемся участке трассы;

- инженерно-геологическое обследование трассы дороги по фотосхеме с нанесенной трассой и разбитым пикетажом, включающее следующие виды работ:

а/ детальное обследование мест индивидуального проектирования земляного полотна, мостовых переходов и путепроводов;

б/ обследование трассы, мест устройства малых искусственных сооружений, месторождений грунта и строительных материалов /с сокращением объема буровых работ на основе максимального использования информации, полученной при камеральном и полевом дешифрировании аэрофотоснимков/;

- проведение полного комплекса согласований.

3.3.Работы камерального периода

В камеральный период производится обработка полевых материалов, в результате которой представляются следующие материалы:

- планы трассы и виды фотосхем, на которых кроме элементов предусмотренных эталоном, нанесен теодолитный ход - обоснование аэрофотосъемки и координаты точек трассы относительно этого хода;

- продольные профили с уточненными в процессе полевых работ инженерно-геологическими данными и нанесенными искусственными сооружениями;

- поперечные профили;

- планы отдельных мест, вычерченные на стереоприборах;

- чертежи пересекаемых коммуникаций;

- сводка объектов, подлежащих переустройству или сносу;

- карта инженерно-геологических условий в масштабе фотосхемы, уточненная по полевым обследованиям, на которой показаны литологические границы, состав пород, особенности их состояния, уровня грунтовых вод, физико-геологические процессы;

- инженерно-геологические паспорта мест индивидуального проектирования земляного полотна, мостовых переходов, путепроводов, площадок гражданских сооружений, месторождений грунта, песка, гравия и камня;

- схемы расположения и ведомость месторождений строительных материалов и грунтов для отсылки земляного полотна;

- данные анализов и испытаний грунтов;

- данные, анализов испытаний строительных материалов;

- ведомость участков с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями;

- пояснительная записка.

 

Главный инженер Союздорпроекта

В. Р. Силков

Начальник технического отдела

К. М. Ротштейн

Исполнитель, начальник экспедиции дорожного отдела

В. В. Слободенюк