МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ УТВЕРЖДАЮ Зам. директора института Б.А. Бондарович 12 декабря 1985 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Одобрены Главстроймеханизацией Москва 1986 ПРЕДИСЛОВИЕВ настоящих Методических рекомендациях рассматриваются единые принципы нормирования расхода жидкого топлива при производстве земляных работ. Они служат для определения удельных расчетных технологических, общеплощадочных и общеобъектных расходов топлива, а также дифференцированных по проектным институтам общепроизводственных норм в зависимости от выбора схем комплексной механизации земляных работ, категории грунтов, климатических условий и рельефа района проведения земляных работ. Методические рекомендации предназначены для всех организаций Минтрансстроя. Методические рекомендации разработали канд. техн. наук А.Р. Соловьянчик, инж. О.И. Михайлова при участии кандидатов техн. наук В.П. Величко и В.А. Робсмана. Замечания и предложения просим направлять по адресу: 129323, Москва, ул. Кольская, д. 1, ЦНИИС. И. о. зав. отделением вычислительной техники, методов исследований и испытаний конструкций и материалов Е.Г. Игнатьев 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Нормирование расхода топлива на выполнение земляных работ предусматривает разработку и внедрение прогрессивных норм с целью осуществления важнейшего принципа социалистического хозяйствования - режима экономии. 1.2. Основная задача нормирования - обеспечить применение при планировании и в производстве технически обоснованных, прогрессивных норм расхода топлива для осуществления режима экономии, рационального распределения и наиболее эффективного их использования. 1.3. Нормы расхода топлива для выполнения требования прогрессивности и экономичности должны периодически совершенствоваться по мере технического прогресса, повышения качества продукции и изменений условий производства. Они должны устанавливаться с учетом выполнения планов организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР, а также в полной мере отражать намеченные в планах внедрение и освоение новой техники, прогрессивной технологии и передовых приемов и методов работы. Нормы расхода топлива на работу машин устанавливаются раздельно по бензину и дизельному топливу. Соблюдение установленных норм расхода топлива является обязательным условием при материальном стимулировании за экономию нефтепродуктов. 1.4. Нормой расхода топлива на работу машин является плановый показатель потребления топлива на выполнение единицы работы или единицы рабочего времени при использовании техники в условиях применения прогрессивной технологии земляных работ и рациональной организации труда. 1.5. Для комплексной оценки эффективности использования ТЭР при производстве однотипной или взаимозаменяемой работы определяются обобщенные удельные энергозатраты (проектные, плановые, фактические), включающие прямые расходы всех видов топлива, приведенные в единицах измерения условного топлива. 1.6. Нормированию подлежат все расходы топлива на основные и вспомогательные нужды независимо от объема потребления указанных ресурсов. 1.7. Настоящие Методические рекомендации предназначены для разработки норм расхода топлива на выполнение земляных работ организациями Минтрансстроя. Нормы расхода топлива служат для планирования потребления ресурсов и оценки эффективности их использования. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ РАСХОДА2.1. Нормы расхода топлива рекомендуется классифицировать по следующим основным признакам: по степени укрупнения: индивидуальные; общеобъектные и групповые; по периоду действия: годовые, квартальные (для текущих планов); по годам пятилетки (для среднесрочных планов); по конечным годам пятилеток (для долгосрочных планов). 2.2. Индивидуальной нормой расхода топлива следует считать норму расхода топлива на работы в условиях конкретной организации (при данном технологическом процессе, типе оборудования и т.д.). Индивидуальная норма может устанавливаться на отдельную машину или тип машин, на отдельные виды земляных работ. 2.3. Групповой нормой расхода топлива является норма расхода этих ресурсов, охватывающая все разнообразные условия работы на данном уровне планирования при различных технологических процессах, типах оборудования и т.д. Групповая (средневзвешенная) норма по министерству считается отраслевой нормой расхода. 2.4. При расчетах индивидуальных и групповых норм расхода топлива должны применяться нормативные коэффициенты, которые учитывают влияние особенностей эксплуатации на расход топлива двигателями машин: внутрисменное использование двигателя - отношение времени работы двигателя машины в течение смены к продолжительности смены; календарное использование времени машины - отношение времени работы машины к общему календарному времени в году (в табл. 1-6 справочного приложения 1 приведены примерные годовые режимы работы землеройных машин); использование мощности двигателя - отношение загрузки двигателя по мощности к его номинальной мощности; доля расхода топлива на техническое обслуживание и текущий ремонт машины; доля расхода топлива на запуск и регулировку двигателя машины в начале смены; повышенный расход топлива в периоды эксплуатационной обкатки новых и капитально отремонтированных машин и их двигателей; срок службы машины; увеличение расхода топлива на работу в холодное (зимнее) время года с температурой ниже 0 °С; дополнительный расход топлива на работу в горных условиях на высоте свыше 1000 м над уровнем моря; влияние неконтролируемых факторов (квалификация машиниста, техническое состояние машин и др.). 2.5. Технологическая норма включает расходы топлива, идущие только на выполнение технологического процесса, а также нормируемые потери топлива, обусловленные характером технологического процесса и применяемого оборудования (кроме внешних потерь). В технологическую норму входят также расходы, связанные с межоперационными холостыми ходами оборудования, разогревом и пуском агрегатов (после текущих ремонтов, холодного простоя). При этом указанные расходы должны приниматься строго по нормативным, установленным при нормальных технологических процессах. Не включаются в технологические нормы расхода ТЭР нерациональные затраты, вызванные отступлением от принятой технологии, режимов работы и т.д. Общеплощадочные нормы расхода топлива включают весь расход топлива на строительной площадке как на основные и вспомогательные технологические процессы (технологическая норма), так и на вспомогательные нужды на площадке строительства. Технологические и общеплощадочные нормы расхода топлива служат для определения потребности в топливе при выполнении земляных работ на отдельных площадках строительства. Общеобъектные нормы расхода топлива включают весь расход по объекту как на основные и вспомогательные технологические процессы, так и на общеобъектные нужды, связанные с выполнением земляных работ. 3. СОСТАВ И РАЗМЕРНОСТЬ НОРМ РАСХОДА3.1. Составом норм расхода топлива принято считать перечень статей их расхода, учитываемых в нормах на работы, на основе которых в каждой организации определяется конкретный состав норм расхода. Произвольное изменение состава норм расхода не допускается. Примерный состав норм расхода топлива при производстве земляных работ приведен в табл. 1 Таблица 1
Примечание. В нормах расхода топлива во всех случаях нужно учитывать расход топлива на разогрев и пуск после текущих ремонтов и холодных простоев. 3.2. В нормы расхода топлива на работы не включаются расходы на научно-исследовательские и экспериментальные работы, потери топлива при хранении и транспортировке его к месту работы землеройных машин. Расход топлива на эти нужды должен нормироваться отдельно в соответствии с рекомендациями, изложенными ниже. 3.3. Размерность норм расхода топлива должна соответствовать единицам измерения, принятым при планировании и учете топлива, объемов работы, а также обеспечивать практическую возможность контроля за выполнением норм. Расход топлива при выполнении земляных работ нормируется в килограммах/кубический метр (кг/м3) или литрах/кубический метр (л/м3) и килограммах условного топлива/кубический метр (кг у.т./м3). 4. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ4.1. Основным методом разработки норм расхода топлива следует считать расчетно-аналитический. Кроме того, допускается применение опытного и расчетно-статистического методов. Для определении индивидуальных и групповых норм расхода топлива необходимо применять в основном расчетно-аналитический. В отдельных случаях по разрешению вышестоящей организации допускается применение расчетно-статистического метода. 4.2. Расчетно-аналитический метод предусматривает определение норм расхода топлива расчетным путем по статьям расхода на основе прогрессивных показателей использования этих ресурсов в производстве. Групповые нормы расхода топлива определяются, как правило, расчетно-аналитическим методом на основе индивидуальных и общеобъектных норм расхода и соответствующих объемов производства как средневзвешенных величин. Индивидуальные нормы расхода топлива определяются на базе теоретических расчетов экспериментально установленных нормативных характеристик агрегатов, установок и оборудования с учетом достигнутых прогрессивных показателей удельного расхода топлива и внедряемых мероприятий по их экономии. 4.3. Опытный метод разработки индивидуальных норм расхода заключается в определении удельных затрат топлива по данным, полученным в результате испытаний, при этом оборудование должно быть в технически исправном состоянии и отлажено, а технологический процесс должен осуществляться в режимах, предусмотренных технологическими инструкциями. 4.4. Расчетно-статистический метод определения расхода топлива основан на анализе статистических данных за ряд предшествующих лет о фактических удельных расходах топлива и факторах, влияющих на их изменение. 4.5. Основными исходными данными для определения норм расхода топлива являются: первичная техническая и технологическая документация, технологические регламенты и инструкции, нормативные характеристики энергетического и технологического оборудования, паспортные данные оборудования, нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия производства, единые нормы времени и расценки на выполнение земляных работ; данные об объеме и структуре производства; данные о плановых и фактических удельных расходах топлива за прошедшие годы, а также акты проверок использования его в производстве; план организационно-технических мероприятий по экономии топлива. 5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭКОНОМИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, РАЗРАБОТКЕ НОРМ РАСХОДА И ЗАДАНИЙ ПО СРЕДНЕМУ ИХ СНИЖЕНИЮ5.1. Организационно-технические мероприятия по экономии топлива разрабатываются на всех уровнях управления и группируются по основным направлениям экономии, установленной номенклатуре: совершенствование технологии производства; улучшение использования и изменение структуры производственного оборудования; повышение коэффициента использования топлива в производстве; повышение качества сырья и применение менее энергоемких его видов; прочие мероприятия (организационные, экономические и т.д.). 5.2. Исходными данными для разработки планов организационно-технических мероприятий по экономии топлива в производстве являются: комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет; отраслевая научно-техническая программа по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в транспортном строительстве; задание по среднему снижению норм расхода топлива на планируемый период, установленное вышестоящей организацией; программы по решению отраслевых научно-технических проблем и комплексному использованию природных ресурсов; стандарты на машины и оборудование; результаты анализа использования топлива в производстве за прошедшие годы; рационализаторские предложения, а также результаты по экономии топливно-энергетических ресурсов. При разработке организационно-технических мероприятий по экономии топлива, включаемых в планы, необходимо определять их экономическую эффективность с целью выбора наилучшего варианта и установления целесообразности использования мероприятий, а также очередности их внедрения в производство. Не допускается корректировка норм расхода в сторону повышения, а заданий по среднему снижению норм расхода топлива в сторону снижения исходя только из фактического уровня их выполнения. 6. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ6.1. Нормы расхода топлива и планы организационно-технических мероприятий по их экономии разрабатываются в линейных организациях и утверждаются начальниками линейных организаций. 6.2. Ответственность за разработку норм расхода топлива и внедрение их возлагается на главного инженера организации и главного механика линейной строительной организации. 6.3. Групповые нормы на данном уровне планирования определяются как средневзвешенные из групповых норм соответствующего низшего уровня планирования или по изменению планируемого потребления ресурсов по сравнению с базисным годом вследствие внедрения организационно-технических мероприятий на соответствующем низшем уровне планирования. 6.4. Контроль за выполнением норм расхода топлива и заданий по их среднему снижению осуществляется плановыми и хозяйственными органами путем анализа статистической отчетности, а также проверки состояния путем нормирования на местах. 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ОБЩЕПЛОЩАДОЧНЫХ, ОБЩЕОБЪЕКТНЫХ И ГРУППОВЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА7.1. Расчет норм расхода топлива на выполнение земляных работ заключается в определении технологической, общеплощадочной и общеобъектной норм расхода. 7.2. Технологическая норма расхода топлива НВтц, кг/м3, равна сумме технологических норм расхода на выполнение отдельных видов работ , (1) где НВтц1, НВтц2 и НВтцп - технологические нормы расхода топлива при выполнении отдельных видов работ. 7.3. Технологическая норма расхода топлива НВтцi, кг/м3, для отдельной машины или установки определяется с учетом потерь по следующей формуле , (2) где Вт - расход топлива на технологические нужды за установленный период, кг; ΔВт - потери топлива, кг; П - план выполнения земляных работ за этот период, м3. 7.4. Общеплощадочная норма расхода топлива НВоп, кг/м3, на основании табл. 1 рассчитывается по следующей формуле НВоп = НВтц + НВп.роп + НВосвоп + НВзапоп + НВдостоп + НВпоп. (3) 7.5. Общеобъектная норма расхода топлива НВобп, кг/м3, на основании табл. 1 определяется по формуле НВоб = НВоп + НВп.поб + НВтроб + НВпоб. (4) 7.6. Средневзвешенная групповая норма расхода топлива НВср, кг/м3, для высших уровней планирования находится по формуле , (5) где m - количество производственных единиц, входящих в подчинение данного уровня планирования; HВi - норма расхода топлива, входящая в подчинение данного уровня планирования, кг; Пi - планируемый объем земляных работ, входящих в подчинение данного уровня планирования, м3. 8. НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА ОТДЕЛЬНЫМИ МАШИНАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ8.1. Удельный расход жидкого топлива Вед.прод.т, кг, при работе отдельных машин необходимо определять с учетом кормы времени, требуемой для производства единицы продукции, по формуле Вед.продт = НврВнсмткмквр, (6) где Нвр - норма времени, необходимая для производства единицы продукции машиной данного типа, ч (определяется по ЕНВиР-И); Внсмт - расход топлива машиной при работе в течение часа, кг/ч (табл. 2 и 3); км - коэффициент использования машины по мощности (справочное приложение 2); квр - коэффициент использования машины по времени (см. справочное приложение 2). 8.2. Определение норм расхода топлива на 1 маш.-ч подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин. По каждому типу машин ПТМ и СДС можно допустить, что все машины загружены равномерно. Средний расход условного топлива Вср, кг у.т., по данному типу машин определяется по формуле , (7) где ni - количество машин одной марки; Вi - удельный расход условного топлива машины i-й марки (см. табл. 2) для машин, работающих на бензине, и табл. 3 для машин, работающих на дизельном топливе; к - количество марок машин данного типа; Σni - количество машин данного типа. Количество израсходованного условного топлива В, кг у.т., определяется по формуле В = ВсрФ, (8) где Ф - количество машино-часов, выработанное каждым типом. Средневзвешенная норма расхода топлива НВт, кг у.т. на 1 маш.-ч работы, вычисляется по формуле , (9) где ΣВ - суммарный расход условного топлива, кг; - общее количество машино-часов, отработанное всеми машинами, ч; Ф1, Ф2, ..., Фm - количество машино-часов, отработанное каждым типом, ч (определяется в соответствии с ЕНиР); Вср1, Вср2, …, Всрm - удельный расход условного топлива по каждому типу машин к механизмов, кг у.т./маш.-ч; m - количество типов машин на предприятии. 8.3. Нормы расхода топлива на эксплуатацию основных строительных машин с бензиновыми и дизельными двигателями, приведенные в табл. 2 и 3, разработаны на 1 маш.-ч работы. Нормы расхода топлива являются усредненными для всех строительных организаций Министерства и определены с учетом использования машин по времени, мощности установленных двигателей, удельного расхода топлива, рекомендованного заводами-изготовителями этих двигателей, коэффициентов использования двигателей по времени и мощности. Нормы расхода топлива определены для средних условий эксплуатации машин при положительных температурах. При работе машин в зимнее время (при температуре ниже 0 °С) нормы расхода топлива могут быть повышены в районах с умеренным климатом до 10 %, в северных районах - до 15 % и районах Крайнего Севера - до 20 %. Нормы расхода топлива установлены без учета его расхода на техническое обслуживание, регулировочные работы, обкатку двигателей после ремонта и другие нужды. Для этих целей разрешается расходовать до 1 % топлива от общего количества топлива, потребляемого в организации. Расход бензина для запуска дизельных двигателей устанавливается в размере 0,5 % расхода дизельного топлива. Таблица 2
Нормы расхода топлива для специального оборудования, установленного на шасси автомобилей, учитывают работу только названного оборудования, расход топлива на пробег принимается по соответствующим нормам расхода топлива для грузовых и специальных автомобилей. Нормы расхода топлива для импортных строительных машин и механизмов устанавливаются согласно рекомендациям фирм-изготовителей и с учетом опыта эксплуатации машин, накопленного в организациях Министерства. 8.4. Индивидуальные нормы расхода топлива на единицу времени работы (машино-час) рекомендуется устанавливать для средних условий эксплуатации машины в течение рабочей смены, которые учитываются интегральным нормативным коэффициентом. Индивидуальные нормы расхода разрабатывают для работы машин при положительных температурах окружающего воздуха без учета расхода топлива на внутрихозяйственные нужды (внутригаражные разъезды, техническое обслуживание, ремонт и хранение машин). Индивидуальную норму расхода топлива НВи, кг/маш.-ч, определяют по формуле НВи = ВудNcк10-3, (10) где Вуд - удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя г/(кВт · ч); принимают согласно инструкции по эксплуатации двигателя; Nc - номинальная мощность двигателя строительной машины, кВт; принимают согласно инструкции по эксплуатации строительной машины; к - интегральный нормативный коэффициент; 10-3 - переводной коэффициент граммов в килограммы. Интегральный нормативный коэффициент к учитывает средние условия эксплуатации машин в течение рабочей смены при расчете индивидуальных норм и определяется по формуле к = кдвкдNктNктз, (11) где кдв - коэффициент использования двигателя по времени (см. табл. 1 справочного приложения 2); кдN - коэффициент использования двигателя по мощности (см. табл. 1 справочного приложения 2); ктN - коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от степени использования двигателя по мощности (см. табл. 2 справочного приложения 2); ктз - коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и регулировку работы двигателя, а также ежесменное техническое обслуживание машин в начале смены. Для укрупненных расчетов норму расхода топлива на эксплуатацию основных строительных машин рекомендуется определять по табл. 2 и 3. 8.5. Удельный расход жидкого топлива необходимо нормировать для каждой машины, входящей в комплекты. Схемы комплексной механизации отдельных видов земляных работ приведены в СНиП IV-2-82. Комплексная механизация строительных работ осуществляется с помощью наиболее эффективных машин и механизмов, объединенных в комплекты, использование которых обеспечивает наилучшие технико-экономические показатели. Разработку схем комплексной механизации рекомендуется выполнять в такой последовательности: а) определить производственные условия строительства земляного сооружения, объем и темп работ, а также срок окончания строительства; б) установить процессы, входящие в полный технологический комплекс, и объемы работ по каждому процессу; в) определить возможные способы механизации отдельных процессов и по технологическим соображениям выполнять наиболее целесообразные из них; г) назначить ведущие и комплектующие машины, определить их количество, установить режим работы машин, состав и количество обслуживающего персонала; д) определить исходные данные для технико-экономической оценки вариантов комплексной механизации производства на данном сооружении. Таблица 3
8.6. Для землеройных машин (экскаваторов, скреперов, бульдозеров, грейдеров и грейдер-элеваторов) нормы расхода топлива определяются по формуле (6). 8.7. Определение норм расхода топлива на работу автотранспорта. Групповые нормы расхода топлива на работу автомобильного транспорта на любом уровне планирования рассчитываются на основе линейных индивидуальных норм расхода натурального топлива на 100 км пробега с учетом транспортной работы и технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава. При расчете групповых норм расхода топлива для грузовых бортовых автомобилей, автомобилей повышенной проходимости, автопоездов с полуприцепами и самосвалов используются линейные нормы расхода топлива при коэффициенте полезной работы 0,5. Для укрупненных расчетов линейную норму расхода топлива рекомендуется определять по табл. 4. Таблица 4
Групповая норма расхода топлива на работу автомобильного транспорта НВт, кг / (1000 т · км) рассчитывается по формуле НВт = НВтгр (1 + D), (12) где НВтгр - групповая норма расхода топлива с учетом транспортной работы без надбавок, кг / (1000 т·км); D - надбавки. Групповая норма расхода топлива для грузового автомобильного транспорта НВтгр, кг / (1000 т·км), определяется по формуле , (13) где ρ - удельный вес (плотность) топлива, кг/л; q - средневзвешенная грузоподъемность автомобиля, т; z - коэффициент полезной работы; НВтср - средневзвешенная норма расхода топлива на пробег автомобилей и автопоездов при фактическом (планируемом) коэффициенте полезной работы, л/100 км НВтср = Т + вq (2z - 1). (14) Здесь Т - средневзвешенная норма расхода топлива на пробег автомобилей при коэффициенте полезной работы 0,5 л / 100 км (см. табл. 4); в - нормативный расход топлива на каждые 100 т·км, устанавливаемый при перевозке грузов (для автомобилей с бензиновыми двигателями 2 л, с дизельными - 1,3 л). Средневзвешенная норма расхода топлива на пробег автомобиля Т, л/100 км, определяется по установленным линейным нормам расхода топлива автомобилей соответствующих марок (Тi - для плановых расчетов) и структуре автомобильного парка - по списочному количеству на начало планируемого периода Аci. Расчет производится по формуле . (15) Коэффициент полезной работы определяется по формуле , (16) где W - объем транспортной работы (грузооборот) тыс.т·км; S - общий пробег автомобиля, тыс.км. 8.8. При определении норм расхода жидкого топлива на работу автомобилей следует помнить: а) Нормы расхода жидкого топлива увеличиваются: при работе в зимнее время (при установившейся средней температуре воздуха ниже 0 °С) в южных районах страны до 5 %, в районах с умеренным климатом до 10 %, в северных районах до 15 %, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в том числе на БАМе, до 20 %; для автомобилей, вышедших из капитального ремонта, и для новых автомобилей при пробеге первой тысячи километров до 5 %; при работе с прицепами на каждую тонну собственной массы прицепа на автомобиле с бензиновым двигателем на 2 л и с дизельным - на 1,3 л; для автомобилей, кроме УАЗ, использование которых допускается на повременном тарифе до 10 %. б) Нормы расхода снижаются при работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием до 15 %. в) При работе автомобилей, оборудованных специализированными кузовами, нормы расхода топлива на 100 км пробега увеличиваются или уменьшаются на каждую тонну превышения или снижения массы специализированного автомобиля против базового: для автомобилей с бензиновым двигателем на 2 л и с дизельным - на 1,3 л. г) Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на передвижение устанавливаются исходя из линейных норм расхода, утвержденных для базовой модели автомобиля, и надбавки, предусмотренной п. «б». 8.9. Нормы расхода топлива на передвижение (пробег с базы до объекта и обратно) специализированных транспортных средств и строительных машин, специальное оборудование которых смонтировано на базовом автомобиле (или специальном шасси), устанавливают с учетом норм для базовых автомобилей. Нормы расхода топлива на работу специализированных транспортных средств (мастерские для диагностирования, ремонта и др.), на которых установлены генераторы, компрессоры, гидронасосы и другие агрегаты, работающие от двигателя внутреннего сгорания, принимают в размере 0,04 кг на каждый киловатт мощности двигателя на один час работы агрегата. На внутрихозяйственные (внутригаражные) нужды: перегоны, техническое обслуживание, ремонт (кроме капитального), хранение машин и др., расход топлива может быть увеличен до 0,5 % расчетного расхода топлива на работу машин. При эксплуатации, в период эксплуатационной обкатки новой или капитально отремонтированной машины или ее двигателя норму расхода повышают до 5 %, кроме машин с истекшим сроком службы. Норму расхода бензина для запуска дизельных двигателей машин устанавливают в процентах от нормы расхода дизельного топлива (до 30 % в летнее время и до 4,5 % в зимнее). 8.10. Определение норм расхода топлива при бурении. Удельный расход дизельного топлива Вт, т/ст. сутки, при бурении за сутки в общем случае рассчитывается исходя из расхода топлива на один станок в сутки, величина, которого зависит от мощности установки и степени ее использования: Вт = qудNд24кив10-6, (17) где qуд - удельный расход топлива, г/(кВт·ч); определяется по паспорту двигателя; Nд - мощность буровой установки, кВт; 24 - количество часов в сутках; кив - коэффициент использования двигателей по времени и мощности кив = квкмощ (табл. 5). Для более точного подсчета расхода топлива коэффициент использования установки рекомендуется определять экспериментально или по нормам времени работы установки и соответствии, например, с ЕНВиР-И. Таблица 5
Норма расхода топлива на метр проходки НВт, кг у.т./м проходки, изменяется обратно пропорционально коммерческой скорости бурения: , (18) где Vм - коммерческая скорость бурения, м/ст.мес.; 30 - количество суток в месяце; ку.т - коэффициент перевода натурального топлива в условное (для дизельного топлива 1,45). Для расчета удельных расходов топлива Вудт, кг/ч, бурильными установками на 1 м пробуренной скважины рекомендуется формула Вудт = ВуНвр, (19) где Ву - расход топлива установкой за час работы, кг (см. табл. 3); Нвр - норма времени на бурение скважины в зависимости от категории пород, определяемая по ЕНВиР-И, ч. 2. 8.11. Определение норм расхода топлива на выработку электроэнергии электростанциями, работающими от двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Норма расхода условного топлива НВт, кг у.т. / (тыс. кВт·ч), на выработку электроэнергии двигателем внутреннего сгорания , (20) где вн - удельный расход топлива, кг / (кВт · ч) (принимается по паспорту); к - коэффициент, учитывающий загрузку двигателя (табл. 6); с - коэффициент, учитывающий техническое состояние двигателя (см. табл. 6); ηэл - КПД электрогенератора; Вгодх.х. - годовой расход топлива на холостой ход (пуски и остановки) двигателя, кг; Wгод - количество электроэнергии, выработанной генератором за год, тыс. кВт · ч; к1 - коэффициент перевода дизельного топлива в условное (к1 = 1,45). Расход топлива на холостой ход двигателя находится по формуле Вх.х. = 0,183Nнвнкх.х.cn, (21) где 0,183 - продолжительность работы двигателя на холостом ходу, ч (принимается до принятия нагрузки 8 мин и после снятия нагрузки 3 мин); Nн - номинальная мощность двигателя, кВт; кх.х. - коэффициент, учитывающий расход топлива при работе на холостом ходу двигателя (принимается для компрессорных четырехтактных двигателей 0,24, бескомпрессорных четырехтактных 0,21); n - число пусков и остановок. Таблица 6
9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ ТОПЛИВА ОТ УТЕЧЕК, ИСПАРЕНИЯ, ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ, НАЛИВЕ (СЛИВЕ), ХРАНЕНИИ И ЗАПРАВКЕ9.1. Транспортирование, хранение, прием и выдача топлива сопровождаются потерями. Количество неизбежных потерь учитывается по утвержденным нормам естественной убыли нефтепродуктов при перевозках, хранении, перекачке в различных условиях (справочное приложение 3, табл. 1-7). Нормы эти сравнительно небольшие и ими пользуются при исчислении возможных потерь и выявлении фактической недостачи топлива. В табл. 7. приведены нормы потерь бензина и дизельного топлива при выполнении различных технологических операций в процессе транспортирования, хранения и заправки (в % от отпущенного количества), составленные на основании проведенных исследований различных строительных организаций. 9.2. Норма расхода топлива на разогрев и хранение нефтепродуктов зависит от климатических условий (справочное приложение 4), марки нефтепродуктов и типа хранилищ. Она устанавливается в килограммах на 1 т принятого количества и определяется по формуле НВпобщ = НВптр + НВпсл + НВпхр + НВпзапр, (22) где НВптр, НВпсл, НВпхр, НВпзапр - потери топлива соответственно при транспортировании, наливно-сливных операциях, хранении и заправке, кг/т; устанавливаются путем замера. 9.3. Потери топлива при транспортировании зависят от герметизации наливных горловин автоцистерны. При негерметично закрытых крышках пары топлива выходят в атмосферу беспрерывно; процесс усиливается при возрастании скорости движения транспорта, так как в этом случае около наливного люка образуется поток воздуха, который выдувает из автоцистерны пары топлива. 9.4. Потери топлива при наливно-сливных операциях происходят из-за остатков топлива в автоцистернах, неплотности соединений напорно-всасывающих рукавов и др. И последнем случае потери определяются путем установки мерной пробирки в место соединения рукавов на определенное время. При заполнении бензином резервуаров нефтескладов из автомобильных цистерн открытой струей потери происходят из-за вытеснения паровоздушной смеси. Таблица 7
9.5. Суммарный процент потерь топлива при наливно-сливных операциях, транспортировании определяется следующим образом: . Потери, в процентах, за одну перевозку определяются отношением количества потерь за одну перевозку к количеству перевезенных нефтепродуктов, в килограммах. 9.6. Наибольшие потери от утечек наблюдаются при хранении дизельного топлива и бензина. Даже небольшое подтекание в виде капель вызывает значительные потери топлива. 9.7. При заправке строительных машин и автомобилей потери топлива происходят из-за недостатка специализированного заправочного оборудования, применения несовершенного заправочного оборудования, небрежной работы технического персонала, несоблюдения им правил заправки, а также вследствие испарения, разлива и разбрызгивания. Приложение 1Справочное ГОДОВОЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ЗЕМЛЕРОЙНЫХ МАШИНПод годовым режимом работы землеройной машины следует понимать распределение календарного времени года на время, в течение которого машина работает, и время, в течение которого она имеет перерывы в работе по разным причинам. Методы определения годовых режимов работы изложены в «Методических указаниях по определению годовых режимов работы и эксплуатационной производительности машин» (М., Стройиздат, 1980). Простои по метеорологическим причинам принимаются по температурным зонам. В табл. 1-6 приведены примерные годовые режимы работы землеройных машин. Таблица 1 Годовой режим работы экскаваторов с ковшом вместимостью 0,25 м (при использовании в две смены)
Таблица 2 Годовой режим работы экскаваторов с ковшом вместимостью 0,4-0,65 м3 (при использовании в две смены)
Таблица 3 Годовой режим работы экскаваторов с ковшом вместимостью более 0,65 м (при использовании в две смены)
Таблица 4 Годовой режим работы бульдозеров (при использовании в две смены)
Таблица 5 Годовой режим работы скреперов (при использовании в две смены)
Таблица 6 Годовой режим работы автогрейдеров (при использовании в две смены)
Приложение 2Справочное КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНТаблица 1 Коэффициенты использования двигателей строительных машин по времени и мощности в течение смены
Таблица 2 Коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от использования мощности двигателя
Примечание. При отсутствии значения коэффициента кTN он рассчитывается на основании регулярной характеристики двигателя. Приложение 3Справочное НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ПРИЕМКЕ, ОТПУСКЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИИ1. Потери нефтепродуктов на автозаправочных станциях и топливно-смазочных складах исчисляются по нормам естественной убыли нефти и нефтепродуктов при приемке, отпуске, хранении и транспортировании, утвержденным Госснабом СССР. Применение норм обязательно для всех организаций и предприятий. 2. Нормы потерь нефтепродуктов при приемке, отпуске, хранении и транспортировании установлены в зависимости от группы нефтепродукта, сезона года, климатических условий и типа резервуара. 3. Нефть и нефтепродукты в зависимости от физико-химических свойств, обуславливающих их естественную убыль, распределены по восьми группам: бензины автомобильные; бензины авиационные, бензин экстракционный, бензин для промышленных целей, бензол; разные нефтепродукты с температурой начала кипения не выше 100 °С; керосин для технических целей, бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности; разные нефтепродукты с температурой начала кипения в пределах 100-150 °С; керосин осветительный, авиационные керосины, фенол; разные нефтепродукты с температурой начала кипения в пределах 150-180 °С; топливо дизельное для всех марок; разные нефтепродукты с температурой начала кипения свыше 180 °С; прочие жидкие нефтепродукты; разные твердые нефтепродукты; нефти разные. 4. Естественную убыль нефтепродуктов начисляют дополнительно при хранении свыше месяца и до одного года включительно в следующих случаях: при неподвижном хранении, начиная со второго месяца хранения, и непоступлении нефтепродуктов свыше одного месяца, начиная со второго месяца до последнего поступления, при этом естественная убыль начисляется на количество имеющихся нефтепродуктов на начало рассматриваемого периода. Для резервуаров повышенного давления естественную убыль при продолжительном хранении не начисляют. В нормы естественной убыли нефтепродуктов для автозаправочных станций и пунктов заправки включена естественная убыль при транспортировании, при приемке нефтепродуктов из транспортных емкостей, из резервуаров и при отпуске через раздаточные колонки. Естественная убыль нефтепродуктов для автозаправочных станций и пунктов заправки определяется умножением соответствующих норм на принятое количество нефтепродуктов в тоннах. Под длительным хранением нефтепродуктов понимается хранение свыше года. Естественная убыль нефтепродуктов в первый год длительного хранения определяется умножением соответствующих норм на количество принятого нефтепродукта в тоннах. При хранении нефтепродуктов свыше одного года на каждый последующий месяц начисляется естественная убыль в приведенных ниже размерах (табл. 1-6). Таблица 1 Нормы естественной убыли автомобильных бензинов при приемке, отпуске и хранении до 1 месяца (в кг на 1 т принятого количества)
Таблица 2 Нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при приемке, отпуске и хранении до одного месяца (в кг на 1 т принятого количества)
Таблица 3 Нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при хранении от одного месяца и до одного года включительно (в кг на 1 т хранимого продукта в месяц)
Таблица 4 Нормы естественной убыли нефтепродуктов для автозаправочных станций и пунктов заправки (в кг на 1 т принятого количества)
Таблица 5 Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске и хранении в первый год длительного хранения (в кг на 1 т принятого количества)
Примечание. При внутрибазовой перекачке, не связанной с авариями, применяется 0,15 нормы для соответствующего периода года. Таблица 6 Нормы естественной убыли нефтепродуктов при хранении свыше одного года (в кг на 1 т хранимого продукта в месяц)
Приложение 4Справочное ЗИМНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИХ ХРАНЕНИЕПри работе в суровых климатических условиях предъявляются повышенные требования к качеству эксплуатационных материалов (масел, топлива и др.). По ГОСТ 2084-77 выпускаются автомобильные бензины А-66, А-72 (розового цвета), А-76 (желтого цвета), АИ-93 (оранжево-красного цвета) и АИ-98 (синего цвета). Все они, кроме бензина марки АИ-98, выпускаются летних и зимних сортов. Автомобильные бензины для основных и пусковых двигателей и автомобилей приведены в табл. 1, дизельные топлива для двигателей строительных машин, автомобилей и тракторов, эксплуатируемых в условиях низких температур, - в табл. 2. При отсутствии необходимых топлив и их заменителей при низких температурах дизельное топливо разбавляют тракторным или осветительным (ГОСТ 4753-68) керосином в количестве от 40 до 80 % по объему к дизельному топливу в зависимости от температуры окружающего воздуха. Таблица 1
Таблица 2
Приложение 5Справочное ПРИМЕРЫ РАСЧЕТАПример 1. Нормирование расхода топлива при разработке траншей в грунтах II группы нормальной влажности экскаватором Э-505, оборудованным драглайном с ковшом вместимостью 0,5 м3, с погрузкой в автосамосвал ЗИЛ-585 или МАЗ-205. Расчетная (эксплуатационная) производительность в технологической карте (табл. 1) определяется по максимальной продолжительности рабочего цикла. Таблица 1
Потребность в основных эксплуатационных материалах (в килограммах) приведена в табл. 2. Пример 2. Нормирование расхода топлива при разработке котлована под производственный корпус. Схемой комплексной механизации предусмотрено выполнение с помощью машин следующих работ: срезки растительного слоя, разработки котлована и выездной траншеи, разработки траншей под отдельно стоящие фундаменты, зачистка дна котлована и котлованов под отдельно стоящие фундаменты, погрузки и транспортирования грунта. Сменная производительность комплекта машин составляет 600 м3 в смену. Срезка растительного слоя производится пятью самоходными скреперами ДЗ-13А, транспортирующими грунт на расстоянии 400 м. Разработка котлована и выездной траншеи выполняется экскаватором Э-1252, оборудованным прямой лопатой, разработка траншей под фундаменты - экскаватором Э-652, зачистка дна котлована - бульдозером, зачистка дна под отдельно стоящие фундаменты - двумя экскаваторами Э-153, оборудованными обратными лопатами. Транспортируют грунт автомобили-самосвалы МАЗ-500 и ЗИЛ-130. Расход дизельного топлива комплектом машин при разработке котлована приведен в табл. 3. Удельный расход топлива, кг/м3, при одинаковом времени работы машин определяется по формуле . Таблица 2
Таблица 3
Расход жидкого топлива автомобилями приведен в табл. 4. Таблица 4
Расход дизельного топлива, л/м3, составляет . Расход бензина, л/м3, составляет . Расход топлива на пробег автотранспорта к объекту и обратно рассчитывается отдельно. Пример 3. Расчет потерь топлива при хранении. Количество хранимого топлива: бензина 500 т, дизельного топлива 210000 т. Потери топлива при хранении приведены в табл. 5. Таблица 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Временная инструкция по нормированию, расхода топлива, тепловой и электрической энергии в системе Минводхоза СССР. М., Союзоргтехводстрой, 1977. 2. Основные положения по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве. М., Атомиздат, 1980. 3. Машины для земляных работ. М., Стройиздат, 1981. 4. Строительные нормы и правила IV-2-82. М., Госстрой СССР, 1983. СОДЕРЖАНИЕ
|