МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ВСЕСОЮЗНЫЙ
ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ УТВЕРЖДАЮ Зам. директора института Б.А. Бондарович «12» декабря 1984 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ОДОБРЕНЫ ГЛАВТРАНСПРОЕКТОМ МОСКВА 1985 ПРЕДИСЛОВИЕНастоящие Методические рекомендации устанавливают единые принципы нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на бурение скважин при выполнении проектно-изыскательских работ и предназначены для определения удельных расчетных технологических и общеэкспедиционных расходов топлива и электрической энергии, а также для определения дифференцированных по проектным институтам общеэкспедиционных норм в зависимости от типа бурильных установок, категории исследуемых грунтов, климатических условий и рельефа района изысканий. Основным принципом разработки норм расхода ТЭР является использование норм времени, требуемых на выработку 1 м скважины, и удельных расходов ТЭР машинами и механизмами в течение единицы времени. В Методических рекомендациях предлагается метод планирования взамен существующего метода планирования от достигнутого уровня удельных общеэкспедиционных расходов топливно-энергетических ресурсов на бурение скважин при выполнении проектно-изыскательских работ. Методические рекомендации являются обязательными для всех организаций Минтрансстроя. Методические рекомендации разработали кандидаты техн. наук А.Р. Соловьянчик, инженеры О.И. Михайлова (ЦНИИС), В.В. Свиридов (Мосгипротранс) при участии канд. техн. наук В.А. Робсмана (ЦНИИС). И.о. зав. отделением вычислительной техники, методов исследований и испытаний конструкций и материалов Е.Г. Игнатьев 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Нормирование расхода топлива и электрической энергии на бурение скважин при выполнении проектно-изыскательских работ предусматривает разработку и внедрение прогрессивных норм с целью осуществления важнейшего принципа социалистического хозяйствования - режима экономии. 1.2. Основная задача нормирования - обеспечить возможность применения при планировании и в производстве технически обоснованных, прогрессивных норм расхода топлива и электрической энергии для осуществления режима экономии, рационального распределения и наиболее эффективного их использования. 1.3. Нормы расхода топлива и электрической энергии для выполнения требования прогрессивности и экономичности должны периодически совершенствоваться по мере технического прогресса, повышения качества продукции и изменений условий производства. Они должны устанавливаться с учетом достигнутых результатов энергоиспользования, выполнения планов организационно-технических мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов, а также в полной мере отражать намеченные в планах внедрение и освоение новой техники, прогрессивной технологии и передовых приемов и методов работы. 1.4. Нормой расхода топлива и электрической энергии следует считать плановый показатель расхода этих ресурсов в производстве единицы работы установленного качества. 1.5. Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов разрабатываются раздельно по топливу в условном исчислении и электрической энергии. Для комплексной оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в производстве однотипной или взаимозаменяемой работы определяются обобщенные удельные энергозатраты (проектные, плановые, фактические), включающие прямые расходы всех видов топлива и энергии в производстве единицы работы, приведенные в единицах измерения условного топлива. 1.6. Нормированию подлежат все расходы топлива и электрической энергии на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды независимо от объема потребления указанных ресурсов и источников энергоснабжения. 1.7. Настоящие Методические рекомендации предназначены для разработки норм расхода топлива и электрической энергии на бурение скважин при выполнении проектно-изыскательских работ организациями Минтрансстроя. 1.8. Нормы расхода топлива и электрической энергии служат для планирования потребления ресурсов и оценки эффективности их использования. Выполнение установленных норм расхода является обязательным условием при материальном стимулировании за экономию топливно-энергетических ресурсов. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ РАСХОДА2.1. Нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии классифицируются по следующим основным признакам: по степени укрупнения: индивидуальные, общеэкспедиционные и групповые; по периоду действия: годовые, квартальные (для текущих планов), по годам пятилетки (для среднесрочных планов) и по конечным годам пятилеток (для долгосрочных планов). 2.2. Индивидуальной нормой расхода следует считать норму расхода топлива или энергии на работы в условиях конкретной организации: при данном технологическом процессе, типе оборудования и т.д. 2.3. Групповой нормой расхода топлива, электрической энергии называют норму расхода этих ресурсов, охватывающую все разнообразные условия работы на данном уровне планирования: при различных технологических процессах, типах оборудования и т.д. Групповая (средневзвешенная) норма по Минтрансстрою называется отраслевой нормой расхода. 2.4. Технологические нормы включают расходы топлива, электрической энергии, идущие только на непосредственное выполнение технологического процесса, а также нормируемые потери топлива и энергии, обусловленные характером технологического процесса и применяемого оборудования (кроме внешних потерь). В технологическую норму включаются также расходы, связанные с межоперационным холостым ходом оборудования, разогревом и пуском агрегатов (после текущих ремонтов и холодного простоя), причем эти расходы должны приниматься строго по нормативам, установленным при нормальных технологических процессах. Не включаются в технологические нормы расхода топливно-энергетических ресурсов нерациональные затраты, вызванные отступлением от принятой технологии, режимов работы и т.д. 2.5. Общеэкспедиционные нормы расхода топлива и электрической энергии включают весь расход их в экспедиции на все буровые и вспомогательные работы, связанные с бурением. 3. СОСТАВ И РАЗМЕРНОСТЬ НОРМ РАСХОДА3.1. Составом норм расхода топлива, электрической энергии следует считать перечень статей их расхода, учитываемых в нормах на работы, на основе которых в каждой организации определяется конкретный состав норм расхода. Произвольное изменение состава норм не допускается. Примерный состав норм расхода топлива, электрической энергии приведен в табл. 1. Таблица 1 Состав норм расхода топливно-энергетических ресурсов при бурении скважины для выполнения проектно-изыскательских работ
3.2. Потери энергии в электрических сетях и преобразователях распределяются на основе опытных замеров или пропорционально потреблению энергии в производстве соответствующих видов работ. 3.3. В нормы расхода топлива и электрической энергии на работы не включаются расходы на научно-исследовательские и экспериментальные работы, потери топлива при хранении и транспортировке. Расход топлива и электрической энергии на эти нужды должен нормироваться отдельно. 3.4. Размерность норм расхода должна соответствовать единицам измерения объемов работы, принятым при планировании и учете топлива и электрической энергии, а также обеспечивать практическую возможность контроля за выполнением норм. Расход топлива и электрической энергии на бурение скважин при выполнении проектно-изыскательских работ нормируется в следующих единицах: топливо - кг у.т/м проходки; электрической энергии - кВт·ч/м проходки. 4. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ4.1. Основным методом разработки норм расхода топлива и электрической энергии является расчетно-аналитический метод. Кроме того, допускается еще применение опытного и расчетно-статистического методов. Для определения индивидуальных и групповых норм расхода топлива и электрической энергии необходимо применять в основном расчетно-аналитический метод. В отдельных случаях по разрешению вышестоящей организации допускается применение расчетно-статистического метода. 4.2. Расчетно-аналитический метод предусматривает определение норм расхода топлива и электрической энергии расчетным путем по статьям расхода на основе прогрессивных показателей использования этих ресурсов в производстве. Групповые нормы расхода топлива и электрической энергии определяются, как правило, расчетно-аналитическим методом на основе индивидуальных и общеэкспедиционных норм расхода и соответствующих объемов производства как средневзвешенные величины. Индивидуальные нормы расхода определяются на основе теоретических расчетов экспериментально установленных нормативных характеристик энергопотребляющих агрегатов, установок и оборудования с учетом достигнутых прогрессивных показателей удельного расхода топлива и электрической энергии и внедряемых мероприятий по их экономии. 4.3. Опытный метод разработки индивидуальных норм расхода заключается в определении удельных затрат топлива и электрической энергии по данным, полученным в результате испытаний. При этом оборудование должно быть в технически исправном состоянии и отлажено, а технологический процесс должен осуществляться в режимах, предусмотренных технологическими инструкциями. 4.4. Расчетно-статистический метод определения расхода основан на анализе статистических данных за ряд предшествующих лет о фактических удельных расходах топлива, тепловой и электрической энергии и факторах, влияющих на их изменение. 4.5. Основными исходными данными для определения норм расхода топлива и электрической энергии являются: первичная техническая и технологическая документация, технологические регламенты и инструкции, экспериментально проверенные энергобалансы и нормативные характеристики энергетического и технологического оборудования, паспортные данные оборудования, нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия производства (коэффициент использования мощности, нормативы расхода энергоносителей в производстве, единые нормы времени и расценки на изыскательские работы1, нормативы потерь энергии при передаче и преобразовании и другие показатели); 1 См. ЕНВ и Р-И, ч. II. Инженерно-геологические изыскания. М., Стройиздат, 1983. данные об объемах и структуре производства: данные о плановых и фактических удельных расходах топлива и энергии за прошедшие годы, а также акты проверок использования в производстве; план организационно-технических мероприятий по экономии топлива и энергии. 5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭКОНОМИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, РАЗРАБОТКЕ НОРМ РАСХОДА И ЗАДАНИЙ ПО СРЕДНЕМУ ИХ СНИЖЕНИЮ5.1. Организационно-технические мероприятия по экономии топлива и электрической энергии разрабатываются на всех уровнях управления и группируются по следующим основным направлениям экономии применительно к производству работ согласно установленной номенклатуре: совершенствование технологии производства; улучшение использования и изменение структуры производственного оборудования; повышение коэффициента использования топлива и энергии в производстве; повышение качества сырья и применение менее энергоемких его видов; прочие мероприятия (организационные, экономические и др.). 5.2. Исходными данными для разработки планов организационно-технических мероприятий по экономии топлива и электрической энергии в производстве являются: комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет; отраслевая научно-техническая программа по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в транспортном строительстве; задания по среднему снижению норм расхода топлива и электрической энергии на планируемый период, установленные вышестоящей организацией; программы по решению отраслевых научно-технических проблем и комплексному использованию природных ресурсов; стандарты на машины и оборудование; результаты анализа использования топлива и электрической энергии в производстве за прошедшие годы; рационализаторские предложения, а также результаты по экономии топливно-энергетических ресурсов. При разработке организационно-технических мероприятий по экономии топлива и электрической энергии, включаемых в план, необходимо проводить оценку их экономической эффективности с целью выбора наилучшего варианта и установления целесообразности, а также очередности их внедрения в производство. Не допускается корректировка норм расхода в сторону повышения, а заданий по среднему снижению норм расхода топлива и энергии в сторону снижения исходя только из фактического уровня их выполнения. 6. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ6.1. Установлен следующий порядок разработки и утверждения норм расхода топлива, тепловой и электрической энергии: нормы расхода топлива и электрической энергии и планы организационно-технических мероприятий по их экономии разрабатываются, как правило, в экспедициях и институтах и утверждаются институтами Главтранспроекта. 6.2. Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов в институтах осуществляется специальной группой совместно с изыскательскими партиями. 6.3. Ответственность за разработку норм расхода топливно-энергетических ресурсов и внедрение их в институтах возлагается на главного инженера института. 6.4. Начальники институтов в пределах утвержденных для них норм устанавливают нормы, дифференцированные для каждой экспедиции. Среднегодовые нормы дифференцируются также по кварталам, а в случае необходимости по месяцам с учетом влияния сезонности. При этом средневзвешенная величина дифференцированных норм не должна превышать утвержденной нормы. 6.5. Групповые нормы на данном уровне планирования определяются как средневзвешенные величины из групповых норм соответствующего низшего уровня планирования или по изменении планируемого потребления ресурса по сравнению с базисным годом вследствие внедрения организационно-технических мероприятий на соответствующем низшем уровне планирования. 6.6. Контроль за выполнением норм расхода топливно-энергетических ресурсов и заданий по их среднему снижению осуществляется плановыми и хозяйственными органами путем анализа соответствующей государственной и ведомственной статистической отчетности, а также проверки состояния нормирования на местах. 6.7. Периодический контроль за выполнением норм расхода ТЭР и ее использованием производится Государственной инспекцией по энергонадзору и ее местными органами, а также линейными инспекторами Главстроймеханизации Минтрансстроя. 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ЭКСПЕДИЦИОННЫХ И ГРУППОВЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА, ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА БУРЕНИЕ СКВАЖИН ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ7.1. Расчет норм расхода топлива и электрической энергии на бурение скважины при выполнении проектно-изыскательских работ заключается в определении технологической и экспедиционной норм расхода. 7.2. Технологическая норма расхода электрической энергии , кВт·ч/м проходки, и топлива , кг у.т/м проходки, равна сумме технологических норм расхода на выполнение отдельных видов работ ; (1) , (2) где , , …, - технологические нормы расхода электрической энергии на выполнение отдельных работ; , , …, - то же топлива. 7.3. Технологическая норма расхода электрической энергии , кВт·ч/м проходки, и топлива , кг у.т/м проходки, для отдельной установки определяется с учетом потерь по следующих формулам: ; (3) , (4) где Wт, Вт - расход соответственно топлива и электрической энергии на технологические нужды за установленный период; ΔWт - потери электроэнергии, кВт·ч; ΔВт - потери топлива, кг у.т; П - план выполнения буровых работ за этот период, м проходки. 7.4. Общеэкспедиционная норма расхода топлива , кг у.т/м проходки, и электроэнергии кВт·ч/м проходки, на основании табл. 1 определяется по следующим формулам: ; (5) . (6) 7.5. Средневзвешенная групповая норма расхода электроэнергии , кВт·ч/м проходки, и топлива , кг у.т/м проходки, для высших уровней планирования определяется по формулам: ; (7) , (8) где n - количество производственных единиц, входящих в подчинение данного уровня планирования; - норма расхода топлива в подчинение данного уровня планирования, кг у.т; - то же электричества, кВт·ч; - планируемый объем буровых работ, входящих в подчинение данного уровня планирования, м проходки. 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАТЕЙ РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БУРОВЫХ РАБОТ8.1. Расход электрической энергии электроприемниками, участвующими в технологическом процессе или во вспомогательных производствах Wт(в.п) кВт·ч, определяется по формуле , (9) где Wт1, Wт2, …, Wтn - расход электроэнергии каждым электроприемником за расчетный период, кВт·ч. 8.2. Расход электроэнергии одним электроприемником Wтi, кВт·ч, рассчитывается по формуле , (10) где Pуст - установленная мощность двигателей (по паспортным данным), кВт·ч; киэ - коэффициент использования электроприемников (по паспортным данным); tр - время работы электроприемников, устанавливаемое экспериментально, ч. 8.3. Норма расхода электрической энергии на 1 м проходки, , кВт·ч/м проходки, составляет: при роторном бурении при турбинном бурении ; (12) при бурении электробуром , (13) где W1 - расход электроэнергии собственно на бурение; W2 - расход электроэнергии на вращение колонны бурильных труб; W3 - расход электроэнергии на прокачивание промывочной жидкости; W4 - расход электроэнергии на подъемные операции; W5 - расход электроэнергии на спуск инструмента; Квсп - коэффициент, учитывающий расход электроэнергии на спуск обсадных колонн, промывочные и другие вспомогательные работы (Квсп > 1 ...). 8.4. Отдельные составляющие удельного расхода электроэнергии определяются по следующим формулам. Первая составляющая: при роторном бурении W1 = 18,6·V-0,75, (14) где V - механическая скорость проходки в рассматриваемом интервале, м/ч; при электробурении , (15) где Nэ - мощность двигателя электробура, кВт; Кз - средний коэффициент загрузки двигателя электробура (принимается 0,8 - 0,85); tэ - время работы электробура на забое (время, затрачиваемое собственно на бурение), ч; ηобщ = ηш ´ ηдв ´ ηкаб ´ ηтр - КПД системы, учитывающий потери в шпинделе, двигателе, токопроводе (кабеле) и трансформаторе; для упрощения расчета может быть принят 0,5 - 0,55; Нг - глубина скважины, м. Вторая составляющая: , (16) где m - число оборотов роторного стола, мин; (Н2 - Н1) - интервал глубины бурения, м. Третья составляющая: при роторном бурении и электробурении , (17) где А - расход прокачиваемой жидкости, м/с; П0 - сумма постоянных потерь в насосных агрегатах; при турбинном бурении , (18) где Кт - коэффициент, зависящий от конструкции турбобура и его размеров (табл. 2). Таблица 2 Значение коэффициента Кт для серийных турбобуров
Табл. 2 составлена для нормальных условий турбинного бурения, поэтому удельный вес глинистого раствора принят j = 1,2 кг/cм3. При бурении на глинистом растворе c j, не равным 1,2 г/см3, или на воде коэффициент Кт может быть определен из характеристик турбобуров по зависимости Р = f(П) следующим образом: , (19) где P - перепад давлений на турбине при оптимальном режиме, атм; j - удельный вес жидкости, прокачиваемой через турбобур, г/см3. Четвертая составляющая: , (20) где G - масса бурильной свечи в глинистом растворе, т; nc - среднее число свечей в колонне; nр - среднее число рейсов подъема. Пятая составляющая: где nр’ - среднее число рейсов спуска инструмента. На основании формул (11) - (21) можно определить нормы расхода электроэнергии для отдельных скважин, исходя из планированной механической скорости проходки и соответствующих ей основных параметров бурения, а также плановых показателей спускоподъемных операций в каждом интервале глубины. 8.5. На производстве расход электрической энергии на бурение 1 м скважины в различных грунтах рекомендуется определять с учетом единых норм времени на инженерно-геологических изысканиях, приведенных в ЕНВиР-И для каждой установки, по формуле Wб.у = Nэ.дв·Ки.в·Нвр, (22) где Nэ.дв - мощность двигателей буровой установки, кВт; Нвр - норма времени для бурения 1 м скважины в заданном грунте по ЕНВиР-И, ч. II. 8.6. В случае работы при бурении прочих установок, кроме бурильных, расход электроэнергии на их работу рекомендуется определять также по формуле (22) с учетом характеристик этих установок. 8.7. Нормы времени для бурения 1 м скважины различными установками можно определять в соответствии с данными, приведенными в приложении 1. При этом необходимо учитывать коэффициенты и указания, приведенные в общих положениях ЕНВиР-И. 9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАТЕЙ РАСХОДА ТОПЛИВА НА БУРЕНИЕ СКВАЖИН9.1. Удельный расход дизельного топлива при бурении за сутки в общем случае рассчитывается исходя из расхода топлива на один станок в сутки, величина которого зависит от мощности установки и степени ее использования и определяется по следующей формуле: Вт = gуд·Nу·24Ки.в·10-6, (23) где Вт - расход топлива на один станок в сутки, т/ст. сутки; gуд - расход топлива на единицу мощности, г/кВт·ч (определяется по паспорту двигателя); Nу - мощность буровой установки, кВт; 24 - количество часов в сутки; Ки.в - коэффициент использования двигателей по времени и мощности; Ки.в = Квр·Кмощ (табл. 3). Таблица 3 Коэффициент использования двигателей внутреннего сгорания и расход топлива на буровые установки
Для более точного подсчета расхода топлива коэффициент использования установки рекомендуется определять экспериментально или производить расчеты по нормам времени работы установок в соответствии с ЕНВиР-И. 9.2. Норма расхода топлива на метр проходки , кг у.т/м проходки, изменяется обратно пропорционально коммерческой скорости бурения и определяется по формуле , (24) где Vм - коммерческая скорость бурения эксплуатационного или разведочного, м/ст.мес; 30 - количество суток в месяце; Ку.т - коэффициент перевода натурального топлива в условное (для дизельного топлива Ку.т = 1,45). 9.3. Для расчета удельных расходов топлива бурильными установками на 1 м пробуренной скважины , л, рекомендуется пользоваться формулой , (25) где ву - расход топлива установкой за 1 ч работы, л (табл. 4); Нвр - норма времени на бурение 1 м скважины в зависимости от категории пород, определяемой по ЕНВиР-И (см. приложение 1, табл. 1 - 24). 9.4. При работе вспомогательного оборудования при бурении скважин удельный расход топлива рекомендуется определять на каждую вспомогательную установку в соответствии с нормами времени их работы, приведенными в приложении 1 (табл. 7 - 8). 9.5. Для укрупненных расчетов норму расхода топлива при работе различных буровых установок рекомендуется определять с учетом данных табл. 4. Таблица 4 Расход жидкого топлива на буровые установки и станки
* Работа трактора (уборочная машина) при переездах учитывается в часах. 9.6. Нормы времени при работе различных установок на топливе рекомендуется определять по данным приложения 1 с учетом коэффициентов и указаний, приведенных в общих положениях ЕНВиР-И. 10. РАСЧЕТ РАСХОДА ТОПЛИВА НА 1 МАШИНО-Ч РАБОТЫ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ И СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ И РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА10.1. По каждому типу машин (ПТМ и СДМ) можно допустить, что все машины загружены равномерно. Средний расход условного топлива по одному типу машин bср кг у.т, рекомендуется определять по формуле , (26) где bi - удельный расход условного топлива i-й маркой машины: для машин, работающих на бензине, определяется по данным табл. 5, на дизельном топливе - по данным табл. 6; ni - количество машин одной марки; M - количество марок машин данного типа; Σni - количество машин данного типа. 10.2. Количество израсходованного условного топлива В, кг у.т, рекомендуется определять по формуле B = bср·Ф, (27) где Ф - количество машино-ч, отработанное каждым типом машин и механизмов. 10.3. Средневзвешенная норма расхода топлива на 1 машино-ч работы , кг у.т, на уровне предприятия определяется по формуле (28) , где ΣВ - суммарный расход условного топлива, кг; - общее количество машино-ч, отработанное всеми машинами; Ф1, Ф2, …, Фm1 - количество машино-ч, отработанное каждым типом, ч; bср1, bср2, …, bср.m1 - средний удельный расход условного топлива по каждому типу машин и механизмов, кг у.т/ч; K - количество типов машин на предприятии. 10.4. Расход жидкого топлива на работу автомобильного транспорта, связанную с бурением скважин, необходимо определять по данным табл. 7 с учетом фактического пробега автомашины. Расход жидкого топлива увеличивается: при работе в зимнее время (при установившейся средней температуре воздуха ниже 0 °С) в южных районах страны до 5 %, в районах с умеренным климатом до 10 %, в северных районах до 15 %, в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в том числе на БАМе, до 20 %; для автомобилей, вышедших из капитального ремонта, и для автомобилей при пробеге первой тысячи километров до 5 %; при работе с прицепами на каждую тонну собственного веса прицепа на бензиновом автомобиле на 2 л и на дизельном автомобиле на 1,3 л; для автомобилей, кроме УАЗ, использование которых допускается на повременном тарифе, до 10 %. Таблица 5 Нормы расхода топлива на эксплуатацию строительных машин, работающих на бензине
* Норма определена на основании многолетней эксплуатации гусеничных транспортеров в сложных дорожных условиях БАМа. Других надбавок не производить. При работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием нормы снижаются до 15 %. Нормы расхода жидкого топлива для автомобилей, работающих в особых условиях: при работе автомобилей, оборудованных специализированными кузовами, нормы расхода топлива на 100 км пробега увеличиваются или уменьшаются на каждую тонну превышения или снижения массы специализированного автомобиля против базового: по бензиновым автомобилям на 2 л и по дизельным автомобилям на 1,3 л; для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на передвижение устанавливаются, исходя из линейных норм расхода топлива. Таблица 6 Нормы расхода топлива на эксплуатацию основных строительных машин, работающих на дизельном топливе
Таблица 7 Расход жидкого топлива на автомобили
10.5. Норма расхода условного топлива на выработку электроэнергии электростанциями кг у.т/тыс. кВт·ч, работающими от двигателей внутреннего сгорания, в эксплуатационных условиях определяется по формуле , (29) где bн - удельный расход топлива, кг/кВт·ч (по паспорту); K’ - коэффициент, учитывающий загрузку двигателя (табл. 8); Cдв - коэффициент, учитывающий техническое состояние двигателя (см. табл. 8); ηэлг - КПД электрогенератора; - головой расход топлива на холостой ход (пуски и остановки) двигателя, кг; Wгод - количество электроэнергии, выработанной генератором за год, тыс. кВт·ч; K1 - коэффициент перевода дизельного топлива в условное (K1 = 1,45). Таблица 8 Значения коэффициентов K и С
10.6. Расход топлива на холостой ход двигателя определяется по формуле Bхх = 0,183·Nн·bн·Kхх·Cдв·nу, (30) где 0,183 - продолжительность работы двигателя на холостом ходу, ч (принимается до принятия нагрузки 8 мин и после снятия нагрузки 3 мин); Nн - номинальная мощность двигателя, кВт·ч; Kхх - коэффициент, учитывающий расход топлива при работе на холостом ходу двигателя (для компрессорных четырехтактных двигателей принимается 0,24, для бескомпрессорных - 0,21); nу - число пусков установок. 10.7. Норма расхода условного топлива на выработку 1000 нм3 сжатого воздуха , кг у.т/1000 нм3, в эксплуатационных условиях от двигателей внутреннего сгорания рекомендуется определять по формуле где bуд - удельный расход натурального топлива (номинальный) двигателем внутреннего сгорания (по паспортным данным), кг/кВт·ч; Nд - номинальная мощность двигателя внутреннего сгорания (по паспортным данным), кВт; Kиз - эксплуатационный коэффициент, учитывающий износ и недогрузку компрессора, (принимается в среднем 1,1); Qн - номинальная производительность компрессора (по паспортным данным), нм3/мин; 60 - числовой перевод минутной паспортной производительности компрессора в часовую; ηком - КПД компрессора (принимается по паспортным данным); Bхх - расход натурального топлива на холостой ход двигателя внутреннего сгорания, кг/нм3; Kп - коэффициент перевода натурального топлива в условное. 10.8. Расход дизельного топлива на 1 нм3 сжатого воздуха при холостом ходе дизеля Bхх, кг/нм3, определяется по формуле где 0,183 - продолжительность работы двигателя на холостом ходу, ч; до принятия нагрузки принимается 8 мин и после снятия - 3 мин; Kхх - коэффициент, учитывающий расход топлива при работе двигателя на холостом ходу; для четырехтактного компрессорного двигателя принимается 0,24; K’из - коэффициент, учитывающий техническое состояние двигателя; принимается в среднем ≈ 1,03 - 1,05; nп - число пусков и остановок в году; Пгод - выработка сжатого воздуха в планируемом году, нм3. 10.9. При подсчете фактического удельного расхода условного топлива на 1000 нм3 сжатого воздуха необходимо фактическую выработку в действительных условиях перевести в нормальные кубические метры по формуле , (33) где Vн - годовая выработка сжатого воздуха в нормальных (стандартных) условиях, нм3/год; Vф - фактическая выработка сжатого воздуха в действительных условиях, м3; ΔПпоп - величина поправки для перевода в нормальные кубические метры; определяется по формуле (41). 11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ НУЖДЫ11.1. Расход электрической энергии за расчетный период для грузоподъемных механизмов, где привод осуществляется электроприводами, Wр.п, кВт·ч, рекомендуется определять по формуле , (34) где Ni - установленная мощность электродвигателя транспортной установки (по паспортным данным), кВт; ti - продолжительность работы транспортной установки в расчетном периоде, ч; Kc - коэффициент спроса установки, определяемый экспериментально. 11.2. Расход электроэнергии на привод станочного, нестандартного, технологического оборудования и т.п. в мастерских Wр.м, кВт·ч, рекомендуется определять по формуле где - суммарная установленная мощность двигателей, кВт; nэ - число электродвигателей; Kи - коэффициент использования мощности оборудования (определяется по паспортным данным); tр.о - время работы оборудования, ч; ε - коэффициент использования оборудования по времени (табл. 9); ηср - средневзвешенный коэффициент полезного действия, равный Таблица 9 Коэффициент использования оборудования по времени
11.3. При производстве в мастерских сварочных работ Wсв, кВт·ч, расход электроэнергии на сварку определяется по формуле Wсв = Wус·Gм, (37) где Wус - удельный расход электроэнергии на сварку 1 кг наплавленного металла, кВт·ч (табл. 10); Таблица 10 Удельные расходы электроэнергии на сварку 1 кг наплавленного металла
Gм - количество наплавляемого металла, зависящее от геометрических размеров шва (площади сечения наплавки), длины шва и удельного веса наплавленного металла; при ручной сварке из-за наличия огарков, разбрызгивания металла ориентировочно на 1 кг наплавленного металла требуется 1,33 кг электродов. 11.4. Норма расхода электроэнергии компрессорной установкой , кВт·ч, определяется по формуле , (38) где , , - соответственно удельные расходы энергии на привод компрессора и насоса охлаждения, кВт·ч/1000 нм3. Расход электрической энергии на сжатие компрессором 1000 м3 воздуха при нормальных условиях (давление 0,1 МПа, температура 20 °С) , кВт·ч/1000 нм3, определяется по формуле где Nв - потребляемая мощность на валу при нормальной производительности компрессора, кВт; принимается по данным завода-изготовителя; Kиз.к - эксплуатационный коэффициент, учитывающий недогрузку и износ компрессора; принимается в среднем 1,1; ηдв - КПД электродвигателя; принимается 0,89 - 0,93; ηпер - КПД ременной передачи или другого вида передачи (табл. 11); Таблица 11 Коэффициенты полезного действия передачи
Qн - номинальная производительность компрессора, м3/ч; , (40) где Qф - производительность компрессора в действительных (фактических) условиях, м3/ч; ΔПпоп - поправка для перевода в нормальные м3 (нм3); где 1,205 - плотность всасываемого компрессором воздуха при нормальных условиях, кг/м3; jд - плотность всасываемого воздуха при действительных условиях, кг/м3, равная , (42) где Pср - среднее барометрическое давление во время всасывания воздуха, Па; tср - средняя температура всасываемого воздуха, °С. 11.5. Удельный расход электроэнергии на привод насосов водяного охлаждения для выработки 1000 нм3 сжатого воздуха , кВт·ч/1000 нм3, вычисляется следующим образом: , (43) где hвс - высота всасывания воды, м; hн - необходимый напор воды, м; η’н - КПД насоса по данным завода-изготовителя или справочным данным; при их отсутствии принимается 0,5 - 0,6; η’дв - КПД электродвигателя; принимается 0,8; η’пер - КПД передачи (табл. 4); Vвод - расход воды для сжатия компрессором 1000 нм3 воздуха при нормальных условиях, м3, определяемый путем замера. Допускается принимать: для поршневых компрессоров производительностью 10 м3/мин и при сжатии до 8 кгс/см2 в летнее время года 6 м3, в зимнее - 4 м3; для поршневых компрессоров производительностью свыше 10 м3/мин в летнее время 4,5 м3, в зимнее - 3 м3; для турбокомпрессоров при сжатии воздуха до 8 кгс/см2 в летнее время 12 - 16 м3, в зимнее - 7 - 8 м3; для двухступенчатых ротационных компрессоров при сжатии воздуха до 8 кгс/см2 в летнее время 4 м3, в зимнее - 3 м3. В среднем расход электрической энергии на охлаждение компрессоров при выработке (сжатии) 1000 нм3 воздуха составляет: для поршневых компрессоров 0,6 - 0,8 кВт·ч/1000 нм3, для турбокомпрессоров 1,2 - 2,5 кВт·ч/1000 нм3 и для ротационных - 0,5 - 0,6 кВт·ч/1000 нм3. Расход электрической энергии на охлаждение компрессоров не превышает 2,5 % общего расхода по установке. 11.6. Норма расхода электроэнергии на добычу и перекачку воды насосными станциями , кВт·ч/1000 нм3, определяется по формуле , (44) где Hвд - полный напор воды, МПа; η’н, η’пер, η’дв - соответственно КПД насоса, передачи и электродвигателя. Полный напор Нв, м, может быть подсчитан исходя из показаний приборов: для случая разрежения на впускной линии: ; (45) для случая, когда со стороны впуска насос работает под давлением: , (46) где Hм - показания манометра, МПа; Hв - показания вакуумметра, МПа; Hо - вертикальное расстояние между местом установки манометра и вакуумметра, м; Vн, Vв - скорости в номерном и впускном патрубках (в местах присоединения манометра и вакуумметра), м/с; g - ускорение силы тяжести (9,8 м/с2). Если диаметры впускного и нагнетательного патрубков насосов равны, то . (47) Если насосная станция оборудована несколькими параллельно работающими насосами, составляется режимный график их работы в течение суток применительно к характеристике Пч - Н сети, где Пч - часовая производительность, м3/ч. 11.7. При опробовании скважин откачками расход электрической энергии рекомендуется определять по формуле (35), используя характеристики оборудования, приведенные в приложении 2. 11.8. Потери электроэнергии в электрических приемниках, непосредственно участвующих в технологическом процессе, определяются по формуле ΔWт = (0,03 - 0,06) Wт, (48) где 0,03 - 0,06 - коэффициент потерь электроэнергии в электрических агрегатах. 11.9. Потери электроэнергии на общезаводских и цеховых сетях и подстанциях ΔWобщ, кВт·ч, рассчитываются по формуле ΔWобщ = ΔWтр+ΔWсети, (49) где ΔWтр - потери электроэнергии в трансформаторах, установленные перед бурильными установками, кВт·ч; ΔWсети - потери электроэнергии в воздушных и кабельных линиях перед бурильной установкой, кВт·ч. Допускается принимать величину потерь в сетях и трансформаторах в размере 5 - 7 % величины общего расхода электроэнергии. 11.10. Расход электрической энергии при эксплуатации вентиляционной установки в рассматриваемый период определяется по формуле Wв = Pпотр·tв·T·K’з, (50) где tв - время работы вентилятора за характерные сутки, ч; T - число дней работы установки за рассматриваемый период; K’з - коэффициент запаса мощности (табл. 12); Pпотр - мощность, потребляемая привозным электродвигателем, кВт·ч; определяется на основе контрольных испытаний или по формуле Здесь Vвоз - расход воздуха или производительность вентилятора, м3/ч; Hп.н - полный напор (давление), кг/м2; определяется по технической характеристике; ηп, ηв - соответственно КПД передачи и вентилятора (ηп для плоских ремней принимается 0,85 - 0,90, для клиновых - 0,9 - 0,95; ηв принимается по паспортным данным). Для вентиляционных установок Vвоз = Vр.з·nк, (52) где Vр.з - объем воздуха рабочей зоны, м3; nк - кратность обмена воздуха. Таблица 12 Коэффициенты запаса мощности
Для приближенных расчетов расхода электроэнергии на вентиляцию Wв, кВт·ч, можно пользоваться формулой Wв = Pв.уд·Vзд·tг·10-3, (53) где Pв.уд - удельная установленная мощность вентиляционных установок, кВт/1000 м3 (табл. 13); Vзд - объем вентилируемого помещения по наружному обмеру, м3; tг - продолжительность работы вентиляционной установки за рассматриваемый период, ч. Характерные сутки определяются следующим образом. По расчетному графику нагрузки или по записям в оперативном журнале и диаграммам самопишущих приборов за предыдущие периоды работы устанавливается расход электроэнергии за рассмотренный период времени. Делением этого расхода на число рабочих суток рассмотренного периода находится среднесуточный расход электроэнергии. В рассмотренном периоде отыскиваются сутки, имеющие расход электроэнергии, равный или близкий к полученному среднесуточному расходу. Найденные сутки и их действительный график нагрузки принимается за характерные сутки. На графике у каждого часа нагрузка принимается постоянной, равной средней нагрузке за данный час. Если время действия нагрузки за характерные сутки меньше 24 ч и не кратно часу, тогда на графике нагрузки остаток времени меньше часа принимается за полный час с уменьшением нагрузки в принятом полном часе на величину Р2, кВт·ч, определяемую по формуле , (54) t - остаток времени меньше часа, мин; P1 - нагрузка, действующая в остаток времени меньше часа, кВт. 11.11. Годовой расход электрической энергии на освещение производственных помещений Wо, кВт·ч, определяется по формуле Wо = 1,05·Nуд·S·Kc·tо·10-3, (55) где 1,05 - коэффициент, учитывающий дежурное освещение; Nуд - удельная мощность освещения на 21 м2 площади (табл. 14); S - освещаемая площадь, м2; Kc - коэффициент спроса (табл. 15); tо - время использования максимума осветительной нагрузки в планируемом периоде, ч, определяемое по данным табл. 16 и 17. Таблица 13 Удельные нормы установленной мощности на вентиляцию помещений, кВт·ч/1000 м3
Таблица 14 Удельная установленная мощность освещения на 1 м2
Таблица 15 Коэффициент спроса осветительных нагрузок Kс
Примечание. Kс - действителен при подсчете средних и максимальных нагрузок. Таблица 16 Годовое число часов использования максимума осветительной нагрузки для внутреннего освещения
Таблица 17 Годовое число часов использования максимума осветительной нагрузки для наружного освещения
11.12. Годовой расход электроэнергии на наружное освещение Wн.о, кВт·ч, определяется по формулам: Wн.о = Pуд·S·Kз.о·tн.о·10-3, (56) Wн.о = Pсв·εн.о·Kc·10-3, (57) где Kз.о - коэффициент запаса осветительных установок, определяемый по табл. 18; Pсв - установленная мощность светильников, Вт; tн.о - продолжительность включения непрерывного освещения, ч (см. табл. 16 и 17), Таблица 18 Коэффициент запаса осветительных установок
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Временная инструкция по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии. М., Союзоргтехводстрой, 1977. 2. Основные положения по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в производстве. М., Экономика, 1971. 3. Единые нормы времени и расценки на изыскательские работы. Часть II. М., Стройиздат, 1983. Приложение 1НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ЕНВиР-И1. Нормы времени составлены с учетом: укомплектования бригад необходимым составом рабочих и инженерно-технических работников; обеспечения бригад и отдельных исполнителей исправным оборудованием и транспортными средствами; применения наиболее рациональных форм организации труда и передовых методов работ; обеспечения условий труда, отвечающих правилам труда и техники безопасности. 2. В нормах времени учтено время на осмотр, проверку и опробование оборудования в начале и в процессе работ; устранение мелких неисправностей. 3. При производстве поверхностных работ в горных районах с абсолютной высотой более 2300 м нормы времени пересчитываются на 6-часовой рабочий день умножением на коэффициент 1,14; перерасчет не производится в тех случаях, когда они даны для 6-часового рабочего дня (табл. 1). 4. Нормы времени рассчитаны на выполнение работ в благоприятный период года. При выполнении работ в неблагоприятный период года при расчете применяются сезонные коэффициенты (табл. 1). 5. В процессе выполнения буровых и горно-проходческих работ при температуре воздуха ниже 0 °С при расчете времени используются коэффициенты, приведенные в табл. 2. 6. При производстве работ с плавучих установок или со льда при расчете норм времени следует применять коэффициенты, указанные в табл. 3. Перечень норм времени на инженерно-геологические работы по ЕНВиР-И приведен в табл. 4 - 28. Норма времени указана в часах на единицу - измеритель работы. Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Примечание. Применение одновременно двух коэффициентов по данной таблице не допускается. I. Буровые работы Колонковое бурение (табл. 4 - 7) Таблица 4 Бурение скважин с поверхности земли станками с приводом от двигателя внутреннего сгорания Измеритель - 1 м
Примечания: 1. При бурении с поверхности земли станками типов ГП-1 и БСК-2М-100 к нормам времени, рассчитанным для станков ЗИВ-150 и СБУ(Д)-150-ЗИВ, применяют коэффициент 0,7. 2. При бурении станками с приводом от электродвигателя применяют коэффициент 0,9. Таблица 5 Бурение скважин из подземных выработок (штолен, шахт, потерн, камер), подвальных помещений, цехов и т.п. станками с приводом от электродвигателя Измеритель - 1 м
Таблица 6 Бурение скважин с поверхности земли малогабаритными установками типа БУЛИЗ-15 и их модификациями Измеритель - 1 м
Таблица 7 Бурение скважин диаметром до 75 мм мотобуром Д-10 без крепления трубами (классификация пород та же, что и для шнекового бурения) Измеритель - 1 м
Вспомогательные работы (табл. 8 - 11) Таблица 8 Промывка скважины перед креплением трубами насосом через бурильные трубы, опущенные в скважины Измеритель - 1 цикл промывки на каждые 100 м глубины скважины
Таблица 9 Тампонирование скважин (закачивание раствора насосом, подъем бурового снаряда после заливки) Измеритель - 1 скважина или отдельный интервал
Таблица 10 Цементирование скважин. Заливка скважины или ее отдельных интервалов приготовленным цементным или быстросхватывающимся раствором буровым насосом (цементирование). Промывка бурильных труб, инструмента и насоса Измеритель - 1 скважина или отдельный интервал
Таблица 11 Приготовление глинистого раствора. Загрузка глины, реагентов и залив воды в глиномешалку. Механическое перемешивание глины Измеритель - 1 м3
Примечания: 1. Нормами времени предусмотрено приготовление глинистого раствора только в период монтажа оборудования и подготовки к бурению, при этом они применяются с коэффициентом 1,2, учитывающим чистку емкостей и циркуляционной системы. 2. Если глинистый раствор приготовляют из мерзлой глины, к нормам времени применяют коэффициент 1,5. Бурение скважин (табл. 12 - 17) При механическом ударно-канатном бурении нормами времени предусматривается применение двигателя внутреннего сгорания. При использовании электродвигателя к норме времени следует применять коэффициент 0,9. Таблица 12 Механическое вращательное бурение скважин диаметром 630 - 720 мм станком УГБ-3УК (УКС-22М) с роторной приставкой РПМ способом обратной промывки Измеритель - 1 м
Таблица 13 Бурение скважин установками УГБ-3УК (УКС-22М), УГБ-4УК (УКС-30) и их модификациями (без крепления трубами) Измеритель - 1 м
Таблица 14 Бурение скважин малогабаритными установками типов УБП-15, БУЛИЗ-15, ДУ-5-25, УС-20, БУКС-ЛГТ и их модификациями (без крепления трубами) Измеритель - 1 м
Таблица 15 Бурение скважин установками типов УГБ-50М, СБУ(Д)-150-ЗИВ с их модификациями (без крепления трубами) Измеритель - 1 м
Примечание. При бурении скважины с одновременной обсадкой трубами с помощью механизма расхаживания к нормам времени применяют коэффициент 0,75. Таблица 16 Бурение скважин установками типа БУГ-75 и БУГ-100 с креплением трубами с применением механизма расхаживания
Таблица 17 Бурение скважин с применением приводной фрикционной лебедки (без крепления трубами) Измеритель - 1 м
Таблица 18 Подготовка самоходных буровых установок к переезду (заправка горючим, смазочными материалами, запуск двигателя) Измеритель - 1 подготовка
Таблица 19 Перетаскивание тракторами буровых вышек (копров, треног) без разборки, в вертикальном положении Измеритель - 1 вышка (копер, тренога)
Вибрационное бурение Нормы времени предусмотрены для вибрационного бурения скважины установками типов АВБ, ВБУ и их модификациями. Таблица 20 Бурение скважин вибробуровыми установками диаметром 146 мм Измеритель - 1 м
Шнековое бурение Нормы времени на шнековое бурение предусмотрены для бурения скважин самоходными буровыми установками типа УГБ-50 диаметром 160 мм и установками типа БУЛИЗ-15 диаметром до 127 мм (табл. 21 - 24). При бурении скважин диаметром более 160 мм к нормам времени применяют повышающий коэффициент 1,3. Таблица 21 Бурение скважин установками типа УГБ-50М сплошным забоем с непрерывной углубкой колонны шнеков и выдачей породы на выброс, без отбора образцов породы Измеритель - 1 м
Таблица 22 Бурение скважины установками типа УГБ-50М сплошным забоем с отбором через 1 - 1,5 м путем вращения шнековой колонны без углубки вхолостую Измеритель - 1 м
Таблица 23 Бурение скважин установками типа УГБ-50М с ограниченными рейсами путем подъема шнековой колонны для интервального отбора образцов породы Измеритель - 1 м
Таблица 24 Бурение скважин установкой БУЛИЗ-15 с ограниченными рейсами путем подъема шнековой колонны для интервального отбора образцов породы Измеритель - 1 м
Примечание. При увеличении длины рейса до 1 м к нормам времени следует применять коэффициент 0,7. II. Горно-проходческие работы (табл. 25 - 28) Таблица 25 Проходка расчисток бульдозером Измеритель - 1 м3
Примечание. При использовании бульдозера с механической лебедкой ножа к нормам времени применяют коэффициент 1,2. Таблица 26 Проходка шурфов в мерзлых породах Измеритель - 1 м шурфа
Таблица 27 Механическое вращательное бурение шурфов, дудок диаметром 700 - 800 мм установками типа УГБ-50М Измеритель - 1 м шурфа
Примечание. При бурении станком УРБ-2АК к нормам времени применяется коэффициент 0,7. Таблица 28 Проходка шурфов с применением буровзрывных работ Измеритель - 1 м шурфа
Приложение 2ОПРОБОВАНИЕ СКВАЖИН ОТКАЧКАМИТаблица 1 Основные технические данные погружных насосов
Таблица 2 Техническая характеристика насосов ЭПН
Электрические погружные центробежные насосы ЭЦНВ предназначены для откачки неагрессивной воды с температурой до 25 °С и содержанием механических примесей до 0,01 %. Таблица 3 Техническая характеристика эрлифтов
Приложение 3ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА РАСХОДА ТЭР НА РАЗЛИЧНЫЕ НУЖДЫ ПРИ БУРЕНИИ СКВАЖИН1. Расчет расхода топлива при выполнении буровых работ (табл. 1). Исходные данные: расчет ведется на рабочую смену; средняя норма проходки 15 м; бурение скважин механическим ударно-канатным способом буровой установкой УГБ-50М на шасси автомобиля ГАЗ-66; условия работы благоприятные; выполнение подготовительных работ механизированным способом; категория горных пород III; нормы времени взяты из приложения I; коэффициент использования 0,75. Таблица 1
Итого: расход времени 15,992 расход бензина 16,0 расход дизельного топлива 92,49 2. Расчет нормы расхода условного топлива на выработку 1000 нм3 сжатого воздуха передвижной компрессорной станцией с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Исходные данные: тип компрессорной станции КС-9; производительность компрессора 10 нм3/мин; рабочее давление 6 кгс/см2; система охлаждения воздушная; годовая выработка сжатого воздуха 2230000 нм3; марка двигателя - дизель Д-108; тип двигателя - четырехцилиндровый; удельный расход топлива 0,129 кВт; номинальная мощность на маховике 79,38 кВт; КПД компрессора 0,8; число пусков и остановок в году 900. Расчет Расход дизельного топлива на 1 нм3 сжатого воздуха при работе дизеля на холостых ходах определяется по формуле (32) Вхх = (0,183·79,38·0,129·0,24·1,03·900) / 2230000 = 0,000187 кг/нм3. Норма расхода условного топлива на 1000 нм3 сжатого воздуха в эксплуатационных условиях определяется по формуле (31) = ((0,129·79,38·1,1) / (10·60·0,8) + 0,000187)·1,45·103 = 35,2 кг у.т/1000 нм3. 3. Расчет нормы расхода электроэнергии на 1000 нм3 сжатого воздуха. Исходные данные: компрессорная станция имеет 4 компрессора ВЦ-22/6 и собственную станцию оборотного водоснабжения; суммарный напор воды 45 м; номинальная мощность на валу 144 кВт; номинальная производительность компрессора Qн = 22 нм3/мин; КПД электродвигателя 0,9; КПД передачи 1,0; часовой расход воды на охлаждение цилиндров 2,2 м3/ч; часовой расход воды для охлаждения конечного охладителя 2,35 м3/ч на каждые 10 м3 всасываемого воздуха; КПД насоса 0,6; КПД двигателя 0,8; станция работает в летний период времени. Расчет Удельный расход электроэнергии на привод компрессора вычисляется по формуле (39) = (144·1,1·1000) / (22·60·0,91) = 133,3 кВт·ч/1000 нм3. Расход воды на выработку 1000 нм3 сжатого воздуха в соответствии с п. 12.4 настоящих Методических рекомендаций составит 6 м3/1000 нм3. Удельный расход электроэнергии на охлаждение компрессора согласно (43) = (0,00272·45,6) / (0,6·0,8·1) = 1,56 кВт·ч/1000 нм3. Норма расхода электроэнергии на привод и охлаждение компрессора = 133,3 + 1,56 = 134,86 кВт·ч/1000 нм3. 4. Расчет годового расхода электроэнергии на приточно-вытяжную вентиляцию. Исходные данные: тип и серия вентилятора - центробежный, ЭВР № 6; производительность 1000 м3/ч; полное давление 130 кг/м2; КПД вентилятора 0,58; число дней работы вентилятора 252; время работы вентилятора за характерные сутки 14 ч; коэффициент запаса мощности 1,1. Расчет Потребляемая мощность вентиляционной установки определяется по формуле (51) Рпотр = (10000·130) / (3600·102·1·0,58) = 6,1 кВт. Годовой расход электроэнергии на вентиляцию согласно формуле (50) Wв = 6,1·252·14·1,1 = 23683 кВт·ч. 5. Расчет годового расхода электроэнергии на наружное освещение предприятия и установленной мощности светильников. Исходные данные: площадь территории 10000 м2; удельная мощность 0,4 Вт/м2; коэффициент запаса осветительной установки 1,3; годовое число использования максимума осветительной нагрузки 1750 ч. Расчет Годовой расход электроэнергии на наружное освещение предприятия определяется по формуле (56) Wн.о = 0,4·10000·1,3·1750·10-3 = 9100 кВт·ч. Мощность светильников согласно формуле (57) составляет Рсв = (9100·1000) / 1750 = 5228 Вт. 6. Расчет годового расхода электроэнергии станками механических мастерских. Исходные данные приведены в табл. 2. Таблица 2
Расчет Средневзвешенный КПД по группе токарных станков находится по формуле (36) ηср = (5,6·0,82 + 14·0,83) / 19,6 = 0,827 Аналогично определяется средневзвешенный КПД по каждой из остальных пяти групп и по мастерским ηср = (19,6·0,827 + 14,4·0,84 + 5·0,81 + 30·0,89 + 6·0,89 + 8·0,89) / 83 = = (16,21 + 12,10 + 4,05 + 26,70 + 4,74 + 7,12) / 83 = 0,855 Годовой расход электроэнергии станками мастерских согласно формуле (35) составит Wр.м = ((49,2·0,8 + 33,8·0,4)·0,8·2132) / 0,855 = 90183 кВт·ч. СОДЕРЖАНИЕ
|