ГОССТРОЙ РОССИИ цнииомтп МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОДОВЫЕ РЕЖИМЫ
РАБОТЫ МДС 12-13.2003 Москва ПРЕДИСЛОВИЕ 1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) ВНЕСЕН Управлением государственной строительной политики Госстроя России и Техническим комитетом по стандартизации (ТК-376) «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования» 2 ВЗАМЕН «Рекомендаций по определению годовых режимов работы и эксплуатационной производительности строительных машин» (ЦНИИОМТП, М., 1982) СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕЭффективность использования машин определяется временем, в течение которого машина выполняет работу при номинальных режимах нагрузки. Чем больше это время, тем лучше используется машина и выше качество ее эксплуатации. Оценка качества использования машины производится сравнением фактического времени, отработанного машиной, с расчетной нормой времени, определить которую можно, проведя расчет годового режима работы машины. Важно не только установить факт выполнения или невыполнения расчетного годового режима работы машины, но и наметить мероприятия по улучшению ее использования. В настоящем документе дана методика определения годовых режимов работы строительных машин и приводятся исходные данные для анализа режимов их работы. Определенные расчетом годовые режимы работы машин могут применяться не только для оценки качества эксплуатации строительных машин, но и для сметных расчетов. Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМПТ (Колосков В.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.) и Управлением государственной строительной политики Госстроя России (Молоткова Л.Н., Симонов С.Н.). 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий документ распространяется на эксплуатацию строительных машин в части определения годовых режимов их работы. Документ устанавливает правила определения годовых режимов работы строительных машин, содержит исходные данные для расчетов и типовые годовые режимы работы строительных машин. Документ предназначен для использования во всех организациях, занимающихся проектированием, изготовлением и эксплуатацией строительных машин. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем документе использованы ссылки на следующие документы. ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы. ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования. ГОСТ 25866-83. Эксплуатация техники. Термины и определения СП 12-102-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин. МДС 12-8.2000. Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин. 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯГодовой режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и перерывов в работе в течение года. Суточный режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и перерывов в работе в течение суток. Коэффициент внутрисменного использования строительной машины - отношение времени использования машины по назначению к продолжительности сменного рабочего времени. Эксплуатация строительной машины и условия эксплуатации машины - по ГОСТ 25866. 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ4.1. Режим работы строительных машин определяется продолжительностью времени работы машины и перерывов в работе машин за соответствующий период календарного времени. Рабочее время машин включает продолжительность выполнения операций технологического процесса работ (передвижения машины по фронту работ в пределах одного строительного объекта), технологических перерывов в работе машин, подготовки машины к работе в начале смены и сдачи ее в конце смены, технического обслуживания машин в течение смены (ЕО). 4.2. В основном режимы работы машин подразделяются на годовые и суточные, но могут разрабатываться и на другие периоды календарного времени года. 4.3. Определение годового режима работы машин предусматривает получение данных по распределению календарного времени на рабочее время и время, когда машина по тем или иным причинам не работает: техническое обслуживание, за исключением ежесменного, ремонт, перемещение с одного объекта на другой, монтаж или демонтаж и др. В годовом режиме учитываются только целосменные перерывы в работе машин. Годовой режим работы может определяться как на каждую машину, так и на среднесписочную машину по каждой группе. 4.4. Суточный режим определяет количество смен работы машин в течение суток. Количество смен работы при этом определяется как средняя величина. 5. РАСЧЕТ ГОДОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН5.1. Годовые режимы работы строительных машин должны разрабатываться применительно к конкретным условиям их эксплуатации, организованной согласно требованиям ГОСТ 25646. 5.2. Годовой режим работы машин может быть определен в сутках, сменах и часах рабочего времени. Расчет годового режима работы машин заключается в определении количества суток, смен, часов; времени работы машины в году; перерывов в работе машины в результате перебазировок, выходных дней, метеоусловий, ремонта и др. 5.3. Количество рабочих суток машины в году Д определяется путем исключения из календарного времени года числа суток перерывов в работе машины по всем причинам, т.е. Д = 365 - (Дв + Дпр + Дм +Дн + До + Дрем), (1) где Дв - праздничные и выходные дни; Дпр - время, затрачиваемое на перебазировку машин (время на демонтаж, перевозку и монтаж машин на новом месте работы); Дм - перерывы в работе, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, при которых машины не могут работать; Дн - непредвиденные перерывы в работе машин; До - время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания ремонта; Дрем - время нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте. Количество смен работы машины в году Дсм определяется исходя из количества смен работы машины в сутки, с учетом требований технологии производства работ и фактически достигнутой сменности, учитывающей конкретные условия эксплуатации машин в организации, для которой разрабатываются годовые режимы работы Дсм = ДКсм, (2) где Ксм - количество смен работы машины в сутки. Для группы (вида) машин Ксм рассчитывается исходя из данных о количестве машин, работавших с различной сменностью в сутки соответствующего календарного периода времени по следующей формуле (3) где Ксм.м - количество смен работы отдельных машин в сутки; Мк - среднесписочное количество машин, работавших со сменностью, равной соответствующей величине Ксм.м; Тк - количество суток работы данной группы машин с одинаковой сменностью; М - общее среднесписочное количество работавших машин; Т - количество суток, отработанных машинами в соответствующем периоде. Количество часов рабочего времени машины в течение года Дч при продолжительности смены в часах согласно режиму, установленному для данной организации и в соответствии с действующим законодательством, определяется как Дч = ДДсмПсм, (4) где Псм - продолжительность рабочей смены, ч. 5.4. Количество праздничных и выходных дней Дв принимается по календарю, а при работе машинистов по скользящему графику - на основании графиков, принятых в данной организации. 5.5. Количество суток, затрачиваемых на перебазировку машин в течение года Дпр, определяется на основании данных о количестве и территориальном размещении строящихся объектов, продолжительности их строительства. При этом учитываются намечаемые на планируемый период изменения структуры работ, количества и размещения объектов и мероприятия, сокращающие продолжительность перебазировки. При определении продолжительности перебазировок машин могут быть использованы данные, приведенные в прил. 1 (табл. 1 - 5). При расчете режимов использования самоходных колесных машин, которые имеют постоянную стоянку на эксплуатационной базе строительной организации, время, затрачиваемое ежедневно на переезды к месту работы и обратно (при расстояниях не более 25 - 30 км), учитывают в составе сменного рабочего времени и в затраты времени на перебазировку не включают. 5.6. Перерывы в работе машин, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, определяются на основании данных соответствующих районных управлений гидрометеослужбы с учетом типа машины. Данные гидрометеослужбы по отдельным географическим пунктам о количестве дней в году с неблагоприятными метеорологическими условиями, влияющими на продолжительность рабочего времени машин, приведены в прил. 1 (табл. 6). 5.7. При расчете годового режима может быть предусмотрено время на перерывы в работе машин по непредвиденным причинам и резерва времени машин Дн, продолжительность которых принимается 3 % календарного времени за вычетом праздничных и выходных дней. 5.8. Время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания ремонта определяются на основании расчетов и данных о фактических затратах времени (прил. 2). 5.9. Время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте Дрем (в сутках) определяется по формуле (5) где Дп = Дв + Дпр + Дм + Дн + До - перерывы в работе машин по всем причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и ремонта; Ксм - количество смен работы в сутки; Псм - продолжительность смены, ч; Рч - количество дней нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного рабочего времени машины. 5.10. При наличии счетчика моточасов время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте (в сутках) можно определить из выражения Дрем = (Tм.ч/Kп)Pч, (6) где Тм.ч - наработка машины в моточасах. 5.11. Величина Рч принимается на основании показателей, содержащихся в эксплуатационной документации, по ГОСТ 2.601, заводов-изготовителей и фактических сведений по аналогичным машинам. Если эти данные отсутствуют, то Рч определяется по формуле (7) где Ктор - количество технических обслуживаний и ремонтов каждого вида машин за один ремонтный цикл; Пр - продолжительность одного технического обслуживания и ремонта соответствующего вида машин в рабочих сутках; Цм - продолжительность ремонтного цикла в моточасах; Кп - коэффициент отношения наработки машины в моточасах к сменному рабочему времени, за которое она получена. Значения величины Пр принимаются поданным МДС 12-8.2000. Коэффициент Кп определяется по каждой организации, для которой рассчитывают режимы работы машин. 5.12. Для упрощения расчетов Рч при отсутствии фактических данных о наработке машин можно пользоваться усредненными значениями коэффициента Кп, приведенными в табл. 7 прил. 1. При определении режимов работы для парка менее 15 одноименных машин затраты времени на ремонты рекомендуется определять для каждой машины с учетом фактически отработанного количества часов. 5.13. При определении продолжительности перерывов в работе машин по различным причинам рекомендуется учитывать возможность сокращения их за счет совмещения перерывов во времени. Так, сутки с неблагоприятными метеорологическими условиями могут совпадать с выходными и праздничными днями. Продолжительность перерывов в работе машин в связи с выходными днями может быть уменьшена за счет введения скользящего графика работы машинистов. Перерывы в работе для технического обслуживания машин могут быть сокращены за счет организации проведения его в выходные дни или в нерабочие смены. 6. РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН6.1. Годовая эксплуатационная производительность (выработка) машины П определяется на основании данных годового режима работы машины и ее эксплуатационной производительности П = ТчПэ, (8) где Тч - количество часов рабочего времени в году; Пэ - эксплуатационная производительность машины. 6.2. Эксплуатационная производительность машины определяется на основании данных о фактическом количестве часов рабочего времени и выполненном объеме работ за расчетный период. Эксплуатационная производительность Пэ может быть подсчитана по формулам технической производительности Пт с учетом коэффициента внутрисменного использования рабочего времени Kв, т.е. Пэ = ПтКв. (9) 6.3. Коэффициент использования внутрисменного времени Кв определяется на основании данных систематических наблюдений о внутрисменных потерях рабочего времени. Если эти данные отсутствуют, можно использовать значения Кв, приведенные в СП 12-134-2001. 7. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН7.1. Для оценки использования строительных машин по времени и производительности следует применять следующие показатели: коэффициент использования машины по времени в году; коэффициент использования внутрисменного времени; показатель использования машины по производительности в году. 7.2. Коэффициент использования машины по времени в году Кг определяется (10) где Дф - фактическое количество суток, отработанное машиной в течение года. 7.3. Коэффициент использования внутрисменного времени Кв определяется (11) где Псмф - фактическое время работы машины в смену. 7.4. Показатель использования машины по производительности в году Р определяется (12) где Пф - фактическая годовая эксплуатационная производительность (выработка) машины. 7.5. Дополнительными показателями оценки использования машин могут служить данные анализа режимов работы, полученные путем сравнения фактических затрат времени на перебазировку машин, техническое обслуживание и ремонт машин, потерь рабочего времени в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и непредвиденными причинами с затратами времени, предусмотренными в режимах работы. Эти данные используют при расчете режимов работы на последующий планируемый период и разработке мероприятий по улучшению использования машин. 8. ПРИМЕНЕНИЕ РАСЧЕТОВ ГОДОВЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН8.1. Типовые годовые режимы работы строительных машин приведены в табл. 1 - 9 и могут быть использованы: для практических целей планирования и анализа фактического использования машин, если исходные данные, принятые для расчета режимов, соответствуют условиям работы организаций, использующих эти режимы; в качестве методического пособия для разработки режимов при различии исходных данных соответствующей строительной организации и принятых в типовых режимах. 8.2. За основу расчета режимов работы машин приняты: двухсменная работа машин при пятидневной рабочей неделе; продолжительность смены 8,2 ч; количество выходных и праздничных дней - по календарю; затраты времени на перебазировку машин - по фактическим данным ряда строительных организаций. При расчете режимов перерывы в работе машин по метеорологическим причинам приняты не в среднем по зоне, а применительно к конкретным пунктам. Для экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров, кранов стреловых приняты следующие пункты: I зона - Краснодар, II зона - Петербург, III зона - Москва, IV зона - Хабаровск, V зона - Чита, VI зона - Бодайбо; для тракторов с навесным экскаваторным оборудованием вместимостью 0,25 м3, скреперов, автогрейдеров: I зона - Краснодар, II зона - Воронеж, III зона - Волгоград, IV зона - Казань, V зона - Иркутск; для кранов башенных: I зона - Краснодар, II зона - Минск, III зона - Москва, IV зона - Вятка, V зона - Кемерово. Продолжительность пребывания машин в ремонте и техническом обслуживании определена на основе данных, приведенных в МДС 12-8.2000. Техническое обслуживание машин частично производят во внесменное время, поэтому время, необходимое для технического обслуживания, уменьшено на 5 - 10 %. Для землеройных машин, учитывая сезонный характер их использования и возможность проведения ремонтов в межсезонный период, в режимах указана лишь продолжительность технических обслуживаний. По этой же причине в режимах не предусмотрено время на доставку этих машин в ремонт и обратно и ожидание ремонта. Среднесуточное время работы принято 16,4 ч. Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Таблица 6
Таблица 7
Таблица 8
Таблица 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА РЕЖИМОВ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНТаблица 1 Средние скорости перевозки строительных машин на трайлере
Таблица 2 Средние скорости передвижения пневмоколесных машин, буксируемых тягачами
Таблица 3 Средние скорости передвижения автомобильных и пневмоколесных кранов
Таблица 4 Затраты времени при перебазировке строительных машин
Таблица 5 Затраты времени на одну перебазировку (монтаж, демонтаж и перевозка) башенного крана
Таблица 6 Число суток в году с неблагоприятными метеорологическими условиями, влияющими на
продолжительность рабочего времени машин
Таблица 7 Количество суток нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте, приходящееся на 1 моточас и значения коэффициента Кп
ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПРИМЕР РАСЧЕТА ГОДОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВИсходные данные Состав парка: экскаваторы - 8 шт., третьей размерной группы, универсальные, гидравлические, на гусеничном ходу, оборудованные обратной лопатой с ковшом вместимостью 0,65 м3. В планируемом году пройдут капитальный ремонт 2 экскаватора. Температурная зона, для которой рассчитывается режим работы, - III (Волгоград). Фактическое число перебазировок экскаваторов за прошедший год составило 96, или 96/8 = 12 перебазировок на один среднесписочный экскаватор при среднем времени на одну перебазировку 7 ч. Экскаваторы работают в 1,5 смены, продолжительность смены 8,2 ч при пятидневной рабочей неделе. Расчет годового режима 1. Количество выходных и праздничных дней в году - 115. Для повышения выработки машин на летние месяцы (июнь, июль, август) следует организовать скользящий график работы машинистов и за счет этого уменьшить простои в выходные и праздничные дни. Количество выходных и праздничных дней Дв в этом случае составит: Дв = 115 - 27 = 88 дней, где 27 - количество выходных дней в июне - августе. 2. Затраты времени на перебазировку машин. В планируемом году, для которого определяют режим работы экскаваторов, увеличивается число строящихся объектов, причем средняя величина объема земляных работ, приходящаяся на один объект, уменьшается на 8 % и составит по отношению к базовому году 0,92. В результате среднее количество перебазировок на одну машину изменится следующим образом 12/0,92 = 13. Затраты времени на перебазировку экскаватора составят: 13×7 = 91 ч. При организации работ по перебазировке машин в две смены затраты Дпр в сутках составят: Дпр = 91 : 16,4 = 6 суток. 3. Перерывы в работе экскаваторов в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями. В соответствии с прил. 1 (табл. 6) для III зоны (Волгоград) число суток с неблагоприятными условиями Дм (с дождем) составляет 7,9 » 8. 4. Перерывы в работе машин по непредвиденным причинам. Величину перерывов по непредвиденным причинам определяют на основании рассмотрения фактических данных о перерывах в работе машин за отчетный (базовый) период. Для данного примера принимается продолжительность непредвиденных перерывов Дн в размере 3 % количества календарных суток, за исключением праздничных и выходных дней, т.е. Дн = (365 - 87)0,03 = 8 суток. 5. Время, затрачиваемое на перевозку машин в ремонт и из ремонта и на ожидание ремонта, До определяют расчетом из условия, что перевозка в капитальный ремонт осуществляется на трайлере на расстояние L = 100 км по дорогам первой группы со скоростью V = 15 км/ч (прил. 1, табл. 1), затраты времени на погрузку и разгрузку на объекте и ремонтном предприятии t = 2 ч (прил. 1, табл. 4), сдача машин в ремонт и приемка из ремонта занимают tп = 3 суток и ожидание ремонта t0 = 4 суток. Таким образом, время, затрачиваемое на транспортировку в ремонт и из ремонта и ожидание ремонта, составит
где 12 - продолжительность движения трайлера и погрузочно-разгрузочных работ, ч/сут. На одну среднесписочную машину рассматриваемого парка величина До составляет где 8 - количество машин в парке, из которых 2 подвергаются капитальному ремонту. 6. Затраты времени на техническое обслуживание и ремонт экскаваторов определяются по формуле (2). Общая величина перерывов в работе Дп равна Дп = Дв + Дпр + Дм + Дн + До = 88 + 6 + 8 + 8 + 2 = 112 суток. Количество суток нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного времени Рч определяется по данным прил. 1 (табл. 7)
Количество суток нахождения экскаваторов в техническом обслуживании и ремонте Дрем составит
7. Годовой режим работы экскаваторов характеризуется следующими данными: Количество нерабочих суток в году..................................................... 135 В том числе: праздничные и выходные дни.............................................. 88 перебазировка машин............................................................ 6 метеорологические причины................................................ 8 непредвиденные причины.................................................... 8 техническое обслуживание и ремонт.................................. 23 доставка в ремонт, из ремонта и ожидание ремонта......... 2 Количество суток работы в году........................................................... 221 Среднесуточное время работы, ч.......................................................... 16,4 Количество часов рабочего времени в году........................................ 3624 8. Годовая эксплуатационная производительность (выработка) составит Пэ = ТчПтКв = 3624×36×0,8 = 104371 м3 » 104 тыс. м3, где Пт = 36 м3/ч - техническая производительность экскаватора; Кв = 0,8 - коэффициент использования внутрисменного времени для данной организации при работе в грунтах 1 группы в отвал. |