ГОСТ Р 52108-2003 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ресурсосбережение ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ Основные положения ГОССТАНДАРТ РОССИИ Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 «Вторичные материальные ресурсы»; Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта России; Российским межотраслевым Научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов; Московским Государственным институтом стали и сплавов; Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова; ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 3 июля 2003 г. № 236-ст 3 В настоящем стандарте реализованы нормы следующих законов: - Закона Российской Федерации «О техническом регулировании»; - Закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе»; - Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления»; - Закона Российской Федерации «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (Введен дополнительно, Изм. № 1). 5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2005 г. Введение Одним из приоритетных направлений обращения с отходами, согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», наряду с мерами по безопасному их обращению, является повторное вовлечение отходов в промышленное производство. Положения закона определяют также необходимость разработки и принятия стандартов, регулирующих порядок обращения с отходами. Проблемы утилизации входят также в число приоритетных проблем Федерального закона «О техническом регулировании», который был принят в декабре 2002 г. Следует отметить, что нормативные акты, учитывающие экологические, санитарно-гигиенические и другие виды опасности (пожароопасность, коррозионная активность и другие) при обращении с отходами, уже существуют или интенсивно разрабатываются, тогда как нормативное обеспечение, направленное на вовлечение отходов в промышленное производство или оценку их сырьевых и ресурсных качеств, в настоящее время практически отсутствует. Первые основополагающие стандарты в этой сфере стали появляться в 2001 г. В последнее десятилетие в промышленно развитых странах происходил переход от концепции безопасного обращения с отходами, условно называемой «контроль на трубе», к концепции «промышленного метаболизма», которая базируется на оценке экономической эффективности мер, применяемых для защиты окружающей среды не на отдельных стадиях производства и потребления продукции (что в отношении отходов и означает так называемый «контроль на трубе»), а в комплексе, начиная от добычи полезных ископаемых, необходимых для производства определенного вида продукции, и заканчивая ее ликвидацией после истечения срока эксплуатации. В рамках этой концепции было показано, что наиболее экономически эффективным способом обращения с отходами является именно повторное вовлечение их в промышленное производство. Таким образом, из концепции «промышленного метаболизма» следует, что если даже в силу рыночных условий переработка конкретных отходов в товарную продукцию представляется экономически неэффективной, то учет всех затрат общества на оздоровление экологической обстановки, начиная от добычи полезных ископаемых, в подавляющем числе случаев меняет эту ситуацию на противоположную. Другими словами, необходимо государственное вмешательство для коррекции законодательной и нормативной базы, чтобы направление повторного использования отходов явилось приоритетным и выгодным. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что собственно рыночные отношения не способны сами по себе эффективно регулировать процессы обращения с отходами, и, в первую очередь, процессы ресурсосбережения. Уже сейчас большинство стран ЕЭС решают вопросы ресурсосбережения и обращения с отходами именно в сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования работ с ними. Государственный механизм регулирования работ с отходами опирается не только на законодательные документы, но и на основополагающие и профильные стандарты в этой сфере. Настоящий стандарт направлен на унификацию и регламентацию работ с отходами с учетом безопасности при проведении политики ресурсосбережения, с целью их более полного вовлечения в народнохозяйственный оборот. ГОСТ Р 52108-2003 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ресурсосбережение ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ Основные положения Resources saving. Waste treatment. Basic principles Дата введения 2004-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает общие правила обращения с отходами и состав технической, экономической, отчетной и другой документации, направленной на определение основных опасных и ресурсных (инертных) характеристик отходов с целью снижения их реальной или потенциальной опасности для людей и окружающей среды и повторного вовлечения в промышленное производство (утилизации). Стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся, складируемые и потребляемые на территории Российской Федерации, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок. Настоящий стандарт не распространяется на ядерные, биологические и военные отходы. На них распространяются специальные нормативно-методические документы, разрабатываемые соответствующими ведомствами. Настоящий стандарт предназначен для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее - предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в части деятельности, касающейся вовлечения отходов в промышленное производство, оценки их опасных или ресурсных характеристик, при принятии решений компетентными органами в сфере ресурсосбережения, возможности или невозможности трансграничного перемещения отходов с территории России за рубеж или на территорию России из-за рубежа или транзитного перемещения по территории России, решения других вопросов, относящихся к проблемам технологии и управления в области обращения с отходами. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения ГОСТ Р 53691-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные факторы. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 14.322-83 Нормирование расхода материалов. Основные положения ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документации на продукцию ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины, определения и сокращения3.1 В настоящем стандарте используют термины по ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53691, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, ГОСТ 30772, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.1 загрязнение окружающей среды: Поступление в окружающую среду веществ и/или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Примечание - Загрязнение окружающей среды происходит вследствие поступления в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных, биологических объектов, или превышения в определенный период времени среднего многолетнего уровня (в пределах его крайних колебаний) концентраций перечисленных агентов. 3.1.2 лицензирование: Мероприятия, связанные с предоставлением лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлением и возобновлением действия лицензии, аннулированием лицензии и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий. Примечания 1 Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, установлен в нормативно-правовых документах. 2 Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности для окружающей среды, в том числе отходов, образующихся в процессе производственной деятельности соискателя лицензии. 3 Деятельность по обращению с отходами V класса опасности для окружающей среды подлежит лицензированию в случае, если указанные отходы обладают следующими опасными свойствами - токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, или содержат возбудителей инфекционных болезней. 4 Работы по сбору и хранению собственных отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непроизводственной сферы, которые разработали и утвердили в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной схеме, не считают подпадающими под лицензирование вида деятельности по обращению с отходами I - IV класса опасности.
Примечания 1 Обращение с отходами связано с процессами вита- и экобезопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла. 2 Витабезопасная ликвидация отходов обеспечивает сохранение здоровья и жизни людей.
Примечание - Способ удаления опасных отходов при избавлении от них, заключающийся в помещении их в недра земли в специально созданные полости, не используемые геологические выработки или в глубочайшие впадины морского дна без возможности их обратного извлечения в обозримый период времени. Раздел 2, 3 (Новая редакция, Изм. № 1). 4 Общие правила обращения с отходами4.1 Обращение с отходами включает следующие общие элементы деятельности: - предупреждение образования отходов на СЖЦИ по ГОСТ Р 53791; - минимизацию и контроль образования, накопления отходов на СЖЦИ; - документирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления на ЭТЦО; - организацию и контроль за процессами сбора, сортировки, обезвреживания, транспортирования, размещения, хранения отходов; - организацию и контроль процессов утилизации инертных отходов; - организацию и контроль процессов удаления опасных отходов; - обязательный надзор за трансграничными перемещениями отходов, местами их удаления и процессами безопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла; - информатизацию процессов обращения с отходами. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.2 Предупреждение, минимизацию и контроль образования отходов на СЖЦИ и на ЭТЦО осуществляют разработчики изделий на стадии проектирования, изготовители продукции в технологическом цикле производства, потребители товаров - на стадиях их эксплуатации и на стадии ликвидации отходов. 4.3 Обращение с отходами основано на документировании элементов деятельности по ГОСТ Р 51769 и управлении (регулировании) процессами на ЭТЦО по ГОСТ Р 53692. Обращение с отходами I - IV класса опасности сопровождается получением соответствующих лицензий согласно требованиям нормативно-правовых документов [9], [16], [18], [21], [22] (приложение Б). (Новая редакция, Изм. № 1). 4.4 Документирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления на ЭТЦО - по ГОСТ Р 51769, ГОСТ Р 53692 и ГОСТ Р 17.0.0.06. Содержание документации по обращению с отходами приведено в приложении А. 4.5 Обеспечение безопасности обращения с отходами - по ГОСТ 12.0.003 и ГОСТ Р 53691. 4.6 Последовательность процедур организации и контроля за процессами сбора, сортировки, обезвреживания, транспортирования, включая трансграничные перемещения, и хранение отходов, установлены в ГОСТ Р 53692. 4.7 Организация и контроль процессов утилизации отходов - по ГОСТ Р 17.0.0.06, ГОСТ Р 51769, ГОСТ 14.322, ГОСТ 30167. 4.4 - 4.7 (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.7.1 Требования по ликвидации отходов задают на все их виды и прежде всего на отходы, содержащие редкоземельные и драгоценные материалы (с целью их утилизации), химические источники тока и опасные материалы (с целью их удаления), а также на все изделия, которые полностью или частично (в виде элементов изделия или конструкции) могут быть повторно использованы после снятия их с эксплуатации (без доработки или с доработкой). При этом в документации приводят сведения: «Пригоден к повторному применению без доработки (с доработкой)». 4.7.2 Перечни ценных компонентов (драгоценных металлов и других), содержащихся в отходах и/или конструктивных элементах, подлежащих утилизации, определяют на этапе разработки соответствующих первичных материалов, изделий, продукции (далее - объектов), а порядок и методы реализации требований по их ликвидации устанавливают в стандартах на объекты и/или в договорах (контрактах) на поставку. 4.8 Организация и контроль процессов удаления ртутьсодержащих и других опасных отходов - по ГОСТ Р 51768, ГОСТ Р 52105, ГОСТ 12.0.003, ГОСТ 12.1.007. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.9 Обязательный надзор за трансграничными перемещениями отходов, местами их удаления и процессами безопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла проводят согласно положениям правовых актов [2], [17], [32]. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.10 Информатизация процессов обращения с отходами производства и потребления - по ГОСТ Р 53791, ГОСТ Р 53692, ГОСТ 30775 с выполнением требований нормативно-правовых документов [1], [3] - [8], [11], [13], [19] и с учетом положений модельных законов [30], [31] (приложение Б). (Новая редакция, Изм. № 1). ПРИЛОЖЕНИЕ А(справочное) Состав и содержание документации по обращению с отходами А.1 Состав и содержание разделов технической документации по определению ресурсных (инертных) и опасных характеристик отходов - по ГОСТ Р 53691 и ГОСТ Р 51769 с выполнением требований нормативно-правовых документов [1], [3] - [8], [10] - [15], [20], [23] - [29] и с учетом положений модельных законов [30], [31] (приложение Б) и ГОСТ Р 51769. При разработке нормативного документа при обращении с отходами состав и содержание разделов зависят от целей и задач, на решение которых ориентирован конкретный нормативный документ. Наименование и содержание разделов по определению ресурсных и опасных характеристик отходов приведены в А.1.1 - А.1.12. А.1.1 В разделе «Наименование отходов» указывают наименование и код отходов, приведенные в действующей нормативной и правовой документации по паспортизации и классификации отходов [24], [25], при этом целесообразно приводить также синонимы наименования, составленные в произвольной форме. А.1, А.1.1 (Измененная редакция, Изм. № 1). А.1.2 В разделе «Сведения о производителе, собственнике и/или владельце отходов» указывают полное официальное название и код предприятия, форму собственности и ведомственную подчиненность, адрес и телефон организации, являющейся производителем, собственником и/или владельцем описываемых отходов. Если производителем, собственником и/или владельцем отходов являются различные организации, приоритетной является та из них, в распоряжении или на территории которой находятся данные отходы. А.1.3 В разделе «Виды опасного воздействия» перечисляют все возможные виды опасных свойств отходов, при этом указывают все виды опасного воздействия и их коды, приводимые в отечественных нормативных актах и международных правовых актах, к которым присоединилась Россия, действующих на момент составления документации. А.1.4 В разделе «Происхождение отходов» приводят сведения обо всех веществах и/или материалах, из которых образовались данные отходы, со ссылками на нормативную или техническую документацию, содержащую характеристики этих веществ и/или материалов и краткую характеристику воздействий, которым подвергались данные вещества (материалы), в результате чего они превратились в отходы. Цель данного раздела - формирование представлений о характере возможных опасных воздействий и сырьевом или ресурсном потенциале отходов, чтобы с учетом разнообразия приобретенных отходами новых свойств (по сравнению со свойствами материалов, из которых они образовались) можно было дать обоснованное предварительное заключение об этих свойствах. А.1.5 В разделе «Состав отходов и токсичность их компонентов» приводят качественный и количественный состав отходов и токсические свойства всех их компонентов (в количественном выражении). При этом количественный состав отходов для каждого компонента приводят после слов «не более». Состав отходов может быть определен на основании знания состава первичного сырья, из которого образовались отходы, технологических режимов, которым подвергалось это сырье и в результате чего оно превратилось в отходы. В данном разделе указывают также опасные для здоровья человека воздействия, возникающие при соприкосновении с данными отходами, в том числе форму контакта (при вдыхании, попадании на кожу, в глаза, на слизистые оболочки и т.п.). В данном разделе приводят данные о классах токсичности [26] - [29], классах опасности [20] отходов, а также коды согласно [2], [24], [25], [32]. (Измененная редакция, Изм. № 1). А.1.6 В разделе «Пожаро- и взрывоопасность отходов» приводят данные о горючести, взрывоопасности отходов (или обращают внимание на их негорючесть, либо - невзрывоопасность), перечисляют средства, необходимые для тушения пожаров, возникающих с участием данных отходов, а также средства, запрещенные для тушения таких пожаров в силу соображений безопасности (ГОСТ Р 53691). А.1.7 В разделе «Коррозионная активность отходов» приводят данные о коррозионной активности отходов либо указывают на отсутствие такой активности (по ГОСТ Р 53691). А.1.8 В разделе «Химическая активность отходов» приводят данные о стабильности и химической активности отходов, возможности опасных реакций, происходящих при определенных условиях, либо указывают на отсутствие такой активности. В данном разделе также перечисляют вещества (вода, окислители, кислоты, основания, другие едкие или какие-либо специфические вещества и т.п.), контактов с которыми следует избегать вследствие возможности нежелательной химической реакции (по ГОСТ Р 53691). А.1.9 В разделе «Меры предосторожности при обращении с отходами» указывают необходимые меры предосторожности при обращении с отходами (необходимые средства индивидуальной защиты, непрерывно или периодически контролируемые параметры и т.п.), которые, как правило, устанавливают в соответствии с мерами предосторожности по обращению с токсичными, пожаро-, взрывоопасными, коррозионно-активными и химически активными компонентами отходов (по ГОСТ Р 53691). А.1.10 В разделе «Ограничения по транспортированию отходов» указывают перечень разрешенных либо запрещенных видов транспортных средств для транспортирования данных отходов, возможную упаковку, необходимые меры предосторожности при погрузке - разгрузке отходов, а также необходимые действия, предпринимаемые при аварии, произошедшей при транспортировании отходов, определенные для опасных компонентов отходов и установленные в соответствующей нормативной или справочной документации (по ГОСТ Р 53691). А.1.6 - А.1.10 (Измененная редакция, Изм. № 1). А.1.11 В разделе «Возможные воздействия на окружающую среду» приводят качественную и количественную оценку возможных воздействий на окружающую (природную) среду согласно действующей в этой области нормативной документации и/или наиболее важные для такого воздействия характеристики (растворимость, склонность к разложению, токсичность водного раствора и т.п.). А.1.12 В разделе «Возможные способы переработки отходов» приводят известные технологии переработки отходов данного вида с указанием требований, которым должны соответствовать перерабатываемые отходы, и виды продукции, получаемой из них. Приводят ссылку на литературный или иной источник, описывающий конкретную технологию утилизации отхода. Здесь же приводят возможные методы обезвреживания, захоронения или уничтожения данных отходов, их коды (по ГОСТ 30775), приводимые в отечественных нормативных актах и международных правовых актах, к которым присоединилась Россия, действующих на момент составления документации. А.1.13 В раздел «Дополнительная информация» допускается включать другие разделы, содержащие иную, помимо перечисленной, информацию по отходам, существенную для безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также более полно отражающую сырьевые (ресурсные) качества отхода. А.1.14 В разделе «Заявление руководителя организации, представляющего документацию на отходы» приводят заявление, подписанное руководителем организации, которой представлена документация на отходы. В заявлении должно быть подтверждение, что приведенная информация достоверна, полна и точна. В качестве системы контроля достоверности информации, представляемой в документации на отходы, рекомендуется использовать систему сертификации ГОСТ Р. ПРИЛОЖЕНИЕ Б(справочное) [1] Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ) [2] Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ [3] Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 15.04.98 № 65-ФЗ) [4] Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ) [5] Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 169-ФЗ) [6] Федеральный закон «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 8 ноября 2008 г. № 196-ФЗ» [7] Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ) [8] Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ [9] Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ [10] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ [11] Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р [12] Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ [13] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» [14] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» [15] Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» [16] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» (с изменениями от 3 октября 2002 г.) [17] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» [18] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» [19] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» [20] Приказ Минприроды России от 15.06.2002 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» [21] Приказ Минприроды России от 18 июля 2002 г. № 451 «О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» (с изменениями от 29 ноября 2002 г.) [22] Распоряжение МПР России от 2 декабря 2002 г. № 483-р «Об утверждении «Методических рекомендаций по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации» [23] Приказ Минприроды России от 02.12. 2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасных отходов» [24] Приказ Минприроды России от 02.12. 2002 № 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» [25] Приказ Минприроды России от 30.07. 2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12. 2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» [26] СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» [27] СанПиН 2.1.7-95 «Правила очистки населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почв. Порядок хранения, транспортировки, захоронения и утилизации (токсичных) промышленных отходов» [28] СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» [29] СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» [30] Модельный закон «Об экологической безопасности», принят на 22-м пленарном заседании МПА СНГ (постановление № 22-18 от 15 ноября 2003 г.) [31] Модельный закон «Об отходах производства и потребления», принят на 29-м пленарном заседании МПА СНГ (постановление № 29-15 от 31 октября 2007 г.) [32] Резолюция Организации Экономического Содействия развитию (ОЭСР) о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации С (92)39 (окончательная) (Принята Советом ОЭСР 30 марта 1992 г.) [33] Директива 2008/98/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 19 ноября 2008 г. «Об отходах и отмене определенных директив». (Новая редакция, Изм. № 1). Ключевые слова: ресурсосбережение, отходы, обращение с отходами, утилизация, паспортизация, сертификация, вторичные материальные ресурсы СОДЕРЖАНИЕ
|