Правила технической эксплуатации судовой РД 31.65.05-83 РАЗРАБОТАНЫ Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом морского флота Заместитель директора по научной работе - ст. науч. сотр. канд. техн. наук Р.Н. Черняев Заведующий отделом - ст. науч. сотр. канд. техн. наук А.А. Якушенков Ответственный исполнитель - канд. воен.-мор. наук доц. И.С. Калинский Одесским высшим инженерным морским училищем им. Ленинского комсомола Заместитель начальника училища по научной работе - канд. техн. наук доц. В.А. Грехов Начальник кафедры - канд. техн. наук доц. В.Т. Кондрашихин Ответственный исполнитель - канд. физ.-мат. наук доц. Е.Ф. Лудченко СОГЛАСОВАНЫ В/О «Мореплавание» Председатель Б.С. Майнагашев Черноморским ЦПКБ Главный инженер В.Н. Афанащенко УТВЕРЖДЕНЫ В/О «Морсвязьспутник» Председатель Ю.С. Ацеров
О
ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ В связи с отменой ранее действовавших Правил технической эксплуатации судовых электронавигационных и радионавигационных приборов, введенных в действие с 1 июня 1963 г., и утверждением новых «Правил технической эксплуатации судовой электрорадионавигационной аппаратуры» ПРЕДЛАГАЮ: 1. Ввести в действие с 1 января 1985 г. РД 31.65.05-83 «Правила технической эксплуатации судовой электрорадионавигационной аппаратуры» (приложение). 2. Организовать изучение Правил технической эксплуатации судовой электрорадионавигационной аппаратуры судовыми специалистами, работниками пароходств, портов, электрорадионавигационных камер, судоремонтных заводов и другими лицами, связанными с эксплуатацией, техническим обслуживанием и проектированием судового электрорадионавигационного оборудования, а также установить контроль за соблюдением Правил.
Настоящий руководящий документ является основным документом по технической эксплуатации судовой электрорадионавигационной аппаратуры (ЭРНА) в части организации и общих принципов ее технического обслуживания на судах всех назначений Министерства морского флота. В документе определены основные обязанности судовых специалистов, обслуживающих ЭРНА, и специалистов базовых электрорадионавигационных камер (БЭРНК), а также содержание различных видов технического обслуживания ЭРНА. Требования руководящего документа являются обязательными для всех лиц, работа которых связана с эксплуатацией, ремонтом и настройкой ЭРНА. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Правила определяют организацию и общие принципы технического обслуживания следующей судовой ЭРНА: гирокомпасов, лагов, эхолотов, радиопеленгаторов, радиолокационных станций, приемоиндикаторов радионавигационных и спутниковых навигационных систем, а также судовых навигационных комплексов. 1.2. При эксплуатации ЭРНА необходимо в первую очередь руководствоваться заводскими техническими описаниями и инструкциями по ее эксплуатации. Требования инструкций по эксплуатации обязательны к выполнению и в тех случаях, когда они не полностью согласуются с отдельными положениями настоящих Правил. При наличии достаточных технических обоснований и на основе опыта эксплуатации Служба связи и электрорадионавигации пароходства имеет право по согласованию с заводами-изготовителями изменять или дополнять заводские инструкции. 1.3. Помимо заводских инструкций и настоящих Правил, при эксплуатации ЭРНА необходимо руководствоваться следующими действующими документами: Уставом службы на судах Министерства морского флота Союза ССР; Правилами по конвенционному оборудованию морских судов Регистра СССР; Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования; Правилами техники безопасности на судах морского флота; Наставлением по организации штурманской службы на судах Министерства морского флота Союза ССР; Положением о комплексном береговом обслуживании судов; Положением о технической эксплуатации морского флота; Санитарными правилами для морских судов СССР; Типовым положением о базовой электрорадионавигационной камере; Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота СССР; Положением об инспекторских осмотрах судов ММФ; Руководством по техническому надзору за судами, находящимися в эксплуатации, Регистра СССР; документами по вопросам эксплуатации ЭРНА, издаваемыми руководством ММФ и пароходств. 1.4. Каждое судно должно быть снабжено настоящими Правилами, выполнение которых не должно приводить к нарушению или ослаблению требований документов, приведенных в п. 1.3. 1.5. При смене судовых специалистов, обслуживающих ЭРНА, производится прием-сдача аппаратуры. Принимающий обязан: проверить наличие эксплуатационной документации и сертификатов Регистра СССР на конвенционное оборудование; проверить комплектность аппаратуры, правильность ее подключения и техническое состояние; опробовать аппаратуру в действии; проверить комплектацию ЗИПов согласно ведомости и инвентарной книге; убедиться, что в формулярах сделаны необходимые записи, отражающие работу аппаратуры; проверить наличие табличек около индикаторов аппаратуры с действующими значениями поправок. Результаты проверок и опробования аппаратуры в действии заносятся в акт приема-сдачи (см. приложение, справочное). В акте приема-сдачи также указываются даты последнего определения поправок, а для гирокомпаса, лага и эхолота - численное значение поправок. Акт утверждается капитаном судна, экземпляры акта представляются в Службу связи и ЭРН пароходства и БЭРНК. Прием-сдача ЭРНА производится по возможности при участии специалиста БЭРНК или Службы связи и электрорадионавигации пароходства. 1.6. Метрологическое обеспечение при эксплуатации ЭРНА осуществляется Метрологической службой пароходства. 1.7. Консервация и расконсервация ЭРНА производятся в соответствии с инструкциями по ее эксплуатации. 1.8. Списание ЭРНА производится в соответствии с ее сроками службы, указанными в ТУ или ГОСТах и приведенными в Нормативах эксплуатационных сроков службы судовых средств радиосвязи, трансляции и электрорадионавигации (РТМ 31.0036-78). При отсутствии ТУ или ГОСТа списание производится согласно расчетной средней величине срока службы аппаратуры, приведенной в указанных Нормативах. Изменение срока службы по ТУ, ГОСТу или расчетного в сторону уменьшения может быть допущено при эксплуатации аппаратуры в особо тяжелых условиях. Обоснование на уменьшение срока службы должно быть подтверждено комиссией и утверждено главным инженером пароходства. 1.9. Оформление списания ЭРНА производится в соответствии с действующей типовой инструкцией Министерства финансов СССР и Госплана СССР «О порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств)». При этом составляется акт о ликвидации основных средств установленной формы. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЩИЕ
ПРИНЦИПЫ
|
Вид ТО |
Содержание ТО |
Ежедневное |
1. Удалить пыль с наружных поверхностей аппаратуры |
2. Проверить исправность работы курсографа и наличие чернил в перьях |
|
3. Проверить уровень поддерживающей жидкости и положение чувствительного элемента по высоте |
|
4. Проверить напряжение и токи по показаниям контрольно-измерительных приборов |
|
5. Проверить циркуляцию забортной воды через змеевик помпы и величину давления |
|
Еженедельное |
1. Осмотреть детали монтажа в приборах |
2. Проверить визуально состояние щеток электрических машин и контактных групп реле |
|
Ежемесячное (пп. 1 - 5 выполняются при выключенном гирокомпасе) |
1. Очистить все узлы приборов от пыли |
2. Смазать зубчатые передачи и подшипники |
|
3. Смазать резиновые уплотнения специальной мазью из смеси графита и касторового масла |
|
4. Подтянуть крепеж всех приборов и блоков |
|
5. Прочистить и протереть мягкой ветошью, смоченной в спирте, контакты, контактные кольца и коллекторы электрических машин |
|
6. Проверить состояние амортизаторов |
|
7. Проверить поступление (прохождение) забортной воды в системе охлаждения помпы |
|
8. Сделать необходимые записи в формуляре |
|
Полугодовое |
1. Сменить изношенные детали в узлах |
2. Сменить при необходимости смазку в подшипниках |
|
3. Замерить сопротивление изоляции |
|
4. Проверить наличие и состояние деталей ЗИПа. При необходимости пополнить ЗИП |
3.4.2. Через каждые 1000 ч работы необходимо произвести полную проверку всех систем гирокомпаса в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
3.4.3. Через 4000 - 5000 ч работы, но не реже одного раза в год у двухгироскопных компасов необходимо произвести замену поддерживающей жидкости, очистить и промыть спиртом электроды гиросферы и следящей сферы. В случае значительного повышения рабочих токов в фазах или преждевременной порчи жидкости замену ее следует произвести досрочно.
4.1.1. Основными признаками исправной работы лага являются:
соответствие точности измерения лагом скорости и пройденного расстояния требованиям Правил Регистра СССР и технической документации;
отсутствие течи воды в гидравлической системе лага.
4.1.2. При эксплуатации лага судовым специалистам категорически запрещается производить ремонтные работы, связанные с разборкой клинкетных устройств и кранов забортных отверстий. При появлении недопустимой течи следует доложить об этом капитану судна и принять меры к ее устранению (уплотнить или заменить сальниковую набивку, подтянуть зажимные гайки и т.п.).
4.1.3. Лаги, имеющие выстреливаемое под днище судна приемное устройство, могут использоваться только при плавании в районах, где глубина под килем не менее 10 м.
4.1.4. Если выстреливаемое под днище судна приемное устройство вследствие повреждения не может быть поднято из клинкета вручную или посредством штатного подъемного устройства, применять для этой цели тали и другие приспособления запрещается. В этом случае приемное устройство, если это позволяет его конструкция, следует протолкнуть под днище судна, отсоединив предварительно соединительные кабели и шланги, и поставить запасное.
4.1.5. Перед постановкой судна в док выстреливаемое под днище судна приемное устройство должно быть поднято в нерабочее положение.
4.1.6. При нахождении судна в доке необходимо:
слить воду из гидравлической системы (гидродинамические лаги);
осмотреть и очистить места крепления клинкетов и протекторные кольца. Если кольца разъедены, заменить их новыми;
осмотреть и очистить от отложений соли всю гидравлическую систему лага (гидродинамические лаги);
осмотреть и при необходимости заменить сальниковую набивку в гидравлической арматуре (гидродинамические лаги).
4.1.7. Перед выходом судна из дока необходимо:
проверить герметичность и надежность работы клинкетного устройства;
установить приемное устройство в клинкет.
4.1.8. После установки или ремонта лага, влекущего за собой нарушение регулировки, должны производиться регулировка лага на мерной линии и определение его остаточных поправок.
4.2.1. При подготовке лага к использованию после длительного перерыва в работе необходимо:
произвести визуальный осмотр всех приборов;
проверить наличие, исправность и соответствие номиналам предохранителей;
произвести осмотр шахты лага. При наличии воды осушить шахту;
убедиться в чистоте индукционного первичного преобразователя. При необходимости очистить электроды в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации (индукционные лаги);
проверить легкость хода выстреливаемого приемного устройства в клинкете, убедиться в наличии ограничителя подъема;
произвести проверки гидравлической и компенсационной систем (гидродинамические лаги);
произвести проверку электрической схемы лага согласно инструкции по эксплуатации.
4.2.2. Перед каждым выходом судна в рейс лаг после внешнего осмотра должен быть включен и проверен на работоспособность согласно инструкции по эксплуатации. При этом производится осмотр шахты лага и при наличии воды ее осушка. У репитера лага проверяется наличие таблицы поправок лага.
4.3.1. Во время работы лага необходимо там, где это требуется, систематически производить согласование репитеров скорости с центральным прибором.
4.3.2. Через каждые 4 ч, а в штормовую погоду через 2 ч необходимо удалять воздух из воздухособирателей, открывая краны кранового распределителя (гидродинамические лаги).
4.3.3. При проходе мелководных районов и при плавании в ледовых условиях во избежание поломки выстреливаемое приемное устройство должно быть своевременно поднято.
4.4.1. Виды и содержание периодического ТО приведены в табл. 2.
Таблица 2
Вид ТО |
Содержание ТО |
Ежедневное |
1. Удалить пыль с наружных поверхностей аппаратуры |
2. Проверить отсутствие течи воды из гидравлической системы лага |
|
3. Проверить правильность работы часового регулятора и установить стрелки часов по судовому времени (гидродинамические лаги) |
|
Еженедельное |
1. Осмотреть детали монтажа внутри приборов |
2. Проверить работоспособность лага в контрольном режиме |
|
Ежемесячное |
1. Очистить узлы внутри блоков от пыли сухой кистью и ветошью, слегка смоченной в бензине |
2. Протереть чистой мягкой ветошью, смоченной в спирте, контакты следящей системы, контактные щетки и кольца сельсинов, контакты часового регулятора |
|
3. Смазать резиновые уплотнения, подшипники, кинематические узлы и неокрашенные детали в приборах и электрических машинах согласно инструкции по эксплуатации |
|
4. Проверить состояние амортизаторов |
|
5. Подтянуть крепеж всех электрических машин |
|
6. Удалить влажной ветошью отложения солей на корпусах приборов, трубопроводах и арматуре гидравлической системы лага |
|
7. Проверить сопротивление изоляции согласно инструкции по эксплуатации |
|
8. Произвести необходимые записи в формуляре |
|
Полугодовое |
1. Сменить изношенные детали в узлах |
2. Произвести смазку узлов и механизмов лага согласно инструкции по эксплуатации |
|
3. Произвести полную проверку работы лага |
|
4. Проверить наличие и состояние деталей ЗИПа. При необходимости пополнить ЗИП |
5.1.1. Основными признаками исправной работы эхолота являются:
соответствие точности измерения глубин требованиям Правил Регистра СССР и технической документации;
четкость работы индикаторов глубины, отсутствие ненормальных шумов, треска или скрипа.
5.1.2. При нахождении судна в доке необходимо очистить рабочие поверхности вибраторов от ракушек и грязи, закрыть плотной бумагой и следить, чтобы они не подвергались ударам, не закрашивались и не покрывались различного рода смазками.
5.1.3. До выхода судна из дока необходимо проверить сопротивление изоляции линий вибраторов. После выхода судна из дока следует выпустить воздух из внутренних полостей вибраторов и снова замерить сопротивление изоляции (для магнитострикционных вибраторов).
5.1.4. Водотечность отсеков, в которых расположены вибраторы эхолота, необходимо устранить при первой же постановке в док.
5.1.5. В эхолотах с пьезоэлектрическими вибраторами запрещается включать высокое напряжение, если вибратор-излучатель не погружен в воду.
5.2.1. При подготовке эхолота к использованию после длительного перерыва в работе необходимо:
убедиться, что все переключатели находятся в выключенном состоянии;
произвести осмотр всех приборов;
проверить легкость хода вращающихся частей самописца и указателя глубин, проворачивая их от руки;
проверить наличие, исправность и соответствие номиналам предохранителей;
протереть контакты контактных групп, контактные кольца АЦР и коллекторы электродвигателей чистой ветошью, смоченной спиртом. При обнаружении нагара зачистить контакты стеклянной бумагой ОО;
проверить зазоры в контактных группах;
заправить бумагу в самописец;
замерить сопротивление изоляции электрических цепей;
нанести смазку в необходимых местах в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
включить эхолот и проверить частоту вращения электродвигателей и работу контактных групп;
произвести проверку работоспособности эхолота согласно инструкции по эксплуатации.
5.2.2. Перед каждым выходом судна в рейс эхолот после внешнего осмотра должен быть включен и проверен на работоспособность согласно инструкции по эксплуатаций. При этом проверяются частота вращения двигателей в указателе и самописце, а также место нуля и при необходимости поправка.
5.3.1. При неизвестном порядке глубин измерение следует начинать с большего диапазона, а затем при необходимости переходить на меньший.
5.3.2. При измерении глубин менее 20 м необходимо включить устройство для гашения нулевой помехи (тумблер «Гашение нуля») или производить измерение на диапазоне «МГ».
5.3.3. Измерение глубин при плавании во льдах, в штормовую погоду, при сильной вибрации корпуса судна следует производить с использованием самописца, так как на эхограмме легче выделить эхо-сигналы на фоне помех. В этих случаях у эхолотов с магнитострикционными вибраторами необходимо производить дополнительное (внеочередное) подмагничивание вибратора-приемника.
5.3.4. При работе самописца следует отмечать интересующее место эхограммы линией оперативной отметки.
5.4.1. Виды и содержание периодического ТО приведены в табл. 3.
Таблица 3
Вид ТО |
Содержание ТО |
Ежедневное |
1. Удалить пыль с наружных поверхностей аппаратуры |
2. Убедиться в отсутствии искрения на коллекторах электродвигателей, контактах АЦР. При наличии искрения выяснить причины и устранить их |
|
3. Проверить правильность заправки бумажной ленты в самописец и состояние пишущего устройства |
|
4. Очистить самописец от графитовой пыли при помощи щетки |
|
5. Проверить работу эхолота с указателем и самописцем на всех диапазонах |
|
Еженедельное |
1. Проверить частоту вращения электродвигателей в указателе глубин и самописце |
2. Проверить положение нуля шкал и при необходимости произвести регулировку |
|
3. Произвести подмагничивание вибратора-приемника (у эхолотов с магнитострикционными вибраторами) |
|
Ежемесячное |
1. Произвести тщательный осмотр всех узлов внутри приборов, удалить пыль, убедиться в целости и надежности соединений и пайки монтажа |
2. Проверить величину зазоров всех контактных групп, снять нагар и протереть ветошью, смоченной в спирте |
|
3. Протереть сухой ветошью и нанести тонкий слой смазки на валики, шестерни, червячные передачи и кулачки контактных групп в указателе и самописце |
|
4. Проверить исправность работы пишущего устройства путем нажатия кнопки «Оперативная отметка» |
|
5. Проверить сопротивление изоляции линии вибратора-приемника |
|
6. Осмотреть и очистить марлей, смоченной в спирте, коллекторы электродвигателей и АЦР, контакты АЦР, посылочные контакты и стол лентопротяжного механизма |
|
7. Проверить надежность соединения кабельных разъемов |
|
8. Проверить состояние резиновых уплотнений и амортизаторов |
|
9. Произвести необходимые записи в формуляре |
|
Полугодовое |
1. Сменить смазку в коробках скоростей указателя глубин и самописца |
2. Произвести чистку и промыть контакты внешних разъемов спиртом |
|
3. Проверить наличие и состояние деталей ЗИПа. При необходимости пополнить ЗИП |
5.4.2. Смену смазки в подшипниках производить не реже одного раза в год.
6.1.1. Работа радиопеленгатора считается удовлетворительной, если точность радиопеленгования нескольких радиомаяков (радиостанций), направления на которые известны, не ниже значений, приведенных в технической документации.
6.1.2. Радиопеленгатор разрешается эксплуатировать только после выполнения радиодевиационных работ и определения остаточных значений радиодевиации. Остаточная девиация может быть представлена в виде таблиц или графиков.
6.1.3. Радиодевиационные работы производятся не реже одного раза в год, а также в случаях:
если расхождения между действительными и табличными значениями радиодевиации превышают 0,7°;
перестановки антенной системы или ремонта антенно-фидерного устройства;
ремонта радиопеленгатора, вызывающего изменение инструментальных погрешностей и поправок;
изменений в расположении судовых металлических масс по отношению к рамочным антеннам;
ремонта судна.
Радиодевиационные работы производятся специалистами БЭРНК при участии судового специалиста.
6.1.4. В случае замены электронно-лучевой трубки должны быть приняты меры к компенсации коэффициента А.
6.2.1. При подготовке радиопеленгатора к использованию после длительного перерыва в работе необходимо:
согласовать репитер гирокомпаса, находящийся в радиопеленгаторе, с основным прибором гирокомпаса. При правильном согласовании погрешность в показаниях курса по шкале радиопеленгаторов не должна превышать ±0,5°;
проверить правильность подключения блока питания;
проверить наличие, исправность и соответствие номиналам предохранителей;
проверить сопротивление изоляции антенно-фидерного устройства;
проверить соответствие положений регуляторов устройств компенсации радиодевиации установочным величинам, определенным в результате радиодевиационных работ;
включить радиопеленгатор и проверить все питающие напряжения и токи по измерительному прибору на приемоиндикаторном блоке. Показания измерительного прибора должны быть в пределах закрашенных секторов шкалы или в пределах, указанных в техническом описании;
изолировать все связные судовые антенны;
настроить радиопеленгатор на пеленгуемый радиомаяк (радиостанцию) и проверить его работоспособность.
6.2.2. Перед каждым выходом судна в рейс радиопеленгатор после внешнего осмотра должен быть включен и проверен на работоспособность согласно инструкции по эксплуатации. При этом производится согласование радиопеленгатора с основным прибором гирокомпаса и проверяется наличие таблицы (графика) радиодевиации.
6.3.1. Производить регулировку питающего напряжения, если его отклонения выходят за установленные пределы.
6.3.2. Систематически производить проверку остаточной радиодевиации на различных курсовых углах.
6.4.1. Виды и содержание периодического ТО приведены в табл. 4.
Таблица 4
Вид ТО |
Содержание ТО |
Ежедневное |
1. Удалить пыль с наружных поверхностей аппаратуры |
2. Проверить согласование репитера гирокомпаса, установленного в радиопеленгаторе, с основным прибором гирокомпаса |
|
3. Проверить напряжение аккумуляторных батарей |
|
4. Включить и проверить работоспособность радиопеленгатора, в том числе и на аварийном питании |
|
Еженедельное |
1. Проверить состояние блокировок приборов |
2. Проверить надежность гибких соединений внешнего монтажа |
|
3. Проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях |
|
Ежемесячное |
1. Проверить целостность цепей, сопротивление изоляции, надежность крепления узлов антенно-фидерного устройства |
2. Протереть чистой мягкой ветошью, смоченной в спирте, коллекторы и кольца электрических машин и проверить состояние щеток |
|
3 Проверить состояние амортизаторов |
|
4. Проверить надежность заземления судового такелажа |
|
5 Промыть контакты переключателей спиртом |
|
6. Произвести необходимые записи в формуляре |
|
Полугодовое |
1 Смазать кинематические узлы в приборах в соответствии с инструкцией по эксплуатации |
2. Произвести чистку и промыть контакты внешних разъемов спиртом |
|
3. Произвести полную проверку радиопеленгатора |
|
4. Проверить наличие и состояние деталей ЗИПа. При необходимости пополнить ЗИП |
7.1.1. Признаками исправной работы радиолокационной станции являются:
стабильность изображения;
четкость неподвижных и подвижных кругов дальности, электронной отметки курса и электронного визира;
четкость изображения окружающих объектов;
устойчивая работа в различных режимах;
соответствие напряжений и токов номиналам, оговоренным инструкцией по эксплуатации.
7.1.2. Вблизи индикаторов РЛС необходимо иметь схемы теневых секторов и мертвой зоны.
7.2.1. При подготовке РЛС к использованию после длительного перерыва в работе необходимо:
убедиться, что станция находится в обесточенном состоянии;
произвести осмотр внутреннего монтажа;
тщательно промыть механизмы бензином или спиртом, затем произвести смазку согласно инструкции по эксплуатации;
произвести просушку приборов в течение времени, указанного в инструкции по эксплуатации;
проверить наличие, исправность и соответствие номиналам предохранителей;
проверить целостность и надежность крепления блоков и элементов в приборах станции;
убедиться в надежности сочленения всех штепсельных разъемов и наличии уверенного контакта высоковольтного провода с анодом электронно-лучевой трубки в индикаторе; визуальным осмотром убедиться в отсутствии видимых трещин на рабочей поверхности раскрыва рупоров и рабочей поверхности излучателя антенны;
проверить чистоту поверхности раскрыва рупоров и поверхности излучателя антенны. Пыль, сажу, грязь удалить хлопчатобумажной тканью, при необходимости смоченной мыльной водой;
проверить целостность и при необходимости герметичность волноводных трактов в соответствии с инструкцией по эксплуатации и пригодность влагопоглотителя;
проверить сопротивление изоляции межприборных кабелей и внутриприборных цепей;
включить РЛС и произвести контроль работоспособности блоков и узлов с помощью встроенной контрольно-измерительной аппаратуры;
произвести контроль работоспособности РЛС по изображению на экране индикатора кругового обзора согласно инструкции по эксплуатации, после чего РЛС выключить.
7.2.2. После длительного (свыше пяти суток) пребывания антенны РЛС в выключенном состоянии в условиях отрицательных температур или высокой относительной влажности воздуха (свыше 90 %) и любых температурах за 3 - 4 ч до включения антенны включить подогревные элементы в ее приводе.
7.2.3. Перед каждым выходом судна в рейс РЛС после внешнего осмотра должна быть включена и проверена на работоспособность согласно инструкции по эксплуатации.
7.3.1. При использовании РЛС по назначению необходимо:
производить обслуживание электродвигателей и других электрических машин в соответствии с указаниями, приведенными в инструкциях по их эксплуатации;
следить за отсутствием влаги в антенном устройстве и волноводном тракте;
следить, чтобы антенное устройство не подвергалось механическим повреждениям. Запрещается помещать рядом с антенной посторонние предметы, могущие помешать ее вращению;
включить подогрев антенны в случае резкого понижения температуры или значительного увеличения влажности воздуха.
7.4.1. Виды и содержание периодического ТО приведены в табл. 5.
Таблица 5
Вид ТО |
Содержание ТО |
Ежедневное |
1. Удалить пыль с наружных поверхностей аппаратуры |
2. Произвести внешний осмотр антенного устройства и волноводного тракта; при обледенении и загрязнении поверхности антенны осторожно очистить ее, не нарушая покрытий и герметизирующего материала |
|
3. Проверить состояние влагопоглотителей |
|
4. Включить РЛС и проверить ее работоспособность |
|
Еженедельное |
1. Протереть светофильтр и подвижную часть визира тампоном, слегка смоченным в бензине, после чего высушить хлопчатобумажной тканью или замшей |
2. Проверить исправность цепей блокировки РЛС |
|
3. Очистить от нагара контакты контакторов |
|
4. Осмотреть волноводный тракт, качество соединения его фланцев |
|
5. Осмотреть вращающиеся механизмы РЛС |
|
Ежемесячное |
1. Произвести осмотр механизмов без разборки узлов и при необходимости смазать их |
2. Проверить целостность покрытий на внешних поверхностях приборов и антенно-волноводного устройства |
|
3. Проверить отсутствие внешних механических повреждений. Убедиться в надежной работе всех переключателей и надежной фиксации их в требуемых положениях, в отсутствии заеданий и чрезмерных люфтов при вращении органов настройки |
|
4. Очистить доступные места приборов (без их разборки) от пыли и грязи кистью или сухой чистой ветошью |
|
5. Проверить исправность амортизаторов, крепления наружных деталей и узлов, исправность штепсельных разъемов, надежность крепления кабелей к блокам |
|
6. Протереть марлей, смоченной спиртом, контакты отметки курса, коллектор и щетки электродвигателя антенны |
|
7. Протереть ветошью, смоченной в спирте, изоляторы, изоляционные платы, колпачки и баллоны ламп, фишки фидеров |
|
8. Убедиться в отсутствии утечки СВЧ энергии из высокочастотного тракта |
|
9. Проверить формы импульсов и напряжения в контрольных гнездах РЛС |
|
10. Произвести необходимые записи в формуляре |
|
11. Произвести настройку РЛС |
|
Полугодовое |
1. Произвести сезонную смену смазки в редукторе антенны |
2. Произвести чистку и промыть контакты внешних разъемов спиртом |
|
3. Смазать в соответствии с инструкцией по эксплуатации механизмы дальномера, зубчатую передачу привода антенны, механизмы шкал индикатора, шестерни и подшипники |
|
4. Произвести замену недоброкачественных элементов |
|
5. Произвести полную проверку работоспособности РЛС |
|
6. Проверить наличие деталей и блоков в ЗИПе, блоки ЗИПа проверить в работе, при необходимости пополнить ЗИП |
7.4.2. Кроме мероприятий по периодическому ТО, в сроки, указанные в инструкции по эксплуатации, необходимо:
проверять основные характеристики станции в объеме, оговоренном инструкцией по эксплуатации;
заменять смазку двигателей антенн;
производить осмотр и замену подшипников двигателя и редуктора антенны.
8.1.1. Признаком исправной работы приемоиндикатора радионавигационной системы (РНС) является соответствие показаний контрольно-сигнальных устройств данным, приведенным в технической документации.
8.2.1. При подготовке приемоиндикатора РНС к использованию после длительного перерыва в работе необходимо:
проверить правильность подключения источников электропитания;
проверить наличие, исправность и соответствие номиналам предохранителей;
проверить надежность соединения блоков прибора и соединительных кабелей;
убедиться в исправности систем вентиляции и влагопоглощения;
включить источники электропитания аппаратуры и осуществить ее прогрев;
настроить приемоиндикатор на сигналы принимаемых радионавигационных станций и скорректировать его индикаторы и шкалы согласно инструкции по эксплуатации;
проверить работоспособность аппаратуры при различных режимах работы.
8.2.2. Перед каждым выходом судна в рейс приемоиндикатор РНС после внешнего осмотра должен быть включен и проверен на работоспособность согласно инструкции по эксплуатации. При необходимости выставляются исходные данные.
8.3.1. При работе импульсно-фазового приемоиндикатора в условиях помех использовать режекторные фильтры.
8.3.2. Не следует выключать подогрев прибора, если перерыв в его работе соизмерим с временем подогрева.
8.3.3. Прогрев приемоиндикаторов фазовых РНС при плавании в тропических условиях производить в режиме «Работа».
8.4.1. Виды и содержание периодического ТО приведены табл. 6.
Таблица 6
Вид ТО |
Содержание ТО |
Ежедневное |
1. Удалить пыль с наружных поверхностей аппаратуры |
2. Проверить работоспособность прибора |
|
Еженедельное |
1. Проверить надежность крепления всех блоков. |
2. Проверить надежность подключения соединительных разъемов |
|
3. Проверить состояние влагопоглотителя и системы вентиляции |
|
Ежемесячное |
1. Промыть контакты переключателей спиртом |
2. Произвести осмотр антенных вводов (фидеров) |
|
3. Убедиться в надежности заземления корпусов приборов |
|
4. Проверить надежность стопорных винтов ручек переключателей |
|
5. Проверить состояние амортизаторов |
|
6. Произвести необходимые записи в формуляре |
|
Полугодовое |
1. Выполнить полную проверку работы приемоиндикатора с оценкой его инструментальной точности |
2. Произвести чистку и промыть контакты внешних разъемов спиртом |
|
3. Проверить наличие и состояние деталей и блоков в ЗИПе. При необходимости пополнить ЗИП |
9.1.1. Работа приемоиндикатора спутниковых навигационных систем считается удовлетворительной, если после ряда обсерваций (не менее трех) по реальным сигналам максимальная разность полученных координат не превышает значений, приведенных в технической документации.
9.1.2. Все ремонтные работы по приемоиндикатору, кроме замены кассет, блоков и узлов, имеющихся в комплекте ЗИПа, должны производиться специалистами БЭРНК, имеющими специальную подготовку и право работы с данным типом аппаратуры.
9.2.1. При подготовке приемоиндикатора к использованию после длительного перерыва в работе необходимо:
проверить надежность соединения блоков прибора и соединительных кабелей;
проверить наличие, исправность и соответствие номиналам предохранителей;
включить приемоиндикатор и проверить на работоспособность согласно инструкции по эксплуатации. При этом произвести действия и проверки, предусмотренные в п. 9.2.2.
9.2.2. Перед каждым выходом в рейс, которому предшествовало выключение приемоиндикатора, после внешнего осмотра приемоиндикатор должен быть включен и проверен на работоспособность согласно инструкции по эксплуатации. При этом необходимо:
проверить сопряжение с гирокомпасом и лагом;
убедиться в том, что питание приемоиндикатора обеспечивается от судовой сети, а не от автономного источника;
убедиться в исправности вентилятора приемоиндикатора;
ввести в приемоиндикатор с учетом соответствующих поправок начальные данные согласно инструкции по эксплуатации;
убедиться в правильности отработки величины курса. Разница в показаниях гирокомпаса и индикации курса па дисплее приемоиндикатора не должна превышать 0,2°;
убедиться в правильности отработки величины скорости. Разница в показаниях лага и индикации скорости на дисплее в установившемся состоянии не должна превышать 0,2 уз;
провести все виды функциональных проверок приемоиндикатора в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
переключить приемоиндикатор в рабочий режим и провести ряд обсерваций по реальным сигналам.
9.3.1. При выключении судовой сети более чем на 10 мин необходимо выключить приемоиндикатор. Включение приемоиндикатора после восстановления напряжения в судовой сети производить в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
9.3.2. При обнаружении несоответствия показаний лага и индикации скорости на дисплее необходимо определить поправку лага, пересчитать ее в соответствующий коэффициент и ввести значение этого коэффициента в приемоиндикатор согласно инструкции по эксплуатации.
9.3.3. При выключении гирокомпаса или лага приемоиндикатор необходимо переключить в режим ручных вводов курса или скорости.
9.3.4. При нахождении судна в рейсе приемоиндикатор рекомендуется выключать только при длительных стоянках либо при работе грузовых средств, вызывающих большие перепады напряжения в судовой сети.
9.4.1. Виды и содержание периодического ТО приведены табл. 7.
Таблица 7
Вид ТО |
Содержание ТО |
Ежедневное |
1. Удалить пыль с наружных поверхностей аппаратуры |
2. Произвести функциональные проверки |
|
3. Убедиться в правильности ввода значений курса и скорости судна в приемоиндикатор |
|
4. Проверить количество ленты печатающего устройства и, если требуется, вставить новую кассету ленты |
|
Еженедельное |
1. Проверить надежность крепления всех блоков |
2. Проверить надежность подключения соединительных разъемов |
|
3. Проверить герметичность наружных разъемов |
|
Ежемесячное |
1. Произвести осмотр антенных вводов |
2. Убедиться в надежности заземления корпусов приборов |
|
3. Проверить состояние амортизаторов |
|
4. Произвести необходимые записи в формуляре |
|
Полугодовое |
1. Произвести полную проверку печатающего устройства |
2. Вскрыть приемоиндикатор, вынуть блоки и узлы, убрать накопившуюся пыль в каналах вентиляции чистой ветошью |
|
3. Произвести чистку и промыть контакты внешних разъемов спиртом |
|
4. Очистить с помощью резинки контакты внутренних разъемов, выполненные в виде печатного монтажа |
|
5. Проверить наличие и состояние деталей и блоков в ЗИПе. При необходимости пополнить ЗИП |
______________
* Применительно к комплексу «Бриз».
10.1.1. Основным признаком исправной работы судового навигационного комплекса является его нормальное функционирование во всех режимах со значениями параметров, соответствующими требованиям технической документации.
10.1.2. ЭРНА, входящая в состав комплекса, может использоваться автономно, независимо от того, включена в данное время система автоматизации или нет.
10.1.3. При эксплуатации комплекса техническое обслуживание ЭРНА, входящей в его состав, необходимо выполнять, руководствуясь требованиями, изложенными в разд. 3 - 8 настоящих Правил.
10.1.4. Запрещается включать аппаратуру комплекса после перерыва в работе без ведома судового специалиста, обслуживающего комплекс.
10.1.5. При эксплуатации аппаратуры не рекомендуется выключать ее на время перерыва менее 8 ч.
10.1.6. Учитывая специфику эксплуатации комплекса, устанавливаются следующие виды периодического технического обслуживания его:
ежедневное;
ежеквартальное;
полугодовое;
годовое.
Сроки проведения периодического ТО могут быть изменены по решению капитана в зависимости от условий, при которых эксплуатируется комплекс, а также степени его изношенности и длительности предстоящего рейса.
10.1.7. Полугодовое ТО в случае нахождения судна в рейсе без захода в советский порт более полугода производится по прибытии в первый советский порт.
10.2.1. При подготовке комплекса к использованию после длительного перерыва в работе необходимо:
проверить источники первичного электропитания;
произвести внутренний осмотр и измерить сопротивление изоляции;
проверить наличие, исправность и соответствие номиналов предохранителей;
провести проверку и подготовку к использованию основных приборов и устройств комплекса;
убедиться в исправности вентиляторов комплекса;
включить аппаратуру первичного электропитания и датчики исходной информации;
произвести контроль общей работоспособности комплекса во всех режимах в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
10.2.2. Перед каждым выходом в рейс необходимо:
провести подготовку к использованию основных приборов комплекса;
включить аппаратуру первичного электропитания;
провести пуск и установку кварцевого датчика машинного времени;
провести контроль общей работоспособности комплекса в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
10.3.1. При неработающих электровентиляторах работа комплекса не допускается.
10.3.2. Не рекомендуется, если это не вызывается условиями плавания, длительная (более 4 ч) работа комплекса или его составных частей в условиях повышенных температур и влажности окружающего воздуха, величины которых оговорены в эксплуатационной документации.
10.3.3. При нахождении судна в рейсе комплекс рекомендуется выключать только при длительных стоянках.
10.3.4. При выключении судовой сети необходимо выключить комплекс. Включение комплекса после восстановления напряжения в судовой сети производить в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
10.4.1. Виды и содержание периодического ТО приведены в табл. 8.
Таблица 8
Вид ТО |
Содержание ТО |
Ежедневное |
1. Удалить пыль с наружных поверхностей аппаратуры |
2. Произвести внешний осмотр аппаратуры |
|
3. Проверить визуально крепления внешних штепсельных разъемов и шин заземления |
|
4. Произвести контроль общей работоспособности по встроенной аппаратуре контроля |
|
5. Произвести корректировку судового времени, вырабатываемого комплексом |
|
Ежеквартальное |
1. Произвести осмотр преобразователей и пусковой аппаратуры |
2. Проверить исправность предохранителей в приборах и их соответствие требуемым номиналам |
|
3. Проверить сопротивление изоляции шин заземления |
|
4. Проверить выходные параметры аппаратуры первичного электропитания |
|
5. Проверить и установить требуемые значения опорных напряжений аппаратуры контроля |
|
6. Провести контроль общей работоспособности во всех режимах |
|
7. Проверить работоспособность дискретных и цифровых приборов при изменении питающих напряжений |
|
8. Проверить и установить требуемые выходные параметры аппаратуры вторичного электропитания |
|
9. Проверить сопряжение с датчиками |
|
10. Провести регламентные работы телетайпа |
|
11. Произвести необходимые записи в формуляре |
|
Полугодовое |
1. Произвести внутренний осмотр аппаратуры: проверить исправность монтажа, изоляции и надежность крепления проводников, деталей, узлов, блоков, а также проверить визуально отсутствие повреждений элементов, узлов, кассет, блоков изделий |
2. Произвести чистку и промыть контакты внешних разъемов спиртом |
|
3. Проверить состояние амортизации и перемычек заземления |
|
4. Проверить изоляцию кабельной сети |
|
Годовое |
1. Смазать механические узлы |
2. Проверить номинальные значения и стабильность частот опорных генераторов |
|
3. Проверить наличие и работоспособность блоков и кассет, находящихся в ЗИПе. При необходимости пополнить ЗИП |
АКТ приема-сдачи судовых технических средств навигации Мы, нижеподписавшиеся, сдающий __________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы) __________________________________ и принимающий _____________________________________ _____________________________________________________________ составили настоящий акт (должность, фамилия, инициалы) том, что первый сдал, а второй принял дела и обязанности по заведованию, техническую документацию, а также: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Сдал _____________________________ (подпись) Принял __________________________ (подпись) |
В акте отражается:
1) число комплектов каждого прибора, принятых и числящихся за судном, и их техническое состояние,
2) отсутствие отдельных узлов или блоков в принимаемых комплектах; какого-либо вида технической документации или записей в ней (формуляр, техническое описание, инструкции но эксплуатации, комплект схем, аттестат, поверочный листок и т.д.); основных элементов ЗИПа;
3) дата последнего определения поправок (таблиц, графиков), а для гирокомпаса, лага и эхолота - численное значение поправок.
СОДЕРЖАНИЕ