МКС 45.060.10 Дата введения 2003-07-01
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 236 "Тепловозы и путевые машины" и Научно-исследовательским институтом тепловозов и путевых машин (ВНИТИ) МПС РФ
ВНЕСЕН Госстандартом России 2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)
За принятие проголосовали:
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 ноября 2001 г. N 495-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 25463-2001 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2003 г. 4 ВЗАМЕН ГОСТ 25463-82 1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на тепловозы с электрической передачей мощностью более 550 кВт (750 л.с.), предназначенные для грузовой, пассажирской, маневровой (маневрово-вывозной) работы на магистральных железных дорогах колеи 1520 мм (далее - тепловозы).
Требования стандарта, кроме 4.1.4, 4.3.6, 4.5.6, 4.5.7, 4.6.2, 4.6.3, 4.6.5.1, 4.6.13, 4.7.5 являются обязательными.
2 Нормативные ссылки2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
______________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50951-96 в части требований к внешнему шуму.
ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия
ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования
ГОСТ 10150-88 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия
ГОСТ 22339-88 Тепловозы маневровые и промышленные. Типы и основные параметры
ГОСТ 22602-91 Тепловозы магистральные. Типы и основные параметры
ГОСТ 24028-80* Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения ______________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 51250-99.
ГОСТ 24585-81** Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения ______________ ** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 51249-99.
3 Термины и определения3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют термины и определения, принятые в технических условиях (ТУ), государственных и отраслевых стандартах на тепловозы магистральных железных дорог.
4 Общие технические требования4 Общие технические требования
4.1 Требования к тепловозам 4.1.1 Тепловозы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ТУ на тепловозы конкретного типа, правил и инструкций, утвержденных в установленном порядке. 4.1.2 Типы и основные параметры магистральных тепловозов грузовой и пассажирской служб - по ГОСТ 22602, маневровой (маневрово-вывозной) - по ГОСТ 22339. 4.1.2.1 Номинальный коэффициент полезного действия (КПД) тепловозов должен быть не менее 0,28 для магистральных тепловозов и 0,275 - для маневровых.
4.1.2.2 Номинальный коэффициент полезного использования мощности должен быть не менее 0,74 для магистральных тепловозов и 0,68 - для маневровых. 4.1.3 Тепловозы должны соответствовать категории размещения 1 климатических исполнений У, ХЛ, УХЛ, ТС по ГОСТ 15150. Вид климатического исполнения устанавливает заказчик в ТУ на тепловозы конкретного типа с учетом требований ГОСТ 22602. 4.1.4 По требованию заказчика тепловозы должны быть приспособлены для работы на дизельных топливах расширенной спецификации или на альтернативном топливе: природный газ, спирт (смеси) и др. с установкой на них дополнительного оборудования и (или) дополнительной прицепной секции со вспомогательным оборудованием. 4.1.5 Тепловоз должен быть приспособлен для управления одним человеком. 4.2 Требования к дизелям
Дизели должны соответствовать условиям работы на тепловозе и требованиям ГОСТ 10150. 4.3 Требования к электрооборудованию 4.3.1 Электрическая передача - переменного или переменно-постоянного тока. По согласованию с заказчиком допускается на маневровых тепловозах применять передачу постоянного тока. 4.3.2 Тяговые электрические машины тепловозов - по ГОСТ 2582, аппараты - по ГОСТ 9219. 4.3.3 Тяговое электрооборудование магистральных тепловозов должно обеспечивать возможность использования для тяги всей свободной мощности дизеля, появившейся в результате снижения потребления мощности на вспомогательные нужды (например при отключении компрессора и (или) вентилятора и т.д.). 4.3.4 Напряжение в цепях управления и освещения должно быть 110 В. Допускается по согласованию с заказчиком напряжение 75 и 24 В. 4.3.5 Провода и кабели в зависимости от места расположения должны соответствовать климатическому исполнению тепловоза категории размещения 1 (без воздействия солнечной радиации) и категории размещения 2 по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1 при верхнем значении предельной рабочей температуры окружающей среды 70 °С (для кабелей межсекционных соединений 50 °С).
Провода и кабели должны быть стойкими к воздействию паров смазочных масел и дизельного топлива, морозостойкими, не должны гореть и выделять при нагреве токсичные вещества.
В труднодоступных местах цепей управления должны быть предусмотрены резервные провода. 4.3.6 По требованию заказчика на пассажирских тепловозах должен быть установлен источник электропитания вагонов поезда с номинальным эффективным напряжением 3 кВ и мощностью не менее 600 кВт. 4.4 Требования к экипажной части 4.4.1 Конструкция экипажной части и динамические качества тепловоза должны соответствовать "Типовым техническим требованиям к проектируемым локомотивам по условиям прочности, динамики и воздействия на путь" [1] и обеспечивать значения механических факторов, воздействующих на оборудование тепловоза в соответствии с ГОСТ 17516.1. 4.4.2 Конструкция экипажной части (колесно-моторного блока, тележки, опор кузова и пр.) должна обеспечивать равномерную осевую нагрузку на колесные пары.
Для новых тепловозов коэффициент использования сцепного веса должен быть не менее 0,92 у 8-осного и 0,86 у 6-осного тепловозов. 4.4.3 Лобовая часть кузова (кабины машиниста) должна быть рассчитана на воздействие равномерно распределенной по ширине кабины продольной нагрузки, равной 700 кН, возникающей при аварийном наезде локомотива на препятствие и воздействующей на ее подоконную часть. Крепление силовых и вспомогательных агрегатов должно быть рассчитано на ускорение 3 g. 4.4.4 Кузов и рама должны быть рассчитаны и приспособлены для подъема надтележечного строения тепловоза домкратами и краном, а также краном за одну из автосцепок. 4.4.5 Несущие элементы кузова и рамы следует изготавливать из материалов, указанных в "Основных технических требованиях к перспективной прокатной стали для несущих сварных конструкций подвижного состава" [2]. 4.4.6 По требованию заказчика на тепловозах устанавливают гребнесмазыватели колесных пар. 4.4.7 В конструкции тепловозов должна быть предусмотрена возможность монтажа и демонтажа отдельных агрегатов и сборочных единиц (шатунно-поршневой группы и подшипников дизеля, вспомогательных электрических машин, высоковольтной камеры, секций холодильника, редукторов, воздушного компрессора, тягового агрегата) через люки без снятия крыши кузова. Допускается применять съемные секции крыши и капота. 4.4.8 Требования к переходам между секциями тепловозов - по ГОСТ 12.2.056. 4.5 Требования к тормозному оборудованию 4.5.1 Требования к тормозному оборудованию - по ГОСТ 12.2.056. 4.5.2 Тепловозы должны быть оборудованы следующими видами тормозов:
- пневматическим автоматическим поездным и прямодействующим колодочным (локомотивным);
- электропневматическим (для пассажирских тепловозов);
- ручным или автоматическим пружинным колодочным для стоянки.
Другие виды тормозов (дисковые, рельсовые, электрические или гидравлические динамические) устанавливают по требованию заказчика в техническом задании на тепловоз конкретного типа. 4.5.3 Требования к поршневым компрессорам для пневматических тормозных систем тепловозов - по ГОСТ 10393.
Допускается применение винтовых воздушных компрессоров. Число компрессоров на секцию (тепловоз) устанавливает заказчик. 4.5.4 Привод компрессора должен быть регулируемым, обеспечивающим частоту вращения компрессора независимо от частоты вращения дизеля. 4.5.5 Главные воздушные резервуары должны иметь естественное охлаждение и оборудоваться устройствами для продувки конденсата. Общее число резервуаров в одной секции тепловоза: для грузовых тепловозов - не менее трех, для пассажирских - не менее двух; их суммарная вместимость - не менее 1000 дм (л). Расположение главных резервуаров - последовательное.
4.5.6 По требованию заказчика пневматическая система тепловоза должна быть оборудована автоматическими системами осушения сжатого воздуха, сбора и удаления сконденсировавшейся из сжатого воздуха влаги.
Температура точки росы осушенного в системе сжатого воздуха должна быть не менее чем на 5 °С ниже температуры атмосферного воздуха.
Систему осушения рекомендуется устанавливать перед главными резервуарами. 4.5.7 По требованию заказчика конструкция рычажной передачи тормоза и экипажной части должна обеспечивать:
- автоматическое регулирование зазоров между тормозными колодками и бандажами (допускается ручная подрегулировка после обточки бандажа);
- исключение падения на путь элементов рычажной передачи, тормозных колодок и других элементов экипажной части при движении тепловоза;
- смену тормозных колодок без установки локомотива на смотровую яму. Для маневровых (маневрово-вывозных) тепловозов допускается применение специальных приспособлений для смены колодок, если они предусмотрены в ТУ на тепловозы конкретного типа.
Конструкция рычажной передачи тормоза и экипажной части не должна допускать перекоса и сползания с круга катания колеса тормозной колодки. 4.5.8 Остальные требования к тормозному оборудованию - по ГОСТ 12.2.056. 4.6 Требования к вспомогательному оборудованию 4.6.1 Система охлаждения дизеля должна автоматически поддерживать заданную температуру воды и масла, а также (по требованию заказчика) температуру наддувочного воздуха дизеля.
Запас теплорассеивающей способности охлаждающего устройства с использованием водовоздушных и масловоздушных секций трубчато-пластинчатого тела должен быть не менее 15% расчетного значения. 4.6.1.1 Система охлаждения дизеля должна допускать возможность раздельного регулирования температуры воды и масла, а также наддувочного воздуха дизеля. 4.6.1.2 Нагрев теплоносителей (воды и масла) дизеля должен регулироваться автоматически при всех режимах работы дизеля и температурах окружающей среды и обеспечивать колебания температуры теплоносителей не выше, чем это предусмотрено в ТУ на дизель.
Для маневровых тепловозов мощностью менее 1400 кВт и магистральных тепловозов мощностью до 2200 кВт допускается применять ступенчатое регулирование. 4.6.1.3 Охлаждение масла дизеля должно осуществляться в водомасляном теплообменнике. Допускается по согласованию с заказчиком охлаждение масла в масловоздушных радиаторах. 4.6.1.4 В масляной и топливной системах должны быть применены полнопоточные фильтры. 4.6.1.5 Присадки к теплоносителям в системах охлаждения не должны разрушать черные и цветные металлы, в том числе мягкие (припой), а также уплотняющие материалы (резину, парониты и т.п.). 4.6.2 По требованию заказчика тепловозы должны быть оборудованы системой для подогрева воды дизеля, масла дизеля и топлива, подаваемого к дизелю, обеспечивающей при низких температурах наружного воздуха (включая предельные минусовые температуры по ГОСТ 15150) длительную (не менее 6 ч) стоянку в "горячем" резерве при температуре наружного воздуха минус 50 °С или движении неработающих секций тепловоза и сохраняющей условия для пуска дизеля. Питание системы подогрева - от путевой или от бортовой установки. 4.6.3 По требованию заказчика для тепловозов, работающих в районах с низкими температурами, должны применяться теплоизолирующие покрытия труб и баков систем охлаждения теплоносителей и подачи топлива. 4.6.4 На тепловозах, длительно работающих на холостом ходу и (или) при низких оборотах дизеля, должны быть предусмотрены отключения части цилиндров или другие конструктивные меры, обеспечивающие минимальный расход топлива. 4.6.5 В системах воздухоснабжения, охлаждения тяговых электрических машин и вентиляции дизельного помещения, кабины машиниста и т.п.должны быть установлены самоочищающиеся фильтры. 4.6.5.1 По требованию заказчика система подачи воздуха для охлаждения тяговых двигателей (и тяговых агрегатов) должна быть регулируемой в зависимости от температуры нагрева двигателя (тягового агрегата).
Допускается использование многоступенчатого (сезонного) режима работы системы подачи воздуха. 4.6.5.2 Воздушные фильтры для тяговых электрических машин (тяговых двигателей, тяговых агрегатов, генераторов и т.п.) должны обеспечивать при номинальном расходе атмосферного воздуха в смеси со стандартной пылью из кварцевого песка с удельной поверхностью 2800 см/г и при запыленности воздуха 0,1-0,2 г/м коэффициент очистки пыли не менее 75% и капельной влаги - не менее 70%.
4.6.5.3 В конструкции воздухозаборных устройств тепловозов с кузовом вагонного типа должна быть предусмотрена возможность перехода на забор воздуха из дизельного помещения при неблагоприятных климатических условиях. 4.6.6 Закипание воды в водяной системе при остановке дизеля не допускается.
Должна быть также предусмотрена возможность промывания топливной, масляной и водяной систем и последующей проверки их плотности при помощи специальных технологических установок в депо. 4.6.7 Топливная система должна быть оборудована фильтрами предварительной (грубой) и тонкой очистки топлива, оснащенными (по требованию заказчика) указателями степени их загрязненности. 4.6.8 Баки топливной и водяной систем тепловоза должны быть оборудованы устройствами и (или) приборами, указывающими уровень находящейся в них жидкости. 4.6.9 Песочная система должна обеспечивать эффективную подачу песка под первую по ходу движения тепловоза колесную пару каждой тележки.
При наличии на тепловозе противогазных и противобоксовочных устройств должна предусматриваться автоматическая подача песка. 4.6.10 Тепловоз должен быть оборудован глушителем выхлопа и всасывания дизеля или другими устройствами, обеспечивающими уровни шума в кабине машиниста по ГОСТ 12.1.003 и снаружи тепловоза - по ГОСТ 12.2.056. 4.6.11 Концентрация вредных выбросов с отработавшими газами и дымность дизелей тепловозов не должны превышать значений, установленных ГОСТ 24028 и ГОСТ 24585. 4.6.12 Маневровые (и маневрово-вывозные) тепловозы по требованию заказчика должны быть оборудованы дополнительной воздушной магистралью для питания пневмосистем саморазгружающихся вагонов. 4.6.13 Тепловоз по требованию заказчика может быть оборудован установкой для утилизации низкопотенциальных источников энергии (отработавших газов, воды и масла систем охлаждения). 4.7 Требования к системам управления, диагностики, контроля, защиты и сигнализации 4.7.1 Перечень систем и устройств автоматического управления, диагностики, контроля, сигнализации и защиты (далее - систем управления) указывают в ТУ на тепловозы конкретного типа в соответствии с приложением А. 4.7.2 Система автоматического управления должна быть выполнена в виде функциональных блоков (модулей).
При отказе отдельных функциональных блоков электрической схемы должно быть предусмотрено продолжение движения тепловозов с возможным некоторым ухудшением их тяговых характеристик (указывается в эксплуатационной документации).
Для маневровых и магистральных тепловозов с передачей постоянного тока допускается использование релейно-контакторного управления с электромашинной (или другого типа) системой регулирования. 4.7.3 Система и элементы управления тепловозом должны быть максимально унифицированными, иметь однотипные обозначения (символы) и расположение органов управления, контрольно-измерительных и регистрирующих приборов, устройств сигнализации и подаваемые ими сигналы (звук, цвет, периодичность). 4.7.4 Система управления тепловозом должна иметь встроенную систему диагностики: бортовую и (или) для подключения стационарной (в депо).
Перечень оборудования и параметров для диагностики указывают в ТУ на тепловозы конкретного типа. 4.7.5 По требованию заказчика тепловоз должен быть оборудован массовым расходомером общего количества топлива и (или) счетчиком выработанной дизель-генератором электроэнергии. 4.7.6 Дополнительные устройства в системе управления тепловоза не должны мешать исполнению машинистом прямых служебных обязанностей. 4.8 Требования к надежности и системе технического содержания тепловозов 4.8.1 Номенклатура показателей надежности и их количественные значения - по государственным стандартам на общие технические требования к магистральным и маневровым тепловозам с электрической передачей мощностью 1200 л.с. 4.8.2 Показатели надежности основных агрегатов и деталей указывают в ТУ на тепловозы конкретного типа. 4.8.3 Показатели надежности должны подтверждаться контрольными испытаниями на надежность в эксплуатации или согласованными с заказчиком статистическими данными на основе действующих форм учетных и отчетных документов.
Показатели безотказности оценивают за период от начала эксплуатации до первого текущего ремонта третьего объема, исключая начальный период эксплуатации, равный 92 дням с момента ввода тепловоза в эксплуатацию или пробегу не менее 50000 км. 4.8.4 Вместимость топливного бака устанавливают с учетом обеспечения пробега грузового или пассажирского тепловоза не менее 1000 км или продолжительности работы маневрового тепловоза не менее 7,5 сут при расчетном среднем коэффициенте использования мощности дизеля, установленном по согласованию между изготовителем и заказчиком. 4.8.5 Конструкцией тепловозов должен быть предусмотрен свободный доступ к оборудованию при его техническом обслуживании и ремонте, а также возможность заправки тепловозов, в том числе механизированной. 4.8.6 Агрегаты тепловозов, в том числе комплектующие, должны быть приспособлены для проведения контроля за их состоянием методами технической диагностики с применением соответствующей аппаратуры и устройств. Перечень агрегатов и их параметров, подлежащих контролю, устанавливают в ТУ на оборудование конкретного типа. 4.8.7 Нормирование периодичности плановых технического обслуживания и ремонтов (текущего и капитального) осуществляют по суммарному количеству потребленного дизелем топлива или по объему выработанной генераторной установкой электроэнергии и (или) пробега (указывают в ТУ на тепловозы конкретного типа). 4.8.8 Проверку состояния оборудования, его регулировку и испытания проводят в депо на стендах и с использованием средств контроля (приборов, измерительных устройств) и технической документации [(инструкции по осмотру, регулированию (настройке), методам испытаний)], разработанных и (или) согласованных с предприятием-изготовителем тепловоза (агрегата). ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое). Перечень систем и устройств автоматического управления, контроля, регистрации, сигнализации и защиты
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное). Библиография Библиография
|