На главную | База 1 | База 2 | База 3

РД 34.03.274-93

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ МАШИНИСТА БУЛЬДОЗЕРА

 

Дата введения 1993-01-26

 

 

СОСТАВЛЕНО АО "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС"

 

ИСПОЛНИТЕЛИ А.В. Тимошук (Брестэнерго), В.Ф. Юрченко (Винницаэнерго), М.В. Сапожников, Т.В. Чурсинова, В.Г. Тимашов (ОРГРЭС)

 

СОГЛАСОВАНО с Всероссийским комитетом "Электропрофсоюз" (Постановление от 14.01.93 г. № 16)

 

УТВЕРЖДЕНО Отделом охраны труда и техники безопасности Комитета электроэнергетики Минтопэнерго РФ 26.01.93 г.

 

Заместитель председателя И.А. Новожилов

 

 

В настоящей Типовой инструкции (далее Инструкция) приведены требования по охране труда для машиниста бульдозера.

 

Данная Инструкция предназначена для разработки местных инструкций с учетом конкретных условий труда.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция по охране труда является основным документом, устанавливающим для рабочих правила поведения на производстве и требования безопасного выполнения работ.

1.2. Знание Инструкции по охране труда обязательно для рабочих всех разрядов и групп квалификации, а также их непосредственных руководителей.

1.3. Администрация предприятия (цеха) обязана создать на рабочем месте условия, отвечающие правилам по охране труда, обеспечить рабочих средствами защиты и организовать изучение ими настоящей Инструкции по охране труда.

На каждом предприятии должны быть разработаны и доведены до сведения всего персонала безопасные маршруты следования по территории предприятия к месту работы и планы эвакуации на случаи пожара и аварийной ситуации.

1.4. Каждый рабочий обязан:

соблюдать требования настоящей Инструкции;

немедленно сообщать своему непосредственному руководителю, а при его отсутствии - вышестоящему руководителю о происшедшем несчастном случае и обо всех замеченных им нарушениях требований Инструкции, а также о неисправностях сооружений, оборудования и защитных устройств;

помнить о личной ответственности за несоблюдение требований техники безопасности;

содержать в чистоте и порядке рабочее место и оборудование;

обеспечивать на своем рабочем месте сохранность средств защиты, инструмента, приспособлений, средств пожаротушения и документации по охране труда.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ выполнять распоряжения, противоречащие требованиям настоящей Инструкции и "Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок" (ПТБ). - М.: Энергоатомиздат, 1987.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. К работе на данную рабочую профессию допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к выполнению вышеуказанной работы.

2.2. Рабочий при приеме на работу должен пройти вводный инструктаж. До допуска к самостоятельной работе рабочий должен пройти:

первичный инструктаж на рабочем месте;

проверку знаний настоящей Инструкции по охране труда; действующей Инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования; по применению средств защиты, необходимых для безопасного выполнения работ; ПТБ для рабочих, имеющих право подготавливать рабочее место, осуществлять допуск, быть производителем работ, наблюдающим и членом бригады в объеме, соответствующем обязанностям ответственных лиц ПТБ;

обучение по программам подготовки по профессии.

2.3. Допуск к самостоятельной работе должен оформляться соответствующим распоряжением по структурному подразделению предприятия.

2.4. Вновь принятому рабочему выдается квалификационное удостоверение, в котором должна быть сделана соответствующая запись о проверке знаний инструкций и правил, указанных в п.2.2, и праве на выполнение специальных работ.

Квалификационное удостоверение для дежурного персонала во время исполнения служебных обязанностей может храниться у начальника смены цеха или при себе в соответствии с местными условиями.

2.5. Рабочие, не прошедшие проверку знаний в установленные сроки, к самостоятельной работе не допускаются.

2.6. Рабочий в процессе работы обязан проходить:

повторные инструктажи - не реже одного раза в квартал;

проверку знаний Инструкции по охране труда и действующей Инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования - один раз в год;

медицинский осмотр - один раз в два года;

проверку знаний по ПТБ для рабочих, имеющих право подготавливать рабочее место, осуществлять допуск, быть производителем работ, наблюдающим или членом бригады, - один раз в год.

2.7. Лица, получившие неудовлетворительную оценку при квалификационной проверке, к самостоятельной работе не допускаются и не позднее одного месяца должны пройти повторную проверку.

При нарушении правил техники безопасности в зависимости от характера нарушений проводится внеплановый инструктаж или внеочередная проверка знаний.

2.8. При несчастном случае рабочий обязан оказать первую помощь пострадавшему до прибытия медицинского персонала. При несчастном случае с самим рабочим, в зависимости от тяжести травмы, он должен обратиться за медицинской помощью в здравпункт или сам себе оказать первую помощь (самопомощь).

2.9. Каждый работник должен знать местоположение аптечки и уметь ею пользоваться.

2.10. При обнаружении неисправных приспособлений, инструмента и средств защиты рабочий должен сообщить своему непосредственному руководителю.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работать с неисправными приспособлениями, инструментом и средствами защиты.

2.11. Во избежание попадания под действие электрического тока не следует наступать или прикасаться к оборванным, свешивающимся проводам.

2.12. Невыполнение требований Инструкции по охране труда для рабочего рассматривается как нарушение производственной дисциплины.

За нарушение требований инструкций рабочий несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2.13. В процессе работы машиниста бульдозера могут иметь место следующие опасные и вредные производственные факторы: повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте.

2.14. Для защиты от воздействия опасных и вредных факторов необходимо применять соответствующие средства защиты.

При выполнении работ на участках с температурой воздуха выше 33 °С должны быть установлены воздушно-душирующие установки.

Работу в зонах с низкой температурой окружающего воздуха следует производить в теплой спецодежде и чередовать по времени с нахождением в тепле.

При повышенном уровне шума нужно применять противошумные защитные средства (наушники, вкладыши "Беруши" и др.).

При повышенной запыленности воздуха рабочей зоны необходимо работать в противопылевом респираторе ("Лепесток", Ф-62Ш, У-2К, "Астра-2", РП-КМ и др.).

2.15. Машинист бульдозера должен работать в спецодежде и применять средства защиты, выдаваемые в соответствии с действующими отраслевыми нормами.

2.16. Машинисту бульдозера бесплатно выдаются согласно отраслевым нормам следующие средства индивидуальной защиты:

полукомбинезон хлопчатобумажный (на 12 мес);

рукавицы комбинированные (на 3 мес);

сапоги резиновые (на 12 мес);

валенки (по поясам);

куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке (по поясам);

брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке (по поясам).

При выдаче двойного сменного комплекта спецодежды срок носки удваивается.

В зависимости от характера работ и условий их производства машинисту бульдозера бесплатно временно выдается дополнительная спецодежда и защитные средства для этих условий.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

3.1. Перед приемом смены машинист бульдозера должен:

привести в порядок спецодежду. Рукава и полы спецодежды следует застегнуть на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. Одежду необходимо заправить так, чтобы не было свисающих концов или развевающихся частей. Обувь должна быть закрытой и на низком каблуке.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ засучивать рукава спецодежды.

3.2. Перед пуском двигателя необходимо:

убедиться в отсутствии посторонних предметов на вращающихся деталях двигателя, коробке передач, заднем мосту, защитных кожухах;

убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении;

вытереть все наружные части машины, на которые попали топливо или масло, во избежание возможного воспламенения.

3.3. ЗАПРЕЩАЕТСЯ запускать перегретый двигатель во избежание обратного удара от преждевременной вспышки.

3.4. Запуская двигатель, не вращать рукоятку вкруговую. Не наматывать на руку свободный конец шнура пускового устройства двигателя.

3.5. ЗАПРЕЩАЕТСЯ во время пуска пускового устройства двигателя стоять в плоскости вращения шкива.

3.6. Перед пуском (прокручиванием) основного двигателя надо включить декомпрессор и убедиться в отсутствии людей под бульдозером, впереди и позади него, двери кабины оставить открытыми.

3.7. При запуске двигателя бульдозерист должен следить, чтобы ступня ноги не оказалась под колесом или катком гусеницы, так как возможны случаи самовключения скорости при первой же "встряске" заработавшего двигателя.

Запуск двигателя должен производиться из кабины машины.

3.8. ЗАПРЕЩАЕТСЯ запускать двигатель, если проводятся какие-либо работы на прицепленной к бульдозеру машине, потому что после запуска бульдозер может самопроизвольно тронуться с места.

3.9. После установившегося режима работы двигателя необходимо проверить показания приборов.

3.10. При эксплуатации бульдозера в зимнее время необходимо:

освободить гусеницы от льда;

примерзшие детали отогреть, грязь и лед удалить;

запуск производить только после прогрева двигателя горячей водой или паром. ЗАПРЕЩАЕТСЯ прогрев двигателя открытым огнем.

3.11. Перед выездом проверить исправность действия муфты сцепления фрикционов, тормозов, электроосвещения. Давление на рычагах и педалях, свободный ход педали, рукояток - не должны превышать значений, указанных в заводских инструкциях по эксплуатации бульдозера.

3.12. Приступать к работе бульдозерист должен, убедившись в технической исправности машины.

3.13. Перед началом работы необходимо осмотреть объект работы, убедиться в полной безопасности, проверить ограждение опасных мест, получить сведения о подземных коммуникациях.

3.14. Перед началом работы машинист бульдозера должен пройти предрейсовый профилактический осмотр.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.1. ЗАПРЕЩАЕТСЯ машинисту сходить с бульдозера, не остановив и не затормозив его, а также залезать под бульдозер для смазки, подтягивания креплений или устранять неисправности, не заглушив двигатель и не подложив под колеса упоры.

4.2. Бульдозеры, находящиеся на укатанном штабеле топлива, не должны приближаться к верхней бровке штабеля менее чем на 1 м, а на неукатанном - менее чем на 1,5 м (расстояние от края бровки до гусеницы).

В случае образования у штабеля при его разборке вертикальной стенки высотой более 3 м минимальное расстояние от его кромки до гусениц механизмов должно быть не менее 4 м.

4.3. ЗАПРЕЩАЕТСЯ во избежание сползания и опрокидывания машины заносить отвал за бровку насыпи при формировании штабеля или подаче угля к приемным подземным складским бункерам.

4.4. ЗАПРЕЩАЕТСЯ разворачивать бульдозер с загруженным и заглубленным отвалом.

4.5. Выполнять работы в охранной зоне линий электропередачи можно только по наряду-допуску организации, в ведении которой находится линия электропередачи, и под руководством руководителя работ или мастера.

4.6. ЗАПРЕЩАЕТСЯ в местах производства работ бульдозера проведение каких-либо других работ и нахождение людей на путях движения.

4.7. ЗАПРЕЩАЕТСЯ при движении бульдозера на крутом подъеме или спуске переключать скорости; крутые спуски и подъемы преодолевать на первой передаче.

4.8. ЗАПРЕЩАЕТСЯ передвижение и работа бульдозеров на уклонах штабеля, превышающих углы подъемов и спусков, указанные в заводской технической документации на эти машины.

4.9. Во время работы бульдозерист обязан выполнять работу и передвигаться по площадке только в местах, указанных производителем работ или мастером, строго придерживаться разбивочных знаков.

4.10. В темное время суток рабочее место должно быть освещено.

4.11. ЗАПРЕЩАЕТСЯ во время работы:

выходить из машины во время ее движения;

выходить на свеженасыпанное топливо в месте расположения приемных подземных бункеров;

заправлять и ремонтировать машину на штабеле;

пользоваться огнем на штабеле;

осматривать отвал бульдозера в поднятом положении;

работать под течкой работающего конвейера;

передавать управление машиной другому лицу;

оставлять машину с работающим двигателем и на откосе;

перевозить в кабине людей, кроме лиц, проходящих практическую подготовку;

сидеть или стоять на раме и других частях машины;

удалять руками корни деревьев, камни и другие предметы из-под рабочего органа машины;

стоять вблизи колес или гусениц бульдозера.

4.12. Каток для укатки откосов следует спускать на натянутом тросе.

4.13. В процессе подачи топлива со склада через приемные подземные бункера бульдозеры не должны находиться в зоне решетки во время работы питателей на свеженасыпанном топливе при высоте его слоя более 2 м, так как возможны мгновенные обвалы топлива.

4.14. ЗАПРЕЩАЕТСЯ по окончании подачи топлива со склада в приемные бункера бульдозером:

оставлять бункера заполненными влажным углем. По окончании работы бункера должны быть опорожнены и перекрыты щитами или заполнены сухим углем;

оставлять вокруг бункеров вертикальные стенки, образовавшиеся при подаче угля.

4.15. При подаче бульдозером топлива со склада образование траншей глубиной более 1,5 м не допускается.

При работе на топливном складе должна обеспечиваться достаточная видимость пути, по которому перемещаются машины, фронта работ и прилегающих к нему участков.

4.16. В зимнее время для предохранения стекол кабины от обмерзания их следует протирать смесью соли с глицерином.

4.17. ЗАПРЕЩАЕТСЯ поворачивать агрегат с заглубленным рабочим органом (нож бульдозера, зубья рыхлителя).

4.18. Крутые повороты разрешается производить только на первой передаче.

4.19. Команду "СТОП" следует выполнять немедленно, кем бы она не подавалась.

4.20. Очищать рабочий орган бульдозера от налипшей земли необходимо только после остановки агрегата лопатой или скребком, но не ногами или руками.

4.21. Переезжать железнодорожные пути следует только на первой передаче, не останавливаясь, не переключая скоростей, не выжимая сцепления на переезде.

4.22. При остановке бульдозера все рабочие органы должны быть опущены на землю.

4.23. При транспортировке бульдозера своим ходом навесное оборудование (нож, рыхлитель) должно быть поднято на высоту не менее 350 мм от грунта и закреплено транспортной подвеской к раме бульдозера.

4.24. В случае если при спуске или подъеме заглохнет двигатель, необходимо, не включая сцепление и передачу, затормозить бульдозер и только после этого установить в нейтральное положение рычаг перемены передач, завести двигатель, включить первую передачу и одновременно, отпуская тормоза и увеличивая подачу топлива, начать движение.

4.25. При достижении оборотов двигателя опасного предела (двигатель идет "вразнос"), необходимо незамедлительно выключить подачу топлива, включить декомпрессор, если двигатель продолжает набирать обороты, отсоединить топливопроводы высокого давления или увеличивать нагрузку.

4.26. При возникновении на бульдозере пожара машинист бульдозера обязан вызвать пожарную охрану и приступать к его тушению с использованием первичных средств.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании смены машинист бульдозера должен:

поставить бульдозер на место, отведенное для его стоянки, опустить на грунт навесное оборудование, заглушить двигатель, включить тормоз, отключить выключатель "МАССЫ";

проверить техническое состояние бульдозера; о выявленных неисправностях доложить механику, мастеру (мелкие неисправности устранить самому);

слить воду в зимнее время;

очистить машину от грязи грунта, подтянуть болтовые соединения, смазать трущиеся части, закрыть машину на замок;

доложить о сдаче смены своему непосредственному руководителю и оформить росписью в оперативном журнале.