На главную | База 1 | База 2 | База 3

Федеральный горный и промышленный надзор России
(Госгортехнадзор России)

Серия 11

Нормативные документы по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности
в металлургической промышленности

Выпуск 21

ИНСТРУКЦИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ ЛИКВИДАЦИИ
(ЛОКАЛИЗАЦИИ) АВАРИЙ В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ
И КОКСОХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВАХ

РД 11-561-03

Москва

Федеральное государственное унитарное предприятие
«Научно-технический центр по безопасности в промышленности
Госгортехнадзора России»

2004

Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах издана по инициативе Госгортехнадзора России на основании Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.98 № 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности», в соответствии с компетенцией Госгортехнадзора России, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 № 841 «Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России».

Настоящая Инструкция является переработанной и дополненной редакцией Инструкции по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах (РД 11-47-94), пересмотр которой связан с принятием новых законодательных актов, внедрением новой техники и технологий и изменением требований других нормативных документов.

Настоящая Инструкция разработана творческим коллективом, состоящим из специалистов металлургических и коксохимических предприятий, Управления Центрального промышленного округа Госгортехнадзора России, Отдела по надзору в металлургической промышленности.

В связи с введением в действие настоящей Инструкции после ее официального опубликования признается не действующей на территории Российской Федерации Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах (РД 11-47-94) (приказ Госгортехнадзора России от 17.07.03 № 157).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

I. Общие положения. 3

II. Принципиальная технологическая схема объекта. 5

III. План размещения основных технических устройств и помещений. 5

IV. Оперативная часть ПЛА.. 5

Приложение 1. Типовой анализ опасности на металлургических объектах. 6

Приложение 2. Протокол технического совещания по разработке (пересмотру) плана ликвидации (локализации) аварии. 7

Приложение 3. Форма титульного листа плана ликвидации (локализации) аварий. 8

Приложение 4. Форма оперативной части ПЛА.. 8

Приложение 5. Рекомендации по проведению учебных тревог в соответствии с планом ликвидации (локализации) аварий. 9

Приложение 6. Список должностных лиц и служб, которые должны быть немедленно извещены об аварии диспетчером организации. 11

Приложение 7. Специальный пропуск к месту аварии. 12

Приложение 8. Журнал регистрации ознакомления работающих с планами ликвидации аварий. 12

Приложение 9. Распределение обязанностей между должностными лицами, участвующими в ликвидации аварий, и порядок их действия. 12

 

Утверждена
постановлением Госгортехнадзора
России от 22.05.03 № 36,
зарегистрированным
Министерством юстиции
Российской Федерации 09.06.03 г.,
регистрационный № 4659

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ ЛИКВИДАЦИИ (ЛОКАЛИЗАЦИИ)
АВАРИЙ В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ И КОКСОХИМИЧЕСКИХ
ПРОИЗВОДСТВАХ*

РД 11-561-03

* Печатается по «Российской газете» от 21 июня 2003 г., № 120/1.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.02 № 61-А, зарегистрированным Минюстом России 28.11.02 г., регистрационный № 3968 (Российская газета, 05.12.02, № 231), Общих правил безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 21.06.02 № 35, зарегистрированным Минюстом России 11.09.02 г., регистрационный № 3786 (Российская газета, 02.10.02, № 186), Правил безопасности в газовом хозяйстве металлургических и коксохимических предприятий и производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.02.01 № 9, не нуждающимся в государственной регистрации (письмо Минюста России от 13.06.01 № 07/5740-АК).

Инструкция распространяется на металлургические и коксохимические производства и объекты независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В металлургических и коксохимических организациях для каждого газоопасного и взрывопожароопасного производства, цеха, отделения, участка, технического устройства, а также для всей организации в целом (за исключением горнодобывающих производств) должны быть разработаны в соответствии с настоящей Инструкцией планы ликвидации (локализации) аварий (ПЛА). ПЛА должны учитывать возможные воздействия аварий, а также стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, ураганы) на объекты организаций.

1.2. Перечень производств и отдельных объектов, для которых разрабатываются планы ликвидации аварий, утверждается техническим руководителем организации по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России.

1.3. Планы ликвидации аварий должны состоять из двух частей:

в первой части предусматриваются мероприятия по защите персонала и действия по ликвидации аварий в пределах организации;

во второй части предусматриваются мероприятия по защите населения и ликвидации последствий аварий за пределами организации. При этом персонал организации или объекта включается в состав соответствующего подразделения, осуществляющего ликвидацию (локализацию) аварии.

Для вновь вводимых производств и отдельных объектов ПЛА разрабатываются при проектировании объекта.

1.4. ПЛА должны определить конкретные технические средства и действия производственного персонала и специальных подразделений по ликвидации аварии на отдельных стадиях ее развития в пределах участка, цеха, организации или близлежащей территории, а также по защите персонала и населения от последствий аварии.

1.5. ПЛА разрабатываются для каждого производства, цеха, отделения и участка их руководителями и согласовываются руководителями соответствующих служб.

1.6. ПЛА рассматриваются комиссией руководителей и специалистов организации и утверждаются техническим руководителем организации (приложение 2).

Ответственность за своевременное и правильное составление ПЛА возлагается на технического руководителя организации.

1.7. ПЛА должны пересматриваться не реже одного раза в два года и утверждаться за один месяц до окончания срока действия предыдущего ПЛА.

При изменениях технологического процесса, его метрологического обеспечения, конструкции технических устройств или структурных реорганизаций подразделений, а также при наличии выявленных при расследовании аварийных ситуаций, дополнительных данных, в том числе на аналогичных производствах и объектах, ПЛА подлежат корректировке в пятидневный срок.

С внесенными в ПЛА изменениями и дополнениями должны быть ознакомлены в суточный срок под расписку все специалисты и рабочие соответствующих подразделений.

1.8. Форма титульного листа ПЛА должна соответствовать приложению 3.

1.9. ПЛА должны содержать:

принципиальную технологическую схему объекта;

план размещения основных технических устройств и помещений;

оперативную часть, составляемую по форме согласно приложению 4.

1.10. К ПЛА прилагаются:

список лиц и исполнителей, ответственных за выполнение мероприятий, предусмотренных оперативной частью плана, с указанием домашних адресов и телефонов;

перечень газоопасных и взрывопожароопасных мест;

перечень работ технологического, ремонтного и восстановительного характера с указанием степени опасности;

перечень технических и материальных средств, средств индивидуальной защиты для спасения людей и ликвидации аварий, а также мест их хранения с указанием количества и основных характеристик;

распределение обязанностей ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц организации по локализации аварийных ситуаций и аварий;

инструкцию по безопасной остановке объекта;

список должностных лиц организации, специальных подразделений, представителя Госгортехнадзора России и других органов, которые должны быть немедленно извещены об аварии (приложение 6);

схему оповещения должностных лиц организации, территориальных органов Госгортехнадзора России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;

порядок взаимодействия специальных подразделений в случае, когда возможное развитие аварии на потенциально опасном производстве организации и близлежащем к нему другом объекте (как в самой организации, так и на территории других организаций) может привести к негативным воздействиям на персонал, население и окружающую среду;

акты проверки исправности вентиляционных устройств, запасных выходов, исправности, наличия и достаточности средств для ликвидации аварий и спасения людей, противопожарного оборудования и средств пожаротушения, аварийного освещения, сигнализации, блокировок и связи;

акты проверки исправности гидравлических затворов канализационных сетей в цехе и на объектах;

акты проверки исправности объектов, технических устройств и коммуникаций промышленных газов (топливных и технологических), схем блокировки и сигнализации.

1.11. Предусмотренные ПЛА технические и материальные средства для осуществления мероприятий по спасению людей и ликвидации аварий не допускается использовать для других целей.

1.12. В течение года в цехах, участках (в каждой производственной смене) должны проводиться учебно-тренировочные занятия по возможным аварийным ситуациям. Занятия предусматриваются оперативной частью ПЛА по графикам, утвержденным техническим руководителем организации.

1.13. Не реже одного раза в год по одной или нескольким позициям оперативной части каждого из разрабатываемых в организации ПЛА должны проводиться в разные периоды года и в разное время суток учебные тревоги по графикам и планам, утвержденным техническим руководителем организации.

1.14. Учебные тревоги по ПЛА для одного и группы технологических объектов, входящих в состав цеха, проводятся под руководством начальника цеха.

Учебные тревоги по ПЛА, разработанному для организации или группы технологических объектов, входящих в состав различных цехов, проводятся под руководством технического руководителя организации.

Учебные тревоги проводятся с участием производственного персонала, ГСС и других служб в случае, когда их действия предусматриваются оперативной частью плана. При неудовлетворительных результатах учебной тревоги должны быть проведены детальное изучение допущенных ошибок и внеплановая проверка знаний работников, допустивших ошибочные действия.

1.15. Графики учебных тревог разрабатываются производственным отделом организации совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб, согласовываются с газоспасательной службой, а также с территориальным штабом ГО и другими организациями при необходимости их совместных действий.

1.16. ПЛА и изменения к нему должны быть изучены административно-техническим и производственным персоналом, участвующим в ликвидации аварий, личным составом ГСС, членами ДГСД.

Ознакомление с ПЛА должно оформляться под расписку. Знания ПЛА проверяются квалификационной (экзаменационной) комиссией при периодической проверке знаний, а также во время учебных тревог и учебно-тренировочных занятий у руководителей и специалистов, а также у рабочих при допуске их к самостоятельной работе.

Внеплановая проверка знаний проводится при внесении изменений в ПЛА, при переводе на другое рабочее место, по предложениям органов государственного надзора, а также в случае ошибочных действий при проведении учебной тревоги.

Лица, не знающие действий по ПЛА в части, относящейся к их производственной деятельности, к работе не допускаются.

Проведение учебных тревог по ПЛА осуществляется в соответствии с рекомендациями приложения 5.

1.17. ПЛА должны находиться у технического руководителя организации, диспетчера организации, в производственном (производственно-техническом отделе), у руководителей производственных подразделений, у начальника ГСС, лица, возглавляющего ДГСД, при необходимости - у начальника пожарной части и в территориальном штабе ГО.

Выписки из ПЛА и перечень мероприятий, относящихся к производствам взаимозависимых цехов и участков, должны находиться в соответствующих производственных подразделениях.

II. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБЪЕКТА

В принципиальной технологической схеме объекта должны быть указаны основные технологические параметры и характеристики технических устройств, трубопроводных коммуникаций с указанием технологических потоков, параметров арматуры, условиями срабатывания систем противоаварийной защиты.

Условные обозначения, используемые в данной схеме, должны соответствовать обозначениям проектной документации.

III. ПЛАН РАЗМЕЩЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И ПОМЕЩЕНИЙ

На плане должны быть нанесены помещения и места размещения технических и материальных средств спасения людей, противопожарных средств, средств связи и оповещения, системы противоаварийной защиты, пультов управления, места размещения основных технических устройств, систем вентиляции, отключающей арматуры, эвакуационных выходов, мест подъезда и маневрирования спецтехники, а также зоны возможного воздействия последствий аварии.

IV. ОПЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПЛА

4.1. Оперативная часть ПЛА разрабатывается для координации действий обслуживающего персонала производственного объекта и спасателей при возникновении аварийной ситуации, ликвидации аварии, предупреждению ее распространения на другие объекты организации и за ее пределы, защиты и спасения людей.

4.2. В оперативной части плана ликвидации аварий кроме вопросов, изложенных в приложении 4, должно быть указано место расположения командного пункта по ликвидации аварии, оборудованное техническими средствами передачи и фиксирования команд и докладов, поступающих в процессе ликвидации аварии.

4.3. При разработке оперативной части плана необходимо предусмотреть согласованность действий производственного персонала участка, цеха, производства, организации, членов газоспасательных, пожарных и медицинских подразделений, персонала смежных или технологически связанных цехов, а в случае необходимости - специальных подразделений и служб, привлекаемых к совместным действиям.

4.4. При составлении планов ликвидации аварий следует также учитывать возможные нарушения нормальных производственных условий и режима работы: отключение электроэнергии, прекращение работы систем вентиляции, прекращение подачи энергоресурсов (сырье, топливо, газы, вода, пар и др.), нарушение технологического процесса или режима работы технических устройств и коммуникаций.

Кроме того, к видам аварий, на которые должны составляться ПЛА, следует относить: взрывы и возгорания технических устройств и коммуникаций; разрушение металлоконструкций, прогар горна, заплечиков, распара, шахты холодильников, футеровки и брони доменной печи, выход расплава; разлив бензола, хлора и других взрывоопасных и вредных веществ, жидких продуктов разделений воздуха; пропуски, разрывы и обрушения газопроводов топливных и технологических газов, а также стихийные бедствия.

4.5. В оперативной части ПЛА должен быть указан ответственный руководитель работ по ликвидации аварий и спасению людей.

В зависимости от масштабов аварий ответственным руководителем работ могут являться руководитель цеха, производства или технический руководитель организации, а также лица, определенные для руководства работами, до прибытия на место аварии ответственных руководителей.

4.6. Выписки из оперативной части ПЛА должны быть вывешены на видном месте в подразделениях организации для постоянного ознакомления с ним всего производственного персонала. Места размещения выписки определяются руководителем подразделения.

4.7. В приложениях к данной Инструкции приведены рекомендуемые формы по оформлению:

типового анализа опасности на металлургических объектах (приложение 1);

списка должностных лиц и служб, которые должны быть немедленно извещены об аварии диспетчером организации (приложение 6);

специального пропуска к месту аварии (приложение 7);

журнала регистрации ознакомления работающих с планами ликвидации аварий (приложение 8);

распределения обязанностей между должностными лицами, участвующими в ликвидации аварий, и порядок их действий (приложение 9).

Приложение 1

Типовой анализ опасности на металлургических объектах

№ п/п

Наименование аварий

При каких условиях возможна аварийная ситуация

Возможное развитие аварий, последствий, в том числе за пределами цеха, организации

Способы и средства предотвращения аварий

Меры по локализации аварий

1

2

3

4

5

6

1

Самопроизвольный выход чугуна в районе чугунной летки

1. Аварийное прекращение подачи охлажденной воды на леточные холодильники

2. Разрушение футеровки

3. Прогар леточных холодильников

4. Разрыв кожуха

1. Выброс расплавленной шихты и раскаленных газов

2. При попадании продуктов плавки на влагу взрывы различной силы

3. Травмирование обслуживающего персонала, а также персонала близлежащих цехов

4. Задымленность и загазованность территории

1. Оснащение доменной печи автоматическими термопарами за контролем температуры кожуха печи, температурой отходящей охлаждающей воды из леточных холодильников

2. Соблюдение межремонтных периодов капремонта 1-го разряда

3. Соблюдение мер безопасности в районе горна доменной печи (отсутствие воды, уборка атмосферных осадков и др.)

1. Весь персонал, не задействованный в ликвидации аварии, должен быть немедленно выведен в безопасное место

2. Аварийная остановка доменной печи в соответствии с порядком, изложенным в инструкции по аварийной остановке печи

3. Сообщение диспетчеру завода и руководству цеха

4. Действия в соответствии с ПЛА

2

Взрыв гремучей смеси в производстве кремния

1. Образование гремучей смеси на водородной рампе, газоочистке или водородном восстановлении кремния

1. Разрушение агрегатов, аппаратов, коммуникаций, отдельных конструкций и сооружений

2. Выход газообразных и жидких токсичных и взрывоопасных веществ в помещение цеха

3. Травмирование обслуживающего персонала

4. Пожар в цехе на объекте

1. Оснащение цехов и участков системами сигнализации по предупреждению образования гремучей смеси

2. Эффективная работа систем вентиляции

3. Постоянный надзор за состоянием герметичности оборудования и коммуникаций

1. Остановка оборудования с перекрытием подачи водорода в соответствии с порядком, изложенным в инструкции по аварийной остановке оборудования

2. Вывод людей с территории участка, цеха, объекта

3. Сообщение диспетчеру завода и руководству цеха, отделения, участка

4. Контроль за содержанием водорода в воздухе рабочих мест

5. Действия в соответствии с ПЛА

Приложение 2

(образец)

УТВЕРЖДАЮ

_________________________                               технический руководитель организации

(наименование организации)                                       __________________________________

«___» _____________________ 200__ г.

ПРОТОКОЛ
технического совещания по разработке (пересмотру) плана ликвидации (локализации) аварии

________________________________________________________________ на 200___ г.

(наименование цеха, отделения)

«___» _____________________ 200___ г.

Комиссия в составе ______________________________________________________

(должности, Ф.И.О. членов комиссии)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

произвела проверку (пересмотр) разработанного в ______________________________

__________________________________________________________________________

(наименование цеха, отделения)

плана ликвидации возможных аварий на газоопасных, взрывопожароопасных производствах _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

(наименование объектов, агрегатов, установок)

_______________________________________________________________ на 200__ год.

При этом комиссия установила: план ликвидации возможных аварий и необходимые приложения _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

(перечислить необходимые приложения)

разработаны в соответствии с Инструкцией по составлению планов ликвидации (локализации) аварий.

План ликвидации (локализации) аварий соответствует фактическому положению технологии и организации производства в _____________________________________

__________________________________________________________________________

(наименование цеха, отделения, участка, установки)

__________________________________________________________________________

и обеспечивает безопасные условия работы технологического и другого персонала при спасении людей и ликвидации (локализации) аварий.

Комиссия устанавливает (продлевает) срок действия плана ликвидации аварий

__________________________________________________________________________

(наименование цеха, отделения)

______________________________________ на 200__ год ________________________

__________________________________________________________________________

Председатель комиссии

Члены комиссии

Приложение 3

(образец)

Форма титульного листа

__________________________________________________________________________

(наименование организации)

УТВЕРЖДАЮ

технический руководитель организации

__________________________________

(Ф.И.О.)                         (подпись)

«___» _____________________ 200__ г.

План ликвидации (локализации) аварий

__________________________________________________________________________

(наименование производства, цеха, отделения, участка, установки)

Внесены изменения ______________________________________________________

(номер изменения)

Согласовано:

___________________________                          ___________________________

(должность, Ф.И.О.)                                                                           (подпись)

Приложение 4

(образец)

Форма оперативной части ПЛА

№ п/п

Наименование аварий, места их возникновения и возможное развитие, в том числе за пределами территории организации

Последовательность организационных и технических мероприятий по защите и спасению людей, ликвидации аварий и локализации их воздействия (с указанием применяемых технических средств противоаварийной защиты в соответствии с принципиальной технологической схемой). Порядок ввода ПЛА в действие

Исполнители, обеспечивающие выполнение мероприятий по ликвидации аварий, оповещению, спасению людей, в том числе действия ГСС, ДГСД и других специальных подразделений

Места нахождения средств противоаварийной защиты и спасения людей (в соответствии с планом участка)

Ответственный руководитель работ

1

2

3

4

5

6

Приложение 5

Рекомендации по проведению учебных тревог в соответствии с планом ликвидации (локализации) аварий

В ходе проведения в организациях систематических учебных тревог по планам ликвидации возможных аварий проверяются: правильность составления этих планов; тренировки персонала; отработка взаимодействий работников производства с газоспасательной, пожарной и другими службами; готовность персонала цехов, отделений, производств, установок для организации в целом и газоспасательной службы к спасению людей, застигнутых аварией; обеспеченность производств газозащитными и индивидуальными средствами защиты и средствами ликвидации аварий.

При проведении учебных тревог проверяются:

1. Качество плана ликвидации возможных аварий, в том числе:

а) все ли возможные аварии, свойственные данному производству и месту их возникновения, предусмотрены планом;

б) правильность выполнения первоначальных действий по локализации аварий, предусмотренных планом;

в) практическая возможность выполнения мероприятий плана по спасению людей;

г) соответствие очередности мероприятий и последовательности аварий, обеспечивающих спасение людей, ликвидацию аварий и безопасность переключения или сброса нагрузок и т.д.;

д) практическая возможность ликвидации аварии в начальной стадии ее возникновения указанными в плане способами и средствами.

2. Подготовленность организации (производства, цеха, участка, установки) к ликвидации возможных аварий, в том числе:

а) наличие и исправность средств и способов оповещения об аварии;

б) возможность обеспечения быстрейшего выхода людей из загазованного помещения и опасной зоны (наличие и состояние запасных выходов, газозащитных средств в аварийных шкафах);

в) доступность мест нахождения средств спасения людей и ликвидации аварий (аварийных шкафов);

г) наличие аварийного запаса технических средств, аппаратов, приборов, средств защиты, своевременность проверки их готовности к немедленному использованию по назначению;

д) знание руководящими работниками и специалистами, рабочими и газоспасателями устройства и назначения средств, указанных в п. 2 «г», а также умение ими пользоваться;

е) организация изучения плана ликвидации аварий и знание его рабочими, руководящими работниками и специалистами обязанностей, касающихся их в случае возникновения аварии на участке их работы;

ж) подготовленность начальников цехов, смен, мастеров, а также диспетчеров к руководству ликвидацией аварии в отсутствие технического руководителя организации;

з) организованность и слаженность в работе газоспасателей, цехового персонала, добровольных дружин, пожарной части, административно-хозяйственного персонала и других служб.

3. Готовность газоспасательной службы, добровольных газоспасательных дружин, других организаций и координация их работы, в том числе:

а) время прибытия дежурной смены (бригады) газоспасателей и членов добровольной газоспасательной дружины, а также время сбора свободных от дежурства газоспасателей;

б) правильность и своевременность выставления постов безопасности.

Учебные тревоги в цехах (производствах) проводятся на основании графика, утвержденного техническим руководителем организации, или по требованию надзорных органов.

Учебные тревоги следует проводить по заранее составленному плану. План проведения учебной тревоги разрабатывается по одной из позиций плана ликвидации аварии начальником цеха совместно с представителем отдела производственного контроля и начальником газоспасательного подразделения и утверждается техническим руководителем организации.

В каждом конкретном случае при составлении плана и организации проведения учебной тревоги необходимо учитывать характер и технологию производства, чтобы проведение учебных тревог не имело следующих последствий:

а) не привело к нарушению технологического режима и не вызвало перерыва в нормальной работе участка, установки или цеха;

б) не повлекло за собой остановку или задержку смежных цехов или участков;

в) не вызвало повышения концентрации ядовитых и взрывчатых газов, паров, пыли;

г) не вызвало опасности загазованности, взрыва, возгорания или утечки продукта.

Для предотвращения подобных последствий в плане проведения учебной тревоги необходимо предусмотреть конкретные меры:

а) указать все места у технических устройств, в которых действия персонала по отключению, переключению, снижению давления или других действий производиться не должны, хотя они и предусмотрены ПЛА;

б) четко определить обязанности каждого участника проверки и выделить представителей из числа ответственных лиц для предупреждения действий со стороны дежурного персонала (руководящих работников, специалистов и рабочих), которые во время аварии планом предусмотрено не проводить;

в) определить, в какой форме объявляется учебная тревога (включением аварийной сирены, сообщением по телефону, устным сообщением, в письменном виде или другим установленным способом);

г) определить, кто объявляет тревогу, а если по телефону, устным сообщением или в письменном виде, то и кому из дежурного персонала.

В производствах, где проведение учебной тревоги невозможно или опасно, проверка правильности мероприятий, предусмотренных планом ликвидации аварий, и усвоения их персоналом цеха производится опросом, а действия проверяются с использованием аншлагов «открыто», «закрыто» и других, набор которых должен быть приготовлен для этой цели.

Для сообщения об учебной аварии лицам из других организаций, подлежащим обязательному оповещению, телефонистке или диспетчеру дают список лиц для оповещения их о проведении учебной тревоги.

Проведение учебных тревог должно производиться по возможности таким образом, чтобы до объявления тревоги об учебной аварии, кроме проверяющих лиц, диспетчера и телефонистки, никто не знал, что тревога учебная.

После окончания учебной тревоги руководитель, проводивший учебную тревогу, совместно с лицами, принимавшими участие в ее проведении, и административно-техническим персоналом производственного объекта проводит разбор учебной тревоги и подводит итоги хода ликвидации аварии.

По материалам проверки и разбора составляется акт, в котором отмечаются все выявленные недостатки и намечаются мероприятия по их устранению с указанием сроков исполнения и ответственных лиц за их выполнение, на основании которого руководитель организации издает приказ об устранении отмеченных недостатков или нарушений правил безопасности и внесении соответствующих исправлений или дополнений в план ликвидации аварий.

Контроль за своевременным проведением учебных тревог и выполнением мероприятий, указанных в актах по результатам проведения этих тревог, осуществляется техническим руководителем организации.

Приложение 6

СПИСОК
должностных лиц и служб, которые должны быть немедленно извещены об аварии диспетчером организации

№ п/п

Наименование служб и должностных лиц

Фамилия, имя, отчество

№ телефона

Адрес

служебный

домашний

служебный

домашний

1

2

3

4

5

6

7

1

Газоспасательная станция (ДГСД, ГСС)

2

Начальник ГСС

3

Пожарная часть

4

Начальник пожарной части

5

Здравпункт

6

Начальник цеха, где произошла авария

7

Взаимозависимые цехи

8

Технический руководитель организации

9

Главный технолог организации

10

Главный механик организации

11

Главный энергетик организации

12

Руководитель организации

13

Отдел охраны труда и техники безопасности

14

Участковый государственный инспектор госгортехнадзора

15

Государственный инспектор по охране труда и председатель комитета профсоюза организации

16

Представитель РСЧС

17

Представитель регионального штаба гражданской обороны

18

Прокуратура

Примечание. В зависимости от особенностей производства и организационной структуры организации в указанный список могут включаться другие службы и должностные лица.

Приложение 7

(образец)

__________________________________________________________________________

(наименование организации)

Специальный пропуск к месту аварии

«___» _______________200__ г.

Место аварии ___________________________________________________________

(производство, цех, отделение, участок, установка)

Характер аварии _________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

допускается к месту аварии в качестве _________________________________________

Ответственный руководитель

работ по ликвидации аварии                                    _____________________________

(должность, Ф.И.О.)

_____________________________

(подпись)

Приложение 8

(образец)

Форма титульного листа журнала регистрации

__________________________________________________________________________

(наименование организации)

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ
ознакомления работающих с планами ликвидации аварий

Форма заполнения журнала регистрации

Наименование цеха (отделения, участка, установки) _____________________________

№ п/п

Дата

Фамилия, имя, отчество

№ и наименование позиций ПЛА, по которым проводилось ознакомление

Наименование, место расположения запасных выходов и пути выхода из пораженной зоны

Ознакомление с правилами личного поведения

Подпись ознакомленного работника

Должность, фамилия, инициалы и подпись лица, проводившего ознакомление

Замечание начальника цеха

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Приложение 9

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, УЧАСТВУЮЩИМИ В ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ, И ПОРЯДОК ИХ ДЕЙСТВИЯ

I. Общие положения

1.1. Ответственным руководителем работ по ликвидации крупных аварий, охватывающих несколько цехов или угрожающих другим цехам, является технический руководитель организации (в его отсутствие - заместитель), а при авариях в отдельном цехе - начальник этого цеха (заместитель).

Не допускается вмешательство в действие ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

1.2. При неправильных действиях ответственного руководителя вышестоящий непосредственный начальник (технический руководитель организации) имеет право отстранить его и принять на себя руководство ликвидацией аварии или назначить для этого другое лицо.

1.3. До прибытия ответственного руководителя спасением людей и ликвидацией аварии руководит соответственно диспетчер (дежурный) организации или начальник смены (сменный мастер).

1.4. Непосредственное руководство ведением спасательных работ осуществляет лицо, назначенное техническим руководителем организации, или начальник газоспасательной службы. До его прибытия на место аварии эти обязанности выполняет старший смены газоспасательной станции. В организациях, на которых отсутствует газоспасательная служба, непосредственное руководство ведением спасательных работ осуществляют ответственный руководитель или лицо из числа специалистов, на которое возложены эти обязанности в соответствии с оперативной частью ПЛА.

1.5. До прибытия на место пожарных подразделений работы по тушению пожара выполняет персонал цеха, отделения, смены, участка под руководством начальника смены (сменного мастера).

1.6. Лица, вызываемые для спасения людей и ликвидации аварии, сообщают о своем прибытии ответственному руководителю и по его указанию приступают к исполнению своих обязанностей.

1.7. При направлении рабочих на выполнение аварийных работ в газоопасных местах каждую бригаду должны возглавлять специалист цеха и работник газоспасательной службы.

Организация и ведение газоопасных работ должны осуществляться в соответствии с требованиями промышленной безопасности в газовом хозяйстве.

II. Обязанности и действия должностных лиц, участвующих в ликвидации аварий

2.1. Обязанности ответственного руководителя работ по ликвидации аварии

2.1.1. Прибыв на место аварии и ознакомившись с обстановкой, немедленно приступить к выполнению мероприятий, предусмотренных оперативной частью плана ликвидации аварий, и руководить работами по спасению людей и ликвидации аварии.

2.1.2. Организовать командный пункт, сообщить о месте его расположения диспетчеру организации, всем исполнителям и постоянно находиться на нем1.

1 В период ликвидации аварии на командном пункте могут находиться только лица, непосредственно участвующие в ликвидации аварии.

2.1.3. Проверить, вызваны ли газоспасательная служба, другие службы, участвующие в ликвидации аварии, должностные лица и службы согласно приложению 6.

2.1.4. Выявить число людей, застигнутых аварией, и их местонахождение.

2.1.5. Контролировать выполнение мероприятий, предусмотренных оперативной частью ПЛА, и своих распоряжений и заданий.

2.1.6. Дать соответствующие распоряжения руководителям взаимосвязанных по коммуникациям соседних производств, цехов и отделений.

2.1.7. При авариях, длительность ликвидации которых составляет более одного часа, совместно с руководителями цехов и газоспасательной службы разработать оперативный план по спасению людей. В соответствии с планом дать задание на выполнение предусмотренных мероприятий газоспасательной службе, другим службам и должностным лицам, участвующим в ликвидации аварии.

2.1.8. Дать указания об удалении или эвакуации людей из всех опасных и угрожаемых мест и о выставлении охранных постов на подступах к аварийной зоне.

2.1.9. При необходимости обратиться за помощью в территориальные органы РСЧС и другие службы.

2.1.10. Назначить ответственное лицо для ведения оперативного журнала по ликвидации аварии (приложение 8).

2.1.11. После ликвидации аварии дать разрешение на проведение восстановительных работ и подготовку производства к пуску.

2.2. Обязанности диспетчера (дежурного)

2.2.1. Получив сообщение об аварии, лично известить лиц и службы по списку согласно приложению 6.

2.2.2. При аварии в масштабе организации до прибытия технического руководителя организации или его заместителя выполнять обязанности ответственного руководителя, организовать работы по спасению людей и ликвидации аварии в соответствии с планом ликвидации аварий конкретного производства.

Командным пунктом по ликвидации аварии в данном случае является рабочее место диспетчера.

2.2.3. При необходимости принять дополнительные меры для спасения людей и ликвидации аварии в начальный период, а также и для прекращения распространения аварии и организации нового командного пункта.

2.2.4. По прибытии технического руководителя организации проинформировать его о состоянии работ по спасению людей и ликвидации аварии, о месте нахождения нового командного пункта и поступить в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

2.3. Обязанности руководителя организации

2.3.1. Получив сообщение об аварии, немедленно прибыть в организацию и сообщить об этом ответственному руководителю работ.

2.3.2. Организовать оказание своевременной помощи пострадавшим.

2.3.3. В соответствии с запросом ответственного руководителя принять необходимые меры по привлечению специалистов и опытных рабочих в бригады для дежурства и выполнения необходимых работ, связанных с ликвидацией (локализацией) аварии, а также по своевременной доставке технических и материальных средств.

2.3.4. Обеспечить работу аварийных и материальных складов, доставку необходимых средств спасения людей, технических и материальных средств к месту аварии.

2.3.5. Руководить работой транспорта, привлеченного для ликвидации аварии.

2.3.6. При аварийных работах продолжительностью более 6 часов организовать питание и отдых газоспасателей.

2.3.7. Информировать соответствующие службы и органы надзора о характере аварии и ходе спасательных и восстановительных работ.

2.4. Обязанности руководителя газоспасательных работ (руководителя газоспасательной службы)

2.4.1. Руководить спасательными работами в соответствии с заданиями ответственного руководителя и оперативным планом.

2.4.2. Организовать при необходимости доставку к месту аварии дополнительных газоспасателей, свободных от работы, и создать временный газоспасательный пост.

2.4.3. Обеспечить всех лиц, выделенных ответственным руководителем в помощь газоспасательной службе, газозащитной аппаратурой, инструментом и материалами (из аварийного запаса газоспасательной службы), необходимыми для выполнения спасательных и газоопасных работ.

2.4.4. Поддерживать постоянную связь с ответственным руководителем и по согласованию с ним определить газоопасную зону, после чего установить предупредительные знаки и выставить дежурные посты из персонала газоспасательной службы и рабочих организации.

Вход в загазованный участок разрешает только руководитель газоспасательных работ.

2.4.5. Систематически информировать ответственного руководителя о ходе спасательных работ.

2.4.6. До прибытия на место аварии ответственного руководителя самостоятельно проводить работы в соответствии с ПЛА.

2.5. Обязанности руководителя цеха, в котором произошла авария

2.5.1. Выполнять обязанности ответственного руководителя, руководствуясь ПЛА.

2.5.2. В других случаях выполнять распоряжения ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

2.6. Обязанности начальника смены (сменного мастера) цеха, в котором произошла авария

2.6.1. Лично или через ответственных подчиненных немедленно вызвать на место аварии газоспасательную службу и пожарную службу (при необходимости) и сообщить об аварии диспетчеру (дежурному) организации.

2.6.2. Немедленно (до прибытия ответственного руководителя) организовать и начать работы по спасению людей и ликвидации аварии в соответствии с ПЛА и с учетом сложившейся ситуации.

2.7. Обязанности заместителя руководителя цеха (технолога цеха), в котором произошла авария

2.7.1. Организовать бригаду из числа аппаратчиков, операторов, газовщиков и других необходимых специалистов, обученных работе в газозащитной аппаратуре, и руководить их действиями.

2.7.2. По указанию ответственного руководителя определить состояние технологического процесса и технических устройств с целью предупреждения возможного развития аварии и создания необходимых условий для ее ликвидации.

2.7.3. В зависимости от обстановки обеспечить поддержание нормального хода технологического процесса или перевода его на режим остановки (прекращения).

В случаях отсутствия руководителя цеха заместитель руководителя цеха (технолог) выполняет обязанности ответственного руководителя.

2.8. Обязанности производственных мастеров, бригадиров и старших рабочих цеха, в котором произошла авария

2.8.1. Немедленно сообщить об аварии диспетчеру организации.

2.8.2. Принять меры по выводу людей из опасной зоны и ликвидации аварии в соответствии с ПЛА.

2.8.3. При необходимости в целях предупреждения возможного развития аварии отключить технические устройства (аппараты, установки, агрегаты и др.) и коммуникации данного технологического процесса.

2.8.4. Находясь вне территории организации и узнав об аварии, немедленно прибыть к ответственному руководителю работ для получения задания по ликвидации аварии.

2.9. Обязанности руководителей технических служб организации (главного механика, главного энергетика, главного электрика и др.)

2.9.1. Обеспечить организацию бригад специалистов (мастеров, электриков, слесарей и др.) из числа работников соответствующих служб и установить их постоянное дежурство для выполнения работ по ликвидации аварии и восстановлению нормальной работы производства.

2.9.2. По указанию ответственного руководителя обеспечить:

включение или отключение электроэнергии и других источников энергоснабжения;

нормальную работу электромеханического и энергетического оборудования, средств связи, сигнализации, водяных, газовых, тепловых сетей и других инженерных коммуникаций.

2.10. Обязанности руководителей, мастеров, бригадиров и старших рабочих других цехов

2.10.1. Находясь в момент аварии в организации и получив известие об аварии, выполнять мероприятия, предусмотренные ПЛА, и докладывать о своих действиях ответственному руководителю.

2.10.2. Находясь вне территории организации и узнав об аварии, немедленно прибыть к ответственному руководителю для получения заданий по ликвидации аварии.