НОРМЫ ГОДНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ РД 153-34.0-12.305-99 Срок действия установлен
РАЗРАБОТАН Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации и финансового аудита РАО «ЕЭС России» и акционерным обществом «Главный вычислительный центр энергетики» при участии Московского энергетического института, Московского государственного университета, Новочеркасского государственного технического университета, Южного центра подготовки кадров предприятия «Южэнерготехнадзор». ИСПОЛНИТЕЛИ А.В. БЫКОВ, В.И. ЗАРУЦКИЙ, В.А. ЗИНОЧКИН (ГВЦЭ), Э.Н. ЗУЕВ (МЭИ), А.Н. ИВАНЧЕНКО (НГТУ), Н.Д. КУЗНЕЦОВ (МЭИ), И.И. ЛЕВЧЕНКО (ЮЦПК), В.В.ОХОТИН (ГВЦЭ), В.Ф. ОЧКОВ (МЭИ), В.А. САДЫКОВ (ГВЦЭ), А.Н. СЕРГЕЕВ (ДГИЭФА), Н.Н. ФАДЕЕВ (МЭИ), В.В. ЦАРЕВ (ГВЦЭ), В.Б. ХОЗИЕВ (МГУ). УТВЕРЖДЕН Российским акционерным обществом энергетики и электрификации «ЕЭС России» 02.06.1999 г. Первый заместительПредседателя Правления О.В. БРИТВИНВведен впервые
Настоящие «Нормы годности программных средств подготовки персонала энергетики» (далее в тексте - нормы годности) разработаны в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», утвержденным Верховным Советом РФ 10.06.1993 г. № 5151-1, Законом РФ «О стандартизации», утвержденным Верховным Советом РФ 10.06.1993 г. № 5154-1, и государственными стандартами [1 - 4]. Нормы годности устанавливают требования к программным средствам подготовки (ПСП), используемым для персонала предприятий энергетики Российской Федерации на различных этапах производственной подготовки [5 - 7], базируются на основе утвержденных ранее требований [8 - 11], современного уровня разработок и зарубежного опыта [12, 13], действующих стандартов [14 - 19], применяются совместно с «Положением о сертификации средств обучения и тренировки персонала энергопредприятий» [20] и «Положением об отраслевом фонде «Программные тренажерные и методические средства для подготовки персонала энергетики»» [21]. Нормы годности состоят из: - функциональных норм годности программных средств подготовки; - программно-технических норм годности; - норм годности сопроводительной документации. Нормы годности подразделяются на: - нормы годности тренажеров; - нормы годности автоматизированных учебных курсов и автоматизированных обучающих систем; - нормы годности учебно-тренировочных комплексов. Нормы годности программных средств подготовки являются неотъемлемой частью фондов нормативных документов и правил сертификации ПСП. Нормы годности ПСП обязательны для использования всеми участниками процессов создания и применения программных средств подготовки персонала энергопредприятий. 1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ1.1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС) - программное средство профессиональной подготовки персонала, состоящее из одного или нескольких автоматизированных учебных курсов (АУК) и набора специализированных локальных тренажеров, позволяющих осуществлять формирование профессиональных навыков и умений принятия и выполнения решений по управлению (обслуживанию) объектов энергетики, рассматриваемых в содержательной части АУК. 1.2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС (АУК) - программное средство профессиональной подготовки персонала, отвечающее требованиям методик подготовки, реализующее предъявление обучаемому графического и текстового материала нормативно-технической документации конкретного учебного курса и обеспечивающее контроль качества подготовки обучаемых. 1.3. КОМПЛЕКСНЫЙ ТРЕНАЖЕР - тренажер, предназначенный для совместной подготовки группы специалистов в полном объеме алгоритмов их деятельности или одного специалиста, деятельность которого осуществляется по нескольким специальностям. 1.4. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР - тренажер, в составе которого как модель объекта управления, так и рабочие места обучаемых и инструктора реализуются на базе компьютерных средств. 1.5. ЛОКАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР - специализированный тренажер, в составе которого моделируется отдельная технологическая система (функционально-технологический узел, техническое средство или группа средств и пр.) и обеспечивается возможность подготовки персонала к выполнению части деятельности по своей специальности. 1.6. МОДЕЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО - программное средство профессиональной подготовки персонала, реализующее модель объекта управления, но не обеспечивающее в полной мере выполнение требований, предъявляемых к тренажерам. 1.7. ПОЛНОМАСШТАБНЫЙ ТРЕНАЖЕР - комплексный тренажер, в котором с высокой степенью подобия воспроизводятся реальные рабочие места группы тренируемых специалистов. 1.8. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ (ПСП) - автоматизированные учебные курсы, автоматизированные обучающие системы, тренажеры и учебно-тренировочные комплексы, реализуемые на базе компьютерных средств. 1.9. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ТРЕНАЖЕР - тренажер для персонала конкретных категорий специальностей, предназначенный для подготовки к выполнению деятельности по этим категориям. 1.10. ТРЕНАЖЕР - программно-техническое средство профессиональной подготовки персонала, отвечающее должностным требованиям к персоналу и методик подготовки, служащее для проведения и последующего анализа результатов тренировки, реализующее модель объекта энергетики и задачи по управлению объектом энергетики, обеспечивающее контроль деятельности обучаемых и предназначенное для формирования у них профессиональных навыков и умений принятия и выполнения решений по управлению (обслуживанию) объекта энергетики в условиях реального времени управления, определяемого технологическим процессом. 1.11. УЧАСТКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР - специализированный тренажер, в составе которого моделируется отдельная технологическая система (функционально-технологический узел, техническое средство или группа средств и пр.), и с высокой степенью подобия воспроизводятся соответствующие участки реальных рабочих мест обучаемых. 1.12. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС (УТК) - программное средство профессиональной подготовки персонала определенной специальности, включающее достаточный набор АОС, специализированных и комплексных тренажеров, дополненное набором учебно-методических материалов, необходимых для организации конкретной стадии подготовки персонала данной специальности (группы родственных специальностей). 2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА В ЭНЕРГЕТИКЕ2.1. Организационные формы профессиональной подготовки персонала на производстве определяются требованиями, изложенными в «Правилах организации работ с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства» [11]. 2.2. Настоящие нормы определяют требования к программным средствам подготовки эксплуатационного персонала, непосредственно участвующего в производственном цикле энергопроизводства, и охватывают следующие категории работников: - оперативный персонал; - оперативно-ремонтный персонал; - оперативные руководители; - ремонтный и наладочный персонал; - руководящие работники и специалисты. 2.3. Настоящие нормы должны применяться для следующих организационных форм работы с эксплуатационным персоналом: - подготовка по новой должности (профессии) со стажировкой и обучением на рабочем месте; - квалификационная проверка знаний (с предэкзаменационной подготовкой): - правила технической эксплуатации; - правила пожарной безопасности; - правила техники безопасности и инструкции по охране труда; - правила промышленной безопасности (правила и инструкции по обслуживанию объектов, подконтрольных Госгортехнадзору). - дублирование; - контрольные тренировки: - противоаварийные; - противопожарные; - инструктажи по ТБ: - вводный; - первичный; - повторный (периодический); - целевой (текущий); - спецподготовка; - обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим; - непрерывное профессиональное обучение для повышения квалификации. 2.4. В процессе производственной подготовки используются следующие типы ПСП: - тренажеры и моделирующие устройства; - автоматизированные учебные курсы и автоматизированные обучающие системы; - учебно-тренировочные комплексы. Для каждой формы организации работы с персоналом используются конкретные виды ПСП, специализированные под задачи этой формы подготовки. Применение конкретных ПСП для определенной формы организации работы с персоналом определяется методикой подготовки. 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ГОДНОСТИ ПСП3.1. Функциональные нормы годности тренажеровРазличают следующие основные элементы компьютерных тренажеров: - модель (база знаний) объекта управления; - модель рабочего места обучаемого; - модель рабочего места инструктора. 3.1.1. Нормы годности моделей объектов управления тренажеровОпределение параметров моделей должно производиться на основе технологических характеристик оборудования и экспериментальных данных о работе объекта. 3.1.1.2. Допущения, принимаемые при построении моделей, должны обеспечивать воспроизведение качественно верной физической картины происходящих в объекте процессов во всех воспроизводимых на тренажере режимах работы объекта. В техническом задании на разработку модели объекта управления тренажера должны приводиться перечни следующих исходных данных: - нормальных и аварийных режимов работы объекта моделирования; - контролируемых параметров; - органов управления (регулирующей и запорной арматуры, насосов и пр.); - технологических схем и состава основного оборудования; - аварийных вводных. Для конкретных видов тренажеров по согласованию с Заказчиком допускается сокращение перечня исходных данных. 3.1.1.4. Выход за пределы области моделирования объекта управления тренажера в ходе тренировочного процесса должен сопровождаться остановом тренировки с выдачей соответствующих сообщений обучаемому и инструктору. 3.1.1.7. Описание объекта управления тренажера может быть осуществлено в форме базы знаний. Содержание базы знаний должно обеспечивать возможность формирования необходимых навыков и умений персонала, вытекающих из требований ЕТКС, типовых описаний профессиональной деятельности, должностных инструкций и должно отвечать соответствующим организационным формам подготовки персонала (раздел 2). 3.1.1.8. Невыполнение требований п.п.3.1.1.1, 3.1.1.3., 3.1.1.5, 3.1.1.6. не позволяет рассматривать данное ПСП в качестве тренажера, но сохраняет возможности для использования его в качестве моделирующего устройства. 3.1.2. Нормы годности моделей рабочих мест обучаемых3.1.2.1. Отображение информации о состоянии модели объекта управления на рабочих местах обучаемых в ПСП может осуществляться в форме: - мнемосхем с представлением значений контролируемых параметров и состояний органов управления; - графиков изменений во времени важнейших параметров; - компьютерных изображений пультов и панелей реальных рабочих мест объектов управления. 3.1.2.2. Наиболее полное представление об объекте обеспечивает использование всех форм отображения информации. Допускается применение ПСП, использующих только одну из форм - мнемосхемы или компьютерные изображения пультов и панелей. Графическое представление изменений параметров в ПСП желательно, но не является обязательным. 3.1.3. Нормы годности модели рабочего места инструктораМодель рабочего места инструктора должна обеспечивать следующие возможности. 3.1.3.1. Возможность подготовки сценариев тренировок в виде: - рабочего задания обучаемому на выполнение тренировки; - задания возмущений (аварий и отказов в работе технологического оборудования, систем автоматики, их комбинаций); - задания исходного состояния объекта управления. Целесообразным (но не обязательным) является обеспечение возможностей: - изменения масштаба времени моделирования (ускорения, замедления, реального масштаба времени); - останова процесса моделирования и возврата к исходному состоянию. 3.1.3.2. Возможность анализа результатов тренировки в виде: - воспроизведения сценария тренировки; - фиксации времени, затраченного на выполнение тренировочного задания (отдельных его этапов); - фиксации количества и типа ошибок, допущенных обучаемыми в ходе тренировки (на отдельных ее этапах); - фиксации срабатывания защит и блокировок. 3.1.3.3. Для тренажеров с динамической моделью объекта управления дополнительно должна обеспечиваться возможность фиксации изменения во времени важнейших контролируемых параметров (состояний органов управления). 3.2. Функциональные нормы годности автоматизированных учебных курсов3.2.2. Содержание учебных курсов должно отражать следующие моменты: - теоретические (базовые) основы функционирования рассматриваемого элемента объекта управления; - конструктивные (схемные) его особенности; - режимы и условия эксплуатации (монтажа) данного элемента; - типовые неисправности (аварии, отказы), методы их распознавания и локализации. 3.2.3. Использование АУК может обеспечить обучаемому возможность работы в режимах: - самоподготовки; - программированного обучения; - контроля знаний. Допускается использование АУК, реализующего только один из указанных режимов работы. Наибольшими дидактическими возможностями обладают АУК, включающие все режимы данного перечня. 3.2.4. Индивидуализация процесса обучения может быть достигнута путем представления материала АУК различного уровня сложности. Если АУК создается для группы родственных специальностей (например: обходчик, машинист, старший машинист, начальник смены котло-турбинного цеха, или: диспетчер электрических сетей, дежурный подстанции, электромонтер ОВБ), то перечень этих специальностей определяет количество уровней и требования к сложности представляемого материала в соответствии с п. 3.2.1. 3.2.5. Информационная часть АУК должна сопровождаться активным использованием современных средств мультимедиа-технологии (компьютерная графика, фрагменты видеоматериалов, звуковое сопровождение). При выводе такой информации на видеомонитор целесообразно обеспечивать одновременное присутствие на экране текста и поясняющих его материалов. 3.2.6. При реализации АУК рекомендуется предусмотреть возможность использования его в режиме дистанционного обучения. 3.2.7. Результаты контроля работы обучаемых с АУК должны содержать: - время работы с конкретным разделом АУК (включая контрольные процедуры); - количество и тип ошибок, допущенных обучаемым при работе с АУК (возможна фиксация % правильных ответов по каждому из разделов АУК). 3.3. Функциональные нормы годности автоматизированных обучающих систем3.3.1. К автоматизированной обучающей системе, как совокупности одного или нескольких АУК и набора специализированных локальных тренажеров, полностью применимы приведенные выше нормы для АУК и тренажеров (п. 3.1. и 3.2.). 3.3.2. Модели рабочих мест инструкторов специализированных тренажеров, входящих с состав АОС, должны позволять отрабатывать на них все основные эксплуатационные и аварийные ситуации, описанные в содержательной части соответствующих АУК. 3.4. Функциональные нормы годности учебно-тренировочных комплексов3.4.1. Состав и содержание АОС учебно-тренировочного комплекса должны обеспечивать возможность организации определенной формы подготовки персонала конкретной специальности (группы родственных специальностей), включая набор всех необходимых для подготовки по данной специальности учебных тем и сопровождающих их специализированных тренажеров, дополненный специальным учебно-методическим обеспечением. 3.4.2. Специальное учебно-методическое обеспечение УТК должно включать [7]: - анализ профессиональной деятельности персонала данной специальности (группы родственных специальностей), построение модели специалиста и реконструкцию предметного содержания профессиональной деятельности; анализ нормативных материалов по эксплуатации (обслуживанию) оборудования, анализ аварийности и реконструкцию динамики профессионализации персонала данной специальности; - программу и график обучения; - систему учебных средств: учебные схемы, учебные пособия, планы-конспекты инструкторов; - систему контроля (входного, текущего, выходного) и ведения документации; - методику использования программных средств УТК; - материалы для организации подготовки инструкторов, включая программу подготовки; - статистические данные и временные характеристики производственного учебного процесса. Допускается использование УТК со специальным учебно-методическим обеспечением, содержащим: - программу и график обучения с указанием применяемых программных средств УТК; - примеры использования системы учебных средств, системы контроля. 4. ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ГОДНОСТИ ПСППрограммно-технические нормы годности компьютерных средств подготовки определяют требования к конкретным реализациям ПСП на различных программно-аппаратных платформах. 4.1. Общие требования к ПСП4.1.2. Должна обеспечиваться совместимость ПСП, что означает правильную работу созданного ПСП на всех ПК заявленного разработчиком типа. 4.1.3. ПСП не должны производить никаких недокументированных и несанкционированных пользователем действий, тем более, если эти действия могут вызвать повреждения аппаратной части ПК или установленного другого программного обеспечения. 4.1.4. Запуск в работу ПСП должен осуществляться стандартными средствами операционной системы или операционной среды. Предварительная настройка ПСП (если таковая требуется и не осуществляется автоматизированно) также должна быть минимальна по объему и реализуема с использованием стандартных средств ОС. 4.1.6. При реализации ПСП рекомендуется предусматривать возможность их использования в локальной вычислительной сети, с индивидуальными настройками ПСП на каждой рабочей станции ЛВС и формированием общей базы протоколов работы. 4.1.7. Требования п.п. 4.1.1 - 4.1.5 являются обязательными для любых типов ПСП. 4.2. Требования к ПСП, функционирующим под Windows и UNIX4.2.1. ПСП, работающие в операционной средах Windows и UNIX, должны максимально полно соблюдать принятые правила оформления рабочего поля программы (окон программы) и основные принципы построения пользовательского интерфейса. 4.2.2. ПСП, состоящие из нескольких запускаемых модулей, связанных между собой по смыслу, должны быть оформлены в виде единой программной группы, где каждый модуль должен иметь свою собственную отличную от других иконку-пиктограмму, наиболее полно отражающую его назначение. 5. НОРМЫ ГОДНОСТИ СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПСП5.1. Общие требования к сопроводительной документации ПСП5.1.1. Сопроводительная документация ПСП должна давать полную информацию о возможностях и режимах использования ПСП, сопровождаться достаточным для раскрытия сути представленного материала количеством иллюстраций (видеограмм, фрагментов экранной информации). 5.1.2. Сопроводительная документация ПСП должна иметь вид электронного документа (рекомендуемый редактор - Word). Допустимые типы форматов записи и хранения электронных документов - doc, rtf, txt. Возможно также использование гипертекстовых документов в формате html. 5.2. Нормы годности сопроводительной документации тренажеровСопроводительная документация сложных тренажеров в общем случае должна включать следующие документы: - руководство инструктора (описание интерфейса инструктора - возможностей подготовки сценариев тренировок, ввода аварий и отказов, фиксации и анализа результатов); - руководство обучаемого (описание интерфейса обучаемого - возможностей контроля и управления ходом моделируемых процессов); - руководство по эксплуатации тренажера (описание объекта управления, инструкции по эксплуатации в характерных для обучения режимах его работы); - руководство по работе с прикладным программным обеспечением тренажера: - описание прикладного ПО модели объекта управления (расчетные схемы, исходные уравнения и их упрощение, принимаемые допущения, используемые алгоритмы расчета, входные и выходные переменные, данные реальных объектов-прототипов (эталонных расчетов) и моделирования на тренажере); - описание прикладного ПО для интерфейсов инструктора и обучаемого (описание используемых видов информации, входных и выходных переменных); - руководство по работе с инструментальным ПО; - руководство по проведению тестирования и проверке работоспособности тренажера. Для тренажеров, не содержащих инструментальных средств и систем тестирования, допускается их эксплуатация при наличии руководств инструктора и обучаемого. 5.3. Нормы годности сопроводительной документации автоматизированных учебных курсовСопроводительная документация АУК должна включать следующие документы: - руководство инструктора (описание интерфейса инструктора - возможностей настройки материала курса и контрольных вопросов на работу с конкретным обучаемым, фиксации результатов обучения); - руководство обучаемого (описание интерфейса обучаемого - возможностей выбора режима работы, уровня сложности изучаемого материала и пр.); - руководство по работе с инструментальным ПО; - руководство по проведению тестирования и проверки работоспособности АУК. Для АУК, не содержащих инструментальных средств и систем тестирования, допускается их эксплуатация при наличии руководств инструктора и обучаемого. 5.4. Нормы годности сопроводительной документации АОСК автоматизированной обучающей системе, как совокупности одного или нескольких АУК и набора специализированных локальных тренажеров, полностью применимы приведенные выше нормы для сопроводительной документации АУК и тренажеров (п. 5.2. и 5.3.). 5.5. Нормы годности сопроводительной документации УТК5.5.1. Нормы годности сопроводительной документации АОС и тренажеров УТК полностью соответствуют требованиям п.п. 5.2 и 5.4. 5.5.2. Документация специального учебно-методического обеспечения УТК должна включать [7]: - анализ профессиональной деятельности персонала данной специальности; - программу и график обучения; - систему учебных средств: учебные схемы, учебные пособия, планы-конспекты инструкторов; - систему контроля (входного, текущего, выходного) и ведения документации; - методику использования программных средств УТК; - материалы для организации подготовки инструкторов, включая программу подготовки; - статистические данные и временные характеристики производственного учебного процесса. Допускается использование УТК с документацией по специальному учебно-методическому обеспечению, содержащей: - программу и график обучения с указанием применяемых программных средств УТК; - примеры использования системы учебных средств, системы контроля. Формы заключений о выполнении норм годности рассматриваемым ПСП, а также перечни материалов, представляемых разработчиком для оценки ПСП, приведены в приложениях 1 - 8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ2. Закон Российской Федерации «О стандартизации», утвержденный Верховным Советом РФ 10.06.1993 г. № 5151-1. 3. ГОСТ 26387-84 «Система человек-машина. Термины и определения». Государственный комитет СССР по стандартам. - М., 1984. 5. Дьяков А.Ф. Надежная работа персонала в энергетике. - М., 1990. 6. Чачко А.Г. Подготовка персонала энергоблоков: алгоритмический подход. - М., 1986. 8. Основные научно-технические требования к созданию отраслевой системы подготовки эксплуатационного персонала энергопредприятий с использованием технических средств. РД 34.12.301. - М., СПО СОЮЗТЕХЭНЕРГО, 1987. 9. Основные технические требования к комплексным тренажерам для подготовки эксплуатационного персонала энергоблоков тепловых электростанций. - М., СПО СОЮЗТЕХЭНЕРГО, 1988. 10. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей. - М., СПО ОРГРЭС, 1996. 11. Правила организации работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства. РД 34.12.102-94. - М., 1994. 15. American National Standart Fossil Power Plant Simulators. Functional Requirements (Draft). ISA SP77.20, 1993. 16. ГОСТ 28195-89 «Оценка качества программных средств. Общие положения». 17. ГОСТ 34.603 92 «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем». 18. РИСО/МЭК 9126-93 «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению». Приложение 1ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ВЫПОЛНЕНИИ НОРМ ГОДНОСТИ ТРЕНАЖЕРА_______________________________________________________________________
В графе «Результат выполнения» отмечается выполнение соответствующих норм годности в виде: - «+» проверка выполнения данного пункта показала достаточную степень удовлетворения рассматриваемой нормы годности; - «+/-« проверка выполнения данного пункта показала, что удовлетворение рассматриваемой нормы годности осуществляется при наличии замечаний; - «-»проверка выполнения данного пункта показала недостаточную степень удовлетворения рассматриваемой нормы годности; - «0» к данному тренажеру рассматриваемая норма не применяется. В графе «Примечания» приводятся количественные и качественные данные выполнения рассматриваемого пункта (например, число моделируемых параметров контроля, количество аварийных вводных определенного типа и пр.), замечания и пожелания. Общее заключение о выполнении норм годности тренажера должно содержать вывод о возможности применения его для определенных категорий персонала (привести подробный перечень специальностей для подготовки по которым может быть использован данный тренажер) и конкретных видов подготовки (начальная подготовка, подготовка на оперативную должность, повышение квалификации в рамках прежней должности, переподготовка на новую должность, противоаварийные тренировки, соревнования и конкурсы профмастерства). Приложение 2ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ВЫПОЛНЕНИИ НОРМ ГОДНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕБНОГО КУРСА __________
В графе «Результат выполнения» отмечается выполнение соответствующих норм годности в виде: - «+» проверка выполнения данного пункта показала достаточную степень удовлетворения рассматриваемой нормы годности; - «+/-« проверка выполнения данного пункта показала, что удовлетворение рассматриваемой нормы годности осуществляется при наличии замечаний; - «-» проверка выполнения данного пункта показала недостаточную степень удовлетворения рассматриваемой нормы годности; - «0» к данному АУКу рассматриваемая норма не применяется. В графе «Примечания» приводятся количественные и качественные данные выполнения рассматриваемого пункта (например, расшифровка уровней сложности материала, используемых в данном АУКе), замечания и пожелания. Общее заключение о выполнении норм годности АУК должно содержать вывод о возможности применения его для определенных категорий персонала (привести подробный перечень специальностей для подготовки по которым может быть использован данный тренажер) и конкретных видов подготовки (начальная подготовка, подготовка на оперативную должность, повышение квалификации в рамках прежней должности, переподготовка на новую должность, квалификационные проверки знаний, соревнования и конкурсы профмастерства). Приложение 3ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ВЫПОЛНЕНИИ НОРМ ГОДНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ______,
|
№ п/п |
Наименование нормы |
Результат выполнения |
Примечание |
1. |
Полнота содержания учебного курса, включая: |
||
1.1. |
Теоретические (базовые) основы рассматриваемого элемента объекта управления |
||
1.2. |
Конструктивные (схемные) его особенности |
||
1.3. |
Режимы и условия эксплуатации (монтажа) |
||
1.4. |
Типовые неисправности (аварии, отказы), методы их распознавания и локализации |
||
2. |
Режимы работы обучаемого |
||
2.1. |
Самоподготовка |
||
2.2. |
Программированное обучение |
||
2.3. |
Контроль знаний |
||
2.4. |
Иное |
||
3. |
Возможность индивидуализации обучения (наличие нескольких уровней сложности материала АУК) |
||
4. |
Использование возможностей современных мультимедиа-технологий в представлении информации обучаемым |
||
5. |
Возможность использования АУК в режиме дистанционного обучения |
||
6. |
Результаты контроля работы обучаемых с материалом АУК |
||
6.1. |
Фиксация времени работы обучаемого с АУК (разделом АУК) |
||
6.2. |
Фиксация количества (типа) ошибок, допущенных при работе с АУК (разделом АУК) |
||
Заключение о выполнении функциональных норм годности АУК |
|||
1. |
Полнота моделирования технологического оборудования и подсистем АСУ ТП |
||
1.1. |
Полнота моделирования технологического оборудования и подсистем АСУ ТП, включая: |
||
1.2. |
Полнота воспроизведения режимов нормальной эксплуатации |
||
1.3. |
Полнота воспроизведения режимов в условиях аварий и отказов в работе оборудования |
||
1.4. |
Полнота моделирования контролируемых параметров |
||
1.5. |
Полнота моделирования органов управления |
||
2. |
Точность моделирования |
||
2.1. |
Точность моделирования объекта управления и подсистем АСУ ТП в режимах нормальной эксплуатации |
||
2.2. |
Точность моделирования объекта управления и подсистем АСУ ТП при наличии аварий и отказов |
||
3. |
Сохранение реального масштаба времени моделирования |
||
4. |
Фиксация выхода за пределы области моделирования |
||
Заключение о выполнении норм годности моделирования объекта управления |
|||
1. |
Достаточность используемых видеограмм для отображения состояния объекта управления и подсистем АСУ ТП, включая: |
||
1.1. |
Мнемосхемы со значениями контролируемых параметров и состоянием органов управления |
||
1.2. |
Графики изменения во времени важнейших параметров и состояний органов управления |
||
1.3. |
Компьютерные изображения пультов и панелей реальных рабочих мест обучаемых |
||
Заключение о выполнении норм годности рабочего места обучаемого |
|||
1. |
Подготовка и проведение тренировки |
||
1.1. |
Наличие и достаточность набора различных исходных состояний объекта управления |
||
1.2 |
Возможность предварительного (до начала тренировки) программирования ввода отдельных аварий и отказов в работе технологического оборудования, средств АСУ ТП и их комбинаций |
||
1.3. |
Возможность изменения масштаба времени моделирования |
||
1.4. |
Возможность останова процесса моделирования, сохранения промежуточного состояния и возврата к исходному состоянию |
||
1.5. |
Иные возможности, предоставляемые инструктору |
||
2. |
Анализ результатов тренировки |
||
2.1. |
Фиксация исходного состояния, момента начала действия и типа применявшихся аварийных вводных |
||
2.2. |
Фиксация времени, затраченного на выполнение тренировочного задания (отдельных его этапов) |
||
2.3. |
Фиксация действий обучаемых (количества и типа ошибок) |
||
2.4. |
Фиксация срабатывания технологических защит и блокировок |
||
2.5. |
Фиксация графиков изменения во времени важнейших контролируемых параметров и состояний органов управления |
||
Заключение о выполнении норм годности рабочего места инструктора |
|||
Заключение о выполнении функциональных норм годности тренажерами |
|||
Общие нормы |
|||
1. |
Работа без сбоев, зависаний и преждевременных завершений по ошибке |
||
2. |
Выполнение требований совместимости ПСП (нормальная работа на всех ПК заявленного типа) |
||
3. |
Отсутствие недокументированных и несанкционированных пользователем действий |
||
4. |
Выполнение требований по запуску ПСП: |
||
4.1. |
Использование стандартных средств |
||
4.2. |
Минимальность предварительной настройки |
||
5. |
Освобождение ресурсов после завершения работы ПСП |
||
6. |
Возможность работы в ЛВС (рек.) |
||
Требования к ПСП, работающим под Widows или UNIX |
|||
1. |
Соблюдение правил оформления рабочего поля программы и принципов построения пользовательского интерфейса |
||
.2. |
Наличие единой программной группы запуска для ПСП, состоящего из нескольких запускаемых модулей |
||
Заключение о выполнении программно-технических норм годности |
|||
1. |
Наличие и полнота руководства инструктора |
||
2. |
Наличие и полнота руководства обучаемого |
||
3. |
Иная документация по АОС |
||
Заключение о выполнении норм годности сопроводительной документации |
|||
Общее заключение о выполнении норм годности АОС. Вывод о возможности его использования для определенных категорий персонала (перечень специальностей) на конкретных стадиях его подготовки (перечень видов подготовки) |
В графе «Результат выполнения» отмечается выполнение соответствующих норм годности в виде:
- «+» проверка выполнения данного пункта показала достаточную степень удовлетворения рассматриваемой нормы годности;
- «+/-» проверка выполнения данного пункта показала, что удовлетворение рассматриваемой нормы годности осуществляется при наличии замечаний;
- «-» проверка выполнения данного пункта показала недостаточную степень удовлетворения рассматриваемой нормы годности;
- «0» к данному ПСП рассматриваемая норма не применяется.
В графе «Примечания» приводятся количественные и качественные данные выполнения рассматриваемого пункта (например, число моделируемых параметров контроля, количество аварийных вводных определенного типа и пр.), замечания и пожелания.
Общее заключение о выполнении норм годности АОС должно содержать вывод о возможности применения его для определенных категорий персонала (привести подробный перечень специальностей для подготовки по которым может быть использован данный тренажер) и конкретных видов подготовки (начальная подготовка, подготовка на оперативную должность, повышение квалификации в рамках прежней должности, переподготовка на новую должность, квалификационные проверки знаний, противоаварийные тренировки, соревнования и конкурсы профмастерства).
№ п/п |
Наименование нормы |
Результат выполнения |
Примечание |
1. |
Полнота содержания учебного курса, включая: |
||
1.1. |
Теоретические (базовые) основы рассматриваемого элемента объекта управления |
||
1.2. |
Конструктивные (схемные) его особенности |
||
1.3. |
Режимы и условия эксплуатации (монтажа) |
||
1.4. |
Типовые неисправности (аварии, отказы), методы их распознавания и локализации |
||
2. |
Режимы работы обучаемого |
||
2.1. |
Самоподготовка |
||
2.2. |
Программированное обучение |
||
2.3. |
Контроль знаний |
||
2.4. |
Иное |
||
3. |
Возможность индивидуализации обучения (наличие нескольких уровней сложности материала АУК) |
||
4. |
Использование возможностей современных мультимедиа-технологий в представлении информации обучаемым |
||
5. |
Возможность использования АУК в режиме дистанционного обучения |
||
6. |
Результаты контроля работы обучаемых с материалом АУК |
||
6.1. |
Фиксация времени работы обучаемого с АУК (разделом АУК) |
||
6.2. |
Фиксация количества (типа) ошибок, допущенных при работе с АУК (разделом АУК) |
||
Заключение о выполнении функциональных норм годности АУК |
|||
1. |
Полнота моделирования технологического оборудования и подсистем АСУ ТП |
||
1.1. |
Полнота моделирования технологического оборудования и подсистем АСУ ТП, включая: |
||
1.2. |
Полнота воспроизведения режимов нормальной эксплуатации |
||
1.3. |
Полнота воспроизведения режимов в условиях аварий и отказов в работе оборудования |
||
1.4. |
Полнота моделирования контролируемых параметров |
||
1.5. |
Полнота моделирования органов управления |
||
2. |
Точность моделирования |
||
2.1. |
Точность моделирования объекта управления и подсистем АСУ ТП в режимах нормальной эксплуатации |
||
2.2. |
Точность моделирования объекта управления и подсистем АСУ ТП при наличии аварий и отказов |
||
3. |
Сохранение реального масштаба времени моделирования |
||
4. |
Фиксация выхода за пределы области моделирования |
||
Заключение о выполнении норм годности моделирования объекта управления |
|||
1. |
Достаточность используемых видеограмм для отображения состояния объекта управления и подсистем АСУ ТП, включая: |
||
1.1. |
Мнемосхемы со значениями контролируемых параметров и состоянием органов управления |
||
1.2. |
Графики изменения во времени важнейших параметров и состояний органов управления |
||
1.3. |
Компьютерные изображения пультов и панелей реальных рабочих мест обучаемых |
||
Заключение о выполнении норм годности рабочего места обучаемого |
|||
1. |
Подготовка и проведение тренировки |
||
1.1. |
Наличие и достаточность набора различных исходных состояний объекта управления |
||
1.2 |
Возможность предварительного (до начала тренировки) программирования ввода отдельных аварий и отказов в работе технологического оборудования, средств АСУ ТП и их комбинаций |
||
1.3. |
Возможность изменения масштаба времени моделирования |
||
1.4. |
Возможность останова процесса моделирования, сохранения промежуточного состояния и возврата к исходному состоянию |
||
1.5. |
Иные возможности, предоставляемые инструктору |
||
2. |
Анализ результатов тренировки |
||
2.1. |
Фиксация исходного состояния, момента начала действия и типа применявшихся аварийных вводных |
||
2.2. |
Фиксация времени, затраченного на выполнение тренировочного задания (отдельных его этапов) |
||
2.3. |
Фиксация действий обучаемых (количества и типа ошибок) |
||
2.4. |
Фиксация срабатывания технологических защит и блокировок |
||
2.5. |
Фиксация графиков изменения во времени важнейших контролируемых параметров и состояний органов управления |
||
Заключение о выполнении норм годности рабочего места инструктора |
|||
Заключение о выполнении функциональных норм годности тренажеров составе АОС |
|||
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ГОДНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ И КОМПЛЕКСНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ |
|||
1. |
Полнота моделирования |
||
1.1. |
Полнота моделирования технологического оборудования и подсистем АСУ ТП, включая: |
||
1.1.1. |
Основное технологическое оборудование |
||
1.1.2. |
Вспомогательное технологическое оборудование |
||
1.1.3. |
Отдельные технологические системы |
||
1.1.4. |
Подсистемы и элементы АСУ ТП |
||
1.2. |
Полнота воспроизведения режимов нормальной эксплуатации |
||
1.2.1. |
Пуск из горячего состояния до 100 % нагрузки |
||
1.2.2. |
Пуск из холодного состояния до 100 % нагрузки |
||
1.2.3. |
Режимы переменных нагрузок котлов/турбин |
||
1.2.4. |
Останов от 100 % нагрузки до горячего состояния |
||
1.2.5. |
Останов от 100 % нагрузки до холодного состояния |
||
1.2.6. |
Иные режимы |
||
1.3. |
Полнота воспроизведения режимов в условиях аварий и отказов в работе оборудования |
||
1.3.1. |
Аварии и отказы в работе основного технологического оборудования |
||
1.3.2. |
Аварии и отказы в работе вспомогательного технологического оборудования |
||
1.3.3. |
Аварии и отказы в работе отдельных технологических систем |
||
1.3.4. |
Аварии и отказы в подсистемах и элементах АСУ ТП |
||
1.3.5. |
Возможность комбинирования различных аварий и отказов |
||
1.4. |
Полнота моделирования контролируемых параметров |
||
1.5. |
Полнота моделирования органов управления |
||
2. |
Точность моделирования |
||
2.1. |
Точность моделирования объекта управления и подсистем АСУ ТП в режимах нормальной эксплуатации |
||
2.1.1. |
Режим № 1 |
||
2.1.N |
Режим № N |
||
2.2. |
Точность моделирования объекта управления и подсистем АСУ ТП при наличии аварий и отказов |
||
2.2.1. |
Режим № 1 |
||
2.2.M |
Режим № M |
||
3. |
Сохранение реального масштаба времени моделирования |
||
4. |
Фиксация выхода за пределы области моделирования |
||
Заключение о выполнении норм годности моделирования объекта управления |
|||
1. |
Достаточность используемых видеограмм для отображения состояния объекта управления и подсистем АСУ ТП, включая: |
||
1.1. |
Мнемосхемы со значениями контролируемых параметров и состоянием органов управления |
||
1.2. |
Графики изменения во времени важнейших параметров и состояний органов управления |
||
1.3. |
Компьютерные изображения пультов и панелей реальных рабочих мест обучаемых |
||
Заключение о выполнении норм годности рабочего места обучаемого |
|||
1. |
Подготовка и проведение тренировки |
||
1.1. |
Наличие и достаточность набора различных исходных состояний объекта управления |
||
1.2 |
Возможность предварительного (до начала тренировки) программирования ввода отдельных аварий и отказов в работе технологического оборудования, средств АСУ ТП и их комбинаций |
||
1.3. |
Возможность изменения масштаба времени моделирования |
||
1.4. |
Возможность останова процесса моделирования, сохранения промежуточного состояния и возврата к исходному состоянию |
||
1.5. |
Иные возможности, предоставляемые инструктору |
||
2. |
Анализ результатов тренировки |
||
2.1. |
Фиксация исходного состояния, момента начала действия и типа применявшихся аварийных вводных |
||
2.2. |
Фиксация времени, затраченного на выполнение тренировочного задания (отдельных его этапов) |
||
2.3. |
Фиксация действий обучаемых (количества и типа ошибок) |
||
2.4. |
Фиксация срабатывания технологических защит и блокировок |
||
2.5. |
Фиксация графиков изменения во времени важнейших контролируемых параметров и состояний органов управления |
||
Заключение о выполнении норм годности рабочего места инструктора |
|||
Заключение о выполнении функциональных норм годности специализированных (комплексных) тренажеров |
|||
Общие нормы |
|||
1. |
Работа без сбоев, зависаний и преждевременных завершений по ошибке |
||
2. |
Выполнение требований совместимости ПСП (нормальная работа на всех ПК заявленного типа) |
||
3. |
Отсутствие недокументированных и несанкционированных пользователем действий |
||
4. |
Выполнение требований по запуску ПСП: |
||
4.1. |
Использование стандартных средств |
||
4.2. |
Минимальность предварительной настройки |
||
5. |
Освобождение ресурсов после завершения работы ПСП |
||
6. |
Возможность работы в ЛВС (рек.) |
||
Требования к ПСП, работающим под Widows или UNIX |
|||
1. |
Соблюдение правил оформления рабочего поля программы и принципов построения пользовательского интерфейса |
||
.2. |
Наличие единой программной группы запуска для ПСП, состоящего из нескольких запускаемых модулей |
||
Заключение о выполнении программно-технических норм годности ПСП, входящими в УТК |
|||
1. |
Наличие и полнота руководств инструктора |
||
2. |
Наличие и полнота руководств обучаемых |
||
3. |
Наличие программы и графика обучения с указанием применяемых средств УТК |
||
4. |
Наличие и достаточность методики (примеров использования) системы учебных средств и системы контроля УТК |
||
5. |
Иная документация по УТК |
||
Заключение о выполнении норм годности сопроводительной документации УТК |
|||
Общее заключение о выполнении норм годности УТК. Вывод о возможности его использования для определенных категорий персонала (перечень специальностей) на конкретных стадиях его подготовки (перечень видов подготовки) |
В графе «Результат выполнения» отмечается выполнение соответствующих норм годности в виде:
- «+» проверка выполнения данного пункта показала достаточную степень удовлетворения рассматриваемой нормы годности;
- «+/-» проверка выполнения данного пункта показала, что удовлетворение рассматриваемой нормы годности осуществляется при наличии замечаний;
- «-» проверка выполнения данного пункта показала недостаточную степень удовлетворения рассматриваемой нормы годности;
- «0» к данному ПСП рассматриваемая норма не применяется.
В графе «Примечания» приводятся количественные и качественные данные выполнения рассматриваемого пункта (например, число моделируемых параметров контроля, количество аварийных вводных определенного типа и пр.), замечания и пожелания.
Общее заключение о выполнении норм годности УТК должно содержать вывод о возможности применения его для определенных категорий персонала (привести подробный перечень специальностей для подготовки по которым может быть использован данный тренажер) и конкретных видов подготовки (начальная подготовка, подготовка на оперативную должность, повышение квалификации в рамках прежней должности, переподготовка на новую должность, квалификационные проверки знаний, противоаварийные тренировки, соревнования и конкурсы профмастерства).
Для оценки годности тренажера разработчиком его должны быть представлены на магнитных носителях:
- Собственно программное средство подготовки - тренажер (исполняемый файл)
- Руководство пользователя (обучаемого)
- Руководство инструктора (руководителя обучения)
- Эксплуатационная документация тренажера, включая:
- Перечни моделируемого оборудования с указанием принятых при моделировании допущений и упрощений, в том числе:
- основное технологическое оборудование
- вспомогательное технологическое оборудование
- отдельные технологические системы
- автоматические регуляторы, технологические защиты, блокировки и сигнализация
- Перечень воспроизводимых контролируемых параметров
- Перечень моделируемых органов управления
- Перечень воспроизводимых режимов работы нормальной эксплуатации
- Перечень аварийных вводных (с указанием возможности их комбинирования), в том числе:
- по основному технологическому оборудованию
- по вспомогательному технологическому оборудованию
- по отдельным технологическим системам
- по средствам АСУ ТП
- Иная документация по тренажеру (руководства по эксплуатации, по работе с прикладным программным обеспечением, по работе с инструментальным ПО, по проведению тестирования и проверки работоспособности тренажера)
- Описание средства подготовки (на магнитных носителях в объеме 3 - 6 страниц, подготовленных с использованием редактора Word), содержащее:
- наименование программного средства;
- сведения о разработчике;
- перечень объектов внедрения;
- назначение (для подготовки каких специальностей и каких видов работ с персоналом предназначено программное средство - включая ссылки на соответствующие разделы учебных планов и программ подготовки и повышения квалификации персонала, разработанные Минтопэнерго РФ);
- программная среда, необходимая для работы программного средства;
- минимальная конфигурация компьютерных средств, обеспечивающая нормальную работу программного продукта;
- подробное описание программного средства, дающее полное представление о его возможностях и режиме использования, сопровождаемое достаточным количеством иллюстраций (копий экранной информации, выводимой обучаемому).
- Отзывы о результатах применения программного средства в отраслевой системе подготовки.
- Демонстрационная версия тренажера (при положительном решении о включении тренажера в состав Отраслевого фонда).
МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ ТРЕНАЖЕРА У ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНОЛОГОВ
(представляется в бумажном виде, количество экземпляров должно соответствовать количеству экспертов)
1. ОЦЕНКА ПОЛНОТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дополнительный экземпляр материалов эксплуатационной документации тренажера, включая:
- Перечни моделируемого оборудования с указанием принятых при моделировании допущений и упрощений, в том числе:
- основное технологическое оборудование
- вспомогательное технологическое оборудование
- отдельные технологические системы
- автоматические регуляторы, технологические защиты, блокировки и сигнализация
- Перечень воспроизводимых контролируемых параметров
- Перечень моделируемых органов управления
- Перечень воспроизводимых режимов работы нормальной эксплуатации
- Перечни аварийных вводных (с указанием возможности их комбинирования), в том числе:
- по основному технологическому оборудованию
- по вспомогательному технологическому оборудованию
- по отдельным технологическим системам
- по средствам АСУ ТП
2. ОЦЕНКА ТОЧНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Распечатки полученных на тренажере графиков изменения во времени всех важных для контроля технологического режима параметров и состояний органов управления для основных режимов нормальной эксплуатации, типовых аварий и отказов в работе технологического оборудования и средств АСУ ТП.
3. ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ОБУЧАЕМЫХ
Распечатки всех мнемосхем и компьютерных изображений пультов и панелей, выводимых на мониторы рабочих мест обучаемых.
Для оценки годности АУК разработчиком его должны быть представлены на магнитных носителях:
- Собственно программное средство подготовки - АУК (исполняемый файл)
- Руководство пользователя (обучаемого)
- Руководство инструктора (руководителя обучения)
- Иная документация по АУК (руководства по эксплуатации, по работе с прикладным программным обеспечением, по работе с инструментальным ПО, по проведению тестирования и проверки работоспособности АУК)
- Описание средства подготовки (на магнитных носителях в объеме 3 - 6 страниц, подготовленных с использованием редактора Word), содержащее:
- наименование программного средства;
- сведения о разработчике;
- перечень объектов внедрения;
- назначение (для подготовки каких специальностей и каких видов работ с персоналом предназначено программное средство - включая ссылки на соответствующие разделы учебных планов и программ подготовки и повышения квалификации персонала, разработанные Минтопэнерго РФ);
- программная среда, необходимая для работы программного средства;
- минимальная конфигурация компьютерных средств, обеспечивающая нормальную работу программного продукта;
- подробное описание программного средства, дающее полное представление о его возможностях и режиме использования, сопровождаемое достаточным количеством иллюстраций (копий экранной информации, выводимой обучаемому).
- Отзывы о результатах применения программного средства в отраслевой системе подготовки.
- Демонстрационная версия АУК (при положительном решении о включении тренажера в состав Отраслевого фонда).
МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
(АУК устанавливается на ПЭВМ экспертов-технологов или представляется в полностью распечатанном виде, количество экземпляров должно соответствовать количеству экспертов)
Технологической экспертизе подлежит полнота содержания АУК, включая:
- теоретические (базовые) основы функционирования рассматриваемого в АУКе элемента объекта управления;
- конструктивные (схемные) его особенности;
- режимы и условия эксплуатации (монтажа);
- типовые неисправности (аварии, отказы), методы их распознавания и локализации.
Для оценки годности АОС разработчиком ее должны быть представлены на магнитных носителях:
- Собственно набор программных средств подготовки - АОС - автоматизированных учебных курсов и сопровождающих их тренажеров (исполняемые файлы)
- Руководства пользователя (обучаемого)
- Руководство инструктора (руководителя обучения)
- Иная документация по АУК и тренажерам, входящим в АОС (руководства по эксплуатации, по работе с прикладным программным обеспечением, по работе с инструментальным ПО, по проведению тестирования и проверки работоспособности)
- Описание АОС (на магнитных носителях в объеме 5 - 10 страниц, подготовленных с использованием редактора Word), содержащее:
- наименование программного средства;
- сведения о разработчике;
- перечень объектов внедрения;
- назначение (для подготовки каких специальностей и каких видов работ с персоналом предназначено программное средство - включая ссылки на соответствующие разделы учебных планов и программ подготовки и повышения квалификации персонала, разработанные Минтопэнерго РФ);
- программная среда, необходимая для работы программного средства;
- минимальная конфигурация компьютерных средств, обеспечивающая нормальную работу программного продукта;
- подробное описание программного средства, дающее полное представление о его возможностях и режиме использования, сопровождаемое достаточным количеством иллюстраций (копий экранной информации, выводимой обучаемому).
- Отзывы о результатах применения АОС в отраслевой системе подготовки.
- Демонстрационная версия АОС (при положительном решении о включении тренажера в состав Отраслевого фонда).
МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ АОС У ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНОЛОГОВ
(представляется в бумажном виде, количество экземпляров должно соответствовать количеству экспертов)
1. ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ АОС АУКи
ОЦЕНКА ПОЛНОТЫ СОДЕРЖАНИЯ АУК, включая:
- теоретические (базовые) основы функционирования рассматриваемого в АУКе элемента объекта управления;
- конструктивные (схемные) его особенности;
- режимы и условия эксплуатации (монтажа);
- типовые неисправности (аварии, отказы), методы их распознавания и локализации.
2. ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ АОС ТРЕНАЖЕРЫ
2.1. ОЦЕНКА ПОЛНОТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
Дополнительные экземпляры материалов эксплуатационной документации тренажеров, включая:
- Перечни моделируемого оборудования с указанием принятых при моделировании допущений и упрощений, в том числе:
- Перечни воспроизводимых контролируемых параметров
- Перечни моделируемых органов управления
- Перечни воспроизводимых режимов работы нормальной эксплуатации
- Перечни аварийных вводных (с указанием возможности их комбинирования), в том числе:
2.2. ОЦЕНКА ТОЧНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Распечатки полученных на тренажерах графиков изменения во времени всех важных для контроля технологического режима параметров и состояний органов управления для основных режимов нормальной эксплуатации, типовых аварий и отказов в работе технологического оборудования и средств АСУ ТП.
2.3. ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ОБУЧАЕМЫХ
Распечатки всех мнемосхем и компьютерных изображений пультов и панелей, выводимых на мониторы рабочих мест обучаемых.
Для оценки годности УТК разработчиком ее должны быть представлены на магнитных носителях:
- Собственно набор программных средств подготовки - УТК - АОС в составе набора автоматизированных учебных курсов и сопровождающих их тренажеров, специализированные и комплексные тренажеры, входящие в УТК (исполняемые файлы)
- Руководства пользователя (обучаемого)
- Руководства инструктора (руководителя обучения)
- Программа и график обучения с указанием применяемых средств УТК
- Методика (примеры использования) системы учебных средств и системы контроля УТК
- Иная документация по УТК (руководства по эксплуатации, по работе с прикладным программным обеспечением, по работе с инструментальным ПО, по проведению тестирования и проверки работоспособности)
- Описание УТК (на магнитных носителях в объеме 5 - 10 страниц, подготовленных с использованием редактора Word), содержащее:
- наименование УТК и входящих в него программных средств;
- сведения о разработчике;
- перечень объектов внедрения;
- назначение (для подготовки каких специальностей и каких видов работ с персоналом предназначено программное средство - включая ссылки на соответствующие разделы учебных планов и программ подготовки и повышения квалификации персонала, разработанные Минтопэнерго РФ);
- программная среда, необходимая для работы программных средств УТК;
- минимальная конфигурация компьютерных средств, обеспечивающая нормальную работу программного продукта;
- подробное описание программных средств УТК, дающее полное представление о его возможностях и режиме использования, сопровождаемое достаточным количеством иллюстраций (копий экранной информации, выводимой обучаемому).
- Отзывы о результатах применения УТК в отраслевой системе подготовки.
- Демонстрационная версия УТК (при положительном решении о включении тренажера в состав Отраслевого фонда).
МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ УТК У ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНОЛОГОВ
(представляется в бумажном виде, количество экземпляров должно соответствовать количеству экспертов)
1. ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ АОС УТК АУКи
ОЦЕНКА ПОЛНОТЫ СОДЕРЖАНИЯ АУК, включая:
- теоретические (базовые) основы функционирования рассматриваемого в АУКе элемента объекта управления;
- конструктивные (схемные) его особенности;
- режимы и условия эксплуатации (монтажа);
- типовые неисправности (аварии, отказы), методы их распознавания и локализации.
2. ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ АОС УТК ТРЕНАЖЕРЫ
2.1. ОЦЕНКА ПОЛНОТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
Дополнительные экземпляры материалов эксплуатационной документации тренажеров, включая:
- Перечни моделируемого оборудования с указанием принятых при моделировании допущений и упрощений, в том числе:
- Перечни воспроизводимых контролируемых параметров
- Перечни моделируемых органов управления
- Перечни воспроизводимых режимов работы нормальной эксплуатации
- Перечни аварийных вводных (с указанием возможности их комбинирования), в том числе:
2.2. ОЦЕНКА ТОЧНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Распечатки полученных на тренажерах графиков изменения во времени всех важных для контроля технологического режима параметров и состояний органов управления для основных режимов нормальной эксплуатации, типовых аварий и отказов в работе технологического оборудования и средств АСУ ТП.
2.3. ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ОБУЧАЕМЫХ
Распечатки всех мнемосхем и компьютерных изображений пультов и панелей, выводимых на мониторы рабочих мест обучаемых.
3. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ УТК
3.1. ОЦЕНКА ПОЛНОТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
Дополнительный экземпляр материалов эксплуатационной документации тренажеров, включая:
- Перечни моделируемого оборудования с указанием принятых при моделировании допущений и упрощений, в том числе:
- основное технологическое оборудование
- вспомогательное технологическое оборудование
- отдельные технологические системы
- автоматические регуляторы, технологические защиты, блокировки и сигнализация
- Перечни воспроизводимых контролируемых параметров
- Перечни моделируемых органов управления
- Перечни воспроизводимых режимов работы нормальной эксплуатации
- Перечни аварийных вводных (с указанием возможности их комбинирования), в том числе:
- по основному технологическому оборудованию
- по вспомогательному технологическому оборудованию
- по отдельным технологическим системам
- по средствам АСУ ТП
3.2. ОЦЕНКА ТОЧНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Распечатки полученных на тренажере графиков изменения во времени всех важных для контроля технологического режима параметров и состояний органов управления для основных режимов нормальной эксплуатации, типовых аварий и отказов в работе технологического оборудования и средств АСУ ТП.
3.3. ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ОБУЧАЕМЫХ
Распечатки всех мнемосхем и компьютерных изображений пультов и панелей, выводимых на мониторы рабочих мест обучаемых.
СОДЕРЖАНИЕ