РАЗРАБОТАН Департаментом генеральной
инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС
России"; Региональным предприятием "Южэнерготехнадзор";
акционерным обществом открытого типа "Фирма по наладке, совершенствованию
технологий и эксплуатации электростанций и сетей" (АООТ "Фирма
ОРГРЭС").
УТВЕРЖДЕН первым заместителем
председателя Правления Российского акционерного общества энергетики и
электрификации (РАО) "ЕЭС России" О.В. Бритвиным 30 марта 2000 г.
ВВОДИТСЯ В ДЕЙСТВИЕ с 1.12.2000.
Настоящее Положение разработано в соответствии с
отраслевым руководящим документом "Основные положения контроллинга
производственно-хозяйственной деятельности и методические указания по
организации внутреннего аудита в рамках контроллинговых систем" (РД
153-34.0-08.102-98) и предназначено для использования в филиалах, дочерних и
зависимых акционерных обществах РАО "ЕЭС России".
В Положении сформулированы методические рекомендации
по организации внутреннего контроля (самоаудита) состояния и условий
эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением 110 кВ и выше.
Основной целью практического использования
"Положения об экспертной системе контроля и оценки состояния и условий
эксплуатации воздушных линий электропередачи 110 кВ и выше" является
повышение уровня надежности, экономичности и безопасности работы ВЛ посредством
выработки - на базе получаемых экспертных оценок - и целенаправленной
реализации путей и способов улучшения их эксплуатации.
1. Общие положения
Под внутренним контролем понимается деятельность,
которая осуществляется непосредственно или косвенно зависящими от процесса
людьми. Под непосредственной зависимостью от процесса понимается случай, если
осуществляющее контроль лицо само определяет реализуемые или подпадающие под
его ответственность результаты. Под косвенной зависимостью от процесса
понимается случай, если деятельность по контролю осуществляется лицом,
находящимся в должностной зависимости (взаимосвязи) от лица, ответственного за
результат.
При внутреннем контроле оценка уровня
ремонтно-эксплуатационного обслуживания ВЛ осуществляется собственными
специалистами и техническими руководителями предприятий электрических сетей в
соответствии с "Основными положениями контроллинга
производственно-хозяйственной деятельности и методическими указаниями по
организации внутреннего аудита в рамках контроллинговых систем" (РД
153-34.0-08.102-98).
Основными задачами данной области внутреннего контроля
являются периодическая проверка (контроль), анализ и оценка состояния ВЛ,
условий их эксплуатации, качества организации и выполнения ремонтов, а также
выявление при этом отклонений от требований нормативно-технических документов
(НТД), инструкций, противоаварийных и эксплуатационных циркуляров, руководящих
и распорядительных документов РАО "ЕЭС России".
Второй обязательной частью задач, решаемых при
проведении внутреннего контроля, должна быть разработка и реализация конкретных
организационных и технических мероприятий, направленных на устранение или
снижение влияния выявленных недостатков в эксплуатации и состоянии ВЛ.
2. Перечень контролируемых
объектов и направлений
Настоящее Положение определяет порядок и принципы
организации контроля и оценки состояния и условий эксплуатации воздушных линий
электропередачи напряжением 110 кВ и выше, выполненных на унифицированных
деревянных, железобетонных и металлических опорах.
В состав контролируемых направлений эксплуатации и
ремонта ВЛ включены также вопросы эффективности организации и
материально-технического обеспечения ремонтных работ, подготовки и
функционирования персонала, в значительной степени определяющие надежность и
экономичность работы линий электропередачи.
3. Состояние эксплуатации ВЛ
Анализ материалов по аварийности ВЛ 110-750 кВ,
выполненный за период 1997-99 гг., свидетельствует об устойчивой тенденции ее
роста. При этом 86% технологических нарушений произошло на ВЛ 110 кВ, имеющих
наибольшую общую протяженность, 11% - на ВЛ 220 кВ и 3% - на ВЛ 330-750 кВ.
Основными причинами аварийных отключений ВЛ явились
воздействия экстремальных природно-климатических факторов (30%), недостатки
эксплуатации и ремонта (25%), механические повреждения (21%) и ошибки и дефекты
проектирования и монтажа (15%).
Указанное распределение причин отключений ВЛ в
значительной степени обусловлено:
- несвоевременным выявлением и устранением ошибок,
допущенных при проектировании и строительстве ВЛ;
- низким уровнем организации и культуры
эксплуатационно-ремонтного обслуживания ВЛ;
- недостаточным контролем технического состояния линий
и отдельных их конструктивных элементов в ходе эксплуатации;
- недостаточным использованием средств борьбы с
влиянием природно-климатических факторов на надежность работы ВЛ - для
предотвращения вибрации и пляски проводов и грозозащитных тросов, повышения
грозоупорности линий, защиты фундаментов опор ВЛ от подмыва паводковыми водами,
от разрушений фундаментов и опор при ледоходах и селевых потоках;
- слабой организацией профилактической работы с
населением, административным персоналом сельскохозяйственных, лесотехнических и
промышленных предприятий - по охране ВЛ и недопущению в отношении них
вандализма.
Наибольшая доля аварийных отключений ВЛ связана с повреждением,
в конечном итоге, проводов и грозозащитных тросов (56%), изоляторов (19%) и
опор (15%). На арматуру и прочие элементы ВЛ приходится 10% отключений.
В энергосистемах ЕЭС России ежегодно наблюдается до
нескольких сотен случаев повреждения грозотросов, половина из них - с обрывами.
Проблема эксплуатации ВЛ с грозотросом усугубляется в районах, подверженных
гололедообразованию и значительным ветровым нагрузкам.
Резкий рост аварийных отключений ВЛ наблюдается, как
правило, в весенне-летний период из-за перекрытий воздушных изоляционных
промежутков между проводами и древесно-кустарниковой растительностью, нередко
приводящих к серьезным технологическим нарушениям системного характера с
обесточением больших групп потребителей, с выделением отдельных энергоузлов на
изолированную работу, со сбросом нагрузки и даже “посадкой на ноль”
электростанций, с разрывами экспортных транзитов электроэнергии.
Не снижается количество аварийных отключений ВЛ,
обусловленных проявлениями вандализма. Наиболее частыми причинами являются
воздействия на элементы ВЛ при производстве в охранной зоне линий
лесозаготовительных работ - 32%, растущий с каждым годом демонтаж (хищение)
элементов ВЛ - 19%, расстрел гирлянд изоляторов - 16%, нарушение изоляционных
габаритов и несанкционированное производство земляных работ - 14%, набросы на
провода - 11%.
Все эти факты свидетельствуют не только о слабой
организации профилактической работы по охране ВЛ, но и о низком качестве,
недостаточных объемах и нерегулярности осмотров ВЛ линейным и, в особенности,
инженерно-техническим персоналом электросетевых предприятий. Нередко
планирование работ по текущему обслуживанию и ремонту ВЛ осложняется низким
качеством заполнения либо отсутствием в полном объеме листков обхода и
недостаточно профессиональным их анализом.
В целом проблемы эксплуатации и контроля состояния
воздушных линий электропередачи могут быть сформулированы в виде трех основных
направлений:
1. Отсутствие системного подхода в организации
обслуживания, контроля и оценки состояния, планирования и производства ремонтов
ВЛ.
2. Отсутствие четкой системы подготовки и ведения
полной и качественной базы данных по ремонтно-эксплуатационной и
нормативно-технической документации.
3. Недостаточность уровня подготовки линейного и
инженерно-технического персонала электросетевых предприятий для решения
фактических задач эксплуатации ВЛ.
4. Основные принципы построения
экспертной системы
Под экспертной системой понимается программная
система, которая накапливает и обобщает информацию, содержащую факты и правила
в определенной области, формализует особым образом экспертные знания, делает на
основе логического их анализа выводы и предлагает решения конкретных проблем.
Экспертная система в сущности моделирует поведение
эксперта при принятии решения в конкретной предметной области. Для получения и
систематизированного накопления необходимых знаний по различным аспектам
рассматриваемых вопросов используется предметная деятельность соответствующих
квалифицированных специалистов.
Совокупность этих знаний является основой экспертной
системы, но без использования механизма анализа и принятия решений такая
система будет представлять собой лишь информационно-экспертную систему.
Подобные системы все шире внедряются в качестве средств подготовки и
интеллектуальной поддержки различного типа специалистов. Однако они носят
только информативный или информативно-сравнительный характер, не затрагивая при
этом состояние объекта управления (оборудования или технологического процесса),
процесса управления и субъекта управления (персонал).
Поэтому для обеспечения активного влияния на объект
управления экспертно-информационная система должна дополняться или нести в себе
оценку как самого объекта, так и субъекта управления, и одновременно показывать
области и направления приложения необходимых усилий по повышению надежности
объекта. То есть активная экспертно-информационная система должна содействовать
определению методов достижения указанной цели в тесной взаимосвязи объекта и
субъекта управления.
Принятию технического решения по проблеме надежности
должны предшествовать поиск и выявление причин, в результате которых возникла
ненормальная ситуация, и только затем должен осуществляться поиск направления
решения задачи, т.е. подготовка базы для принятия решения. Такое решение не
обязательно должно быть глобальным, так как причина, заложенная в начале
длинной цепи взаимосвязанных факторов, может быть самой тривиальной. Поэтому
необходимо изначально определить, что в объекте (оборудовании и организации его
эксплуатационно-ремонтного обслуживания) или у субъекта управления необходимо и
возможно изменить, чтобы исходная проблема либо вообще исчезла, либо могла быть
легко решена.
5. Экспертная система контроля и
оценки состояния и условий эксплуатации ВЛ
Разработка "Экспертной системы..." выполнена
с учетом приведенных в разделе 3
настоящего Положения выводов о состоянии эксплуатации ВЛ и теоретических
положений по активизации экспертно-информационных систем, а также отраслевого
опыта внедрения экспертных систем контроля и оценки состояния и условий
эксплуатации котлоагрегатов и турбоагрегатов тепловых электрических станций.
В основу создания “Экспертной системы...” положен
принцип системного подхода, который на первом этапе использует метод расчленения
общей проблемы надежности ВЛ на четырнадцать основных направлений, включающих в
себя анализ полного спектра условий их эксплуатации и ремонта.
Наименования, принятые для основных направлений или
уровней экспертной системы, приведены в табл. 1. Каждое из
основных направлений предусматривает контроль и оценку качества и достаточности
технической документации и инструкций для соответствующего персонала, уровня
исполнения регламентов, НТД и РД, организационных уровней обслуживания и
ремонта, обеспеченности необходимыми для этих целей механизмами, материалами,
приспособлениями, запасными частями, средствами диагностики и т.п.
Составленная таким образом и практически реализованная
в рамках энергопредприятия "Экспертная система..." позволит
обеспечить методологический подход к выявлению и анализу причин повреждения ВЛ
и перейти к формированию концепции повышения их надежности.
Система
учета и анализа причин повреждаемости, объективность и достаточность
разрабатываемых мероприятий по повышению надежности работы ВЛ
2
Организация
контроля за состоянием ВЛ
3
Организация
контроля за качеством работ, выполняемых при техническом обслуживании ВЛ
4
Состояние
изолирующих подвесок и линейной арматуры
5
Состояние
проводов и грозозащитных тросов
6
Состояние
деревянных опор ВЛ
7
Состояние
железобетонных опор ВЛ
8
Состояние
металлических опор ВЛ
9
Состояние
фундаментов опор и оттяжек, заземляющих устройств, трубчатых разрядников,
защитных искровых промежутков
10
Организация
профилактической работы по охране ВЛ, специальных работ, проверок, контроля и
измерения
11
Организация
работ по снижению влияния на надежность ВЛ опасных природно-климатических
воздействий
12
Уровень
организации подготовки и проведения аварийно-восстановительных и ремонтных
работ
13
Принятие
мер, исключающих негативное воздействие персонала на состояние ВЛ. Качество
инструкций и уровень подготовки персонала
14
Выполнение
ремонтных работ на ВЛ под рабочим напряжением и на отключенных ВЛ,
находящихся под наведенным напряжением
Средняя
оценка по предприятию в ____ году
Поскольку расчленение проблемы на четырнадцать
основных направлений не может обеспечить достаточно глубокую проработку причин
общего снижения надежности ВЛ, все основные направления дополнительно
расчленены на десять локальных направлений - подуровней. Каждый из подуровней
позволяет в более конкретной форме провести контроль состояния и условий эксплуатации
ВЛ, а также выявить допущенные отклонения от требований НТД и РД.
Расчленение каждого из основных уровней на десять
подуровней носит относительно условный характер и обусловлено, с одной стороны,
стремлением охватить весь спектр факторов, влияющих на надежность ВЛ, с другой
- стремлением не утяжелять систему и не усложнять ее восприятие.
В результате такого подхода сформирована матрица
"Экспертной системы контроля и оценки состояния и условий эксплуатации
ВЛ", охватывающая по ста сорока локальным направлениям практически все
факторы, влияющие на состояние организации обеспечения их надежности. Матрица
"Экспертной системы..." с перечнем всех локальных направлений оценки
и соответствующими ссылками на нормативно-техническую и руководящую документацию,
научно-техническую литературу и распорядительные документы РАО "ЕЭС
России", регламентирующие требования по эксплуатационно-ремонтному
обслуживанию и испытаниям элементов ВЛ, подготовке оперативно-ремонтного и
инженерно-технического персонала, приведена в Приложении
1.
Перечень использованной при составлении матрицы
"Экспертной системы..." нормативной документации и научно-технической
литературы приведен в Приложении 2. По мере ввода
в действие новых нормативно-технических документов, регламентирующих требования
к эксплуатационно-ремонтному обслуживанию ВЛ, они должны дополнительно
включаться в перечень и соответствующие локальные направления матрицы
“Экспертной системы...”.
6. Оценка состояния и уровня
эксплуатации ВЛ
Экспертная система предполагает по каждому
обследуемому направлению произвести оценку по шкале от 0 до 1,0. Система оценки
не может быть инструментальной, она зависит от сравнения: в одних случаях - с
требованиями ПТЭ и другой нормативно-технической и распорядительной
документации, в других - с состоянием оцениваемых направлений на других
энергопредприятиях.
Таким образом, общая оценка состоит из объективной
части, в которой проводится проверка полноты выполнения НТД и РД, и субъективной
части, в которой проводится сравнительная оценка состояния ВЛ экспертами.
Поэтому такая методика позволяет в достаточной степени объективно оценить
ситуацию на энергопредприятии и может сыграть решающую роль для выработки и
принятия мер и действий, направленных на повышение уровня эксплуатации и
надежности ВЛ. Гарантией повышения объективности самооценки состояния и уровня
эксплуатации ВЛ должно явиться прежде всего желание улучшить результат.
Характерной особенностью оценок направлений является то,
что они с учетом объективно-субъективных подходов определяют не количественные
значения, а качественную оценку уровня соответствия направления задачам
производства. При этом осуществляется выявление всех отклонений от требований
НТД и РД и недостатков в осуществлении эксплуатационно-ремонтного обслуживания.
Оценка каждого рассматриваемого локального направления
позволяет получить среднюю оценку по каждому из основных направлений и среднюю
оценку состояния и уровня эксплуатации ВЛ по энергопредприятию.
7. Проведение экспертизы и оценки
условий и уровня эксплуатации ВЛ
Проведение экспертизы и оценки является одним из
элементов внутреннего контроля (самоаудита), осуществляемого собственными
специалистами и техническими руководителями энергопредприятий в соответствии с
"Основными положениями контроллинга производственно-хозяйственной
деятельности и методическими указаниями по организации внутреннего аудита в
рамках контроллинговых систем" (РД
153-34.0-08.102-98).
В соответствии с предложенной методикой на каждом
энергопредприятии в матрицу вносятся полученные по собственным оценочным
критериям (по предложенной шкале) оценки каждого направления и средняя оценка.
Первый этап экспертной оценки по изложенной в настоящем Положении методике
должен быть выполнен на всех энергопредприятиях до 1 марта 2001 года. К этому
же времени должны быть утверждены и доведены до исполнителей мероприятия по
устранению выявленных недостатков. Здесь важно учесть, что переходу к
формированию концепции общего повышения надежности ВЛ должен предшествовать
этап приведения каждого направления в соответствие с требованиями НТД и РД, что
повысит уровень организации их эксплуатации и, соответственно, надежность.
Первый этап внедрения "Экспертной
системы..." позволит получить лишь грубые оценки состояния и условий
эксплуатации ВЛ по каждому локальному направлению, которые в значительной
степени будут субъективными. Далее такая работа должна осуществляться по
истечении каждого года с включением мероприятий в качестве отдельного
приложения в ежегодный эксплуатационный приказ.
Систематическая работа по оценке и сравнительному
анализу состояния ВЛ, принятие на каждом этапе мер по улучшению ситуации и
неизбежные при этом внешние и внутренние коррекции субъективных оценок позволят
от этапа к этапу повышать их объективность и приведут в итоге к комплексным, более
точным оценкам.
Полученные таким образом комплексные оценки будут
являться оценками "уровня соответствия направления задачам
производства", максимально приближенными к требованиям оценок по шкале
"точно". Повысить объективность экспертных оценок по отдельным
направлениям позволит привлечение специализированных организаций, широкое
участие руководителей и специалистов в тематических совещаниях и семинарах по
эксплуатационно-ремонтному обслуживанию ВЛ.
Настоящее Положение должно являться программным документом
для организации и осуществления эффективной системы внутреннего контроля и
оценки условий эксплуатации ВЛ на каждом энергопредприятии. При этом должно
учитываться, что неформальное исполнение требований настоящего Положения
несомненно приведет к повышению квалификации инженерно-технических и
руководящих работников.
Наличие в матрице экспертной системы организационных
направлений предназначено для повышения уровня организации
эксплуатационно-ремонтного обслуживания.
Каждое энергопредприятие (ПЭС и ПМЭС) после проведения
соответствующего этапа в указанные сроки направляет в АО-энерго или в МЭС
полученные оценки по всем локальным направлениям (в виде цифровой матрицы
согласно Приложению 1) и средние оценки по
основным направлениям (в виде табл. 1) раздельно по
классам напряжения ВЛ.
АО-энерго и МЭС направляют обобщенные оценки (в таком
же виде и с разделением по каждому предприятию) в Департамент генеральной
инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО “ЕЭС России”.
Приложение
1
Матрица экспертной системы контроля, оценки состояния
и условий эксплуатации
воздушных линий электропередачи 100 кВ и выше
№ п/п
Направления основного
уровня экспертной системы контроля и оценки состояния и условий эксплуатации
ВЛ
№
подуровня
Локальные
направления (подуровни) экспертной системы, по которым производится
определение “уровня соответствия задачам производства”
Нормативно-техническая
документация, регламентирующая требования по локальным направлениям
Оценка по
направлению
1
Система учета и анализа причин
повреждаемости, объективность и достаточность разрабатываемых мероприятий по
повышению надежности работы ВЛ
1.1
Наличие утвержденной и
курируемой техническим руководителем системы учета и поэлементного анализа
аварийности ВЛ
Наличие многолетних графиков
контроля (проверок) состояния ВЛ и их элементов, годовых и месячных
планов-графиков технического обслуживания и ремонта ВЛ
Своевременность и полнота
выявления дефектов ВЛ, оперативность их анализа и устранения. Наличие
длительно неустраняемых дефектов, влияющих на надежность работы ВЛ
Выполнение внеочередных
осмотров (после стихийных явлений, автоматического отключения ВЛ действием
релейной защиты, после успешного повторного включения ВЛ), ночных осмотров
Укомплектованность персонала
ремонтно-производственных баз службы линий производственными и бытовыми
помещениями, техникой, такелажем, материалами и защитными средствами
Регулярность контроля и наличие
на трассах ВЛ зауженных участков просек, деревьев, угрожающих падением на провода,
древесно-кустарниковой растительности с высотой, превышающей допустимую
Контроль целостности и чистоты
изоляторов в зоне усиленного загрязнения промышленными выбросами, а также
изоляторов, эксплуатируемых в районах с засоленной почвой, у соленых озер и
на морских побережьях
Наличие длительно неустраняемых
неисправностей линейной арматуры и изолирующих подвесок, в том числе
“нулевых” изоляторов и недопустимых отклонений гирлянд от проектных положений
Наличие планов и соблюдение
требований НТД по периодичности и объему контроля за состоянием проводов и
грозозащитных тросов, дистанционных распорок, соединительных и натяжных
зажимов
Наличие действующей системы
браковки деревянных деталей опор по результатам эксплуатационных проверок
загнивания древесины с оценкой периодичности их замены
Наличие и выполнение графика
выборочной проверки состояния и восстановления антикоррозионного покрытия
металлических элементов железобетонных опор и контроля их коррозионного
износа
Наличие и выполнение графика
выборочной проверки состояния заводского гидроизоляционного покрытия
поверхности элементов железобетонных опор, установленных в агрессивных
грунтах
Наличие длительно неустраняемых
недопустимых отклонений состояния и положения стоек и конструктивных
элементов опор от нормативных значений, прогибов и повышенного коррозионного
износа металлических элементов, повреждений и разрушений бетона опор и т.п.
Наличие и выполнение графика
выборочной проверки состояния и восстановления антикоррозионного покрытия
анкерных болтов, верхних частей металлических подножников, стоек и траверс
металлических опор и контроля их коррозионного износа
Наличие и выполнение графика выборочной
проверки состояния и восстановления антикоррозионного покрытия оттяжек
металлических опор и контроля их коррозионного износа
Наличие и выполнение многолетнего
плана работ по обвариванию болтовых соединений нижних секций металлических
опор с целью предотвращения хищения их элементов
8.8
Наличие длительно неустраняемых
недопустимых отклонений состояния и положения стоек и конструктивных
элементов опор от нормативных значений, прогибов и повышенного коррозионного
износа металлических элементов и оттяжек
Состояние фундаментов опор и оттяжек,
заземляющих устройств, трубчатых разрядников, защитных искровых промежутков
9.1
Наличие НТД, полнота и качество
местных инструкций по контролю за состоянием фундаментов опор и оттяжек,
заземляющих устройств трубчатых разрядников, защитных искровых промежутков
Наличие планов и соблюдение требований
НТД по периодичности и объему контроля за состоянием фундаментов опор и
оттяжек, заземляющих устройств трубчатых разрядников, защитных искровых
промежутков
Наличие и выполнение
многолетнего графика выборочных измерений сопротивлений заземления опор ВЛ в
населенной местности, на участках с агрессивными или плохопроводящими
грунтами, а также при обнаружении на тросовых опорах следов перекрытия или
разрушения изоляторов электрической дугой
Наличие в многолетних планах
капитальных ремонтов ВЛ работ по обваловке стоек железобетонных и фундаментов
металлических опор и оттяжек, по планировке, подсыпке и притрамбовке грунта,
установке отбойных тумб у опор, расположенных у обочин дорог
Наличие длительно неустраняемых
недопустимых отклонений состояния фундаментов опор и оттяжек, заземляющих устройств,
трубчатых разрядников, защитных искровых промежутков от нормативных значений
Отсутствие аварийных отключений
ВЛ из-за повреждений фундаментов опор и оттяжек, плохого состояния
заземляющих устройств, трубчатых разрядников и защитных искровых промежутков
Наличие системы информирования
населения, землепользователей и административного персонала сельскохозяйственных,
лесотехнических и промышленных предприятий о правилах охраны ВЛ и
ответственности за их нарушение. Организация претензионной работы по фактам
нарушения посторонними лицами и организациями правил охраны ВЛ и принятие
незамедлительных мер по их устранению
Использование методов
дистанционной проверки состояния изоляторов и контактных соединений проводов
ВЛ с помощью тепловизоров, электронно-оптического дефектоскопа “Филин” и
других приборов
Наличие НТД, полнота и качество
местных инструкций и эксплуатационной документации по контролю за состоянием
переходов ВЛчерез водные преграды, обеспеченность персонала необходимыми
средствами малой механизации, приспособлениями и устройствами
Организация работ по снижению
влияния на надежность ВЛ опасных природно-климатических воздействий
11.1
Наличие НТД, полнота и качество
местных инструкций по контролю и снижению влияния на надежность ВЛ опасных
природно-климатических воздействий - обледенения и налипания мокрого снега на
провода, вибрации и пляски проводов, весенних паводков и др.
РД
34.20.501-95, разд. 1.7, 5.7.16 и 5.7.23; Л5. “Инстр. по произв.
набл...”;
Своевременность организации и
качество проведения наблюдений за состоянием фундаментов и опор ВЛ в период
весеннего паводка и выполнения работы по предупреждению оседания или
вспучивания грунта вокруг фундаментов, оседания или выдавливания опор ВЛ
Наличие разработанных и
утвержденных техническим руководителем предприятия организационно-технических
мероприятий по сокращению продолжительности аварийных простоев ВЛ
Наличие, соответствие нормам
утвержденного перечня и укомплектованность аварийного запаса материалов и
оборудования для аварийно-восстановительных работ
Подготовка приказов с разработкой
дисциплинарных, организационных и технических мероприятий по каждому случаю
ошибок ремонтно-эксплуатационного персонала
13.6
Внедрение принципов солидарной
ответственности за нарушение технологии и качества производства ремонтных
работ
13.7
Правовая проработка и внедрение
системы материальной ответственности персонала за повреждение оборудования по
его вине
13.8
Наличие и эффективность действия
системы обязательной проверки знаний персонала, допустившего ошибку или брак
в работе
Наличие учебных классов и
полигонов, их обеспеченность оргтехникой, тренажерами, технической
литературой, учебными пособиями и видеоматериалами по передовым методам
организации и выполнения ремонтов и обслуживания ВЛ
Наличие экспериментальных данных
о величинах напряженности электрического и магнитного полей на трассах
обслуживаемых ВЛ
Л7. ПТБ, разд. 6;
РД
34.03.604, разд. 4
14.9
Обеспечение работающих
индивидуальными средствами защиты от воздействия электрического поля
Л7. ПТБ, разд. 6;
РД
34.03.604, разд. 4 и 5
14.10
Доля ремонтных работ,
выполняемых на ВЛ под напряжением
Приложение
2
Перечень нормативно-технической документации
1. РД
34.20.801-93. Инструкция по расследованию и учету технологических нарушений
в работе электростанций, сетей и энергосистем. М.: СПО ОРГРЭС, 1993 г.
2. РД
34.20.501-95. Правила технической эксплуатации электрических станций и
сетей Российской Федерации / Министерство топлива и энергетики РФ, РАО
"ЕЭС России": 15-е изд., М.: СПО ОРГРЭС, 1996 г.
3. РД
34.20.504-94. Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий
электропередачи напряжением 35-800 кВ. М.: СПО ОРГРЭС, 1994 г.
4. СРМ-92. Сборник руководящих материалов
Главтехуправления Минэнерго СССР. Электротехническая часть. Часть 2. М.: СПО
ОРГРЭС, 1992 г.
5. ИП-01-11-98(тп). Информационное письмо Департамента
электрических сетей РАО "ЕЭС России" от 14.04.98 "О
взаимоотношениях с органами управления лесным хозяйством".
6. Приказ РАО "ЕЭС России" от 28.09.98 № 178
"О мерах по предотвращению отключений линий электропередачи РАО "ЕЭС
России" из-за перекрытий на древесно-кустарниковую растительность".
7. ИП-19-27-99 (тп). Информационное письмо ДГИЭС РАО
"ЕЭС России" от 12.08.99 "О предотвращении отключений
магистральных воздушных линий из-за перекрытий на древесно-кустарниковую растительность".
8. (Л1). Сборник методических пособий по контролю
состояния электрооборудования. Раздел 11 "Методы контроля состояния
заземляющих устройств". Раздел 12 "Методы контроля состояния
воздушных линий электропередачи". М.: СПО ОРГРЭС, 1997 г.
9. РДПр
34-38-030-92. Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования,
зданий и сооружений электростанций и сетей. М.: СПО ОРГРЭС, 1994 г.
10. РД 34.45-51.300-97.
Объем и нормы испытаний электрооборудования. Изд. шестое. М.: ЭНАС, 1998 г.
11. ТП 34-70-049-87. Типовое положение о службе
изоляции, защиты от перенапряжений и испытаний высоковольтного оборудования
ПЭО. М.: СПО ОРГРЭС, 1988 г.
12. РД
34.12.102-94. Правила организации работы с персоналом на предприятиях и в
учреждениях энергетического производства. М.: СПО ОРГРЭС, 1994 г.
13. РД
34.12.201-88. Правила проведения противоаварийных тренировок персонала
электрических станций и сетей Минэнерго СССР. М.: СПО ОРГРЭС, 1989 г.
14. (Л2). Правила охраны электрических сетей напряжением
свыше 1000 В. М.: Энергоатомиздат, 1985 г.
15. РД
34.10.108. Табели комплектования предприятий электрических сетей Минэнерго
СССР средствами малой механизации, приспособлениями, такелажным оборудованием,
ручным инструментом и приборами для ремонта и технического обслуживания
воздушных линий электропередачи напряжением 0,4-750 кВ и кабельных линий 0,4-35
кВ. М.: Союзтехэнерго, 1989 г.
16. РД
34.51.503-93. Инструкция по эксплуатации изоляции в районах с загрязненной
атмосферой. С.-П.: АО “НИИПТ”, 1996 г.
17. РД
34.51.502. Типовая инструкция по обмыву изоляторов ВЛ до 500 кВ
включительно под напряжением непрерывной струей воды. М.: Союзтехэнерго, 1982
г.
18. РД 34.51.101-90.
Инструкция по выбору изоляции электроустановок. М.: СПО Союзтехэнерго, 1990 г.
19. РД
34.21.361. Инструкция по определению степени загнивания древесины опор ВЛ
прибором типа ПД-1 конструкции ЦВЛ Мосэнерго. М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1970 г.
20. РД
153-34.0-20.363-99. Методика инфракрасного контроля электрооборудования и
ВЛ. М.: СПО ОРГРЭС, 2000 г.
21. РД 34.20.667. Типовая инструкция по химическому
методу уничтожения древесно-кустарниковой растительности на трассах ВЛ под
напряжением с применением наземных механизмов и авиации. М.: СПО Союзтехэнерго,
1982 г.
22. РД
34.02.201-91. Инструкция по размещению и эксплуатации гаражей-стоянок
автомобилей, принадлежащих гражданам, в охранных зонах воздушных линий
электропередачи напряжением свыше 1 кВ. М.: СПО ОРГРЭС, 1994 г.
23. (Л3). Методические указания по техническому
обслуживанию и ремонту переходов воздушных линий электропередачи через водные
преграды. М.: СПО ОРГРЭС, 1993 г.
24. (Л4). Методические указания по измерению
наведенных напряжений на отключенных ВЛ, проходящих вблизи действующих ВЛ
напряжением 35 кВ и выше и контактной сети электрифицированной железной дороги
переменного тока. М.: СПО ОРГРЭС, 1993 г.
25. (Л5). Инструкция по производству наблюдений над
обледенением проводов и сильным ветром на гололедных постах. М.: СЦНТИ ОРГРЭС,
1972 г.
26. РД
34.20.182-90. Методические указания по типовой защите от вибрации и
субколебаний проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи
напряжением 35-750 кВ. М.: СПО ОРГРЭС, 1991 г.
27. РД
34.20.184-91. Методические указания по районированию территорий
энергосистем и трасс ВЛ по частоте повторяемости и интенсивности пляски
проводов. М.: СПО ОРГРЭС, 1993 г.
28. РД
34.20.568-91. Методические указания по применению устройств ограничения
налипания мокрого снега на провода ВЛ 10-220 кВ. М.: СПО ОРГРЭС, 1993 г.
29. РД
34.20.664-90. Типовые технологические карты по техническому обслуживанию и
капитальному ремонту воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на деревянных
опорах. М.: СПО ОРГРЭС, 1991 г.
30. РД 34.20.669.
Технологические карты по ремонту ВЛ 35-500 кВ. М.: СПО ОРГРЭС, 1994 г.
31. РД
34.10.383. Нормы аварийного запаса материалов и оборудования для
восстановления воздушных линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше: НР
34-70-002-82. М.: СПО ОРГРЭС, 1982 г.
32. (Л6). Положение о порядке подготовки и проверки
знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда,
промышленной и пожарной безопасности руководителей и специалистов энергетики.
РАО “ЕЭС России”. Утв. 1.10.99.
33. РД
34.03.122-93. Правила обеспечения защиты и охраны труда персонала при
проведении работ под напряжением на ВЛ 110-1150 кВ. М.: СПО ОРГРЭС, 1993 г.
34. РД
34.20.663. Типовая инструкция по работам под напряжением на опорах и в
пролетах воздушных линий электропередачи напряжением 220-750 кВ: ТИ
34-70-069-87. М.: СПО Союзтехэнерго, 1988 г.
35. (Л7). Правила
техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Изд. второе,
перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1986 г.
36. РД
34.03.604. Руководящие указания по защите персонала, обслуживающего
распределительные устройства и воздушные линии электропередачи переменного тока
напряжением 400, 500 и 750 кВ, от воздействия электрического поля.
37. (Л8). Применение технологии лазерного сканирования
при инструментальном обследовании линий электропередачи. М.: СПО ОРГРЭС, 1999
г.