Срок введения в действие установлен с 01.07.87 СОДЕРЖАНИЕ Настоящая инструкция является дополнением к РД 31.82.04.01-85 и устанавливает основные требования безопасности при перегрузке грузов в бочках, которые должны знать и выполнять рабочие комплексных бригад морских портов. На основе настоящего РД порты разрабатывают и утверждают в установленном порядке инструкции по безопасности труда с учетом конкретных условий производства. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Выбирать грузозахватные приспособления следует в зависимости от способа укладки бочек в грузовых помещениях транспортных средств (вертикального и горизонтального). 1.2. Применять рычажно-клещевые грузозахватные приспособления следует в том случае, если бочки имеют прочную тару. Захваты типа «храпцы» разрешается применять тогда, когда бочки имеют в днище уторы, обеспечивающие надежное удержание груза на захватах. Размещать захваты на крановой раме следует равномерно по всей длине (периметру) грузовой рамы. Использование цепных грузозахватных приспособлений при температуре ниже -15 °С не разрешается. 1.3. При необходимости перемещения бочек вручную способом качения рабочие должны находиться сзади перемещаемых бочек, при этом руки рабочих должны быть на боковой поверхности бочки. Не допускается катить бочку, держать за уторы в торцевой части бочки. При установке бочек с образующей в положение «на торец» рабочие должны находиться в стороне, противоположной направлению движения бочки. Перемещение и кантование бочки «на себя» не разрешаются. 1.4. Кантование бочек массой до 100 кг вручную разрешается только с помощью специальных приспособлений, предназначенных для этих целей. Кантование бочек массой свыше 100 кг производить с помощью перегрузочных машин. 1.5. Не разрешается перемещать бочки по наклонным устройствам способом их свободного скатывания. Скатывать бочки вручную необходимо только по ровной горизонтальной поверхности, применяя для ее выравнивания жесткие сепарационные материалы. 1.6. Деформированные бочки выгружать с помощью плоских поддонов, грузовых сеток или других средств, обеспечивающих надежность удержания груза при перемещении его перегрузочными машинами. 1.7. Перемещение и перегрузка грузов в бочках, не обеспечивающих надежную прочность, с помощью грузовых сеток не допускаются, их следует выгружать с помощью поддонов, специальных площадок. 1.8 После освобождения захватов от груза перед подъемом рамы краном необходимо убедиться, что все захваты сняты с бочек и отсутствует возможность их зацепления. 1.9. Не разрешается сбрасывать бочки с высоты и подвергать механическим ударам 1.10. При перегрузке жидких грузов в бочках следует обращать внимание на расположение пробок. Укладывать бочки в грузовых помещениях транспортных средств необходимо пробками вверх, так как утечка груза в зависимости от его физико-химических свойств может привести к отравлениям, ожогам и другим несчастным случаям. 1.11. Перегрузку химических, пожаро- и взрывоопасных грузов, перевозимых в бочках, производить в соответствии с правилами перегрузки опасных грузов, с которыми рабочие должны быть ознакомлены производителем работ или лицом, ответственным за безопасную перегрузку данных грузов. Инструктаж по переработке опасных грузов необходимо получать на рабочем месте до начала производства перегрузочных работ. 1.12. При перегрузке бочек, прибывших на транспортных средствах в пакетированном виде (на поддонах с увязкой), расформирование пакетов без разрешения производителя работ не допускается. В случае возникновения необходимости расформирования пакетов такие работы производить под руководством производителя работ в соответствии с планом организации работ. Поднимать пакеты за увязочные материалы запрещается. 2 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СУДОВОЙ ОПЕРАЦИИ2.1. Укладку бочек в трюме судна при погрузке и выборку из штабеля вручную при выгрузке из трюма производить послойно с углублением не более одной бочки по высоте. Нельзя допускать образования «колодцев». 2.2. При загрузке (разгрузке) подпалубных пространств трюма с использованием погрузчиков допускаются выборка бочек и их укладка с углублением, равным высоте подъема груза погрузчиком. 2.3. Во всех случаях положение бочек, находящихся в штабеле, должно быть устойчивым. Если во время погрузки или выгрузки обнаружится неустойчивость штабеля или отдельных бочек, работа немедленно должна быть прекращена и должны быть приняты меры по устранению неустойчивости. 2.4. При горизонтальном способе перегрузки бочек (на образующую) поверхность в трюме, по которой перемещаются бочки, должна быть выровнена путем устройства сплошного настила из жесткой сепарации. При вертикальном способе загрузки допускается работа без устройства настила, если бочки одинаковой высоты установлены плотными рядами и отсутствуют «колодцы». 2.5. При комбинированной загрузке судна нельзя использовать бочки для расклинивания другого груза. 2.6. Перед выгрузкой из трюма судна химических грузов в бочках помещение трюма должно быть проветрено. Спускаться в трюм можно только с разрешения администрации судна и производителя работ. 2.7. Место формирования «подъемов» (или их расформирования) в трюме должно быть ровным и достаточным для размещения бочек и перемещения рабочих, осуществляющих строповку или отстроповку. Кроме того, должна создаваться возможность беспрепятственного прохода рабочих в подпалубное пространство и обратно. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВАГОННОЙ ОПЕРАЦИИ3.1. Погрузку грузов в бочках в крытые вагоны и их выгрузку из вагонов производить с помощью вагонных погрузчиков. Нахождение людей в вагоне в момент перемещения бочек погрузчиками не разрешается. 3.2. Выборку бочек из дверного проема вагона производить под руководством старшего вагонного звена. 3.3. При скатывании бочек с листа автопогрузчика в вагон удерживать автопогрузчиком лист на весу запрещается, лист должен быть установлен на грузовой стол, на пол вагона или другие опорные устройства. 3.4. Перед началом выгрузки химических грузов из железнодорожных вагонов последние должны быть проветрены до полного удаления вредных газов и испарений. 3.5. Портовый рабочий-водитель может производить наклон грузоподъемника и скатывание бочек в вагон после того, как рабочие отойдут от дверного проема и из зоны движения бочек в безопасное место. Находиться в зоне движения скатываемых бочек запрещается. 3.6. Формирование «подъемов» производить либо на грузовом столе, установлен, 1 м у проема двери вагона, либо на рампе склада. 3.7. При погрузке (выгрузке) бочек в полувагоны в момент перемещения груза краном рабочие должны находиться не ближе 5 м от перемещаемого груза. Загружать (разгружать) полувагоны следует послойно с углублением в одну бочку. При ручной разборке штабеля в крытом вагоне выборку бочек из штабеля также осуществлять послойно с углублением в одну бочку. 3.8. При погрузке (выгрузке) бочек в вагон двери вагона должны быть открыты только с одной стороны. 3.9. При перегрузке бочек по варианту «судно-вагон» с помощью грузовых сеток не разрешается освобождать сетки от груза на грузовом столе или рампе путем вытаскивания сетки из-под груза. 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СКЛАДСКОЙ ОПЕРАЦИИ4.1. Складирование бочек на тыловых складах и складских площадках производить пакетным способом. При штабелировании бочек краном в прикордонной части складских площадок разрешается беспакетная укладка бочек в общий штабель. 4.2. При вертикальном способе складирования («на торец») стандартных металлических бочек штабель формируется в виде усеченной пирамиды с уступами в одну бочку в каждом ярусе по периметру штабеля. Высота таких штабелей не должна превышать 6 м. Прочие бочки и барабаны должны складироваться не выше 3,5 м по высоте. 4.3. При складировании на образующую бочки каждого последующего яруса устанавливаются в углубления между соседними бочками ниже лежащего яруса. Крайние бочки и каждая вторая бочка нижнего яруса (основания штабеля) надежно подклиниваются специальными прокладками. 4.4. При пакетном складировании на поддонах пакеты устанавливают устойчивыми рядами друг на друга. После третьего пакета по высоте в штабеле делать уступ в 1 пакет со стороны по направлению штабелирования и в 0,5 пакета с двух других его сторон. Высота штабеля определяется техническими возможностями перегрузочных машин, сохранностью груза и допускаемой нагрузкой на 1 м2 покрытия. При нахождении докеров на штабеле его высота не должна превышать 3,5 м. 4.5. Не разрешается укладывать в общий штабель деформированные и поврежденные бочки. 4.6. Складирование бочек с опасными грузами производить на специально отведенных площадках с соблюдением правил хранения опасных грузов, с чем рабочие должны быть ознакомлены до начала работ. 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЕРЕДАТОЧНОЙ ОПЕРАЦИИ5.1. Передавать бочки с одной перегрузочной машины на другую (с крана на погрузчик и обратно) необходимо на специально отведенной площадке в зоне действия крана, ровной и свободной от посторонних предметов. 5.2. Навешивать и снимать захваты с бочек должно звено рабочих, состоящее не менее чем из двух человек. Один из них выделяется старшим и выполняет функции сигнальщика. 5.3. Укладывать бочки краном на лист автопогрузчика запрещается. 5.4 В зоне перемещения бочек краном нахождение людей не допускается. 5.5. При передаче груза краном на автотранспортные средства для загрузки кузова автомашины или прицепа использовать грузовые столы. Подниматься в кузов автомобиля или прицепа нужно по приставным лестницам-стремянкам. 5.6. Рабочие, навешивающие и снимающие захваты с бочек, должны периодически проверять исправность используемых захватов. 6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОПЕРАЦИИ6.1. При внутрипортовой перевозке грузов в бочках с помощью автотранспорта и тягачей укладывать бочковой груз следует так, чтобы во время движения при резком торможении, крутых поворотах не могло происходить смещение груза. Для этого между отдельными местами груза следует устанавливать прокладки и распорки необходимой прочности. 6.2. Нахождение людей в кузове автомашины или прицепа при перевозке в них бочек не разрешается. 6.3. При транспортировании бочек погрузчиком с использованием плоских поддонов принять меры против развала пакета. |