ГОСТ Р ИСО 7881-94 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. ОЦЕНКА ХАРАКТЕРИСТИК ФРИКЦИОННОГО
МАТЕРИАЛА.
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие 1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23.11.94 № 284 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО 7881-87 «Средства дорожные транспортные. Накладки тормозные. Определение фрикционных характеристик. Малый стенд для испытания» 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ Оценка характеристик фрикционного материала Метод испытания малого образца на машине трения Road
vehicles. Brake linings. Дата введения 1996-01-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт устанавливает метод испытания малых образцов материала тормозной накладки на испытательной машине, а также требования к оборудованию и метод оценки результатов испытаний. Настоящий стандарт распространяется на материалы тормозных накладок барабанных и дисковых тормозов. С помощью лабораторных машин для испытаний на небольших образцах можно определить лишь некоторые фрикционные характеристики. Применяя для испытания материалов один этот метод, нельзя гарантировать, что материал подходит для применения в том или ином случае. Метод дает только количественную информацию о технических характеристиках. 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем стандарте применяют следующие определения: 2.1 Тепловой режим А - испытание на потерю эффективности при давлении 1050 кПа и температуре тормозного барабана 350 °С (таблица 2, А.1 и В.1 в приложениях А и В). 2.2 Тепловой режим В - испытание на потерю эффективности при давлении 3000 кПа и температуре тормозного барабана 400 °С (таблица 2, А.2 и В.2 в приложениях А и В). 2.3 Холодное трение - среднее значение коэффициента трения при температуре 100, 150, 200 °С (приложения А и В). 2.4 Горячее трение - среднее значение коэффициента трения, определяют: а) при температурах 300 и 350 °С во время испытания на потерю эффективности и при 300 °С во время испытания на восстанавливаемость эффективности при условиях теплового режима А (А.1 и В.1); б) при температурах 350 и 400 °С во время испытания на потерю эффективности и при 350 °С во время испытания на восстанавливаемость эффективности при условиях теплового режима В (А.2 и В.2). 3 ОБОЗНАЧЕНИЯ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯВ таблице 1 даны обозначения, применяемые в настоящем стандарте. Таблица 1 - Обозначения и единицы измерения
1) Для пяти образцов: В дальнейшем будут применять следующие обозначения: i - начало; е - конец; a - холодное трение; b - горячее трение. 4 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯНа рисунке 1 приведена схема испытательной машины, на которой образец испытывают при различных уровнях давления, скорости и температуры.
1 - нагревательные элементы; 2 - датчик давления; 3 - манометр; 4 - держатель образца; 5 - переменная нагрузка; 6 - образец; 7 - клапан, регулирующий давление; 8 - соленоидный клапан; 9 - программный регулятор; 10 - пресс-цилиндр; 11 - барабан Рисунок 1 - Схема испытательной машины Размеры поверхности трения указаны на рисунке 2. Перлитный чугун, применяемый для изготовления барабана, должен отвечать следующим условиям: C - 3,3 - 3,5 %; Mn - 0,55 - 0,75 %; Si - 1,8 - 2,1 %; S - 0,2 % макс; Р - 0,2 % макс; Ni - 0,6 - 0,7 %; Cr - 0,15 - 0,25 %; Mo - 0,2 - 0,3 %. Твердость по Бринеллю 180 - 230 НВ. Примечание - Такие элементы как титан в ванадий, могут влиять на фрикционные свойства и износ, поэтому необходимо знать об их наличии при проведении испытаний. 1 - отверстие под плоскую термопару; 2 - размеры, расположение и количество отверстий в соответствии с используемой испытательной машиной; 3 - два отверстия с резьбой для крепления термопары Рисунок 2 - Размеры барабана Температура нагревания и охлаждения барабана не должна отличаться от температур, приведенных на рисунках 3 и 4, более чем на 15 °С. Оборудование для измерения и записи температуры барабана, скорости его вращения, силы трения и времени обеспечивает погрешность ±2 %. Примечание - Рекомендуемые методы подготовки барабана и его поверхности в соответствии с установленными нормами указаны в приложении С. Рисунок 3 - График зависимости температуры барабана от времени при нагревании Рисунок 4 - График зависимости температуры барабана от времени при охлаждении 5 ОТБОР И ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВДля испытания вырезают пять образцов из пяти произвольно взятых тормозных накладок. Размеры образцов должны быть 25,4×25,4 мм, толщиной от 3 до 6 мм. Толщину образца целесообразно нормировать для получения сопоставимых результатов при испытании аналогичных материалов. Любые пометки на образцах не следует наносить на поверхность трения. 6 МЕТОД ИСПЫТАНИЯИспытывают все отобранные образцы. В соответствии с объектом и (или) типом накладок испытания проводят при условиях А (тепловой режим А) или В (тепловой режим В) в соответствии с разделом 3 и таблицей 2. Помещают образец на испытательную машину (раздел 5 и рисунок 1) и проводят испытания, как указано в таблице 2 при соответствующих значениях; результаты представляют в виде графика в соответствии с приложением А (А.1 или А.2). 7 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ7.1 Результаты испытаний каждого образца записывают графически (А.1 или А.2). 7.2 В соответствии с графиком записывают данные (В.1 или В.2). 7.3 Для каждого образца вычисляют средние коэффициенты трения в диапазоне температур a (холодное трение) и b (горячее трение). 7.4 Из средних значений (7.3) вычисляют средние значения и и стандартные отклонения a и b. 8 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ8.1 Образец фрикционного материала испытывают на машине трения. По результатам испытания вычисляют коэффициенты трения для холодного трения a и горячего трения b. 8.2 Результаты испытания оценивают для двух уровней тепловых режимов (A и В). Таблица 2 - Программа испытания
1) Силу трения и температуру барабана записывают через каждые 30 с. ПРИЛОЖЕНИЕ АГРАФИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ МАТЕРИАЛОВА.1 График результатов испытаний материала в режиме А
А.2 График результатов испытаний материала в режиме В
ПРИЛОЖЕНИЕ ВЗАПИСЬ ДАННЫХВ.1 Эксплуатация материала в режиме А 1 Изготовитель 2 Тип и заводское наименование 3 Материал 4 Маркировка 5 Результаты испытания (см. таблицу)
В.2 Эксплуатация материала в режиме В 1 Изготовитель 2 Тип и заводское наименование 3 Материал 4 Маркировка 5 Результаты испытания (см. таблицу)
ПРИЛОЖЕНИЕ СРЕКОМЕНДУЕМЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ БАРАБАНАC.1 После проточки тормозного барабана на испытательной машине обрабатывают его поверхность шлифовальной бумагой или тканью зернистостью 320. Удаляют пыль из барабана чистым сухим воздухом и (или) марлей или другим материалом. Заканчивают подготовку поверхности приработкой соответствующего образца при давлении 700 кПа, частоте вращения 310 мин-1 и температуре не выше 100 °С до стабилизации коэффициента трения μ. С.2 Перед каждым испытанием обрабатывают поверхность барабана шлифовальной бумагой или тканью зернистостью 320. Удаляют пыль из барабана чистым сухим воздухом и (или) марлей или другим материалом.
Ключевые слова: транспорт дорожный, накладки тормозные, машина испытательная, характеристики фрикционные
|