ГОСТ Р ИСО 6312-93 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКА МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
ПРЕДИСЛОВИЕ 1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия» 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22.02.93 № 51 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО 6312-81 «Дорожный транспорт. Тормозные накладки. Сопротивление сдвигу накладки дискового и барабанного тормоза в сборе с колодкой. Методы испытаний» 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКА С КОЛОДКОЙ В
СБОРЕ Метод определения сопротивления сдвигу накладки относительно колодки Road vehicles. Brake linings.
Shear strength of disc brake pag Дата введения 1994-01-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт устанавливает метод определения сопротивления сдвигу накладки относительно колодки и оценку адгезии между материалом тормозной накладки и металлической колодкой. Стандарт распространяется на приформованные или приклеенные накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов для автотранспортных средств. В стандарте сопротивление сдвигу накладки относительно колодки характеризуется напряжением, возникающим во время торможения на плоскости соединения фрикционной накладки с металлической колодкой. Указания по средней скорости нагружения и рекомендации по мгновенной интенсивности приложения нагрузки составлены с учетом практики и основаны на оценке используемого оборудования. 2 СИМВОЛЫ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕСопротивление сдвигу - отношение нагрузки, вызывающей сдвиг, к площади, находящейся под напряжением. 4 ОТБОР И ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВОт каждой партии изделий отбирают не менее пяти накладок. Испытанию подвергают накладку с колодкой в сборе или часть поверхности накладки, т.е. образец. Поверхность образца должна быть шлифованной и соответствовать требованиям нормативно-технической документации изделия. При испытании части накладки ее обрезают со всех сторон до опоры (колодки), оставляя только испытуемую поверхность. 5 ОБОРУДОВАНИЕИнтенсивность подачи нагрузки регулируется так, чтобы нагрузка составляла (4500 ± 500) Н/с. Нагрузка должна регулироваться так, чтобы мгновенная величина была (4500 ± 2250) Н/с при силе сдвига более 5000 Н. Примечание - При использовании приборов для испытания на растяжение или сжатие с гидравлическим приводом измеряют ход плунжера без нагрузки. Скорость движения плунжера (мм/с) зависит от типа испытательной машины. 5.2 Крепление (рисунки 1 и 2). Для проведения испытания на сдвиг образец должен быть надежно закреплен. Крепление должно быть рассчитано с учетом рекомендаций 5.2.1 и 5.2 2. 5.2.1 Накладка с колодкой в сборе барабанного тормоза. Крепление должно быть рассчитано так, чтобы штамп при сдвиге соприкасался с накладкой по всей длине с зазором (1,0 ± 0,2) мм между его срезающей кромкой и плоскостью соединения накладки с металлической колодкой. Нагрузка, действующая на штамп, должна быть направлена параллельно плоскости сдвига накладки. Колодка должна иметь надежное крепление для обеспечения равномерной нагрузки по всей длине образца накладки. 5.2.2 Накладка с колодкой в сборе дискового тормоза. Крепление должно быть рассчитано так, чтобы: задняя сторона колодки была параллельна срезающей плоскости штампа; штамп при сдвиге соприкасался с накладкой с зазором (1,0 ± 0,1) мм между его срезающей кромкой и плоскостью соединения накладки с металлической колодкой; контур штампа должен полностью совпадать с контуром накладки в месте контактирования; штамп соприкасался по всей длине образца, а его режущая плоскость была параллельна плоскости соединения накладки с металлической колодкой; сторона колодки, на которую действует нагрузка, опирался на жесткую опору, толщина которой должна быть равна толщине колодки; для воспроизведения рабочих условий при испытании накладка с колодкой в сборе прижималась к опоре задней стороной колодки давлением 0,5 МПа (рисунок 2, сила N); нагрузка прилагалась так, чтобы силы трения не оказывали влияния на результат измерения силы сдвига. 1 - центр осевого давления плунжера; 2 - накладка с колодкой в сборе; 3 - опора колодки; 4 - нижняя часть испытательного прибора; 5 - штамп (верхняя часть испытательного прибора) Рисунок 1 - Принципиальная схема крепления накладки барабанного тормоза 1 - опора задней стороны колодки; 2 - накладка с колодкой в сборе; 3 - прижимное устройство; 4 - штамп (плунжер) Рисунок 2 - Принципиальная схема крепления накладки дискового тормоза 6 МЕТОД ИСПЫТАНИЯИспытания проводят при комнатной температуре. Если измерение сопротивления сдвигу проводят при повышенной температуре, то образец нагревают до нужной температуры в течение 30 минут и испытание проводят сразу после прекращения нагревания. Закрепляют накладку с колодкой в сборе и проверяют правильность ее установки в соответствии с 5.2. Увеличивают плавно нагрузку в соответствии с 5.1 до разрушения. Записывают нагрузку (F), при которой наступает разрушение накладки, и описывают модель сдвига в соответствии с рисунком 3. 1 - металлическая колодка; 2 - слой покрытия; 3 - адгезионный слой; 4 - тормозная накладка; 1' - полное разрушение материала накладки; 2' - незначительное разрушение внутри материала накладки (глубиной не менее 0,51 мм); 3' - нарушение адгезии между накладкой и слоем клея; 4' - нарушение когезии внутри слоя клея; 5' - нарушение адгезии между слоем клея и покрытием колодки; 6' - нарушение когезии внутри покрытия колодки; 7' - нарушение адгезии (чистый металл) между металлическим носителем и покрытием или между металлическим покрытием и адгезией, если нет покрытия Рисунок 3 - Модель сдвига тормозной накладки 7 ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРОЧНОСТИ ПРИ СДВИГЕПрочность при сдвиге (τ) в мегапаскалях (МПа) вычисляют по формуле
Площадь образца А вычисляют по его геометрическим размерам. За результат испытания принимают среднее арифметическое результатов пяти определений. 8 ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯПротокол испытания должен содержать: обозначение накладок дискового и барабанного тормозов; наименование предприятия-изготовителя; обозначение настоящего стандарта; шифр композиции; среднее, минимальное и максимальное значения сопротивления сдвигу; описание модели сдвига с обозначением цифрами в соответствии с рисунком 3; условия испытания и причины отклонений от нормальных условий испытания.
Ключевые слова: стандарт государственный, транспорт дорожный, накладки тормозные, сопротивление сдвигу, тормоза барабанные и дисковые, метод испытания
|