ГОСТ Р 51290-99 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БОРТОВАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Основные параметры, технические требования ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом радиоаппаратуры ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским институтом радиоэлектронных систем 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 12 июля 1999 г. № 202-ст 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 51290-99 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БОРТОВАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ Основные параметры, технические требования Airborne
collision avoidance system (ACAS).
Дата введения 2000-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на бортовую систему предупреждения столкновений (далее - БСПС) летательных аппаратов в воздухе, предназначенную для определения относительных координат и относительной скорости сближения взаимодействующих летательных аппаратов, оборудованных самолетными ответчиками, и вырабатывающую сигналы рекомендаций по маневрированию летательных аппаратов в вертикальной плоскости при обнаружении угрозы столкновения, а также представляющую пилоту информацию о времени до предполагаемого столкновения и окружающей воздушной обстановке. Структура сигналов запросов и ответов приведена в приложении А. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 18977-79 Комплексы бортового оборудования самолетов и вертолетов. Типы функциональных связей. Виды и уровни электрических сигналов ГОСТ 25491-82 Системы предупреждения столкновений воздушных судов. Термины и определения 3 ОпределенияОпределения - по ГОСТ 25491. 4 Обозначения и сокращенияВ настоящем стандарте применяют следующие обозначения и сокращения: СПС - система предупреждения столкновений; ЛА - летательный аппарат; АФС - антенно-фидерная система; ПРМ - приемник; РМ - рекомендация маневра; Стоп СС - кодовая группа «Стоп» сигнала «Степень свободы»; СО - самолетный ответчик; СКК - сигнал конфликтной ситуации; Нс - собственная (абсолютная) высота ЛА; Нз - высота, содержащаяся в запросной посылке; СВ - совысотная зона; Um - амплитуда видеоимпульса. 5 Основные параметры5.1 При работе в режиме «Контроль» БСПС должна обеспечивать: - световую индикацию вырабатываемых команд по уклонению ЛА от столкновения и цифровую индикацию дальности ЛА в последовательности, указанной в таблице 1; - выдачу разовой команды в виде напряжения (25 ± 5) В и звуковой сигнализации о конфликтной ситуации. Таблица 1
5.2 Время готовности БСПС ЛА к работе не должно превышать 1 мин. 5.3 Импульсная мощность, подводимая к нижней АФС, в зависимости от Нс должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 2. Таблица 2
Импульсная мощность, подводимая к верхней АФС, в нормальных климатических условиях должна быть не менее 36 Вт. 5.4 Отклонения рабочих частот f1 = 1597,5 МГц и f2 = 1602,5 МГц от номинальных значений не должны превышать ± 500 кГц. 5.5 Чувствительность ПРМ на указанных в 5.4 рабочих частотах в зависимости от Нс полета должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 3. Таблица 3
5.6 Огибающая ВЧ импульсов на выходах нижнего и верхнего ПРМ должна иметь длительность (0,6 ± 0,2) мкс по уровню 0,5 Um. 5.7 БСПС должна вырабатывать и обеспечивать передачу на верхнюю и нижнюю АФС запросных посылок, имеющих структуру, приведенную на рисунке A.1а. На высотах полета ЛА от 0 до 2640 м на нижней АФС должны присутствовать сигналы «Запуск» в соответствии с рисунком A.1г. 5.8 При приеме БСПС запросных посылок со структурой, приведенной на рисунке A.1а, БСПС должна обеспечивать выработку и передачу ответных сигналов: «Верх», «Низ», «СВ», «Прямо», «Вниз», «Вверх» в зависимости от значения разности высот (ΔН) между собственной высотой (Нс) и высотой, содержащейся в запросной посылке (Нз), в соответствии с таблицей 4 (ΔН = Нс - Нз). Структура ответных сигналов должна соответствовать рисунку A.1в. Таблица 4
БСПС должна обеспечивать выработку ответных сигналов на высотах Нс ≥ 7680 м в соответствии с таблицей 5. Таблица 5
5.9 БСПС должна обеспечивать преобразование относительного сопротивления потенциометрического выхода аналоговых датчиков абсолютной высоты полета ЛА в цифровые значения и передачу в сигнале запроса информации о высоте полета в диапазоне от 0 до 30000 м. Погрешность преобразования высоты: ± 30 м - на высотах от 0 до 12000 м, ± 60 м - на высотах выше 12000 м. 5.10 БСПС должна обеспечивать: - прием и устойчивое декодирование сигналов запроса, содержащих информацию о степенях свободы и высоте полета, соответствующих рисунку A.1, при отклонении временных интервалов в кодовых группах на ± 0,2 мкс от номинальных значений; - прием и устойчивое декодирование ответных сигналов «СВ», «Вверх», «Вниз», «Прямо», «Верх», «Низ» в случае приема сигналов запроса, содержащих информацию о высоте, отличающейся от собственной на значения, приведенные в таблице 6. Таблица 6
5.11 БСПС должна обеспечивать измерение дальности (D) между конфликтующими ЛА с погрешностью ± (64 ± 0,03D) м, и вывод информации о дальности; - в двоично-десятичном коде с дискретностью 100 м; - в двоичном коде с дискретностью 32 м. 5.12 БСПС должна обеспечивать выработку и световую индикацию следующих команд маневрирования по уклонению ЛА от столкновений: - «Прекратить набор», «Прекратить снижение» - за () с до прогнозируемого столкновения ЛА при скоростях сближения 200 и 400 км/ч и за () с при скоростях сближения 800, 1600 и 2000 км/ч; - «Прекратить разворот», «Подготовиться к набору», «Подготовиться к снижению», «Горизонтальный полет» - за (35 ± 10) с до прогнозируемого столкновения ЛА при скоростях сближения 200 и 400 км/ч и за (35 ± 7) с при скоростях сближения 800, 1600, 2000 и 4000 км/ч; - «Набор», «Снижение» - за (25 ± 7) с до прогнозируемого столкновения ЛА при скоростях сближения 200 и 400 км/ч и за (25 ± 5) с при скоростях сближения 800, 1600, 2000 и 4000 км/ч. Интервал времени между моментами начала выработки команд «Подготовиться к набору», «Подготовиться к снижению» и команд «Набор», «Снижение» соответственно - не менее 5 с. 5.13 БСПС должна обеспечивать выработку и световую индикацию команд «Прекратить набор», «Прекратить снижение», «Набор», «Снижение» в зависимости от разности высот в интервале дальности, ограниченном радиусом 1000 или 2000 м. 5.14 БСПС должна обеспечивать выдачу во внешние системы сигналов о конфликтной ситуации и сигналов-команд по уклонению от столкновения. 5.15 БСПС должна обеспечивать выдачу информации о дальности, превышении ΔН, маневре на уклонение и признаке дальности в виде последовательного кода с адресом 234 со следующей структурой слова согласно таблице 7. Таблица 7
Форма и уровни последовательного кода должны соответствовать ГОСТ 18977. 6 Технические требования6.1 Общие положения6.1.1 БСПС должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технической документации, утвержденной в установленном порядке. 6.1.2 Применяемые материалы и покупные изделия должны иметь неиспользованный ресурс, срок службы и срок сохраняемости (в соответствии с действующими на них стандартами и техническими условиями) не менее ресурса, срока службы и срока сохраняемости изготовленного БСПС. Срок хранения покупных изделий может быть использован на 30 % или составлять не менее срока службы и сохраняемости БСПС к моменту его применения на ЛА. Покупные изделия должны пройти входной контроль на предприятии-изготовителе БСПС. 6.1.3 Все БСПС собственного производства (блоки, платы, панели и узлы, входящие в состав БСПС и ЗИП) должны быть приняты ОТК и представителем заказчика на соответствие техническим условиям на них по согласованному перечню и иметь протоколы испытаний. 6.2 Требования к конструкции6.2.1 Детали, применяемые для изготовления БСПС, должны соответствовать технической документации. 6.2.2 БСПС должна соответствовать требованиям настоящего стандарта после замены сменных (съемных) блоков. 6.2.3 Все виды покрытий должны быть антикоррозионными, однородными, равномерными, не иметь дефектов и соответствовать действующим НД, инструкциям или образцам. 6.2.4 Монтаж БСПС должен быть выполнен в соответствии с нормативной документацией, действующей на предприятии-изготовителе. 6.3 Требования к механическим воздействиям6.3.1 БСПС должна быть вибропрочной и соответствовать требованиям настоящего стандарта после воздействия вибраций в диапазоне частот от 10 до 300 Гц с ускорением до 49 м/с2 (5 g). 6.3.2 БСПС должна соответствовать требованиям настоящего стандарта при и после воздействия на него линейных (центробежных) нагрузок в трех взаимно перпендикулярных положениях при ускорении 98 м/с2 (10 g). 6.3.3 БСПС должна быть ударопрочной и соответствовать требованиям настоящего стандарта после воздействия ударных нагрузок с ускорением до 117,7 м/с2 (12 g). 6.4 Требования к климатическим воздействиям6.4.1 БСПС должна соответствовать требованиям настоящего стандарта в условиях воздействия повышенной влажности не более 98 % при температуре не выше 40 °С. 6.4.2 БСПС должна соответствовать требованиям настоящего стандарта в условиях пониженной температуры до минус 60 °С. 6.4.3 БСПС должна соответствовать требованиям настоящего стандарта в условиях воздействия инея и росы. 6.4.4 БСПС должна соответствовать требованиям настоящего стандарта в условиях воздействия повышенной температуры до 60 °С. 6.4.5 БСПС должна соответствовать требованиям настоящего стандарта в условиях пониженного атмосферного давления 0,67 кПа (5 мм рт. ст.) при температурах плюс 60 и минус 60 °С. 6.4.6 БСПС должна соответствовать требованиям настоящего стандарта после испытания в условиях морского тумана. 6.5 Требования надежности6.5.1 Наработка на отказ БСПС - не менее 1500 ч. 6.6 Требования безопасности6.6.1 Максимальное значение переходного сопротивления между заданными точками на панелях блоков и листом из алюминиевого сплава, к которому присоединены шины заземления амортизационных рам, не должно превышать 2000 мкОм. ПРИЛОЖЕНИЕ А(обязательное) Структура запросных и ответных сигналов БСПС а) Структура запросной посылки б) Расположение сигнала «Стоп СС»
в) Структура ответных сигналов г) Временные позиции запросных посылок и сигналов «Запуск» Примечание - Допускается отклонение временных интервалов сигналов запросов и ответов на ± 0,2 мкс. Рисунок А.1 Параметры импульсных сигналов «Запуск»
Ключевые слова: бортовая система предупреждения столкновений летательных аппаратов, сигнал конфликтной ситуации |