Passenger cars on locomotive traction of main-line railways track 1520 mm. Specifications for carring of invalids 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

ГОСТ Р 50956-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ
ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ИНВАЛИДОВ

 

 

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 «Вагоны»

2 ВНЕСЕН Госстандартом России

3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 сентября 1996 г. № 587

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСТ Р 50956-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

Технические требования для перевозки инвалидов

Passenger cars on locomotive traction of main-line railways track 1520 mm. Technical requirements for carrying of invalids

Дата введения 1997-07-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги железных дорог колеи 1520 мм (далее - вагоны), предназначенные для перевозки, в том числе в креслах-колясках, пассажиров-инвалидов, состояние здоровья которых ограничивает их способность к передвижению.

Требования стандарта являются обязательными.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ Р 50603-93 Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках внешнего вида

ГОСТ Р 50605-93 Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота.

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1 Для перевозки инвалидов должны использоваться специально изготовленные для этих целей вагоны купейной планировки.

3.2 Конструкция вагонов должна удовлетворять требованиям безопасности, комфорта и экологической чистоты, предусмотренных нормативным документом на вагоны.

3.3 Пассажирские помещения для инвалидов должны располагаться в противоположном от служебных помещений конце вагона и состоять из двухместного купе, санузла, тамбура и соединяющего их коридора.

3.4 Тамбур, предназначенный для входа и выхода инвалидов, должен оборудоваться подъемными устройствами с электро- или пневмоприводом для возможности посадки и (высадки) инвалидов с обеих сторон вагона с высоких или низких платформ.

3.5 Вагоны должны оборудоваться специальными средствами сигнализации, информации и связи пассажира-инвалида с проводником.

4 ТРЕБОВАНИЯ К ПАССАЖИРСКОМУ КУПЕ

4.1 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалида, должно оборудоваться двумя спальными местами, расположенными в два яруса друг над другом, подоконным столиком, откидной лестницей-стремянкой для подъема на верхнюю полку, местом для размещения багажа и кресла-коляски.

4.2 Место для размещения кресла-коляски должно быть оборудовано устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенной коляски или ее опрокидыванию при разгоне и торможении поезда.

4.3 Планировка пассажирского купе, предназначенного для проезда инвалидов, должна предусматривать наличие места для размещения кресла-коляски по ГОСТ Р 50602, ГОСТ Р 50603, а также возможность ее свободного маневрирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50605.

4.4 Нижнее спальное место должно оборудоваться мягким или полумягким диваном, конструкция которого позволяет осуществлять изменение угла наклона его головной части в вертикальной плоскости и фиксацию ее в любом промежуточном положении. Привод подъемного механизма должен действовать от рукоятки, расположенной в зоне, доступной для инвалида.

Вдоль нижней поверхности верхней полки должна быть установлена штанга с подвижными мягкими поручнями для рук.

4.5 Нижнее и верхнее спальные места должны оборудоваться откидными предохранительными устройствами, фиксирующимися в вертикальном положении и препятствующими падению инвалида.

4.6 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалидов, должно оборудоваться задвижной входной дверью с размером проема в свету не менее 900 мм. Нижняя направляющая задвижной двери должна выступать над уровнем пола не более 30 мм.

4.7 Боковая стена пассажирского купе должна оборудоваться горизонтальными поручнями на высоте 900 - 1100 мм и зеркалом на высоте 1000 - 1050 мм над уровнем пола от его нижней кромки.

4.8 Выключатели общего и местного освещения ручка регулировки громкости радиотрансляции, привод механизма светомаскировочной шторы должны располагаться в зоне, доступной для инвалидов, на высоте не более 1400 мм над уровнем пола.

4.9 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалидов, должно оборудоваться аварийным выходом с надувным спуском.

5 ТРЕБОВАНИЯ К САНУЗЛУ

5.1 Санузел, предназначенный для инвалидов, располагается рядом с соответствующим купе, должен оборудоваться унитазом, умывальником, зеркалом, розеткой для электробритвы, специальными устройствами и приспособлениями для инвалидов.

5.2 Планировка санузла, предназначенного для инвалидов, должна предусматривать возможность свободного размещения и маневрирования кресла-коляски по ГОСТ Р 50602, ГОСТ Р 50603, ГОСТ Р 50605.

5.3 Расположение унитаза должно обеспечивать возможность установки кресла-коляски сбоку от него.

5.4 Туалетное помещение должно быть оборудовано устройствами для пересадки инвалидов с коляски на унитаз.

5.5 К задней стене туалетного помещения в зоне расположения унитаза, симметрично с обеих сторон, на высоте 800 мм от уровня пола должны крепиться поворотные трубчатые поручни длиной не менее 650 мм. Расстояние между поручнями 600 мм. Поручни должны фиксироваться в рабочем положении и свободно разворачиваться в горизонтальной плоскости. Допускается стационарная установка одного из поручней.

5.6 Унитаз должен оборудоваться ножным и ручным приводами сливного устройства.

5.7 Умывальная чаша должна располагаться на высоте 900 - 1000 мм над уровнем пола. Под умывальной чашей должна быть предусмотрена ниша глубиной не менее 150 мм и высотой не менее 300 мм от уровня пола.

5.8 Над умывальной чашей должно устанавливаться зеркало на высоте 1000 - 1050 мм над уровнем пола от его нижней кромки.

5.9 На боковой стене рядом с зеркалом должна устанавливаться розетка для электробритвы на высоте не более 1300 мм над уровнем пола.

5.10 Дверь туалетного помещения должна иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм. Дверной проем не должен иметь порога высотой более 30 мм.

6 ТРЕБОВАНИЯ К КОРИДОРУ И ТАМБУРУ

6.1 Размеры помещений вагона в зоне расположения пассажирских помещений для инвалидов должны устанавливаться с учетом ГОСТ Р 50605 и обеспечивать возможность свободного перемещения инвалида в кресле-коляске и сопровождающего его лица между пассажирским купе, санузлом и тамбуром.

6.2 Коридор вагона в зоне расположения пассажирских помещений для инвалидов не должен иметь откидных сидений и аварийных окон-выходов.

6.3 Тамбурная дверь должна иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм и устройства для фиксации ее в открытом положении. Высота порога тамбурной двери не более 30 мм.

6.4 Ширина тамбура, предназначенного для посадки и высадки пассажиров-инвалидов, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50605.

6.5 Поверхность пола тамбура не должна быть скользкой.

6.6 Входные двери вагона должны иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм и устройства для их фиксации в открытом положении.

7 ТРЕБОВАНИЯ К ПОДЪЕМНЫМ УСТРОЙСТВАМ

7.1 Тамбур вагона, предназначенный для посадки (высадки) инвалидов, должен оборудоваться подъемными устройствами, обеспечивающими беспрепятственную посадку (высадку) с обеих сторон вагона с высоких и низких станционных платформ.

7.2 Подъемные устройства должны иметь грузоподъемность не менее 300 кг, индивидуальный привод и пульт управления с системой блокировки, расположенный в непосредственной близости от входной двери. Должна быть предусмотрена возможность приведения подъемника в действие вручную проводником.

7.3 Конструкция подъемных устройств должна предусматривать возможность их установки проводником в рабочее или транспортное положение. Система блокировки должна исключать возможность приведения подъемного устройства в рабочее положение без участия проводника.

7.4 В транспортном положении подъемное устройство не должно выступать за габариты подвижного состава, препятствовать входу и выходу пассажиров с багажом через тамбур, в котором они установлены.

7.5 В рабочем положении подъемное устройство должно иметь горизонтальную площадку длиной не менее 1400 мм, шириной не более 900 мм, оборудованную вертикальными стойками и горизонтальными поручнями, препятствующими перемещению кресла-коляски при подъеме (спуске). Поверхность площадки не должна быть скользкой.

7.6 В рабочем положении подъемного устройства разность высот между поверхностями площадки и пола тамбура, а также поверхностями площадки и станционной платформы не должна превышать 30 мм.

7.7 Время полного цикла работы подъемного устройства и его привода должно быть не более 2 мин.

8 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ

8.1 Пассажирское купе и санузел, предназначенные для инвалидов, должны оборудоваться кнопкой вызова проводника, звуковой и световой сигнал от которой подается на пульт служебного отделения.

8.2 Помещения для инвалидов должны быть оборудованы устройствами визуальной информации, дублирующими звуковую информацию.

8.3 В помещениях для инвалидов должны быть предусмотрены места для размещения схем маршрутов и другой информации в рельефной технике для слепых.

9 МАРКИРОВКА

9.1 Маркировка вагонов должна соответствовать требованиям нормативного документа на вагоны.

9.2 На наружной поверхности входных дверей, предназначенных для входа и выхода инвалидов, должна наноситься надпись: «Вход для инвалидов».

9.3 Над кнопками вызова проводников в пассажирском купе и санузле должны устанавливаться таблички с надписью: «Вызов проводника».

9.4 У рукоятки привода механизма изменения наклона головной части нижнего спального места должна устанавливаться табличка с надписью: «Регулировка высоты изголовья».

9.5 У рукоятки ручного привода сливного устройства унитаза должна устанавливаться табличка с надписью: «Ручной водослив».

 

Ключевые слова: пассажирские вагоны локомотивной тяги железных дорог, перевозка пассажиров-инвалидов, технические требования