ГОСТ Р 50956-96 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 «Вагоны» 2 ВНЕСЕН Госстандартом России 3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 сентября 1996 г. № 587 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 50956-96 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ Технические требования для перевозки инвалидов Passenger cars on locomotive traction of main-line railways track 1520 mm. Technical requirements for carrying of invalids Дата введения 1997-07-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги железных дорог колеи 1520 мм (далее - вагоны), предназначенные для перевозки, в том числе в креслах-колясках, пассажиров-инвалидов, состояние здоровья которых ограничивает их способность к передвижению. Требования стандарта являются обязательными. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры ГОСТ Р 50603-93 Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках внешнего вида ГОСТ Р 50605-93 Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота. 3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ3.1 Для перевозки инвалидов должны использоваться специально изготовленные для этих целей вагоны купейной планировки. 3.2 Конструкция вагонов должна удовлетворять требованиям безопасности, комфорта и экологической чистоты, предусмотренных нормативным документом на вагоны. 3.3 Пассажирские помещения для инвалидов должны располагаться в противоположном от служебных помещений конце вагона и состоять из двухместного купе, санузла, тамбура и соединяющего их коридора. 3.4 Тамбур, предназначенный для входа и выхода инвалидов, должен оборудоваться подъемными устройствами с электро- или пневмоприводом для возможности посадки и (высадки) инвалидов с обеих сторон вагона с высоких или низких платформ. 3.5 Вагоны должны оборудоваться специальными средствами сигнализации, информации и связи пассажира-инвалида с проводником. 4 ТРЕБОВАНИЯ К ПАССАЖИРСКОМУ КУПЕ4.1 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалида, должно оборудоваться двумя спальными местами, расположенными в два яруса друг над другом, подоконным столиком, откидной лестницей-стремянкой для подъема на верхнюю полку, местом для размещения багажа и кресла-коляски. 4.2 Место для размещения кресла-коляски должно быть оборудовано устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенной коляски или ее опрокидыванию при разгоне и торможении поезда. 4.3 Планировка пассажирского купе, предназначенного для проезда инвалидов, должна предусматривать наличие места для размещения кресла-коляски по ГОСТ Р 50602, ГОСТ Р 50603, а также возможность ее свободного маневрирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50605. 4.4 Нижнее спальное место должно оборудоваться мягким или полумягким диваном, конструкция которого позволяет осуществлять изменение угла наклона его головной части в вертикальной плоскости и фиксацию ее в любом промежуточном положении. Привод подъемного механизма должен действовать от рукоятки, расположенной в зоне, доступной для инвалида. Вдоль нижней поверхности верхней полки должна быть установлена штанга с подвижными мягкими поручнями для рук. 4.5 Нижнее и верхнее спальные места должны оборудоваться откидными предохранительными устройствами, фиксирующимися в вертикальном положении и препятствующими падению инвалида. 4.6 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалидов, должно оборудоваться задвижной входной дверью с размером проема в свету не менее 900 мм. Нижняя направляющая задвижной двери должна выступать над уровнем пола не более 30 мм. 4.7 Боковая стена пассажирского купе должна оборудоваться горизонтальными поручнями на высоте 900 - 1100 мм и зеркалом на высоте 1000 - 1050 мм над уровнем пола от его нижней кромки. 4.8 Выключатели общего и местного освещения ручка регулировки громкости радиотрансляции, привод механизма светомаскировочной шторы должны располагаться в зоне, доступной для инвалидов, на высоте не более 1400 мм над уровнем пола. 4.9 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалидов, должно оборудоваться аварийным выходом с надувным спуском. 5 ТРЕБОВАНИЯ К САНУЗЛУ5.1 Санузел, предназначенный для инвалидов, располагается рядом с соответствующим купе, должен оборудоваться унитазом, умывальником, зеркалом, розеткой для электробритвы, специальными устройствами и приспособлениями для инвалидов. 5.2 Планировка санузла, предназначенного для инвалидов, должна предусматривать возможность свободного размещения и маневрирования кресла-коляски по ГОСТ Р 50602, ГОСТ Р 50603, ГОСТ Р 50605. 5.3 Расположение унитаза должно обеспечивать возможность установки кресла-коляски сбоку от него. 5.4 Туалетное помещение должно быть оборудовано устройствами для пересадки инвалидов с коляски на унитаз. 5.5 К задней стене туалетного помещения в зоне расположения унитаза, симметрично с обеих сторон, на высоте 800 мм от уровня пола должны крепиться поворотные трубчатые поручни длиной не менее 650 мм. Расстояние между поручнями 600 мм. Поручни должны фиксироваться в рабочем положении и свободно разворачиваться в горизонтальной плоскости. Допускается стационарная установка одного из поручней. 5.6 Унитаз должен оборудоваться ножным и ручным приводами сливного устройства. 5.7 Умывальная чаша должна располагаться на высоте 900 - 1000 мм над уровнем пола. Под умывальной чашей должна быть предусмотрена ниша глубиной не менее 150 мм и высотой не менее 300 мм от уровня пола. 5.8 Над умывальной чашей должно устанавливаться зеркало на высоте 1000 - 1050 мм над уровнем пола от его нижней кромки. 5.9 На боковой стене рядом с зеркалом должна устанавливаться розетка для электробритвы на высоте не более 1300 мм над уровнем пола. 5.10 Дверь туалетного помещения должна иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм. Дверной проем не должен иметь порога высотой более 30 мм. 6 ТРЕБОВАНИЯ К КОРИДОРУ И ТАМБУРУ6.1 Размеры помещений вагона в зоне расположения пассажирских помещений для инвалидов должны устанавливаться с учетом ГОСТ Р 50605 и обеспечивать возможность свободного перемещения инвалида в кресле-коляске и сопровождающего его лица между пассажирским купе, санузлом и тамбуром. 6.2 Коридор вагона в зоне расположения пассажирских помещений для инвалидов не должен иметь откидных сидений и аварийных окон-выходов. 6.3 Тамбурная дверь должна иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм и устройства для фиксации ее в открытом положении. Высота порога тамбурной двери не более 30 мм. 6.4 Ширина тамбура, предназначенного для посадки и высадки пассажиров-инвалидов, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50605. 6.5 Поверхность пола тамбура не должна быть скользкой. 6.6 Входные двери вагона должны иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм и устройства для их фиксации в открытом положении. 7 ТРЕБОВАНИЯ К ПОДЪЕМНЫМ УСТРОЙСТВАМ7.1 Тамбур вагона, предназначенный для посадки (высадки) инвалидов, должен оборудоваться подъемными устройствами, обеспечивающими беспрепятственную посадку (высадку) с обеих сторон вагона с высоких и низких станционных платформ. 7.2 Подъемные устройства должны иметь грузоподъемность не менее 300 кг, индивидуальный привод и пульт управления с системой блокировки, расположенный в непосредственной близости от входной двери. Должна быть предусмотрена возможность приведения подъемника в действие вручную проводником. 7.3 Конструкция подъемных устройств должна предусматривать возможность их установки проводником в рабочее или транспортное положение. Система блокировки должна исключать возможность приведения подъемного устройства в рабочее положение без участия проводника. 7.4 В транспортном положении подъемное устройство не должно выступать за габариты подвижного состава, препятствовать входу и выходу пассажиров с багажом через тамбур, в котором они установлены. 7.5 В рабочем положении подъемное устройство должно иметь горизонтальную площадку длиной не менее 1400 мм, шириной не более 900 мм, оборудованную вертикальными стойками и горизонтальными поручнями, препятствующими перемещению кресла-коляски при подъеме (спуске). Поверхность площадки не должна быть скользкой. 7.6 В рабочем положении подъемного устройства разность высот между поверхностями площадки и пола тамбура, а также поверхностями площадки и станционной платформы не должна превышать 30 мм. 7.7 Время полного цикла работы подъемного устройства и его привода должно быть не более 2 мин. 8 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ8.1 Пассажирское купе и санузел, предназначенные для инвалидов, должны оборудоваться кнопкой вызова проводника, звуковой и световой сигнал от которой подается на пульт служебного отделения. 8.2 Помещения для инвалидов должны быть оборудованы устройствами визуальной информации, дублирующими звуковую информацию. 8.3 В помещениях для инвалидов должны быть предусмотрены места для размещения схем маршрутов и другой информации в рельефной технике для слепых. 9 МАРКИРОВКА9.1 Маркировка вагонов должна соответствовать требованиям нормативного документа на вагоны. 9.2 На наружной поверхности входных дверей, предназначенных для входа и выхода инвалидов, должна наноситься надпись: «Вход для инвалидов». 9.3 Над кнопками вызова проводников в пассажирском купе и санузле должны устанавливаться таблички с надписью: «Вызов проводника». 9.4 У рукоятки привода механизма изменения наклона головной части нижнего спального места должна устанавливаться табличка с надписью: «Регулировка высоты изголовья». 9.5 У рукоятки ручного привода сливного устройства унитаза должна устанавливаться табличка с надписью: «Ручной водослив».
Ключевые слова: пассажирские вагоны локомотивной тяги железных дорог, перевозка пассажиров-инвалидов, технические требования
|