ГОСТ Р 50952-96 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕПЛОВОЗЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
ГОССТАНДАРТ РОССИИ МОСКВА
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации МТК 236 «Тепловозы и путевые машины» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 сентября 1996 г. № 583 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 50952-96 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 1997-07-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт распространяется на магистральные и маневровые тепловозы по ГОСТ 22602, ГОСТ 22339 (далее - тепловозы) и устанавливает требования к конструкции тепловозов, касающиеся их воздействия на окружающую среду, включая среду, в которой находятся люди, занятые испытаниями и ремонтом тепловозов (далее - окружающая среда). Требования стандарта являются обязательными. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 22339-88 Тепловозы маневровые и промышленные. Типы и основные параметры ГОСТ 22602-91 Тепловозы магистральные. Типы и основные параметры ГОСТ Р 50953-96 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы определения ГОСТ Р 50951-96 Внешний шум магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы измерений 3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ3.1 Тепловозы по своей конструкции и изготовлению должны соответствовать тем эксплуатационным функциям, для которых они предназначены, и сводить к минимуму вредные воздействия на окружающую среду. 3.2 Экологические требования устанавливаются в стандартах, а также в технических условиях (ТУ) и конструкторской документации на конкретные тепловозы. 3.3 Устанавливаемые стандартами экологические нормы и требования должны распространяться на новые и эксплуатируемые тепловозы, а также тепловозы после капитального ремонта. 4 КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ4.1 Факторы вредного воздействия на окружающую среду, определяемые конструкцией тепловоза, по природе действия подразделяют на группы и виды по таблице 1. Таблица 1
4.2 Основные источники возникновения факторов вредного воздействия: - тепловоз; - дизель; - генератор; - аппаратура контроля и управления; - системы смазки и охлаждения; - топливные системы; - система выпуска отработавших газов; - взаимодействие экипажной части тепловозов и верхнего строения пути. 5 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ5.1 При проектировании тепловозов следует учитывать экологические характеристики применяемых комплектующих изделий и материалов, назначение тепловозов, условия их эксплуатации и условия окружающей среды. 5.2 Для предотвращения вредного воздействия, производимого тепловозами, должны быть предусмотрены технические средства по документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке. 5.3 Конструкция тепловозов должна предотвращать просачивание жидкостей и их паров в окружающую среду. 5.4 Конструкция тепловозов должна предотвращать искровыделение в окружающую среду. 5.5 Предельные значения внешнего шума - по ГОСТ Р 50951. 5.6 Предельные значения дымности отработавших газов - по ГОСТ Р 50953. 5.7 Предельные значения выбросов вредных веществ с отработавшими газами - по ГОСТ Р 50953. 5.8 Комплект сопроводительной документации должен содержать документы, подтверждающие соответствие тепловозов экологическим требованиям. 5.9 В ТУ на конкретные тепловозы должны быть указаны ссылки на нормативные документы, устанавливающие нормы выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов и внешнего шума. 5.10 Проверки на соответствие тепловозов экологическим нормам (по факторным характеристикам), установленным в стандартах, при проведении сертификационных испытаний осуществляются аккредитованными испытательными Центрами и лабораториями.
Ключевые слова: тепловозы, экологические требования, выбросы вредных веществ, внешний шум, факторы вредного воздействия
|