Electric powered floor-mounted industrial trucks. Operator's seat. General ergonomic requirements 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

ГОСТ Р 50570-93

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАШИНЫ НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО
ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА.
РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ

ОБЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 48 «Безрельсовый электрифицированный транспорт»

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24.05.93 № 145

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАШИНЫ НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО
ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА.
РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ

Общие эргономические требования

Elektrik powered floor-mounted industrial trucks.
Operator’s seat. General ergonomic requirements

Дата введения 1994 07 01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые машины и устанавливает эргономические требования к рабочему месту водителя машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта (далее машины), управляемых сидящим водителем, в соответствии с классификацией по ГОСТ 18962.

Обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность, изложены в разделах 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7, кроме 3.2 и 7.2.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 18962-86 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 21753-76 Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 22614-77 Система «человек-машина». Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22615-77 Система «человек-машина». Выключатели и переключатели типа «Тумблер». Общие эргономические требования

ГОСТ 22902-78 Система «человек-машина». Отсчетные устройства индикаторов визуальных. Общие эргономические требования

ГОСТ 23367-86 Винилискожа обивочная. Общие технические условия

ГОСТ 25791-90 Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Метод определения точки отсчета сиденья оператора

ГОСТ 25940-83 Машины напольного транспорта. Маркировка и символы

ГОСТ 29249-91 Погрузчики с высоким подъемом, управляемые водителем. Защитные навесы. Техническая характеристика и испытания

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1 Конструкция рабочего места и взаимное расположение его элементов должны соответствовать характеру работы, обеспечивать удобное положение водителя, его безопасность, а также возможность выполнения рабочих манипуляций.

3.2 Для сопровождающего лица может быть предусмотрено второе сиденье.

3.3 Рукоятки и контактные поверхности органов управления должны быть из материалов, обладающих коррозионностойкостью, нетоксичностью, низкой теплопроводностью.

4 ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ДОСТУПА НА РАБОЧЕЕ МЕСТО

4.1 Для доступа водителя на рабочее место машины должны быть оборудованы подножками и лестницами с поручнями (ручками). Допускается использовать в качестве поручней и промежуточных подножек конструктивные элементы машин.

4.2 Параметры средств доступа, мм:

высота расположения нижней ступени относительно опорной: поверхности колес машин (пола) - не более 450;

ширина ступени - не менее 130;

глубина ступени - не менее 100;

высота ступени - не менее 80;

интервал между ступенями - 200 - 300;

длина охватываемой части поручня или ручки - не менее 120;

диаметр поручня или ручки - 15 - 20;

расстояние от поверхности захвата поручня или ручки до любого элемента конструкции машины - не менее 50.

5 ТРЕБОВАНИЯ К СИДЕНЬЮ ВОДИТЕЛЯ

5.1 Параметры сиденья и его элементов должны быть увязаны с положением точки отсчета сиденья (ТОС). Положение ТОС - по ГОСТ 25791.

5.2 Требования к обивочному материалу сиденья - по ГОСТ 23367 или нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.

5.3 Конструкция сиденья должна обеспечивать регулирование его положения в горизонтальном (продольном) направлении относительно среднего положения не менее чем на 50 мм в каждую сторону.

5.4 Конструктивные элементы машины, расположенные под сиденьем, не должны выступать за передний край подушки сиденья, находящегося в крайнем переднем положении, более чем на 50 мм в верхней части и более чем на 80 мм в нижней части.

5.5 Параметры сиденья, находящегося в среднем положении (см. рисунок 1), должны соответствовать значениям:

глубина сиденья l - (400 ± 20) мм;

ширина сиденья (измеренная на расстоянии 150 - 200 мм от ТОС) b - не менее 430 мм;

высота спинки сиденья h - (400 ± 20) мм;

ширина спинки сиденья (измеренная на расстоянии 150 - 200 мм от ТОС) b1 - не менее 430 мм;

угол наклона подушки сиденья a - 0 - 5°;

угол наклона спинки сиденья b - 5 - 20°;

расстояние от сиденья до наружного контура машины - не менее 50 мм.

Рисунок 1

6 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ

6.1 Общие эргономические требования к:

рычагам управления - по ГОСТ 21753;

клавишным, кнопочным выключателям и переключателям - по ГОСТ 22614;

выключателям и переключателям типа «Тумблер» - по ГОСТ 22615;

6.2 Назначение и порядок размещения органов управления - по ГОСТ 18962.

6.3 Значения усилий для приведения органов управления в действие - по ГОСТ 18962.

6.4 Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять символы, которые должны быть расположены на элементах конструкций рабочего места в непосредственной близости от органов управления или на рукоятках. Символы должны соответствовать ГОСТ 25940.

6.5 Эргономические требования к индикаторным устройствам на рабочем месте водителя - по ГОСТ 22902.

6.6 Параметры расположения и размеры органов управления (см. рисунок 2) должны соответствовать значениям:

расстояние от ТОС до центра рулевого колеса, мм*:

по горизонтали l1 - 520 - 625,

по вертикали h1 - 325 - 450;

угол наклона плоскости рулевого колеса относительно горизонтали a1 - 10 - 45°;

наружный диаметр рулевого колеса - 340 - 450 мм;

диаметр обода рулевого колеса - 20 - 40 мм;

осевое смещение рулевого колеса от продольной оси симметрии сиденья водителя - ±40 мм;

ширина свободного пространства вокруг рулевого колеса не менее* - 50 мм;

____________

* Размеры при расположения сиденья и рулевого колеса в среднем положении.

длина хода педалей, мм, не более:

приводимых в действие всей ногой - 200,

приводимых в действие ступней - 150;

ширина площадки педалей не менее - 60 мм;

угол наклона к горизонтали опорных площадок педалей, приводимых в действие всей ногой, b1 - 30 - 60°;

угол наклона к горизонтали опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой, b2, - не более 45°;

угол между продольной осью опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой, и продольной осью машины a2 - не более 15°;

расстояние от центров опорных площадок педалей до продольной оси сиденья, мм:

для педалей, приводимых в действие стопой, b2 - 75 - 300,

для педалей, приводимых в действие всей ногой, b3 - 75 - 200;

расстояние между центрами рядом расположенных педалей, b4 - 120 - 320.

Рисунок 2

6.7 Расстояние от элементов конструкции, расположенных под сиденьем, до кожуха рулевого управления на уровне пола должно быть не менее 300 мм.

6.8 Требования к защитным устройствам рабочего места водителя - по ГОСТ 29249.

7 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЗОРНОСТИ С РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ

7.1 Конструкция машин должна обеспечивать обзорность с рабочего места водителя при движении и выполнении погрузочно-разгрузочных операций.

7.2 Обзорность электропогрузчиков и электроштабелеров оценивают визуально с помощью испытательной установки, которая состоит из вертикальной и горизонтальной таблиц (экранов).

Горизонтальная таблица (таблица пола) предназначена для определения «близкой» обзорности (отъезда и подъезда машины, аварийного торможения).

Вертикальная таблица предназначена для определения обзорности при передвижении машины, маневрировании и перемещении груза.

Каждая таблица представляет собой светлую плоскость, разграфленную на квадраты 500×500 мм. В центре каждого квадрата нанесен буквенно-цифровой .знак.

На полу, по центральной линии таблиц, проводится ось АА.

Под прямым углом к оси АА на расстоянии 500 мм от горизонтальной таблицы - ось ВВ.

Размеры таблиц приведены на рисунке 3.

1 - вертикальная таблица; 2 - горизонтальная таблица

Рисунок 3

7.3 При оценке обзорности водитель может перемещаться в пространстве, ограниченном прозрачным цилиндром. Цилиндр необходимо отрегулировать по высоте, чтобы голова водителя находилась в пределах цилиндра.

Размеры и положение цилиндра - в соответствии с рисунком 4.

1 - прозрачный цилиндр, 2 - центр цилиндра

Рисунок 4

7.4 Испытание на обзорность должно проводиться на горизонтальной площадке (на полу) с наклоненным назад грузоподъемником, вилами, поднятыми на высоту 300 мм над испытательной площадкой, и симметрично расположенными на плите. Сиденье и органы управления должны быть установлены в среднее регулируемое положение.

7.5 Обзорность определяют в четырех положениях машины в соответствии с рисунком 5.

Водитель должен занять на машине рабочее положение и, перемещая голову в пространстве, ограниченном цилиндром, рассматривать буквенно-цифровые знаки от А1 до П8.

Буквенно-цифровые знаки на шкалах, которые не видны или видны не полностью, должны быть перечеркнуты на соответствующей таблице протокола крестом.

1 - вертикальный экран; 2 - горизонтальный экран

Рисунок 5

7.6. Обзорность машин должна удовлетворять установленным требованиям, если:

в каждой вертикальной колонке вертикальной таблицы перечеркнуто не более двух квадратов;

в каждой горизонтальной таблице перечеркнуто не более четырех квадратов;

в каждом ряду таблиц до оси АА с любой стороны перечеркнуто не более трех квадратов.

7.7 Если сложная конструкция грузоподъемника не позволяет обеспечить обзорность, рекомендуется установить систему зеркал. Система включает стойку, на которой закреплены два зеркала. Стойка крепится к левой опоре защитной решетки.

Верхнее зеркало расположено так, чтобы иметь возможность отображать обстановку за грузом на нижнее зеркало; нижнее зеркало расположено в поле зрения водителя.

8 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

8.1 Допустимый уровень шума, создаваемый машиной на рабочем месте водителя, - по ГОСТ 12.1.003.

8.2 Допустимый уровень вибрации, создаваемый на рабочей месте водителя, - да ГОСТ 18962.

 

 

Ключевые слова: машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта, рабочее место водителя, органы управления, обзорность с рабочего места водителя, эргономические требования

СОДЕРЖАНИЕ