ГОСТ Р 41.73-99 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил № 73 ЕЭК ООН, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН ВНЕСЕН Госстандартом России 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. № 184 3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН № 73 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.72, дата вступления в силу 01.01.88) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств, прицепов и полуприцепов в отношении их боковой защиты» 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 41.73-99 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО
УТВЕРЖДЕНИЯ Uniform
provisions concerning the approval of goods vehicles, trailers and
semi-trailers Дата введения 2000-07-01 Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН № 73 (далее - Правила). 1 Область примененияНастоящие Правила применяются к боковым защитным устройствам транспортных средств в целом категорий N2, N3, О3 и О41). Они не применяются: к тягачам полуприцепов; к прицепам, специально сконструированным и предназначенным для перевозки неделимых длинномерных грузов, как, например, лесоматериалы, сортовая сталь и т.п.; к транспортным средствам, специально сконструированным и предназначенным для конкретных целей, когда по причинам практического характера их невозможно оборудовать такими боковыми защитными устройствами. 1) См. приложение 3. 2 ЦелиТранспортные средства, охватываемые настоящими Правилами, должны быть сконструированы и/или оборудованы таким образом, чтобы обеспечивалась эффективная защита незащищенных пользователей дорог от опасности попадания сбоку под транспортное средство и под его колеса2). 2) Настоящие Правила не запрещают ни одной стране иметь дополнительные требования в отношении частей транспортных средств, расположенных перед передними колесами или позади задних колес. 3 Определения3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в целом в отношении его боковых защитных устройств. 3.1.2 тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой различий в отношении следующих основных характеристик: длины задней оси, габаритной ширины, размеров, конфигурации и материалов боковых сторон транспортного средства (включая кабину), а также характеристик подвески в той степени, в какой они оказывают влияние на предписания раздела 7 настоящих Правил. 3.1.3 максимальная масса: Технически допустимая масса, объявленная предприятием-изготовителем (эта масса может быть больше «допустимой максимальной массы», установленной национальными компетентными органами). 3.1.4 порожняя масса: Масса транспортного средства в снаряженном состоянии без водителя и пассажиров, без груза, но полностью заправленного топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными материалами и с инструментом и запасным колесом, если оно прилагается предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве комплектного оборудования. 3.1.5 незащищенные участники дорожного движения: Пешеходы, велосипедисты или мотоциклисты, которые движутся по дороге таким образом, что они могут попасть во время обгона под колеса транспортного средства сбоку. 4 Заявка на официальное утверждение4.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении боковой защиты представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем. 4.2 К каждой заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы в трех экземплярах и следующие указания: 4.2.1 подробное описание типа транспортного средства с точки зрения его конструкции, размеров, формы или используемых материалов в соответствии с требованиями настоящих Правил; 4.2.2 чертежи транспортного средства, изображающие вид транспортного средства сбоку и сзади и детали боковых частей конструкции; 4.2.3 подробное описание специального бокового защитного устройства: его размеры, форма, используемые материалы и положение на транспортном средстве. 4.3 Одно транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению, должно быть представлено технической службе, ответственной за проверку технических требований: 4.3.2 доказательство того, что допуск вариантов, упомянутых в 4.3.1, не противоречит предписаниям настоящих Правил, возлагается на лицо, представляющее заявку на официальное утверждение. 4.3.3 До выдачи официального утверждения компетентный орган должен проверить наличие соответствующих мер по обеспечению эффективного контроля за производством. 5 Официальное утверждение5.1 Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет предписаниям разделов 6 и 7, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным. 5.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 00 для Правил в их первоначальном варианте) указывают серию поправок, включающих последние важнейшие технические изменения, внесенные в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу транспортного средства. 5.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам. 1) 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 -не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33 - 36 - не присвоены, 37 - Турция, 38 - 39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения. 5.4.2 номера настоящих Правил, буквы R, тире и номера официального утверждения, расположенных справа от круга, предусмотренного в 5.4.1. 5.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению Правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то не следует повторять обозначение, предусмотренное в 5.4.1, в этом случае дополнительные номера, номера официального утверждения и обозначения всех правил, на основании которых предоставлено официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 5.4.1. 5.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым. 5.7 Знак официального утверждения проставляется на прикрепляемой предприятием-изготовителем табличке, на которой приведены характеристики транспортного средства, или рядом с ней. 5.8 В приложении 2 к настоящим Правилам приведены примеры знаков официального утверждения. 6 Спецификации6.1 Общие положения 6.1.1 Транспортные средства категорий N2, N3, О3 и О4 должны быть изготовлены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить по всей их длине эффективную защиту незащищенных участников дорожного движения от падения под транспортное средство сбоку и от попадания таким образом под его колеса. Настоящее требование считается выполненным: 6.1.1.1 если транспортное средство оборудовано специальным боковым защитным устройством в соответствии с требованиями раздела 7 или 6.1.1.2 если боковая сторона транспортного средства сконструирована и / или оборудована таким образом, что по форме и характеристикам ее составные части могут представлять собой и / или рассматриваться как заменяющие боковое защитное устройство. Считается, что составные части, совместное использование которых обеспечивает выполнение требований, изложенных в разделе 7, образуют боковое защитное устройство. 6.2 Установка транспортного средства во время испытаний При проверке соответствия техническим предписаниям, определенным ниже в разделе 7, транспортное средство должно устанавливаться следующим образом: транспортное средство должно быть поставлено на горизонтальную плоскую поверхность; управляемые колеса должны находиться в положении для движения по прямой; транспортное средство должно быть порожним; полуприцепы должны устанавливаться на своих опорах приблизительно в горизонтальном положении. 7 Технические предписания в отношении боковых защитных устройств7.1 Боковое защитное устройство не должно увеличивать габаритную ширину транспортного средства, а основная часть его внешней поверхности не должна отстоять более чем на 120 мм от наиболее удаленной плоскости (максимальная ширина) транспортного средства. Его передний конец на некоторых транспортных средствах может быть загнут внутрь в соответствии с положениями 7.4.3 и 7.4.4. Его задний конец не должен отстоять более чем на 30 мм от боковин задних шин, расположенных снаружи (исключая выпуклые участки шин в месте контакта с дорогой) на расстоянии не менее 250 мм. 7.2 Внешняя поверхность устройства должна быть гладкой и по мере возможности сплошной от его передней до задней оконечности; однако прилегающие части могут заходить одна на другую при условии, что верхняя часть обращена краем назад или вниз, кроме того, может оставляться продольный зазор не более чем в 25 мм при условии, что задняя часть не выступает за пределы передней части; закругленные шляпки болтов или заклепок могут выступать за пределы поверхности не более чем на 10 мм, другие части могут выступать на такое же расстояние при условии, что они являются гладкими и аналогичным образом закругленными. Все внешние края и углы должны иметь закругления радиусом не менее 2,5 мм. 7.3 Устройство может состоять из сплошной плоской поверхности или из одной или более горизонтальных полос или комбинаций плоскостей и полос; используемые полосы не должны отстоять друг от друга более чем на 300 мм, а их высота должна быть не менее: - 50 мм для транспортных средств категорий N2 и О3; - 100 мм для транспортных средств категорий N3 и О4, при этом они должны быть относительно плоскими; комбинация плоскостей и полос должна образовывать практически цельное боковое ограждение, соответствующее, однако, предписаниям 7.2. 7.4 Передний край бокового ограждения должен быть сконструирован следующим образом: 7.4.1 при установке: 7.4.1.2 на прицепе: он должен находиться на расстоянии не более чем 500 мм сзади от плоскости, определенной в 7.4.1.1; 7.4.1.3 на полуприцепе: не более чем в 250 мм сзади от средней поперечной плоскости опорных стоек, если они имеются, но в любом случае расстояние от переднего края до поперечной плоскости, проходящей через центр шкворня в его крайнем заднем положении, не должно превышать 2,7 мм. 7.4.2 Если передний край находится в ином незащищенном пространстве, то он должен представлять собой цельную вертикальную деталь, закрывающую ограждение на всю его высоту; при этом внешняя и передняя плоскости этой детали должны соответственно заходить назад не менее чем на: - 50 мм для транспортных средств категорий N2 и О3 - 100 мм для транспортных средств категорий N3 и О4 и загибаться внутрь на 100 мм. 7.4.3 На механических транспортных средствах, на которых расстояние до кабины, указанное в 7.4.1.1, не превышает 300 мм, ограждение должно быть сконструировано так, чтобы расстояние между его передним краем и панелями кабины не превышало 100 мм и чтобы в случае необходимости оно было загнуто внутрь под углом не более 45°. В этом случае предписания 7.4.2 не применяются. 7.4.4 На механических транспортных средствах, у которых расстояние, указанное в 7.4.1.1, заходит назад за кабину и у которых по усмотрению предприятия-изготовителя боковая защита продлена вперед таким образом, что она не выходит за пределы кабины более чем на 100 мм, должны соблюдаться положения 7.4.3. 7.7.1 если плоскость, указанная в 7.7, не проходит через конструкцию транспортного средства, то верхний край должен находиться на уровне поверхности грузовой платформы или на расстоянии 950 мм от земли в зависимости от того, какое расстояние меньше; 7.7.2 если плоскость, указанная в 7.7, проходит через конструкцию транспортного средства на расстоянии, превышающем 1,3 м от земли, то верхний край бокового ограждения должен находиться на расстоянии не менее 950 мм от уровня грунта. 7.7.3 На транспортных средствах, специально предназначенных и сконструированных, а не просто приспособленных для перевозки контейнеров или съемных кузовов, положение верхнего края ограждения может определяться в соответствии с положениями 7.7.1 и 7.7.2, при этом контейнер или кузов рассматривается как часть конструкции транспортного средства. 7.8 Боковые ограждения должны быть жесткими, надежно установленными (их крепление не должно ослабевать вследствие вибрации, возникающей в условиях нормальной эксплуатации транспортного средства) и, за исключением частей, перечисленных в 7.9, должны быть изготовлены из металла или любых других пригодных для этого материалов. Боковое ограждение считается пригодным, если оно способно выдерживать горизонтальную статическую нагрузку в 1 кН, прилагаемую перпендикулярно к любой части его внешней поверхности с помощью центральной плоской части испытательного устройства круглого сечения диаметром (220 ± 10) мм, и если прогиб ограждения под нагрузкой в этом случае не превышает: - 30 мм на самом заднем участке ограждения длиной в 250 мм и - 150 мм на остальной части ограждения. Выполнение этого требования может быть проведено путем расчета. 7.9 Стационарно устанавливаемые на транспортном средстве компоненты, например аккумуляторные ящики, емкости для сжатого воздуха, топливные баки, лампы, отражатели и ящики для инструментов и запасные колеса, могут быть вмонтированы в боковое ограждение при условии, что они отвечают требованиям настоящих Правил в отношении размеров. Предписания 7.2 регламентируют в целом размеры промежутков между защитными устройствами и наглухо закрепленными элементами. 7.10 Ограждение не должно использоваться для крепления приводов тормозов, воздушных или гидравлических трубок. 8 Отступления8.1 В отступление от вышеизложенных положений следующие типы транспортных средств должны соответствовать требованиям, предусмотренным для каждого случая: 8.1.1 прицеп с удлиняемой базой должен соответствовать всем требованиям раздела 7, если его база укорочена до минимальной длины; если база прицепа удлинена, то боковые ограждения должны отвечать требованиям 7.6, 7.7 и 7.8, а также 7.4 или 7.5, но необязательно обоих; при удлинении базы прицепа не должны образовываться зазоры по длине боковых ограждений; 8.1.2 транспортное средство - цистерна, т.е. транспортное средство, предназначенное исключительно для перевозки жидких веществ в закрытой цистерне, стационарно смонтированной на транспортном средстве и оборудованной шланговыми или трубчатыми соединениями для загрузки или разгрузки, должно быть оборудовано боковыми ограждениями, отвечающими, насколько это практически осуществимо, всем требованиям раздела 7; строгое соответствие может не соблюдаться лишь в том случае, когда это вызывается эксплуатационными требованиями; 8.1.3 на транспортных средствах, оборудованных выдвижными опорами, обеспечивающими дополнительную устойчивость при погрузке/разгрузке или при других операциях, для которых предназначено данное транспортное средство, в боковых ограждениях допускаются дополнительные промежутки, необходимые для выдвижения опор. 8.1.4 на транспортных средствах, оборудованных элементами крепления для перевозок типа «ро-ро», свободные промежутки должны быть таковы, чтобы через них можно было пропустить и натянуть крепежные тросы. 8.2 В том случае, если борта транспортного средства сконструированы и/или оборудованы таким образом, что их составные части удовлетворяют по форме и характеристикам требованиям раздела 7, они могут рассматриваться как элементы, заменяющие боковые ограждения. 9 Модификация типа транспортного средства и распространение официального утверждения9.1 Любая модификация типа транспортного средства доводится до сведения административного органа, который предоставил официальное утверждение данному типу транспортного средства. Этот орган может: 9.1.1 либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительных отрицательных последствий и что в любом случае это транспортное средство по-прежнему удовлетворяет предписаниям; 9.1.2 либо потребовать нового протокола технической службы, уполномоченной проводить испытания. 9.2 Сообщение о подтверждении официального утверждения с указанием изменений или об отказе в официальном утверждении направляется Сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, в соответствии с процедурой, предусмотренной в 5.3. 9.3 Компетентный орган, распространивший официальное утверждение, присваивает каждой карточке сообщения, составленной в связи с таким распространением, соответствующий порядковый номер. 10 Соответствие производства10.1 Транспортные средства, официально утвержденные на основании настоящих Правил, изготавливаются таким образом, чтобы соответствовать официально утвержденному типу транспортного средства, удовлетворяя требованиям, указанным в разделе 6. 10.2 Для проверки соответствия, требуемого выше в разделе 7, проводятся необходимые контрольные проверки производства. В данном случае необходимые контрольные проверки означают проверку размеров изготавливаемых изделий, а также наличие процедур эффективного контроля качества продукции. 10.3 Владелец официального утверждения должен, в частности: 10.3.1 иметь доступ к контрольно-измерительному оборудованию, необходимому для проверки соответствия каждого официально утвержденного типа; 10.3.2 обеспечить регистрацию результатов испытаний и наличие прилагаемых документов на период, определяемый по согласованию с административной службой; 10.3.3 анализировать результаты каждого вида испытаний для проверки и обеспечения стабильности характеристик изготавливаемых изделий с учетом отклонений, допускаемых в условиях промышленного производства. 10.4 Компетентный орган, предоставивший официальное утверждение по типу конструкции, может в любое время проверить соответствие методов контроля в отношении каждой производственной единицы. 10.5 В обычных условиях компетентный орган разрешает проводить проверку один раз в два года. В случае получения в ходе одной из таких проверок отрицательных результатов компетентный орган обеспечивает принятие всех необходимых мер для скорейшего восстановления соответствия производства. 11 Санкции, налагаемые за несоответствие производства11.1 Официальное утверждение транспортного средства, предоставленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдаются требования, изложенные в разделах 6 и 7. 11.2 Если какая-либо Сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, она немедленно сообщает об этом другим Договаривающимся сторонам, применяющим настоящие Правила, посредством копии регистрационной карточки, на которой внизу крупными буквами делается отметка «ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ОТМЕНЕНО» и проставляются подпись и дата. 12 Окончательное прекращение производстваЕсли владелец официального утверждения полностью прекращает производство того или иного транспортного средства, официально утвержденного на основании настоящих Правил, он сообщает об этом компетентному органу, предоставившему официальное утверждение. По получении этого сообщения компетентный орган сообщает об этом другим Сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, посредством копии регистрационной карточки, на которой внизу крупными буквами делается отметка «ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО» и проставляются подпись и дата. 13 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органовСтороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, сообщают Секретариату Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальное утверждение и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения. ПРИЛОЖЕНИЕ 1(обязательное) СООБЩЕНИЕ,[Максимальный формат: А4 (210 × 297 мм)]
1) Номер, присвоенный стране, которая предоставила (распространила), отменила официальное утверждение (отказала в нем) (см. положения об официальном утверждении в Правилах). 2) Ненужное зачеркнуть. ПРИЛОЖЕНИЕ 2(обязательное) Схемы знаков официального утвержденияОбразец А (См. 5.4 настоящих Правил)
Приведенный выше знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что этот тип транспортного средства официально утвержден в Нидерландах (Е 4) в отношении боковых защитных устройств на основании Правил ЕЭК ООН № 73 под номером 002439. Первые две цифры этого номера означают, что официальное утверждение было предоставлено в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 73 в их первоначальном варианте. Образец В (См. 5.5 настоящих Правил)
Приведенный выше знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что этот тип транспортного средства официально утвержден в Нидерландах (Е 4) на основании Правил ЕЭК ООН № 73 и Правил ЕЭК ООН № 311). Первые две цифры номеров официального утверждения указывают на то, что к моменту предоставления соответствующих официальных утверждений Правила ЕЭК ООН № 73 были в их первоначальном варианте, а в Правила ЕЭК ООН № 31 были внесены поправки серии 01. 1) Последний номер приводится только в качестве примера. ПРИЛОЖЕНИЕ 3(обязательное) Классификация транспортных средств1)1) В соответствии с 5.2 Правил ЕЭК ООН № 13. 1 Категория N. Механические транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и имеющие либо не менее четырех колес, либо три колеса и максимальную массу, превышающую 1 т 1.1 Категория N2. Транспортные средства, которые предназначены для перевозки грузов и максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 12 т. 1.2 Категория N3. Транспортные средства, которые предназначены для перевозки грузов и максимальная масса которых превышает 12 т. 2 Категория О. Прицепы (включая полуприцепы) 2.1 Категория О3. Прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т. 2.2 Категория О4. Прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т. 3 Примечания 3.1 Примечание в отношении категории N 3.1.1 К грузам, упомянутым в разделе 1, приравниваются оборудование и установки, которые находятся на некоторых специальных транспортных средствах, не предназначенных для перевозки пассажиров (автокраны, самоходные ремонтные мастерские, рекламные транспортные средства и т.д.). 3.2 Примечание в отношении категории О 3.2.1 Что касается полуприцепов, то максимальной массой, которую надлежит принимать в расчет при классификации транспортного средства, является масса, передаваемая на грунт осью или осями сцепленного с тягачом полуприцепа, загруженного до максимальной грузоподъемности.
Ключевые слова: грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы, боковая защита, спецификации
|