ГОСТ ИСО 7905-2-99 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ. Испытание цилиндрического
образца из металлического
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ Минск
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией ВНЕСЕН Госстандартом России 2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол № 15 от 28 мая 1999 г.) За принятие проголосовали:
Настоящий стандарт представляет собой полный аутентичный текст международного стандарта ИСО 7905-2-95 «Подшипники скольжения. Усталость подшипников скольжения. Часть 2: Испытание цилиндрического образца из металлического подшипникового материала» 3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14 декабря 1999 г. № 508-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7905-2-99 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2000 г. 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ ГОСТ ИСО 7905-2-99 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ. УСТАЛОСТЬ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ Испытание цилиндрического образца из металлического подшипникового материала Plain bearings. Bearing fatigue. Test with a cylindrical specimen of a metallic bearing material Дата введения 2000-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает метод определения предела выносливости при усталости только подшипниковых материалов (без учета стальной основы). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использована ссылка на: ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики 3 Образцы для испытанияФорма и размеры образцов представлены на рисунке 1. Подшипниковый материал и чистота обработки поверхности образца для испытания должны быть типичными для последовательности производства, используемой при изготовлении подшипников. Не допускаются механические повреждения поверхности образца или повреждения вследствие коррозии до и в процессе испытания. Шероховатость поверхности должна быть Ra > 6 мкм (согласно ГОСТ 2789). Рисунок 1 Допускается отличие состояния образца от материала подшипника по остаточным напряжениям, возникающим в процессе изготовления подшипника. 4 Метод испытанияПредельное число циклов напряжений составляет 5 ´ 107. Предел усталости при ограниченной долговечности следует фиксировать начиная с 107 циклов. Частота испытания должна составлять 50 - 80 Гц. Для сокращения продолжительности испытания и повышения статистической оценки усталостной долговечности несколько испытательных стендов могут работать одновременно. 5 Оценка и представление результатов испытанияНапряжения предела выносливости должны быть представлены в форме кривых σel - N при предварительно определенной температуре (±2 °С) относительно детального описания подшипникового материала. Испытания для получения кривой σel - N прекращают при циклах нагружения 50 ´ 106. Напряжение предела выносливости может быть оценено при заданном числе циклов, например 3 ´ 106, 10 ´ 106, 25 ´ 106 или 50 ´ 106. Образец, не подвергнутый разрушению при усталостном испытании до заданного предела выносливости, указывают в отчете. Вследствие разброса результатов испытаний и статистического характера предела усталости рекомендуется результаты оценивать на основе статистического метода. Напряжения предела выносливости могут быть представлены также с помощью диаграммы Хейга, на которой амплитуда напряжений указана относительно среднего напряжения. Металлографическое исследование должно обеспечить детальное описание механизма разрушения, коррозионного повреждения и диффузии в результате термических эффектов.
Ключевые слова: подшипники, подшипники скольжения, испытания, усталостные испытания
|