ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ОКП 47 0000 Дата введения 1987-01-01
РАЗРАБОТАН Государственным агропромышленным комитетом СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ С.С.Черепанов, д-р техн. наук; С.И.Костенко, канд. техн. наук; А.Э.Северный, канд. техн. наук; В.Г.Цлаф; А.Л.Новиков, канд. техн. наук; Е.А.Пучин; И.А.Ефимов, канд. техн. наук; Л.Ф.Левина; Н.С.Пасечников, канд. техн. наук; В.Г.Простоквашин; М.А.Махсон; Т.К.Алферова, канд. техн. наук; А.Ф.Пацкалов, д-р эконом. наук; В.И.Добрин; М.П.Жуков; Н.П.Вербовский; М.М.Севернев, д-р техн. наук; Н.Н.Подлекарев, канд. техн. наук; М.В.Латушкин, канд. техн. наук; В.Г.Луцкий, канд. техн. наук; С.М.Давшан; Ю.М.Ломоносов; В.Е.Рязанов, канд. техн. наук; Г.В.Григорьев; В.В.Гущин, канд. техн. наук; М.Д.Корнеев; Б.Н.Четыркин, д-р техн. наук; О.И.Голяницкий, канд. хим. наук; В.Д.Прохоренков
ВНЕСЕН Государственным агропромышленным комитетом СССР Зам. председателя В.И.Черноиванов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20 декабря 1985 г. N 4560
ВЗАМЕН ГОСТ 7751-79
Настоящий стандарт распространяется на тракторы, автомобили, сельскохозяйственные, землеройно-мелиоративные машины, технологическое оборудование животноводства и кормопроизводства (далее - машины) и их составные части, подлежащие длительному, кратковременному и межсменному хранению, и устанавливает общие правила хранения и перечень операций по техническому и технологическому обслуживанию при хранении машин и их составных частей в колхозах, совхозах, торговых базах, ремонтных предприятиях, мастерских, станциях технического обслуживания и других сельскохозяйственных предприятиях. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Машины ставят на хранение: межсменное - перерыв в использовании машин до 10 дней, кратковременное - от 10 дней до двух месяцев и длительное - более двух месяцев. 1.2. Машины необходимо хранить в закрытых помещениях или под навесом. Нормативы затрат и капитальных вложений на хранение сельскохозяйственной техники приведены в справочных приложениях 1-3.
Допускается хранить машины на открытых оборудованных площадках при обязательном выполнении работ по консервации, герметизации и снятию составных частей, требующих складского хранения, в соответствии с требованиями разд.6 и 8. 1.3. Машины должны хранить на отдельных оборудованных территориях (машинном дворе или секторе хранения) на центральной производственной базе хозяйства или пунктах технического обслуживания отделений и бригад.
Стационарные машины и оборудование животноводческих ферм допускается хранить на месте их установки. 1.4. Материально-техническая база хранения на машинном дворе и секторе при пункте технического обслуживания должна включать: а) закрытые помещения, навесы, открытые площадки для хранения машин; б) площадки для сборки и регулировки машин и комплектования агрегатов; в) склад для хранения составных частей, снимаемых с машин; г) площадки для списанных и подлежащих списанию машин; д) ограждение; е) пост очистки и мойки машин; ж) закрытый или под навесом пост для нанесения антикоррозионных покрытий (защитных смазок, предохранительных составов и лакокрасочных покрытий); з) грузоподъемное оборудование, механизмы, приспособления и подставки для установки машин и снятия их с хранения; и) противопожарное оборудование и инвентарь; к) освещение; л) помещение для оформления и хранения документации.
Примечание. В секторах хранения при пунктах технического обслуживания бригад и отделений допускается не иметь закрытых помещений для хранения машин, площадок для списанных и подлежащих списанию машин, освещения.
1.5. При расположении мест хранения учитывают направление ветров, характерных для данной местности.
Места хранения машин должны быть защищены от снежных заносов со стороны ветров. 1.6. Открытые площадки для хранения машин располагают на незатапливаемых местах и делают по периметру водоотводные канавы. Поверхность площадок должна быть ровной, с уклоном 2-3° для стока воды, иметь твердое сплошное или в виде отдельных полос покрытие, способное выдержать нагрузку передвигающихся машин и машин, находящихся на хранении. 1.7. Площадь закрытых помещений, навесов, открытых площадок определяют в зависимости от вида, количества и габаритов машин с учетом расстояния между ними и рядами. 1.8. Машины хранят на обозначенных местах по группам, видам и маркам с соблюдением расстояний между ними для проведения профилактических осмотров, а расстояние между рядами должно обеспечивать установку, осмотр и снятие машин с хранения.
На открытых площадках, обслуживаемых автокранами, автопогрузчиками, минимальное расстояние между машинами в ряду должно быть не менее 0,7 м, а расстояние между рядами машин - на менее 6 м.
На открытых площадках, обслуживаемых козловыми и мостовыми кранами, расстояние между машинами в ряду должно быть не менее 0,7 м, а расстояние между рядами машин 0,7-1,0 м.
При хранении машин в закрытых помещениях и под навесами расстояние между машинами в ряду и от машин до стены помещения должно быть не менее 0,7 м, а минимальное расстояние между рядами - 1,0 м. 1.9. Техническое обслуживание машин при хранении необходимо проводить в соответствии с требованиями настоящего стандарта и эксплуатационной документации на машину конкретной марки. 1.10. Машины на межсменное и кратковременное хранение ставят непосредственно после окончания работ, а на длительное хранение - не позднее 10 дней с момента окончания работ.
Машины, работающие в контакте с агрессивными материалами, ставят на хранение сразу после окончания работ. 1.11. Не допускается хранить машины и их составные части в помещениях, содержащих (выделяющих) пыль, примеси агрессивных паров или газов. 1.12. Работы, связанные с хранением машин, производить с учетом требований ГОСТ 12.3.002-75, "Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию" и "Методических указаний по оздоровлению условий труда в производстве и при применении ингибиторов атмосферной коррозии металлов и ингибиторной бумаги", разработанных и утвержденных Министерством здравоохранения СССР, а также "Правил техники безопасности при работе на тракторах, сельскохозяйственных и специализированных машинах", утвержденных ВЦСПС 29 сентября 1969 г. 1.13. Новые машины и составные части, поступившие с предприятий-изготовителей и хранящиеся на базах и складах, герметически упаковывают; при нарушении (или отсутствии) консервации и герметизации машин и их составных частей должны быть восстановлены (или проведены вновь) в соответствии с требованиями стандарта и технических условий на них. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ МАШИН ПРИ ХРАНЕНИИ
2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ МАШИН ПРИ ХРАНЕНИИ
2.1. Технологическое обслуживание машин проводят при подготовке их к хранению и при снятии с хранения, техническое обслуживание - в процессе хранения. 2.2. Технологическое обслуживание машин при подготовке к длительному хранению включает:
очистку и мойку машин;
доставку машин на закрепленные места хранения;
снятие с машин и подготовку к хранению составных частей, подлежащих хранению в специально оборудованных складах;
герметизацию отверстий (после снятия составных частей), щелей, полостей от проникновения влаги, пыли;
консервацию машин, составных частей (или восстановление поврежденного лакокрасочного покрытия);
установку машин на подставки (подкладки). 2.3. Машины после эксплуатации очищают от пыли, грязи, подтеков масла, растительных и других остатков, удобрений и ядохимикатов. Очистку машин от удобрений, ядохимикатов и нефтепродуктов необходимо производить на специальных участках, обеспечивающих нейтрализацию сточных вод.
Составные части, на которые недопустимо попадание воды (генераторы, магнето пускового двигателя, реле и др.), предохраняют защитными чехлами.
После очистки и мойки машины обдувают сжатым воздухом для удаления влаги.
Применяемые моющие и очищающие средства приведены в рекомендуемом приложении 4. 2.4. При длительном хранении машин на открытых площадках снимают, подготавливают к хранению и сдают на склад следующие составные части:
электрооборудование (аккумуляторные батареи, генератор, фары и др.);
втулочно - роликовые цепи;
приводные ремни;
составные части из резины, полимерных материалов и текстиля (шланги гидросистем, резиновые семяпроводы и трубопроводы, тенты, мягкие сиденья, полотняно-планчатые транспортеры и др.);
стальные тросы;
ножи режущих аппаратов;
инструмент и приспособления.
Детали для крепления снимаемых составных частей машины устанавливают на свои места.
К снятым составным частям прикрепляют бирки с указанием хозяйственного номера машины. 2.5. При хранении машин в закрытом помещении составные части, указанные в п.2.4 (кроме аккумуляторных батарей), допускается не снимать с машин при условии их консервации и герметизации. 2.6. Электрооборудование (фары, генератор, стартер, магнето, аккумуляторные батареи) очищают, обдувают сжатым воздухом, клеммы покрывают защитной смазкой.
Аккумуляторы, хранящиеся на складе, бывшие в эксплуатации, полностью заливают электролитом и хранят заряженными в неотапливаемом вентилируемом помещении. В период хранения необходимо ежемесячно проверять плотность электролита и, при необходимости, производить подзарядку. 2.7. Втулочно-роликовые цепи очищают, промывают в промывочной жидкости и выдерживают не менее 20 мин в подогретом до 80-90 °С автотракторном или дизельном масле и скатывают в рулон.
Примечание. Допускается хранение втулочно-роликовых цепей в закрытых ваннах, погруженными в отработанное моторное или трансмиссионное масло.
2.8. Приводные ремни промывают теплой мыльной водой или обезжиривают неэтилированным бензином, просушивают, припудривают тальком и связывают в комплекты. 2.9. Допускается открыто хранить пневматические шины в разгруженном состоянии на машинах, установленных на подставках. Поверхности шин покрывают защитным составом.
Давление в шинах при закрытом и открытом хранении снижают до 70% нормального. 2.10. Наружные поверхности гибких шлангов гидросистемы очищают от грязи и масла. Допускается хранить шланги на машине. При этом их покрывают защитным составом или обертывают изолирующим материалом (парафинированной бумагой, полиэтиленовой пленкой и т.п.). 2.11. Тросы очищают, покрывают защитной смазкой и сворачивают в мотки. 2.12. Все отверстия, щели, полости (загрузочные и выгрузные, смотровые устройства, заливные горловины баков и редукторов, заслонки карбюраторов и вентиляторов, отверстия сапунов гидросистем, выхлопные трубы двигателей и другие), через которые могут попасть атмосферные осадки во внутренние полости машин, плотно закрывают крышками или пробками-заглушками.
Для обеспечения свободного выхода воды из систем охлаждения и конденсата сливные устройства оставляют открытыми.
Капоты и дверцы кабин должны быть закрыты. 2.13. Металлические неокрашенные поверхности рабочих органов машин (режущие аппараты, отвалы, ножи, сошники, шнеки и т.д.), детали и механизмы передач, узлов трения, штоки гидроцилиндров, шлицевые соединения, карданные передачи, звездочки цепных передач, винтовые и резьбовые поверхности деталей и сборочных единиц, а также внешние сопрягаемые механически обработанные поверхности подвергают консервации.
Подлежащие консервации поверхности машин очищают от механических загрязнений, обезжиривают и высушивают.
Консервацию проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014-78, стандартов или технических условий на машину конкретной марки. 2.14. Поврежденную окраску на деревянных и металлических деталях и сборочных единицах, за исключением ремонтного фонда, восстанавливают посредством нанесения на поверхность лакокрасочного или другого защитного покрытия. Окраска - по ГОСТ 5282-82 и ГОСТ 6572-82. 2.15. При длительном хранении внутренние поверхности агрегатов и составных частей (двигателя, гидросистемы, узлов трансмиссии, ходовой части) должны быть законсервированы посредством заполнения внутренних полостей рабоче-консервационными или рабочими маслами с последующим проворачиванием механизмов. 2.16. Материалы, необходимые для проведения технологического и технического обслуживания машин при хранении, приведены в рекомендуемом приложении 5. 2.17. Пружины в натяжных механизмах и приспособлениях разгружают и смазывают защитной смазкой или окрашивают. 2.18. Рычаги и педали механизма управления устанавливают в положение, исключающее произвольное включение в работу машин и их составных частей. 2.19. Машины, имеющие электропривод, отключают от электросети (или обесточивают). 2.20. Машины устанавливают на подставки или подкладки в положение, исключающее перекос и изгиб рам и других узлов и обеспечивающее разгрузку пневматических колес и рессор.
Для навесных и полунавесных машин должны быть специальные подставки, обеспечивающие устойчивость при хранении и удобство при навешивании на трактор.
Между шинами и опорной поверхностью должен быть просвет 8-10 см. 2.21. Состояние машин следует проверять в период хранения в закрытых помещениях не реже раза в 2 мес, на открытых площадках и под навесами - ежемесячно.
После сильных ветров, дождей и снежных заносов проверку и устранение обнаруженных недостатков следует проводить немедленно.
Результаты периодических проверок оформляют в журнале проверок (см. рекомендуемое приложение 6). 2.22. При техническом обслуживании машин в период хранения проверяют:
правильность установки машин на подставках или подкладках (устойчивость, отсутствие перекосов, перегибов);
комплектность (с учетом снятых составных частей машин, хранящихся на складе);
давление воздуха в шинах;
надежность герметизации (состояние заглушек и плотность их прилегания) ;
состояние антикоррозионных покрытий (наличие защитной смазки, целостность окраски, отсутствие коррозии);
состояние защитных устройств (целостность и прочность крепления чехлов, ящиков, щитов, крышек).
Обнаруженные дефекты должны быть устранены. 2.23. Технологическое обслуживание машин при снятии с хранения включает:
снятие машин с подставок (подкладок);
очистку и, при необходимости, расконсервацию машин, их составных частей;
снятие герметизирующих устройств;
установку на машины снятых составных частей, инструмента и принадлежностей;
проверку работы и регулировку машин и их составных частей;
очистку, консервацию или окраску и сдачу на склад подставок, заглушек, чехлов, бирок и т.п. 2.24. Оборудование для механизации работ при хранении машин должно соответствовать табелю оборудования и технологической оснастки машинного двора колхоза, совхоза или межхозяйственного предприятия. 2.25. Постановку сложных машин на длительное хранение и снятие их с длительного хранения оформляют актами, приведенными в рекомендуемых приложениях 7 и 8.
Для простых машин допускается производить запись в специальном журнале или инвентарной карте, формы которых приведены в рекомендуемых приложениях 9 и 10. 3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖСМЕННОМУ ХРАНЕНИЮ МАШИН
3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖСМЕННОМУ ХРАНЕНИЮ МАШИН
3.1. Подготовка машин к межсменному хранению - в соответствии с требованиями пп.1.3, 1.11, 2.19. 3.2. Допускается хранить машины на площадках и пунктах межсменного хранения или непосредственно на месте проведения работ. 3.3. Банки, емкости, бункеры, баки, трубо- и тукопроводы машин для приготовления и внесения удобрений и ядохимикатов должны быть тщательно очищены до полного удаления остатков удобрений и ядохимикатов. 3.4. Все отверстия, через которые могут попасть атмосферные осадки во внутренние полости машин, должны быть плотно закрыты крышками. 3.5. Аккумуляторные батареи должны быть отключены. 4. ТРЕБОВАНИЯ К КРАТКОВРЕМЕННОМУ ХРАНЕНИЮ МАШИН
4. ТРЕБОВАНИЯ К КРАТКОВРЕМЕННОМУ ХРАНЕНИЮ МАШИН
4.1. Кратковременное хранение - в соответствии с требованиями пп.1.3, 1.8-1.12, 2.1, 2.3, 2.6, 2.12, 2.13, 2.18-2.20. 4.2. Транспортерные ленты (полотняные и прорезиненные) при кратковременном хранении свыше одного месяца на открытых площадках снимают и свернутыми в рулоны сдают на склад. 4.3. Аккумуляторные батареи отключают. Уровень и плотность электролита должны соответствовать требованиям ГОСТ 959.0-84.
В случае хранения машин при низких температурах или свыше одного месяца аккумуляторы снимают и сдают на склад. 5. ТРЕБОВАНИЯ К ДЛИТЕЛЬНОМУ ХРАНЕНИЮ МАШИН В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И ПОД НАВЕСОМ
5. ТРЕБОВАНИЯ К ДЛИТЕЛЬНОМУ ХРАНЕНИЮ МАШИН
5.1. Длительное хранение машин в закрытых помещениях и под навесом - в соответствии с требованиями пп.1.2, 1.3, 1.8-1.12, 2.1-2.3, 2.5, 2.12-2.25. 5.2. Звездочки цепных передач, цепных транспортеров и карданные передачи, винтовые и резьбовые поверхности регулирующих механизмов, поверхности рабочих органов и другие передачи как открытые, так и защищенные кожухами и щитками, смазывают защитной смазкой (антикоррозионным покрытием). 5.3. Роликовые, втулочно-роликовые и приводные крючковые цепи подготавливают к хранению в соответствии с п.2.8 и устанавливают без натяжения на машины. 5.4. Клиновые и теребильные ремни, полотняные и прорезиненные ленты транспортеров, норий готовят к хранению в соответствии с п.2.8 и устанавливают без натяжения на машины. 5.5. Давление в шинах - по п.2.9. 5.6. Хранение машин и оборудования, применяемых в животноводстве и кормопроизводстве 5.6.1. Помещения для хранения машин и оборудования животноводческих и птицеводческих ферм должны иметь вентиляционно-отопительные системы, обеспечивающие относительную влажность воздуха не более 65%, концентрацию вредных составляющих атмосферы - не выше зоотехнических требований, содержание сернистого ангидрида не более 1 мг/м. 5.6.2. Агрегат для приготовления белково-витаминной травяной муки следует хранить на месте его использования под навесом. 5.6.3. Оборудование для гранулирования травяной муки следует хранить в закрытых помещениях или на специальных крытых площадках. 5.6.4. Кормоприготовительные машины для приготовления сухих, влажных и смешанных кормов, механизмы раздачи кормов, агрегаты для приготовления белково-витаминной муки, оборудование сенажных башен очищают от пыли, грязи, коррозии, кормовых остатков снаружи и внутри.
Машины отсоединяют от силовой электросети.
Поврежденную окраску восстанавливают, неокрашенные поверхности машин и их составных частей покрывают защитной смазкой. 5.6.5. Наружную поверхность водопроводных труб очищают от продуктов коррозии и остатков старой краски, покрывают битумным лаком или окрашивают.
Автопоилки очищают от остатков кормов и промывают.
Водопроводную сеть с автопоилками в период хранения заполняют водой. 5.6.6. Оборудование по обработке молока (вакуум-проводы доильных установок, оросительные холодильники, сепараторы, пастеризаторы) очищают, дезинфицируют и промывают. Вакуум-проводы дополнительно продувают сжатым воздухом.
Неокрашенные поверхности деталей покрывают тонким слоем защитной смазки. 5.6.7. Доильные аппараты разбирают, промывают специальными моющими и дезинфицирующими растворами и вновь собирают.
Резиновые детали (сосковая резинка, молочные шланги) промывают в содовом растворе и горячей воде, просушивают и сдают на склад для хранения в специальном шкафу в соответствии с техническими условиями на них. 5.6.8. Из холодильного агрегата откачивают фреон в баллон до остаточного давления в системе 4,9·10 Па (0,5 кгс/см).
Приводные ремни, контрольно-измерительные приборы снимают и сдают на склад. 5.6.9. Натяжение цепей транспортеров должно быть ослаблено. Неокрашенные поверхности деталей покрывают защитной смазкой. 5.6.10. Электростригальные агрегаты очищают от пыли и грязи и покрывают защитной смазкой. 5.6.11. Машинки, электродвигатели, точильные аппараты и гибкие валы упаковывают в отдельные ящики и сдают на склад. 5.6.12. Металлические ограждения и конструкции очищают от грязи, коррозии и окрашивают. 5.6.13. Пускатели, кнопочные станции, приборы электроавтоматики и другие очищают от пыли, грязи, продуктов коррозии. Контакты и клеммы смазывают, металлические поверхности окрашивают, покрывают тонким слоем защитной смазки или подвергают консервации введением летучих ингибиторов. 5.6.14. При длительном хранении под навесом машин, имеющих электропривод, электродвигатели снимают, подвергают консервации и сдают на склад. 6. ТРЕБОВАНИЯ К ДЛИТЕЛЬНОМУ ХРАНЕНИЮ МАШИН НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ
6. ТРЕБОВАНИЯ К ДЛИТЕЛЬНОМУ ХРАНЕНИЮ МАШИН НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ
6.1. Длительное хранение машин на открытых площадках - в соответствии с требованиями пп.1.1-1.6, 1.8-1.12 и разд.2 (кроме п.2.5). 6.2. Перед постановкой машины на длительное хранение проверяют их техническое состояние с применением при необходимости средств технической диагностики. 6.3. Хранение тракторов, самоходных шасси, автомобилей и прицепов 6.3.1. Подготовка двигателя к длительному хранению включает: а) консервацию поверхности деталей, расположенных внутри двигателя (внутреннюю консервацию), и промывку системы охлаждения; б) герметизацию внутренних полостей двигателя; в) консервацию наружных неокрашенных поверхностей деталей двигателя (наружную консервацию); г) упаковку двигателя в чехол из полимерной пленки или другого материала (при отсутствии капота). 6.3.2. В бак пускового двигателя заливают смесь бензина с антикоррозионной присадкой, в картер и регулятор - рабоче-консервационное масло. 6.3.3. При отсутствии (или менее 15% объема) топлива в топливных баках консервацию их следует производить с применением летучих ингибиторов. 6.3.4. Рабочие поверхности шкивов привода вентилятора и генератора очищают от следов коррозии и подвергают консервации. 6.3.5. Воздухоочиститель очищают, промывают. В поддон заливают рабоче-консервационное масло. 6.3.6. Открытые шарнирные и резьбовые соединения механизма навески гидросистем, натяжных механизмов, механизмов подъема, направляющих колес, рулевых трапеций тракторов и автомобилей очищают и смазывают. Выступающие части штоков гидроцилиндров и амортизаторов покрывают защитной смазкой. 6.4. Хранение уборочных машин 6.4.1. Наружные поверхности составных частей уборочных комбайнов промывают и обдувают сжатым воздухом до полного удаления остатков влаги. Места скопления пожнивных остатков внутри молотилки очищают и обдувают сжатым воздухом. После обдувки производят дезинфекцию внутренних поверхностей. 6.4.2. Консервацию двигателя, топливной аппаратуры и гидросистемы уборочных машин производят в соответствии с требованиями пп.6.1 , 6.3.1-6.3.5. 6.4.3. Отверстия во внутренние полости машины закрывают специальными заглушками. Молотилку зерноуборочного комбайна со стороны копнителя закрывают щитом или шторкой из влагонепроницаемого материала. 6.4.4. Ножи режущих аппаратов очищают, покрывают защитной смазкой, вставляют в деревянные чехлы-перчатки, обвязывают проволокой и сдают на склад.
Допускается хранение ножей режущих аппаратов в закрытых ваннах, погруженными в отработанное моторное или трансмиссионное масло. 6.4.5. Штоки гидроцилиндров втягивают внутрь цилиндров, выступающую часть штока покрывают защитной смазкой. 6.4.6. У кормоуборочных комбайнов снимают подборщик с измельчителем и устанавливают на копирующие башмаки и специальную подставку, смонтированную на каркасе подборщика.
Жатки с тележками устанавливают на подставках. Сменный измельчающий аппарат со швырялкой устанавливают на специальную подставку.
У свеклоуборочных комбайнов отсоединяют и снимают погрузочный элеватор корней; корпус элеватора ботвы поднимают до вертикального положения и привязывают к раме машины.
Картофелеуборочные комбайны приводят в транспортное положение. 6.4.7. Под мотовила жаток уборочных машин длиной более 3 м следует устанавливать разгружающие опоры через каждые 2 м. 6.5. Хранение почвообрабатывающих, посевных и посадочных машин 6.5.1. Балластные ящики дисковых лущильников, дисковых борон и кольчатых катков освобождают от земли, из водоналивных катков сливают воду. 6.5.2. Под рабочие органы плугов и культиваторов, кольчатые и водоналивные катки устанавливают подкладки.
Батареи дисковых лущильников и борон поднимают и устанавливают в транспортное положение.
Звенья зубовых, ножевых и других борон отсоединяют от ваг и покрывают защитной смазкой, укладывают на подкладки в штабель высотой не более 1 м. Ваги покрывают защитной смазкой и складывают на подкладки возле борон.
Под колеса и заделывающие органы посевных и посадочных машин, опущенные в рабочее положение, устанавливают подкладки. 6.5.3. Крышки и заслонки сменных и высевающих бункеров и ящиков машин закрывают. 6.5.4. Режущие кромки сошников, металлические семя- и тукопроводы, наружные детали высевающих, туковысевающих, вычерпывающих и посадочных аппаратов, а также резьбы регулировочных винтов и шарнирных соединений покрывают защитной смазкой. 6.6. Хранение машин, предназначенных для внесения удобрений и ядохимикатов 6.6.1. Банки, емкости, бункеры, баки, трубо- и тукопроводы машин очищают и промывают до полного удаления остатков удобрений и ядохимикатов. После мойки поверхности машин обдувают сжатым воздухом до полного удаления влаги. 6.6.2. Консервацию внутренних полостей рабочих емкостей и резервуаров следует проводить летучими ингибиторами (методом распыления или в виде водного раствора) или преобразователями ржавчины.
После консервации внутренних поверхностей крышки, заслонки, люки емкостей и баков закрывают. 6.6.3. Наружные поверхности резервуаров, баков, кузовов, планки транспортеров, лопасти разбрасывающих барабанов покрывают защитным составом или асфальтобитумным покрытием. 6.6.4. Ручные опыливатели и опрыскиватели очищают, подвергают консервации и сдают на хранение на склад или в специально отведенное помещение. 6.7. Хранение землеройно-мелиоративных машин 6.7.1. Рабочие органы машин (землеройного типа, ковшовые, фрезерные, роторные и др.) окрашивают или покрывают защитной смазкой. 6.7.2. Электродвигатели и двигатели внутреннего сгорания машин подготавливают к хранению в соответствии с эксплуатационной и конструкторской документацией. 6.7.3. Составные части насосных станций, дождевальных машин, агрегатов и установок, разборные и гибкие трубопроводы, требующие хранения в закрытых помещениях, демонтируют, подготавливают к хранению и сдают на склад.
Допускается длительное хранение широкозахватных установок и агрегатов на открытой площадке без разборки трубопроводов и транспортных колес при условии их фиксации тормозами и расчаливания. 6.7.4. Трубы от насосных станций следует хранить на отведенных под навесом площадках в штабелях. 6.7.5. Все внутренние полости машин (насосы, трубопроводы, всасывающие и напорные шланги и др.) освобождают от остатков воды. Сливные отверстия закрывают ингибированной бумагой, а пробки сдают на склад. 7. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ РЕМОНТНОГО ФОНДА И ОТРЕМОНТИРОВАННЫХ МАШИН НА РЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
7. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ РЕМОНТНОГО ФОНДА И ОТРЕМОНТИРОВАННЫХ МАШИН НА РЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
7.1. Машины, их сборочные единицы и детали в ожидании ремонта (или отремонтированные) должны храниться в соответствии с требованиями, установленными для кратковременного хранения (разд.4).
Если срок ожидания ремонта составляет более двух месяцев, то машины хранят в соответствии с требованиями длительного хранения (пп.5.1-5.5, 6.1, 6.3.1-6.3.5, 6.4.1-6.4.7). 7.2. Ремонтный фонд и отремонтированные машины хранят отдельно. 7.3. Площадки для хранения ремонтного фонда должны обеспечивать размещение не менее двухмесячной программы ремонта машин, а площадки для хранения отремонтированных машин - не менее месячного выпуска. 8. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ, ПРИБОРОВ И ОБОРУДОВАНИЯ НА СКЛАДАХ И ОБМЕННЫХ ПУНКТАХ
8. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ, ПРИБОРОВ
8.1. Складские помещения должны соответствовать действующим нормам противопожарной безопасности, иметь молниеотводы и противопожарный инвентарь.
Склады должны иметь три изолированных отделения или помещения для хранения:
составных частей машин (цепей, электрооборудования и др.);
аккумуляторных батарей;
составных частей из резины и текстиля. 8.2. Составные части, приборы и оборудование в зависимости от условий хранения и вида упаковки следует размещать на подставках, стеллажах, в ящиках. 8.3. Аккумуляторы ставят на длительное хранение после проведения контрольно-тренировочного цикла в соответствии с ГОСТ 959.0-84 и п.2.6 настоящего стандарта. 8.4. Составные части из резины и текстиля, снимаемые с машин на период хранения, хранят на складе с малой естественной освещенностью и с принудительной или естественной циркуляцией воздуха. 8.5. Клиновые ремни хранят на специальных вешалках в расправленном состоянии, широкие транспортерные ленты и плоские приводные ремни - в рулонах или мотках, поставленных на стеллажи. 8.6. Пневматические шины следует хранить на стеллажах в смонтированном виде или отдельно покрышки, камеры и ободные ленты.
Покрышки хранят на стеллажах в вертикальном положении. Через каждые 2-3 мес их следует поворачивать, меняя точку опоры.
Камеры хранят в поддутом до нормальных габаритов виде, вложенными внутрь покрышек, или в вертикальном положении на стеллажах с полукруглыми кронштейнами. Во избежание образования складок их следует поворачивать по окружности через 1-2 мес.
Не допускается хранить покрышки и камеры шин в штабелях, вместе с горюче-смазочными материалами, кислотами и щелочами, а также вблизи приборов отопления (не ближе 1 м). 8.7. Тросы, цепи должны быть уложены на стеллажи. 8.8. Новые и бывшие в эксплуатации, но технически исправные, а также отремонтированные сборочные единицы и детали хранят отдельно от ремонтного фонда. 9. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ МАШИН НА БАЗАХ СНАБЖЕНИЯ
9. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ МАШИН НА БАЗАХ СНАБЖЕНИЯ
9.1. Постановка машин на хранение на базах снабжения - в соответствии с требованиями пп.1.1, 1.2, 1.5-1.8, 1.12, 1.13, 2.21, 2.22. 9.2. На территории площадки, предназначенной для хранения машин, должны быть выделены участки по типам и секторы по видам и маркам машин, обслуживаемые грузоподъемными средствами. 9.3. При кратковременном хранении машины, имеющие пневматические колеса, можно хранить без подставок. 9.4. Гусеничные тракторы следует хранить на подкрановой площадке или под навесом. В зимних условиях гусеничные тракторы следует установить на деревянные подкладки. 9.5. Машины, поступающие в разобранном виде, следует хранить на стеллажах, штабелями и на полу. 9.6. На стеллажах следует хранить составные части, грузовые единицы, размеры которых вписываются в размеры ячеек стеллажа или складской тары (поддоны, элементы стеллажа и др.).
В складскую тару (поддоны, элементы стеллажа и др.) следует укладывать составные части одного или нескольких комплектов одной марки машин. Заполненные поддоны, контейнеры, элементы стеллажа следует хранить в 3-4 яруса рядами на выложенных участках и секторах для данного типа, вида и марки машин. Сборочные единицы машин, уложенные на плоские и ящичные поддоны, следует хранить в ячейках стеллажа-навеса. 9.7. Крупногабаритные составные части машин необходимо хранить штабелями. Укладку в штабель производят с применением стеллажей-подставок или деревянных подкладок. 9.8. Сборочные единицы как мелкие, так и крупногабаритные, размещают рядом по маркам машин для улучшения их учета и использования подъемно-транспортного оборудования при транспортировании узлов на пункты сборки машин. 9.9. Машины, поступившие в собранном виде или собранные на пунктах сборки и установленные на хранение, должны иметь маркировку в виде бирок. На бирках следует указать номер товаротранспортной накладной, марку машины, дату поступления. 9.10. Хранить машины на открытых механизированных площадках, под навесом и в закрытых складах следует в соответствии с технологической планировкой склада. 9.11. Контрольные приборы, электрооборудование, ремни и детали из текстиля должны быть сняты с машин, упакованы в ящики и отправлены на хранение в закрытые склады, промаркированы и помещены в ячейки стеллажа. 9.12. В складах не допускаются резкие колебания температуры. Температура воздуха в складах не должна быть ниже минус 5 °С. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). Нормативы текущих затрат на хранение сельскохозяйственной техники в зависимости от способов хранения и типов покрытий (руб. на 1 машину)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Нормативы текущих затрат* на хранение сельскохозяйственной техники в зависимости от способов хранения и типов покрытий (руб. на 1 машину)
_______________ * Нормативы пересчитаны в цены, введенные в действие с 01.01.84 г., при помощи индексов измерения сметной стоимости строительно-монтажных работ (1,18) и стоимости оборудования (1,06) с учетом сложившегося их удельного веса и при значении амортизации () мест хранения соответственно 0,95 и 0,05.
- нормативы текущих затрат на хранение;
- амортизационные отчисления мест хранения. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). Нормативы капитальных вложений на хранение сельскохозяйственной техники в зависимости от способов хранения и типов покрытий (руб. на 1 машину)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Нормативы* капитальных вложений на хранение сельскохозяйственной техники в зависимости от способов хранения и типов покрытий (руб. на 1 машину) _____________ * В состав нормативов удельных капитальных вложений включены затраты на строительство мест хранения с учетом проходов, проездов, а также вспомогательных сооружений (площадки для очистки и мойки машин, складов для хранения снятых деталей и узлов, пожарного резервуара, освещения, ограждения и др.). (Выписка из сборника "Нормативы для планирования сельского хозяйства. Капитальные вложения", М., "Колос", 1976 г. Утверждены МСХ СССР по согласованию с Госпланом СССР 5 мая 1975 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (справочное). Индивидуальные нормативы удельных капитальных вложений на строительство машинных дворов (секторов) для хранения сельскохозяйственной техники в колхозах и совхозах на 1986-1990 гг. (базисные условия - Московская область)
Индивидуальные нормативы удельных капитальных вложений на строительство машинных дворов (секторов) для хранения сельскохозяйственной техники в колхозах и совхозах на 1986-1990 гг. (базисные условия - Московская область)
_______________ * Коэффициенты перевода сельскохозяйственной техники в условные машиноместа определены как частное от деления габаритной площади конкретной машины на габаритную площадь трактора ДТ-75, равную и взятую за эталон.
** По областям указанные нормативы должны корректироваться на значения отраслевых и территориальных коэффициентов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР) по районам СССР в отрасли "Сельское хозяйство". ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (рекомендуемое). Моющие и очищающие средства
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Моющие и очищающие средства
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (рекомендуемое). Материалы, используемые для проведения технологического и технического обслуживания машин при хранении
Материалы, используемые для проведения технологического
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (рекомендуемое). ЖУРНАЛ проверок технического состояния машин в период хранения
ЖУРНАЛ
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (рекомендуемое). АКТ постановки машин на хранение
Характеристика основных сборочных единиц и деталей
При постановке машины на хранение: а) сданы на склад
б) отсутствует
Качество подготовки, установки машины и ее консервации:
Примечание. Акт составлен в двух экземплярах: один экземпляр хранится у ответственного за хранение, второй - в бухгалтерии и является документом для расчета с механизатором. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (рекомендуемое). АКТ приема машины в эксплуатацию
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Примечание. Акт составляется в двух экземплярах: один остается у лица, выдавшего машину, второй - у принявшего машину. ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (рекомендуемое). ЖУРНАЛ учета постановки машин на хранение и приема их в эксплуатацию
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ЖУРНАЛ
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 (рекомендуемое). ИНВЕНТАРНАЯ КАРТА МАШИНЫ
|