Термин
|
Определение
|
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
|
1. Машинная
графика
Computer
graphics
|
Совокупность методов и приемов
для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или
графического представления в данные
|
2. Линейная
графика
Line graphics
|
Область машинной графики, в
которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и
координатных данных
|
3. Растровая
графика
Raster
graphics
|
Область машинной графики, в
которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по
строкам и столбцам
|
4. Команда
визуализации
Display
command
|
Команда, которая изменяет
состояние или управляет действием графического устройства.
Примечание. Под графическим устройством понимается устройство,
обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных
|
5. Абсолютная
команда визуализации
Absolute
command
|
Команда визуализации, в которой
используются абсолютные координаты
|
6. Относительная
команда визуализации
Relative
command
|
Команда визуализации, в которой
используются относительные координаты
|
7. Адресуемость
Addressability
|
Число адресуемых позиций по
каждой оси координат физического пространства
|
8. Адресуемая
позиция
Addressable
point
|
Любая точка физического
пространства, которая может быть задана координатами
|
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И
ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ
|
9. Закодированное
изображение
Coded image
|
Представление изображения в
форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ
|
10. Абсолютная координата
Absolute
coordinate
|
Одна из координат, определяющих
позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат
|
11. Относительная
координата
Relative
coordinate
|
Одна из координат, определяющих
позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке
|
12. Инкрементальная
координата
Incremental
coordinate
|
Относительная координата в
случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета
|
13. Координата
пользователя
User
coordinate
|
Координата, заданная
пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств
|
14. Мировая координата
World
coordinate
|
Независимая от устройства
декартова координата, используемая в прикладной программе для задания
графических входных и выходных данных
|
15. Координата
устройства
Device
coordinate
|
Координата, заданная в системе
координат, зависящей от устройства
|
16. Нормированная координата
Normalized
device coordinate
|
Координата, заданная в
промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная
относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1.
Примечание. Изображение, выраженное в
нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных
позициях при визуализации на любое устройство
|
17. Примитив вывода
Output
primitive
|
Базовый графический элемент,
который может использоваться для построения изображения.
Примечание. Примитивами вывода могут
быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов
|
18. Невидимая
линия
Hidden line
|
Отрезок линии на проекции
трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью
этого же или другого объекта
|
19. Каркасное представление
Wire frame
representation
|
Режим визуализации, в котором
показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет
|
20. Сегмент
Segment
|
Совокупность примитивов вывода,
которой можно манипулировать как единым целым.
Примечание. Сегмент может состоять из
нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода
|
21. Маркер
Marker
|
Символ заданного вида, который
используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации
|
22. Примитив ввода
Input
primitive
|
Совокупность данных, полученных
от устройств ввода.
Примечание. В качестве устройств ввода
могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода
позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода
массива позиций
|
23. Виртуальное
пространство
Virtual space
|
Пространство, в котором
координаты примитивов вывода не зависят от устройств
|
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
ИЗОБРАЖЕНИЙ
|
24. Визуализация
Display
|
Визуальное представление данных
|
25. Изображение
Display image
|
Совокупность примитивов вывода
и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность
визуализации
|
26. Мягкая
копия
Soft copy
|
Несохраняемое изображение
графических данных
|
27. Физическое
пространство
Device space
|
Пространство, определяемое
полным набором адресуемых позиций графического устройства
|
28. Пространство
визуализации
Display space
|
Часть физического пространства,
соответствующая области, доступной для вывода изображений
|
29. Пиксель
Pixel
|
Наименьший элемент поверхности
визуализации, которому может быть независимым образом заданы цвет,
интенсивность и другие характеристики изображения
|
30. Абсолютный
вектор
Absolute
vector
|
Вектор, начальная и конечные
точки которого заданы в абсолютных координатах
|
31. Относительный
вектор
Incremental
vector
|
Вектор, конечная точка которого
задана как смещение относительно его начальной точки
|
32. Величина
инкремента
Increment size
|
Расстояние между соседними
адресуемыми позициями на поверхности визуализации
|
33. Растровая
единица
Raster unit
|
Единица, определяемая
расстоянием между центрами соседних пикселей
|
34. Шаг
графопостроителя
Plotter step
size
|
Величина инкремента на
графопостроителе
|
35. Гашение
изображения
Blanking
|
Подавление визуализации одного
или более примитивов вывода или сегментов
|
36. Мерцание
изображения
Blinking
|
Преднамеренное периодическое
изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов
|
37. Мигание
изображения
Flicker
|
Нежелательные пульсации
изображения на экране электронно-лучевой трубки.
Примечание. Мигание возникает, когда
частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам
люминофорного покрытия экрана
|
38. Заворачивание
изображения
Wraparound
|
Эффект, при котором часть
изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации,
появляется у противоположной границы этого пространства
|
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
УСТРОЙСТВА
|
39. Поверхность
визуализации
Display
surface
|
Физическая среда графического
устройства, на которой воспроизводятся изображения
Примечание. Поверхностью визуализации
могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе
|
40. Графический
терминал
Display
console
|
Терминал, который включает, по
крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или
несколько устройств ввода
|
41. Растровый дисплей
Raster display
device
|
Дисплей, в котором изображение
генерируется с использованием методов растровой графики
|
42. Векторный
дисплей
Directed beam
display device
|
Дисплей, в котором примитивы
вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой
|
43. Запоминающая
электроннолучевая трубка
Storage tube
|
По ГОСТ 13820
|
44. Плазменная
панель
Plasma panel
|
Часть дисплея, которая состоит
из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом.
Примечание. Изображение может
существовать длительное время без регенерации
|
45. Барабанный
графопостроитель
Drum plotter
|
Графопостроитель, который
выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на
вращающемся барабане
|
46. Планшетный
графопостроитель
Flatbed
plotter
|
Графопостроитель, который
выводит изображение на плоский носитель данных
|
47. Растровый
графопостроитель
Raster plotter
|
Графопостроитель, который
генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием
построчного ввода
|
48. Электростатический
графопостроитель
Electrostatic
plotter
|
Растровый графопостроитель, в
котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи
последовательного ряда электродов
|
49. Пишущий
узел графопостроителя
Plotting head
|
Часть графопостроителя, которую
используют для нанесения следа на поверхность визуализации
|
50. Генератор
символов
Character
generator
|
Функциональное устройство,
которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в
графическое
|
51. Штриховой
генератор символов
Stroke
character generator
|
Генератор символов, который
генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий
|
52. Точечный
генератор символов
Dot matrix
character generator
|
Генератор символов, который
генерирует изображения символов, составленные из точек
|
53. Генератор кривых
Curve
generator
|
Функциональное устройство,
которое преобразует кодированное представление кривой в графическое
|
54. Генератор
векторов
Vector
generator
|
Функциональное устройство,
которое генерирует направленные отрезки прямых линий
|
55. Устройство
ввода позиций УВП
Locator
|
Устройство ввода,
предоставляющее координаты позиции
|
56. Шаровой
указатель
Control ball
|
Шар, вращающийся вокруг своего
центра, используемый в качестве устройства ввода позиции
|
57. Рычажный
указатель
Joy-stick
|
Рычаг, который имеет не менее
двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции
|
58. Устройство
типа «колесо»
«Колесо»
Tumb wheel
|
Колесо, вращающееся вокруг
своей оси, представляющее значение скалярной величины.
Примечание. Пара колес может быть
использована в качестве устройства ввода позиции
|
59. Устройство
типа «мышь»
«Мышь»
«Mouse»
|
Устройство ввода позиций,
которое приводится в действие перемещением по поверхности.
Примечание. Для управления устройством
типа «мышь» используют шар или пару колес
|
60. Планшет
Tablet
|
Устройство ввода позиций,
представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет
указывать координаты его местоположения
|
61. Устройство
указания
Pick device
|
Устройство ввода, которое
используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента
|
62. Световое
перо
Light-pen
|
Чувствительное к свету
устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность
визуализации
|
63. Световая
кнопка
Light button
|
Примитивы вывода, используемые
для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания
|
64. Устройство
ввода чисел
Valuator
|
Устройство ввода,
предоставляющее значение скалярной величины.
Примечание. К таким устройствам относится
устройство типа «колесо», потенциометр
|
65. Устройство
ввода альтернативы
Choice device
|
Устройство ввода,
предоставляющее одно значение из набора альтернатив.
Примечание. Таким устройством может быть
функциональная клавиатура
|
66. Устройство
ввода последовательности позиций
Stroke device
|
Устройство ввода,
предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая
соответствует траектории движения устройства ввода.
Примечание. С устройства
ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью
|
ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
|
67. Повторная
генерация изображения
Image
regeneration
|
Последовательность действий,
необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его
представления в памяти
|
68. Регенерация
Refresh
|
Процесс повторяющегося
воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате
которого изображение остается видимым
|
69. Частота
регенерации
Refresh rate
|
Количество воспроизведений
изображения, выполняемых за 1 с
|
70. Эхо
Echo
|
Немедленное извещение оператору
графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены
устройством ввода
|
71. Курсор
Cursor
|
Перемещаемая видимая отметка,
используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой
будет осуществляться следующая операция
|
72. Трассировка
Tracking
|
Перемещение символа трассировки
|
73. Символ
трассировки
Tracking
symbol
|
Символ на поверхности
визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным,
предоставленным устройством ввода позиции
|
74. Указание
световым пером
Light-pen detection
|
Обнаружение световым пером
света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации
|
75. Символ
прицеливания
Aiming symbol
|
Окружность или другая
высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для
обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено
присутствие светового пера
|
76. Обнаруживаемый
элемент
Detectable
element
|
Примитив вывода, который может
быть обнаружен устройством указания
|
77. Метод
резиновой нити
Rubber-banding
|
Перемещение общих концов набора
отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются
зафиксированными
|
78. Рисование
Inking
|
Создание линий путем
перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором
оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на
бумаге
|
79. Метод
буксировки
Dragging
|
Перемещение одного или
нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль
траектории, определяемой устройством ввода позиций
|
80. Выделение
Highlighting
|
Действие, направленное на
выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его
визуальных атрибутов
|
81. Перенос
Translating
|
Смещение примитивов вывода на
один и тот же вектор
|
82. Масштабирование
Scaling
|
Увеличение или уменьшение всего
изображения или его части.
Примечание. Масштабирование можно
проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям
|
83. Поворот
Rotation
|
Вращение примитивов вывода
вокруг заданной оси
|
84. Зеркальное
отражение
Mirroring
|
Поворот примитивов вывода на
180 вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации
|
85. Окно
Window
|
Заданная часть виртуального
пространства
|
86. Поле
вывода
Viewport
|
Заданная часть пространства
визуализации
|
87. Видовое
преобразование
Viewing
transformation
|
Преобразование, которое
привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему
содержимому поля вывода
|
88. Отсечение
Clipping
|
Удаление примитивов вывода или
их частей, лежащих вне заданной области
|
89. Экранирование
Schielding
|
Подавление примитивов вывода
или их частей, падающих внутрь заданной области
|
90. Прокручивание
Scrolling
|
Перемещение окна в вертикальном
или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются
внутри поля вывода, а старые исчезают
|
91. Вертикальное
прокручивание
Rolling
|
Прокручивание, ограниченное
направлениями вверх и вниз
|
92. Трансфокация
Zooming
|
Постепенное изменение масштаба
изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей
визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя.
Примечание. Коэффициенты масштабирования
должны быть одинаковыми по всем направлениям
|
93. Кувыркание
Tumbling
|
Динамическое изображение
примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой
непрерывно изменяется в пространстве
|
94. Панорамирование
Panning
|
Постепенный перенос изображения
с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении.
Примечание. Панорамирование может быть
ограничено полем вывода
|
95. Фоновое
изображение
Background
image
|
Часть изображения, подобная
типовой форме, которая остается неизменной при определенных
последовательностях операций
|
96. Накладываемое
изображение
Foreground
image
|
Часть изображения, которая
может изменяться при любых операциях
|
97. Типовая
форма
Form overlay
|
Бланк, применяемый в качестве
основного изображения.
Примечание. К бланкам относят ведомость,
сетку или карту
|
98. Визуализация
типовой формы
Form flash
|
Визуальное представление
типовой формы
|