Agricultural mobile machineny. Rates of force produced by propelling agents on soil 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР

 

ТЕХНИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
МОБИЛЬНАЯ

НОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДВИЖИТЕЛЕЙ НА ПОЧВУ

 

ГОСТ 26955-86

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТЕХНИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
МОБИЛЬНАЯ

Нормы воздействия движителей на почву

Agricultural mobile machinery.
Rates of force produced by propelling
agents on soil

ГОСТ
26955-86

 

Дата введения

на вновь разрабатываемую технику

01.01.87

на всю выпускаемую технику

01.01.96

 

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

1. Настоящий стандарт распространяется на мобильную сельскохозяйственную технику - тракторы, комбайны, транспортные средства, сельскохозяйственные машины и другие виды техники, имеющие собственные движители, используемые на полях, лугах и пастбищах, и устанавливает нормы максимального давления движителей на почву и нормального механического напряжения в почве.

Стандарт не распространяется на технику, используемую на полевых дорогах и землях, непригодных для рекультивации.

Термины, используемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.

2. Нормы максимального давления движителей на суглинистую и глинистую почву и нормального механического напряжения в почве должны соответствовать требованиям, указанным в таблице.

3. Нормы в таблице установлены для сельскохозяйственной техники при ее наибольшей эксплуатационной массе при комплектации, определяемой технической документацией и соответствующей виду выполняемых работ, а для тяговых средств - загруженной также номинальным тяговым усилием.

4. Наименьшая влагоемкость (НВ) почвы различного механического состава в слое 0 - 30 см указана в справочном приложении 2.

Влажность почвы в слое 0 - 30 см

Максимальное давление на почву колесного и гусеничного движителей, кПа, не более

Нормальное напряжение в почве на глубине 0,5 М) кПа, не более

Весенний период

Летне-осенний период

Весенний период

Летне-осенний период

Св. 0,9 НВ

80

100

25

30

"0,7 НВ до 0,9 НВ включ.

100

120

25

30

" 0,6 НВ " 0,7 НВ "

120

140

30

35

" 0,5 НВ " 0,6 НВ "

150

180

35

45

0,5 НВ и менее

180

210

35

50

Примечание. Для супесчаных почв нормы максимального давления, на почву увеличивают на 20 %.

5. Для техники, используемой на почвах с влажностью менее 0,9 НВ, нормы максимального давления на почву увеличивают:

на 25 и 15 % - при нагрузке на единичный колесный движитель не более соответственно 8 и 16 кН;

на 10 %-при нагрузке на единичный гусеничный движитель менее 25 кН.

6. Для техники с ведомыми движителями нормы допустимого максимального давления на почву увеличивают на 10 %.

7. Для единичной сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, самоходные шасси и машины и т.п.), а также для машинотракторных агрегатов, включающих тяговую и прицепную технику, имеющую собственные движители, нормы максимального давления для всех движителей (N), перемещающихся по одному следу, уменьшают на 5 % при N = 3, на 10 % при N = 4, на 15 % при N = 5, на 20 % при N = 6 и более; а при N = 1 - увеличивают на 10 %.

N вычисляют по формуле

N = Nк + Σlгi,

где Nк - количество единичных колесных движителей в агрегате, перемещающихся по одному следу, шт.;

lгi - приведенная длина опорной поверхности гусеницы i-гo движителя, м;

Σlгi - безразмерная величина, равная сумме приведенных длин lгi опорных поверхностей гусениц всех единичных гусеничных движителей, перемещающихся по одному следу, округленная по СТ СЭВ 543-77 до целых единиц. При определении N не учитывают движители, нагрузка на которые менее 20 % от максимальной нагрузки на любой единичный движитель агрегата.

Перемещающимся по одному следу необходимо считать такой движитель, след которого перекрывает следы других движителей не менее чем на 70 мм.

8. Для колесных движителей, имеющих шины с высотой рисунка протектора не более 25 мм, нормы максимального давления на почву увеличивают на 15 %.

9. Норму максимального давления на почву вычисляют для каждого единичного движителя с учетом поправки. Пример расчета приведен в справочном приложении 3.

10. Методы определения максимального давления движителей на почву - по ГОСТ 26953-86.

11. Приведенную длину опорной поверхности гусеницы единичного гусеничного движителя определяют по ГОСТ 26953-86.

12. Высоту рисунка протектора шин определяют в соответствии с технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

13. Определение нормального напряжения в почве - по ГОСТ 26954-86.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ

Термин

Пояснение

Единичный колесный движитель

Опорное колесо, при внедрении которого в деформируемое опорное основание на глубину, равную высоте выступов рисунка протектора (грунтозацепов), образуется отпечаток с замкнутым контуром

Единичный гусеничный движитель

Движитель, включающий одну замкнутую гусеницу, проекция опорного участка которой на опорную поверхность имеет замкнутый контур

Супесчаная почва

Почва, содержащая менее 20 % физической глины

Легкосуглинистая почва

Почва, содержащая 20 - 30 % физической глины

Среднесуглинистая почва

Почва, содержащая 30 - 40 % физической глины

Тяжелосуглинистая и глинистая почва

Почва, содержащая более 40 % физической глины

Физическая глина

Частицы почвы размером не более 0,01 мм

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Справочное

НАИМЕНЬШАЯ ВЛАГОЕМКОСТЬ ПОЧВЫ

Механический состав почвы

НВ0, % (по объему)

Супесчаная

24

Легкосуглинистая

27

Среднесуглинистая

31

Тяжелосуглинистая и глинистая

40

Примечание. При известных НВв, в % по массе и плотности ρ в г/см3 сухой почвы ненарушенной структуры НВ0 вычисляют по формуле:

НВ0 = НВвρ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справочное

ПРИМЕР РАСЧЕТА КОРМ МАКСИМАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ НА ПОЧВУ АГРЕГАТА ДЛЯ ВЫВОЗКИ С ПОЛЕЙ УРОЖАЯ

1. Состав агрегата: гусеничный трактор с трехосным колесным прицепом

2. Условия работы:

период работы - летне-осенний;

влажность почвы - не более 0,7 НВ;

почва - супесчаная.

3. Характеристика единичных движителей

Вид техники в агрегате

Номер движителя

Расположение движителя

Тип движителя

Режим работы движителя

Нагрузка на единичный движитель, кН

Высота рисунка протектора шины, мм

Размеры движителя, м

Ширина колеи, м

Число движителей переметающихся по одному следу N

длина lг

ширина bг, bк

Трактор

1

Правый

Гусеничный

Ведущий

24

-

1,95

0,39

1,45

5

2

Левый

"

"

24

-

1,95

0,39

5

Трехосный прицеп

3

Передний правый

Колесный

"

14

18

-

0,24

1,8

5

4

Передний левый

"

"

14

18

-

0,24

5

5

Средний правый

"

"

18

18

-

0,24

1,8

5

6

Средний левый

"

"

18

18

-

0,24

5

7

Задний правый

"

"

18

18

-

0,24

1,8

5

8

Задний левый

"

"

18

18

-

0,24

5

Число проходов движителей в агрегате по одному следу N вычисляют по формуле

N = Nк + Σlгi = 3 + 2 = 5,

где Nк = 3, lг = 1,95 м и Σlгi = 2 (после округления)

4. Значение норм с учетом поправок

Номер движителя

Значение поправки, %

Суммарная поправка, % Σиi

Нормативная величина qn (по табл. 1), кПа

Норма с учетом поправки qИ, кПа

Фактическое давление движителя на почву, qф (по результатам измерен.) кПа

Оценка результатов

Тип почвы (И1)

Режим работы движителя (И2)

Нагрузку на единичный движитель (И3)

Высоту рисунка протектора (И4)

Число проходов по одному следу N5)

1

+20

-

+10

-

-15

+15

140

161

140

Соответствует

2

+20

-

+10

-

-15

+15

140

161

146

"

3

+20

+10

+15

+15

-15

+45

140

203

170

"

4

+20

+10

+15

+15

-15

+45

140

203

160

"

5

+20

+10

-

+15

-15

+30

140

182

165

"

6

+20

+10

-

+15

-15

+30

140

182

175

"

7

+20

+10

-

+15

-15

+30

140

182

190

Не соответствует

8

+20

+10

-

+15

-15

+30

140

182

185

"

Расчет норм с учетом поправки приведен по формуле

qи = qн + qn1 + И2 + И3 + И4 + И5).

Например, для движителя № 4 норма с учетом поправки равна

qи = 140 + 140 (20 % + 10 % + 15 % + 15 % - 15 %) - 0,01 = 140 + 140 · 0,45 = 140 + 63 = 203 кПа.

5. Движители № 1 - 6 соответствуют требованиям ГОСТ 26955-86.

Движители № 7, 8 не соответствуют требованиям стандарта, в связи с чем требуется снизить давление этих движителей на почву.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным агропромышленным комитетом СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

Никифоров А.Н., Поляк А.Я., Русанов В.А., Садовников А.Н., Небогин И.С., Агафонов В.И., Шишов Л.Л., Бондарев А.Г., Сапожников П.М., Сорочкин В.М., Усков И.Б., Судаков А.В., Охитин А.А., Носко Б.С., Медведев В.В., Цыбулько В.Г.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.07.86 № 2108

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылку

Номер пункта, подпункта перечисления, приложения

СТ СЭВ 543-77

7

ГОСТ 26953-86

10, 11, 13

ГОСТ 26954-86

13

СОДЕРЖАНИЕ