ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР РАДИОМАЯКИ МЕТОДЫ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ГОСТ 26904-86 ИПК
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
* Переиздание (июнь 1997 г.) с Изменением № 1, утвержденным в апреле 1993 г. (ИУС № 7-93) Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 июня 1986 г. № 1489 срок введения установлен с 01.01.88 Настоящий стандарт распространяется на радиомаяки радиотехнической системы ближней навигации (РСБН) (далее - радиомаяки) и устанавливает единые требования к методам летных испытаний радиомаяков при вводе в эксплуатацию, периодических проверках в процессе эксплуатации и к аппаратуре летного контроля (АЛК). Стандарт не распространяется на АЛК КПА-ЭС-1. Термины и определения, применяемые в стандарте, - по ГОСТ 18832-73, ГОСТ 16263-70. 1. СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АЛК1.1. Летные испытания радиомаяков проводят при помощи летающей лаборатории (ЛЛ), оборудованной АЛК. 1.2. В состав АЛК должна входить следующая аппаратура: 1.2.1. Бортовая аппаратура (БА) РСБН с антенно-фидерной системой (АФС), в составе которой должно быть не менее двух антенн для обзора передней и задней полусфер. 1.2.2. Контрольно-поверочная аппаратура (КПА). 1.2.3. Устройство регистрации результатов измерений. 1.2.4. Устройство индикации результатов измерений. 1.2.5. Оптический прицел. 1.3. АЛК и ее составные части, установленные на ЛЛ, должны иметь следующие основные характеристики: 1.3.1. Погрешность БА не должна быть более ±0,1° по азимуту и ±60 м по дальности. Погрешность градуировки КПА не должна быть более ±0,035° по азимуту и ±15 м по дальности. (Измененная редакция, Изм. № 1). ________ * Под сигналом незадержанной готовности понимают сигнал, который появляется в измерительном устройстве БА только при наличии всех сигналов, необходимых для измерения азимута и дальности. 1.3.3. Устройство индикации должно обеспечивать отображение на световом табло или на измерительных приборах значений азимута, дальности и их сигналов готовности. Погрешность индикации измеренных значений азимута не должна быть более ±0,05°, дальности - более ±50 м. 1.3.4. Разрешающая сила оптического прицела должна быть не менее 45¢. 1.3.5. АЛК должна обеспечивать включение той антенны ЛЛ, которая соответствует направлению на радиомаяк. 1.3.6. Характеристики АФС должны соответствовать требованиям, приведенным в нормативно-технической документации (НТД) на АЛК. Диаграмма направленности АФС должна обеспечивать обзор пространства в нижней полусфере вертикальной плоскости относительно места установки антенны до углов не менее 90° на уровне 0,5 максимального сигнала. 1.3.7. Мощность передатчика должна быть от 500 до 600 Вт. 1.3.8. Чувствительность приемника по азимутальному каналу должна быть от минус 130 до минус 133 дБ/Вт, чувствительность приемника по дальномерному каналу - от минус 115 до минус 118 дБ/Вт. 1.4. АЛК, установленная на ЛЛ, должна пройти государственные испытания или метрологическую аттестацию и подвергаться периодической проверке для подтверждения метрологических характеристик. 2. ПОДГОТОВКА К ЛЕТНЫМ ИСПЫТАНИЯМ2.1. Перед проведением летных испытаний градуируют измерительную цепь AJIK от КПА в соответствии с НТД на КПА. По результатам градуировки определяют систематическую погрешность БА АЛК по азимуту и дальности во всех точках, имитируемых КПА значений азимута и дальности. Систематическую погрешность DХг, град. (км), рассчитывают по формуле DХг = Хи - ХКПА, (1) где Хи - значение азимута (дальности), измеренное по сигналам КПА, град, (км); ХКПА - действительное значение азимута (дальности), имитируемое КПА, отградуированной с погрешностью, указанной в п. 1.3.1, град. (км). где j - угол схождения меридианов в точке установки радиомаяка, определяемый по карте методом интерполяции, град.; X0, Y0 - прямоугольные координаты радиомаяка в системе Гауса-Крюгера, определяемые при размещении радиомаяка на местности; X, Y - прямоугольные координаты ориентира, определяемые по карте. Расстояния измеряют металлической линейкой по ГОСТ 427-75. Значения азимута и дальности, рассчитанные по формуле (2) и (3), принимают за действительные. Погрешности определения действительных значений не должны превышать ±0,076° по азимуту и ±40 м по дальности. 2.3. Допускается использовать любой другой способ определения действительных значений азимута и дальности, если этот способ по точности и достоверности измерений не уступает указанному выше. 3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ3.1. Летные испытания радиомаяков проводят с целью определения следующих тактических характеристик: - дальности действия; - нерабочей зоны над радиомаяком; - точности по азимуту и дальности; - непрерывности измерения азимута и дальности при радиальных полетах ЛЛ от радиомаяка, на радиомаяк и в зоне аэродрома. 3.2. Полеты по определению дальности действия радиомаяка выполняют в направлениях рабочих зон, обслуживаемых проверяемым радиомаяком. Полеты от радиомаяка и на радиомаяк выполняют на высотах* от 2700 до 3000 м. При полетах по маршруту крены ЛЛ должны быть минимальными и находиться в пределах ±10°. В процессе полета проводят регистрацию сигналов, указанных в п. 1.3.2. Полет выполняют до удаления, при котором заканчивается непрерывное обнаружение информации об азимуте и дальности (отсутствие сигналов незадержанной готовности азимута и дальности и их измеренных значений). Если информация о дальности прекращается раньше, чем об азимуте, фиксируют путевую скорость ЛЛ и время до момента прекращения информации об азимуте. ________ * По согласованию со службой эксплуатации радиомаяков допускается выполнять полеты и на других высотах, которые выбирают в соответствии со спецификой конкретных условий и возможностей ЛЛ. 3.3. Полеты по определению нерабочей зоны над радиомаяком выполняют в соответствии с п. 3.2. При подлете к радиомаяку выдерживают направление полета, обеспечивающее пролет ЛЛ над радиомаяком. При этом фиксируют дальность до радиомаяка при входе в нерабочую зону в момент пропадания сигналов незадержанной готовности азимута (дальности) и дальность при выходе из нерабочей зоны в момент их появления. 3.4. Полеты по определению точности радиомаяка по азимуту и дальности путем визирования ориентиров выполняют на высотах, соответствующих углу места от 0,7 до 1,4°. Над каждым ориентиром выполняют не менее четырех проходов в направлениях от радиомаяка и на радиомаяк на постоянной высоте и с минимальной скоростью. Крены ЛЛ в момент прохода над ориентиром не должны превышать ±3°. Вывод ЛЛ на ориентир осуществляет экипаж с боковым отклонением от ориентира не более ±50 м, определяемым при помощи оптического прицела. В момент пролета над ориентиром подают разовую команду, по которой проводят фиксацию и регистрацию измеренных значений азимута и дальности. Темп регистрации сигналов азимута и дальности должен составлять не менее шести раз в секунду. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.5. Полеты по определению непрерывности измерения азимута и дальности проводят в зоне аэродрома на высотах и маршрутах, которые назначены для выполнения маневра при заходе на посадку, пребывания в зоне ожидания на аэродроме (аэропорту) и на маршрутах в соответствии с п. 3.2. 4. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ4.1. Определение дальности действия радиомаяка 4.1.1. По зарегистрированным сигналам незадержанной готовности и измеренным значениям азимута и дальности определяют удаление, на котором прекратилась (возобновилась) непрерывная информация об азимуте и дальности. Это удаление принимают за дальность действия радиомаяка. Дальность действия определяют раздельно по каналу азимута и дальности для каждого проверенного направления. При превышении дальности действия азимутального канала над дальномерными к дальности действия радиомаяка по азимуту прибавляют расстояние, равное произведению путевой скорости ЛЛ и времени, зарегистрированных в полетах в соответствии с п. 3.2. 4.2. Определение нерабочей зоны над радиомаяком 4.2.1. По зарегистрированным сигналам незадержанной готовности и высоте прохода ЛЛ при полетах над радиомаяком определяют дальности в моменты входа ЛЛ в нерабочую зону и выхода из нее. Радиус нерабочей зоны R рассчитывают по формуле (4) где D - дальность до радиомаяка в момент входа ЛЛ в нерабочую зону или выхода из нее, км; Н - высота полета, км. 4.3. Определение точности радиомаяка по азимуту и дальности 4.3.1. Расчет погрешностей измеренных значений азимута и дальности радиомаяка проводят для каждого ориентира по ГОСТ 8.207-76, в соответствии с которым рассчитывают: 4.3.1.1. среднее значение азимута (дальности) радиомаяка Xj, град. (км), в точке j по формуле (5) где Xkj - регистрируемое значение азимута (дальности) при k-м проходе над j-м ориентиром (с учетом отклонения ЛЛ от ориентира в момент его пролета), град, (км); п - число проходов над ориентиром; 4.3.1.2. оценку среднего квадратического отклонения среднего значения S(xj) по формуле (6) 4.3.1.3. доверительные границы ±ej случайной погрешности среднего значения при доверительной вероятности r = 0,95 по формуле (7) где t - коэффициент Стьюдента, равный соответственно 3,2; 2,6; 2,4; 2,3 для п = 4, 6, 8, 10; 4.3.1.4. погрешность результата измерения азимута (дальности) Dj радиомаяка по формуле (8) где ; Q1 - погрешность азимута (дальности) КПА, приведенная в п. 1.3.1; Q2 - погрешность определения действительных значений азимута (дальности), приведенная в п. 2.2; 4.3.1.5. погрешность радиомаяка по азимуту (дальности) DXj в точке j по формуле (9) где Хг - погрешность БА, вычисленная по формуле (1); Xj - действительные значения азимута (дальности), град. (км). 4.3.2. Результат измерения погрешности радиомаяка записывают в форме DXj ± Dj при Р* ³ 0,95 DXj ± Dj, Р* ³ 0,95 (10) 4.4. Определение непрерывности измерения азимута и дальности 4.4.1. Для определения непрерывности измерения азимута (дальности) при полетах по пп. 3.2 и 3.5 весь участок полета разбивают на интервалы от 5 до 10 км по дальности или от 1 до 2 мин по времени. По зарегистрированным сигналам незадержанной готовности азимута (дальности) на каждом интервале находят участки, где отсутствовала информация об азимуте (дальности). Непрерывность измерения азимута р (дальности) определяют как вероятность наличия сигнала незадержанной готовности на данном интервале и вычисляют по формуле (11) где N - интервал по дальности или времени, на котором определяют непрерывность измерения азимута (дальности), км (с); п - сумма участков (отсчетов) маршрута, на которых присутствовала информация об азимуте (дальности) на интервале N. Измерения азимута (дальности) считают непрерывными, если р ³ 0,6. 4.5. Оформление результатов летных испытаний 4.5.1. Результаты летных испытаний радиомаяков оформляют протоколом, который должен содержать табл. 1 - 4 по форме, приведенной в приложении. ПРИЛОЖЕНИЕ
|
Измеренное значение |
Примечание |
||||
От радиомаяка |
На радиомаяк |
||||
по каналу А |
по каналу Д |
по каналу А |
по каналу Д |
||
Дальность действия по направлениям, км: |
|||||
A1 = |
|||||
A2 = |
|||||
A3 = |
Таблица 2
Наименование характеристики |
Измеренное значение на высоте Н = ..., м |
Примечание |
Радиус нерабочей зоны над радиомаяком, м |
Таблица 3
Наименование характеристики |
Координаты ориентиров |
Погрешность измеренных значений |
Примечание |
||
А, град |
Д, км |
А, град |
Д, км |
||
Точность радиомаяка над ориентирами: |
|||||
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
Таблица 4
Измеренное значение |
Примечание |
||||||
От радиомаяка |
На радиомаяк |
В зоне аэродрома |
|||||
по каналу А |
по каналу Д |
по каналу А |
по каналу Д |
по каналу А |
по каналу Д |
||
Непрерывность измеренных значений при полетах: |
|||||||
на маршруте с азимутами: |
|||||||
А1 = |
|||||||
А2 = |
|||||||
А3 = |
|||||||
в зоне предпосадочного маневра |
|||||||
в зоне ожидания |