Постановлением Государственного комитета СССР по
стандартам от 19 декабря 1985 г. № 4235 срок действия установлен
с 01.01.87
до 01.01.92
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на
антифрикционные порошковые материалы на основе меди, предназначенные для
деталей узлов трения машин и механизмов.
Стандарт соответствует международному стандарту ИСО
5755/1 в части марок ПА-БрО, ПА-БрОГр и ПА-БрОГр2.
2. Марки, химический состав и физико-механические
свойства антифрикционных порошковых материалов на основе меди должны
соответствовать приведенным в таблице.
3. Предел прочности при изгибе, временное сопротивление
при растяжении и ударная вязкость антифрикционных порошковых материалов на
основе меди приведены в справочном приложении 1.
4. Условия работы и области применения материалов
приведены в рекомендуемом приложении 2.
5. Соответствие обозначений антифрикционных порошковых
материалов на основе меди ранее применявшимся в нормативно-технической
документации приведено в справочном приложении 3.
6. Условное обозначение марок состоит из букв и цифр.
Буквы указывают: П - принадлежность материала к порошковому, А - назначение
материала - антифрикционный, после дефиса - основа материала и легирующие
элементы: Бр - бронза, Д - медь, О - олово, Гр - графит, Ж - железо, X -
хром.
Цифры, стоящие после букв, указывают на содержание
определенного элемента в материалах сходных композиций, отличающихся процентным
содержанием одних и тех же элементов.
Пример условного обозначения порошкового антифрикционного материала на основе
меди, легированной оловом и графитом по ГОСТ 26719-85
1. Показатель предела прочности при радиальном сжатии
до 01.01.92 браковочным признаком не является и определяется для набора
статистических данных.
2. Минимальное допускаемое значение твердости материала
деталей (НВдет) в мегапаскалях определяется по формуле:
НВдет = НВ + К(θmax - θ),
где
НВ - минимальная величина твердости по данным таблицы, МПа;
К - поправочный
коэффициент, характеризующий изменение твердости материала от пористости. Для
материалов марок ПА-БрО, ПА-БрОГр, ПА-БрОГр2, ПА-БрОГр4 и ПА-БрОЖГр он должен
быть не менее 12,3; 8,3; 25,0; 26,7 и 16,6 соответственно;
θmax - максимальная величина
пористости материала по данным таблицы, %;
θ -
максимальная величина пористости для установленного интервала пористости
материала в нормативно-технической документации на конкретные изделия, %.
Подшипники узлов трения
приборов магнитной записи и воспроизведения, малогабаритных редукторов,
электродвигателей, акустических приборов, машин по обработке пищевых
продуктов, бытовых приборов, текстильных машин и др. Применяются с целью
замены подшипников качения, литых сплавов на основе цветных металлов (бронз,
баббитов и др.)
ПА-БрОГр,
ПА-БрОГр2,
ПА-БрОГр4,
ПА-БрОЖГр
При смазке маслом допустимое
давление до 6 МПа при скорости скольжения до 2 м/с. В режиме самосмазывания
допустимое давление до 3 МПа при скорости скольжения 1 - 2 м/с, имеют
коэффициент трения 0,03 - 0,06, низкий износ, бесшумны в работе
Подшипники узлов трения швейных
машин, аппаратов я приборов бытовой техники, соковыжималок, фенов,
магнитофонов, электрических двигателей малой мощности, конвейеров,
счетно-вычислительных машин, плат малогабаритных редукторов, автомобилей,
тракторов, комбайнов, мотоциклов и т.п. Заменяют оловянные литые бронзы,
латуни, подшипники качения
ПА-БрОХ,
ПА-БрОХН
Предназначены для работы в
условиях смазки при средних и тяжелых нагрузках (7 - 10 МПа), при
незначительных скоростях скольжения (около 1 м/с). Могут подвергаться
термообработке (закалке, старению), повышающей их физико-механические
свойства. Коэффициент трения при смазке до 0,1, без смазки до 0,7
Детали узлов трения для
машиностроения, автостроения, приборостроения, гидронасосов, судостроения и
др., заменяют баббиты, литые бронзы типа марок Бр05Ц5С5; Бр012; Бр030;
БрАЖ9-4, БрАЖМц10-3-1,5 и др.
ПА-ДГр10
Предназначены для работы без
смазки, при высоких скоростях скольжения (до 50 м/с), в присутствии активных
жидких и газовых сред
Узлы трения насосов, приборов и
др. механизмов, торцевые уплотнения быстровращающихся валов