ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОСКИ ПРИБОРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ И УСТАНОВКЕ ГОСТ 24987-81 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 октября 1981 г. № 4710 срок введения установлен с 01.07.1982 г. Настоящий стандарт устанавливает требования к компоновке и установке средств контроля и управления на приборной доске бортинженера самолетов с отдельным основным рабочим местом бортинженера. 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ1.1. На приборной доске бортинженера должны быть размещены индикаторы, сигнализаторы и органы управления силовой установки и самолетных систем. 1.2. Средства контроля и управления, устанавливаемые на приборной доске бортинженера, должны быть объединены в следующие группы: средства контроля основных и вспомогательных параметров силовой установки, а также сигнализаторов критических и предельно допустимых значений параметров силовой установки; средства управления запуском двигателей и сигнализации; средства контроля и управления вспомогательной силовой установки; средства контроля и управления топливной системы и системы нейтрального газа; средства контроля и управления гидравлической и воздушной систем; средства контроля и управления системы электроснабжения; средства контроля и управления системы кондиционирования; средства контроля пилотажно-навигационных параметров; средства контроля и управления кислородной системы; средства контроля и управления противопожарной системы; средства контроля и управления противообледенительной системы. Средства контроля и управления, не вошедшие в перечисленные группы, но размещаемые на приборной доске бортинженера, должны также группироваться. 1.3. В зависимости от роли в процессе деятельности бортинженера средства контроля и управления должны размещаться на приборной доске по зонам, различающимся между собой удобством работы с рабочего места бортинженера. Необходимо обеспечивать наиболее полное соответствие средств контроля и управления по степени их важности и зон приборной доски по удобству их обзора и досягаемости. 1.4. На приборной доске бортинженера группы средств контроля и управления должны быть расположены по зонам в соответствии с черт. 1. Взаимное размещение зон на приборной доске бортинженера 1 - зона размещения средств контроля основных параметров силовой установки; 1а - зона размещения средств контроля, вспомогательных параметров силовой установки; 2 - зона размещения средств контроля и управления запуском двигателей; 3 - зона размещения средств контроля и управления вспомогательной силовой установки; 4 - зона размещения средств контроля и управления топливной системы и системы нейтрального газа; 5 - зона размещения средств контроля и управления гидравлической и воздушной систем; 6 - зона размещения средств контроля и управления системы электроснабжения, 7 - зона размещения средств контроля и управления системы кондиционирования; 8 - зона размещения средств контроля пилотажно-навигационных параметров; 9 - зона размещения средств контроля и управления кислородной системы и щитка СПУ; 10 - зона размещения средств контроля и управления противопожарной системы; 11 - зона размещения средств контроля и управления противообледенительной системы; 12 - столик; 0 - резервная зона Черт. 1 1.5. Зона размещения средств контроля основных параметров двигателей должна располагаться по оси кресла бортинженера с допускаемым отклонением не более ± 150 мм. 1.6. Зона размещения средств контроля и управления запуском двигателей должна размещаться на столике бортинженера и располагаться относительно зоны 3, как указано на черт. 1. 1.7. Размещение средств контроля и управления при использовании многофункциональных электронных индикаторов приведено в рекомендуемом приложении. 1.8. Границы зон показаны условно и могут изменяться в зависимости от количества индикаторов, сигнализаторов и органов управления каждой системы. В процессе компоновки площадь той или иной зоны может быть увеличена за счет неиспользованных смежных зон при неизменном взаимном расположении. Примечания: 1. Взаимное размещение зон, за исключением 1, 1а, 2 и 10 может быть изменено по решению макетной комиссии. 2. При отсутствии некоторых зон взаимное размещение их должно быть неизменным. 1.9. При наличии в составе экипажа бортрадиста средства контроля и управления системы электроснабжения следует размещать на его рабочем месте. 1.10. При определении местоположения зон на приборной доске, а также отдельных средств контроля и управления в группах необходимо: средства управления, часто используемые в полете, размещать ниже плечевого пояса бортинженера, находящегося в основной рабочей позе; средства контроля размещать по зонам обзора, указанным в таблице, в соответствии с частотой их использования: в зоне А - наиболее часто используемые, в зоне Б - менее часто и в зоне В - редко используемые в полете.
1.11. Средства контроля и управления, используемые только при стоянке на земле, не должны размещаться на приборной доске, либо их следует размещать в наименее удобной зоне, не ухудшая расположения средств контроля и управления, используемых в полете. 2. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ2.1. Средства контроля и управления в пределах групп должны быть скомпонованы по признакам их одновременного использования или принадлежности к одному из объектов (двигателю, каналу системы). 2.2. Индикаторы с круглыми циферблатами, контролирующие одинаковые параметры разных двигателей, должны быть размещены в одном горизонтальном ряду в соответствии с расположением двигателей слева направо. 2.3. Индикаторы с круглыми циферблатами, контролирующие разные параметры одного двигателя, должны быть размещены в одном вертикальном ряду в порядке значимости параметров. 2.4. Индикаторы с вертикальными шкалами должны быть размещены в горизонтальных рядах в порядке значимости параметров. 2.5. Для контроля двигателей в полете с помощью индикаторов с круговыми или вертикальными шкалами необходимо использовать индикаторы, положение индексов которых создает мнемонический легко воспринимаемый образ. 2.6. Сигнализаторы предельно допустимых значений параметров должны быть сгруппированы по принадлежности к соответствующему двигателю и размещены в верхней части зоны 1 (см. черт. 1). Порядок расположения отдельных сигнализаторов в группах для каждого двигателя должен быть одинаковым. Допускается расположение этих сигнализаторов в одном вертикальном ряду слева от вертикального ряда индикаторов соответствующего двигателя. 2.7. Средства контроля и управления топливной системы и системы нейтрального газа, гидросистемы, системы кондиционирования, системы электроснабжения и противопожарной системы следует компоновать в виде мнемонических схем. Мнемоническая схема должна соответствовать схеме работы контролируемой системы и отражать функциональную взаимосвязь элементов системы. Мнемоническую схему следует размещать на приборной доске так, чтобы у бортинженера не нарушалось представление о взаимном размещении агрегатов на самолете. 2.8. Группа средств контроля и управления системы электроснабжения должна разделяться по признаку контроля и управления систем переменного и постоянного тока. 2.9. Средства контроля пилотажно-навигационных параметров должны быть размещены в одном вертикальном ряду в следующей последовательности: вариометр, барометрический высотомер и указатель приборной скорости. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ ПРИБОРНОЙ ДОСКИ3.1. Панели приборной доски должны быть установлены на рабочем месте бортинженера в соответствии с черт. 2. Черт. 2 3.2. За приборной доской бортинженера должно быть предусмотрено свободное пространство глубиной не менее 260 мм при установке механических и электромеханических индикаторов и глубиной не менее 400 мм - для многофункциональных электронных индикаторов в местах их установки. 3.3. Конструкция приборной доски должна обеспечивать легкий монтаж и демонтаж приборных панелей и отдельных индикаторов. 3.4. На панелях приборной доски бортинженера должны быть нанесены надписи с названием соответствующих самолетных систем. 3.5. Вырезы под приборы в приборной доске, освещение приборной доски, индикаторов и органов управления в ночных условиях, надписи на приборной доске, металлизация приборной доски должны выполняться по документации, утвержденной в установленном порядке. 3.6. Приборная доска должна быть установлена таким образом, чтобы обеспечить считывание показаний индикаторов, размещенных на ней, с необходимой точностью в условиях эксплуатации при внешних механических воздействиях. 3.7. Приборную доску бортинженера устанавливают за вторым летчиком у правого борта. При размещении бортинженера между летчиками за центральным пультом управления, лицом к направлению полета, приборную доску устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 19186-81. 3.8. Приборную доску бортинженера, размещенную у правого борта, рекомендуется разворачивать на летчиков под углом 10 - 20° к борту самолета. ПРИЛОЖЕНИЕРекомендуемое
1 - зона размещения средств контроля основных параметров силовой установки; 1а - зона размещения контроля вспомогательных параметров силовой установки; 2 - зона размещения средств контроля и управления запуском двигателей; 3 - зона размещения средств контроля и управления вспомогательной силовой установки; 4 - зона размещения средств контроля и управления топливной системы и системы нейтрального газа; 5 - зона размещения средств контроля и управления гидравлической и воздушной систем; 6 - зона размещения средств контроля и управления системы электроснабжения; 7 - зона размещения средств контроля и управления системы кондиционирования; 8 - зона размещения средств контроля пилотажно-навигационных параметров; 9 - зона размещения средств контроля и управления кислородной системы; 10 - зона размещения средств контроля и управления противопожарной системы; 11 - зона размещения средств контроля и управления противообледенительной системы; 12 - зона размещения экранных индикаторов; 0 - резервная зона; 13 - столик СОДЕРЖАНИЕ
|