ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОМОБИЛИ.
ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ГОСТ 22653-77
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
МОСКВА
РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским автомобильным и
автомоторным институтом (НАМИ)
Зам.
директора по научной работе В.А. Петрушов
Руководитель
темы Ю.П. Назаров
Исполнители: С.А. Шуклин, В.С. Никандров
ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности
Член Коллегии И.В. Орлов
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным научно-исследовательским
институтом технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ)
Директор М.А. Довбенко
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного
комитета стандартов Совета Министров СССР от 5 августа 1977 г. № 1925
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОМОБИЛИ.
ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ.
ТЕРМИНЫ И
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Automobiles.
Parameters of trafficability.
Terms and definitions
|
ГОСТ
22653-77
|
Постановлением
Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 5 августа 1977 г.
№ 1925 срок введения установлен
с
01.07 1978 г.
Настоящий
стандарт устанавливает термины и определения параметров проходимости
автомобиля.
Установленные
настоящим стандартом термины и определения обязательны для применения в
документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Приведенные
определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская
нарушения границ понятий.
Для каждого
понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов
стандартизованного термина запрещается. Недопустимые к применению
термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены
«Ндп».
В стандарте
приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
В стандарте
приведено справочное приложение терминов, относящихся к проходимости
автомобилей.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, недопустимые
синонимы - курсивом.
Термин
|
Определение
|
1. Специальная масса автомобиля
|
Часть
массы автомобиля, создающая нормальные нагрузки ведущих колес автомобиля
|
2. Коэффициент сцепной массы автомобиля
|
Отношение
сцепной массы автомобиля к массе автомобиля
|
3. Дорожный просвет автомобиля
Ндп.
Клиренс
|
Расстояние
от одной из наиболее низко расположенных точек автомобиля до опорной
поверхности
|
4. Передний (задний) свес автомобиля
|
Расстояние
от крайней точки контура передней (задней) выступающей части автомобиля по
длине до плоскости, перпендикулярной опорной поверхности и проходящей через
центры передних (задних) колес автомобиля
|
5. Угол переднего (заднего) свеса автомобиля
Ндп.
Угол въезда
Угол
съезда
Передний
(задний) угол проходимости
Передний
(задний) угол свеса
|
Угол
между опорной поверхностью и плоскостью, касательной к окружностям наружных
диаметров передних (задних) колес и проходящей через точку контура передней
(задней) части автомобиля таким образом, что все остальные точки контура
оказываются с внешней стороны этого угла
|
6. Продольный радиус проходимости автомобиля
Ндп.
Радиус продольной проходимости
|
Радиус
цилиндра, касательного к окружностям, описанным динамическим радиусом
соседних колес, наиболее разнесенных по базе, и проходящего через точку
контура нижней части автомобиля таким образом, что все остальные точки
контура оказываются с внешней стороны этого цилиндра
|
7. Наибольший угол преодолеваемого автомобилем
подъема
|
Наибольший
угол подъема, имеющего протяженность не менее двойной длины автомобиля, и
ровную опорную поверхность, преодолеваемого автомобилем без использования
инерции, нарушений условий нормальной работы агрегатов и безопасности
движения
|
8. Наибольший угол преодолеваемого автомобилем
косогора
|
Наибольший
угол косогора с ровной опорной поверхностью, преодолеваемого автомобилем
бокового без скольжения колес более чем на ширину профиля шины и без
нарушения условий нормальной работы агрегатов и безопасности движения
|
9. Удельная мощность автомобиля
|
Номинальная
мощность двигателя, отнесенная к полной массе автомобиля
|
10. Мощность сопротивления качению автомобиля
|
Мощность,
равная сумме мощностей сопротивления качению колес автомобиля
|
11. Мощность сопротивления движению автомобиля
|
Мощность,
равная сумме мощности сопротивления качению автомобиля и мощности,
затрачиваемой на преодоление трения в трансмиссии и сопротивлений подъему,
инерции, воздуха и прицепа
|
12. Мощность колееобразования автомобилем
|
Часть
мощности сопротивления качению автомобиля, затрачиваемая на деформирование
опорной поверхности движителем автомобиля
|
13. Полная сила тяги автомобиля
|
Сила
тяги автомобиля, равная сумме сил тяги ведущих колес автомобиля
|
14. Свободная сила тяги автомобиля
|
Сила
тяги автомобиля, равная разности между полной силой тяги автомобиля,
равномерно движущегося по горизонтальной опорной поверхности, и суммой силы
сопротивления воздуха движению автомобиля и толкающих сил ведомых колес автомобиля
|
15. Коэффициент свободной тяги автомобиля
|
Отношение
свободной силы тяги автомобиля к полной массе автомобиля
|
16. Сила тяги на крюке автомобиля
|
Сила,
приложенная к автомобилю со стороны прицепа
|
17. Удельная сила тяги на крюке автомобиля
|
Сила
тяги на крюке автомобиля, отнесенная к полной массе автомобиля
|
18. Тяговая мощность на крюке автомобиля
|
Мощность,
равная произведению силы тяги на крюке автомобиля на скорость движения
автомобиля
|
19. Удельная тяговая мощность на крюке автомобиля
|
Мощность,
равная отношению тяговой мощности на крюке автомобиля к полной массе
автомобиля
|
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ТЕРМИНОВ
Клиренс 3
Коэффициент
свободной тяги автомобиля 15
Коэффициент
сцепной массы автомобиля 2
Мощность
на крюке автомобиля тяговая 18
Мощность
на крюке автомобиля тяговая удельная 19
Масса
автомобиля сцепная 1
Мощность
автомобиля удельная 9
Мощность
колееобразования автомобилем 12
Мощность
сопротивления движению автомобиля 11
Мощность
сопротивления качению автомобиля 10
Просвет
автомобиля дорожный 3
Радиус
продольной проходимости 6
Радиус
проходимости автомобиля продольный 6
Свес
автомобиля передний (задний) 4
Сила тяги
автомобиля полная 13
Сила тяги
автомобиля свободная 14
Сила тяги
на крюке автомобиля 16
Сила тяги
на крюке автомобиля удельная 17
Угол
въезда 5
Угол
переднего (заднего) свеса автомобиля 5
Угол
преодолеваемого автомобилем косогора наибольший 8
Угол
преодолеваемого автомобилем подъема наибольший 7
Угол
проходимости передний (задний) 5
Угол свеса
передний (задний) 5
Угол
съезда 5
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ТЕРМИНЫ,
ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
Термин
|
Определение
|
1.
Буксование автомобиля
|
Буксование
ведущих колес автомобиля
|
2.
Юз автомобиля
|
Движение
автомобиля при наличии юза колес
|