ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
ГОСТ 20306-90
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дата введения 01.01.92 Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (АТС) всех типов, за исключением внедорожных. Требования настоящего стандарта являются обязательными, за исключением требований п. 2.5.1.1. 1. ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИУстанавливаются следующие показатели и характеристики топливной экономичности АТС: 1.1 - контрольный расход топлива; 1.2 - расход топлива в магистральном цикле на дороге; 1.3 - расход топлива в городском цикле на дороге; 1.4 - расход топлива в городском цикле на стенде; 1.5 - топливная характеристика установившегося движения; 1.6 - топливно-скоростная характеристика на магистральнохолмистой дороге. Применяемость показателей и характеристик по видам испытаний и типам АТС определяется соответствующими программами испытаний. Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте, приведены в приложении 1. 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1. Требования к объекту испытаний 2.1.1. АТС, предназначенное для испытаний, должно быть исправным, укомплектованным и заправленным ГСМ в соответствии с нормативно-технической документацией. Двигатель, агрегаты и шины должны пройти надлежащую обкатку в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя и иметь пробег (включая обкатку) не менее 3000 км. 2.1.2. Шины не должны иметь повреждений и износ протектора более 50 %. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя. Давление следует измерять и регулировать на «холодных» шинах. В процессе испытаний АТС регулировка давления не допускается. 2.1.3. Окна и вентиляционные люки при проведении испытаний должны быть закрыты, мягкий откидной верх или тент должен находиться в рабочем положении. При испытаниях АТС на стенде с беговыми барабанами диаметром менее 500 мм давление в шинах допускается повышать на 30 - 60 %. Агрегаты и механизмы АТС, не применяемые во время движения по дорогам с усовершенствованным покрытием (дополнительный ведущий мост, коробка отбора мощности и др.), должны быть выключены; в раздаточной коробке должна быть включена повышающая передача. 2.1.4. Устройство для подогрева воздуха системы питания, не имеющее автоматического управления, должно быть в положении «Лето». Системы отопления и кондиционирования воздуха должны быть выключены. Допускается использование этих систем при сравнительных испытаниях зимой. 2.1.5. Перед стендовыми испытаниями АТС должно находиться на отстое не менее 6 ч при температуре воздуха 20 - 30 °С. 2.2. Масса груза 2.2.1. При испытаниях должна применяться: полная масса груза - для АТС полной конструктивной массой более 3,5 т; половина полной массы груза, но не менее 180 кг - для АТС полной конструктивной массой до 3,5 т; 100 кг - при определении показателя 1.4 для легковых автомобилей (включая полноприводные) и автобусов (кроме полноприводных) полной конструктивной массой до 3,5 т. 2.2.2. В качестве груза следует применять негигроскопичный балласт или натуральные грузы для грузовых автомобилей и автопоездов и манекены или балласт (мешки с сыпучими наполнителями) для легковых автомобилей и автобусов. Допускается применять в качестве балласта гигроскопичные грузы при условии их надежной защиты от атмосферных воздействий. Балласт (манекены) должны быть надежно закреплены. Массу водителя и контролера, а также массу оборудования и креплений необходимо включать в массу груза. 2.3. Измерительные дорожные участки 2.3.1. Измерительные дорожные участки должны быть прямолинейными, горизонтальными, с цементно- или асфальтобетонным гладким, сухим и чистым покрытием (допустимы продольные уклоны не более 0,5 % на участках длиной не более 50 м, поперечные уклоны не более 3 %) и иметь длину не менее: 1000 м для показателей 1.1 и 1.5; 4000 м для показателей 1.2 и 1.3. Подъездные дорожные участки должны иметь аналогичное покрытие и длину; достаточную для разгона и стабилизации максимальной скорости АТС. Для приемочных испытаний используется динамометрическая дорога автополигона НАМИ. 2.3.2. Измерительный дорожный участок для определения показателя 1.6 должен быть расположен на высоте над уровнем моря не более 1000 м, иметь длину 13 - 15 км, переменный продольный профиль с чередующимися подъемами и спусками длиной до 600 - 800 м и продольными уклонами до 4 %; радиусы кривых в плане не менее 1000 м. Концы измерительного участка должны быть расположены на одной высоте над уровнем моря (допускаемое отклонение ± 0,1 % длины измерительного участка). Подъездные дорожные участки должны иметь усовершенствованное покрытие. Для приемочных испытаний используется скоростная дорога автополигона НАМИ. 2.4. Средства измерений 2.4.1. Средства измерений для дорожных испытаний. 2.4.1.1. Средства измерений для дорожных испытаний должны быть компактными, простыми в установке и пользовании, вибростойкими; должны обеспечивать необходимую пропускную способность топлива и требуемую точность измерений при температуре воздуха от минус 40 °С до плюс 40 °С на всех режимах движения АТС, включая максимальную скорость; установка их на АТС не должна влиять на сопротивление движению. 2.4.1.2. Погрешность средств измерений не должна превышать приведенных ниже значений: Таблица 1
2.4.1.3. Средства измерений должны устанавливаться на АТС и использоваться с соблюдением требований инструкции по их эксплуатации. 2.4.2. Стенд с беговыми барабанами 2.4.2.1. Стенд должен быть оборудован тормозным устройством, обеспечивающим возможность воспроизведения сопротивлений движению АТС с точностью + 3 %.при скоростях, равных или выше 50 км/ч, стабильность, а также возможность поддерживать выбранную поглощаемую мощность на постоянном уровне (точность +1 %) в течение всего периода испытаний при заданной скорости. Допустимые погрешности при измерении: скорости + 0,5 км/ч (для скоростей более 10 км/ч); пройденного пути + 0,3 %; расхода топлива + 1 %. Точность любого дополнительного устройства управления должна позволять соблюдать допуски на ездовой цикл, указанные на графике (черт. 6). Должна быть обеспечена возможность одновременного включения устройств для измерения расхода топлива, пройденного пути и времени. Если используемый стенд не обеспечивает возможности соблюдения указанных выше требований по сопротивлениям движению, то допускается использование стенда с приведенными ниже характеристиками. Поглощаемая мощность стенда (Nст(v)), кВт, включая потери в механизмах стенда, должна отвечать условиям: при v > 12 км/ч; Nст(v) = Kv3 ± 0,05 Kv3 ± 0,05 Nст(50); при v≤12 км/ч; Nст(v) = 0 ÷ [K123 + 0,05·K123 + 0,05 Nст(50)]; где v - условная скорость АТС на стенде, км/ч; Nст(50) - мощность, поглощаемая нагрузочным устройством и в результате трения вращающихся деталей стенда при скорости 50 км/ч, кВт; K - постоянный коэффициент, определяемый из условия Nст(50) = K503. 2.4.2.2. Стенд должен быть оборудован регулировочным устройством, позволяющим имитировать инерционные сопротивления при разгонах АТС, системой охлаждения узлов и агрегатов АТС, а также системой удаления отработавших газов. Суммарный момент инерции вращающихся частей стенда должен соответствовать весовой категории АТС с точностью ± 20 кг. Противодавление, создаваемое системой удаления отработавших газов, не должно превышать 736 Па (75 мм вод. ст.). Контролировать значение противодавления следует во время предварительных испытаний на постоянных режимах, предусмотренных городским циклом испытаний на стенде с беговыми барабанами. 2.4.2.3. Стенд должен быть оборудован прибором, задающим программу движения, и счетчиком пути. Условную скорость определяют по частоте вращения барабана, связанного с энергопоглощающим устройством, а условный путь - по суммарному числу оборотов этого барабана. Точность измерения скорости должна быть не менее ± 1 км/ч, точность измерения пути не менее ± 10 м на расстоянии 4052 м (путь, эквивалентный четырем циклам). 2.4.2.4. Регулировку тормоза стенда осуществляют таким образом, чтобы при скорости движения 50 км/ч мощности сопротивления движению АТС на горизонтальной дороге N и на стенде N не отличались более чем на ± 5 %. Указанные мощности определяют инерционным методом путем выбега АТС на дороге и на стенде в интервале скоростей 60 - 40 км/ч. При этом определяют время замедления со скорости 55 км/ч до 45 км/ч. Мощность сопротивления (Ng), кВт, рассчитывают по формуле , где т - контрольная масса при дорожных испытаниях или весовая категория при испытаниях на стенде, кг (обязательное приложение 2, разд. 7); t - время замедления, с; v1, v2 - соответственно начальная и конечная скорости, м/с. Допускаются другие методы определения мощности сопротивлений движению, дающие эквивалентные результаты. 2.5. Атмосферные условия 2.5.1. При дорожных испытаниях АТС должны соблюдаться следующие требования: скорость ветра не более 3 м/с (при порывах до 5 м/с); отсутствие осадков; атмосферное давление - не менее 910 гПа (683 мм рт. ст.); относительная влажность воздуха не выше 95 %; температура воздуха не ниже 3 °С. 2.5.1.1. Допускается проведение испытаний АТС (кроме межведомственных, приемочных и предварительных) при температурах ниже - 3 °C с последующей корректировкой результатов согласно рекомендуемому приложению 4. 2.5.1.2. Включение в нормативно-техническую документацию показателей 1.1, 1.2, 1.3, 1.5 и 1.6, полученных в результате корректировки результатов испытаний при температуре ниже 3°C (приложение 4) не допускается. 2.5.2. При стендовых испытаниях АТС должны соблюдаться требования: атмосферное давление и относительная влажность воздуха согласно п. 2.5.1; температура воздуха должна быть в пределах 20 - 30 °С. 2.5.3. Плотность воздуха (d1), кг/м3, при испытаниях рассчитывают по формуле , где d0 - плотность воздуха при нормальных атмосферных условиях, равная 1,189 кг/м3; H1 - атмосферное давление при проведении испытаний, гПа; T1 - температура при проведении испытаний, К. При этом d1 не должна отличаться более чем на 7,5 % от d0. Нормальными атмосферными условиями являются: атмосферное давление H0 = 1000 гПа (750 мм рт. ст.); температура T0 - 293 К. 2.5.4. Соответствие атмосферных условий при проведении испытаний требованиям пп. 2.5.1 - 2.5.3 проверяют перед началом и в конце испытаний непосредственно в зоне расположения измерительного участка дороги или в рабочем помещении стенда. 3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ3.1. Общие положения 3.1.1. Перед испытаниями по показателям 1.1, 1.5 и 1.6 агрегаты и узлы АТС следует прогреть пробегом не менее 50 км при скорости движения не ниже 2 / 3 максимальной. При вынужденных простоях АТС в процессе испытаний и снижении температуры агрегатов и узлов необходимо восстановить тепловое состояние дополнительным пробегом. Перед испытаниями по показателям 1.2 и 1.3 тепловой режим агрегатов и узлов АТС должен быть доведен до рабочего состояния пробегом не менее 30 км при скорости движения не менее 2/3 максимальной и последующим двухкратным проездом измерительного участка с соблюдением заданных в ездовых циклах режимов движения. 3.1.2. Перед испытаниями должно быть проверено отсутствие повышенных сопротивлений движению АТС измерением пути выбега со скорости 50 км/ч. Результаты следует оценивать положительно, если измеренный путь выбега не менее заданного в НТД. Если путь выбега получен при температуре воздуха ниже 3 °С, то его следует скорректировать согласно приложению 4. В каждом направлении следует определять время прохождения измерительного участка и количество израсходованного топлива. Результаты измерений следует зафиксировать в протоколе испытаний. Измерения следует повторить, если разница между полученными результатами в любых двух заездах превышает 5 % большего значения. За результаты измерения следует принимать среднее арифметическое зачетных заездов. 3.1.4. Ездовые циклы на дороге (показатели 1.2 и 1.3) следует выполнять при соблюдении следующих требований: режим разгона с места следует начинать с передачи, используемой при трогании с места и осуществлять при полной подаче топлива; при движении с постоянной скоростью отклонение от заданной скорости не должно превышать ± 1 км/ч. Если заезд в соответствии с операционной картой надо начинать со скорости, отличной от нуля, то она должна быть установлена до начала измерительного участка; движение с постоянной скоростью следует выполнять на возможно более высокой передаче, на которой минимальная устойчивая скорость не превышает текущую, а частота вращения коленчатого вала двигателя при этой скорости превышает минимальную не менее чем на 200 мин-1. Высшую передачу следует включать при скорости движения свыше 40 км/ч; разгон в интервалах заданных скоростей следует начинать на одной из наиболее низких передач, на которой номинальная скорость больше начальной скорости разгона не менее чем на 10 км/ч. В многоступенчатой коробке передач следует использовать наиболее выгодные по режимам движения передачи. При наличии автоматического управления трансмиссией избиратель скорости должен стоять в положении «Движение». Отклонение от заданных режимов переключения передач следует зафиксировать в протоколе испытаний. Если интенсивность разгона АТС такова, что оно не может достигнуть заданной скорости на заданном участке пути, то движение следует продолжать с соблюдением последующего графика заданных скоростей, указанных в приложении 2. Режим замедления при торможении двигателем в заданном интервале скоростей и на заданном пути необходимо выполнять при отпущенной педали подачи топлива (принудительный холостой ход) на включенной передаче. Если заданная скорость достигается на меньшем участке пути, то надо продолжать движение с этой скоростью, если же она не может быть достигнута (снижена) на заданном участке пути, то нужно применять служебное торможение. Служебное торможение необходимо выполнять на заданном участке пути (длина пути определена из расчета среднего замедления 1 м/с) при включенной передаче с применением рабочих тормозов. При торможении автомобиля до полной остановки передачу следует выключить при достижении минимальной скорости на данной передаче. Отсчет расхода топлива и времени движения необходимо проводить в моменты пересечения границ измерительного участка. Результаты измерений следует занести в протокол испытаний. 3.2. Определение показателя 1.1 3.2.1. Для определения показателя 1.1 (см. пп. 4.4 и 4.5) следует измерить расход топлива в заездах АТС по измерительному участку дороги на высшей передаче со скоростями меньше и больше заданной на 2 км/ч, а для АТС полной конструктивной массой до 3,5 т, кроме того, определить показатель 1.4 согласно п. 3.5. В зависимости от типа АТС и их максимальной скорости устанавливаются следующие значения заданных скоростей движения: 40 и 60 км/ч - для городских автобусов и полноприводных автомобилей полной массой свыше 3,5 т; 60 и 80 км/ч - для грузовых автомобилей, грузопассажирских (включая полноприводные), автобусов специального назначения, междугородных и дальнего следования, автопоездов полной массой более 3,5 т; 90 и 120 км/ч - для легковых автомобилей (включая полноприводные), автобусов и грузовых автомобилей полной массой до 3,5 т. Если максимальная скорость АТС полной массой до 3,5 т меньше 130 км/ч, то расход топлива при скорости 120 км/ч определять не следует. Если максимальная скорость АТС меньше заданной или превышает ее не более чем на 5 км/ч, то скорость следует задать ближайшую меньшую, кратную десяти. 3.2.2. Расходы топлива при заданных скоростях движения допускается определять по графику характеристики 1.5. 3.3. Определение показателя 1.2 Для определения показателя 1.2 следует выполнить заезд АТС по измерительному участку с соблюдением требований п. 3.1.4 и заданных режимов движения, приведенных в приложении 2 (разд. 1 - 2). 3.4. Определение показателя 1.3 Для определения показателя 1.3 следует выполнить заезд по измерительному участку с соблюдением требований п. 3.1.4 и заданных режимов движения, приведенных в приложении 2 (разд. 3, 4, 5). 3.5. Определение показателя 1.4 3.5.1. Для определения показателя 1.4 необходимо выполнить испытания АТС на стенде с беговыми барабанами с соблюдением заданных режимов городского цикла, приведенных в разд. 6 приложения 2. Для воспроизведения городского цикла на стенде необходимо выполнить предварительные циклы испытаний для определения наилучшего способа управления подачей топлива и тормозами автомобиля. Водитель-испытатель должен контролировать правильность выполнения городского цикла на стенде по специальному прибору. 3.5.2. Инерционную массу стенда следует выбирать по весовой категории АТС, определяемой в зависимости, от контрольной массы в соответствии с разд. 7 приложения 2. 3.5.3. Порядок проведения испытаний 3.5.3.1. АТС следует испытывать с открытым капотом. Для поддержания нормальной рабочей температуры узлов и агрегатов автомобиля допускается использование дополнительного вентиляционного устройства. 3.5.3.2. Испытания, включающие 11 ездовых циклов, следующих один за другим, следует выполнить, начиная с запуска холодного двигателя (первые пять циклов служат для прогрева агрегатов и узлов автомобиля). Измерения расхода топлива провести троекратно в следующих друг за другом парах циклов: 6 - 7, 8 - 9, 10 - 11. 3.5.3.3. Допускается увеличение (до 60 с) длительности работы автомобиля в режиме холостого хода между циклами 5 и 6 - 7, 8 - 9 и 10 с целью обеспечения фиксации результатов измерений. 3.5.3.4. Средний расход топлива в городском цикле следует определять как среднее арифметическое трех последовательных измерений. Если результаты отличаются друг от друга более чем на 5 %, то испытания необходимо повторить с тем, чтобы погрешность измерений была не более 5 %. 3.5.4. Использование коробки передач 3.5.4.1. На АТС, имеющем коробку передач с ручным управлением, переключение передач следует проводить в соответствии с операционной картой, приведенной в п. 6 приложения 2. Если максимальная скорость автомобиля на низшей передаче ниже 15 км/ч, то для выполнения цикла следует применять II, III и IV передачи. 3.5.4.2. АТС, снабженное коробкой передач с полуавтоматическим управлением, следует испытывать с применением передач, используемых при движении по дороге, а переключение осуществлять в соответствии с инструкцией по эксплуатации. 3.5.4.3. АТС, оборудованное автоматической коробкой передач, следует испытывать, установив переключатель режимов работы в положение «Движение». При этом разгоны автомобиля следует осуществлять с соблюдением скоростных режимов, указанных в операционной карте приложения 2 (разд. 6). 3.5.5. Особенности выполнения ездового цикла 3.5.5.1. Для АТС с автоматической коробкой передач (если в технической документации на АТС нет специальных указаний) первую часть режимов холостого хода в начале каждой пары циклов следует выполнять при установке переключателя режимов работы в нейтральное положение, за 5 с до начала движения в каждой паре циклов переключатель режимов работы необходимо устанавливать в положение, при котором происходит автоматическое включение высшей передачи, и переключать в нейтральное положение за 7 с до окончания второго цикла каждой пары циклов. 3.5.5.2. Разгон следует выполнять таким образом, чтобы в течение всей фазы разгона ускорение было постоянным. Если разгон не может быть выполнен в установленное время, то необходимое дополнительное время следует компенсировать соответствующим уменьшением продолжительности последующего периода движения с постоянной скоростью. 3.5.5.3. Замедление необходимо осуществлять снятием ноги с педали управления подачей топлива при включенном сцеплении. Если продолжительность замедления больше предусмотренной, то необходимо использовать служебное торможение для обеспечения следования заданному циклу. В конце периода замедления (остановка АТС на беговых барабанах) рычаг переключения передач следует перевести в нейтральное положение и включить сцепление. 3.5.5.4. Необходимо избегать пульсации скоростного режима или отпускания педали управления подачей топлива при переходе от режимов разгона или замедления к режиму постоянной скорости. При движении с постоянной скоростью педаль управления подачей топлива должна находиться в неизменном положении. 3.5.5.5. Допускается отклонение на 1 км/ч от заданной скорости при разгоне, установившемся движении и замедлении, если для соблюдения заданного режима используется служебное торможение. Если период замедления при снятии ноги с педали управления подачей топлива короче заданного периода движения, предусмотренного заданным циклом, то дальнейшее выполнение цикла необходимо обеспечивать за счет соответствующего увеличения продолжительности последующего режима холостого хода или установившегося движения. При изменении режима движения допускаются большие отклонения скорости по сравнению с указанными выше при условии, что продолжительность этих отклонений в каждом отдельном случае не будет превышать 0,5 с. Указанные отклонения скорости допускаются также в начале и конце каждого периода переключения передач. Допускаемое отклонение продолжительности времени выполнения цикла не более 0,5 с. 3.6. Определение характеристики 1.5 3.6.1. Для определения каждой точки характеристики 1.5 (приложение 3) необходимо выполнить заезд по измерительному участку с заданными постоянными скоростями движения с учетом требований п. 3.1.3. 3.6.2. Заданную скорость движения в заезде следует установить до въезда на измерительный участок. 3.6.3. Характеристику 1.5 следует определять на высшей передаче, начиная от максимальной скорости до минимальной. Все скорости (кроме минимальной и максимальной) следует задавать кратными десяти и контролировать по спидометру. Необходимость определения характеристики 1.5 на других передачах определяется программой испытаний. 3.6.4. Скорости движения следует задавать через 20 км/ч для легковых автомобилей и через 10 км/ч для АТС всех других типов. 3.7. Определение характеристики 1.6 3.7.1. Для определения каждой точки характеристики 1.6 (приложение 3) необходимо выполнить заезд по измерительному участку (см. п. 2.3.2) с различными заданными допускаемыми скоростями, которые следует устанавливать до въезда на измерительный участок. 3.7.2. Значения скоростей следует задавать в интервале от номинальной скорости движения на высшей передаче до 40 км/ч. Значения скоростей внутри указанного интервала следует задавать так, чтобы общее число точек характеристики было не менее четырех. 3.7.3. Скорости необходимо задавать кратными десяти и контролировать по спидометру. 3.7.4. При движении водитель должен соблюдать следующие требования: движение с заданной скоростью осуществлять на возможно более высокой передаче; не допускать превышения заданной скорости, в том числе на спусках; на подъемах не допускать чрезмерного падения скорости, для чего включать очередную более низкую передачу при скорости, близкой к номинальной на этой передаче; при разгоне включать очередную передачу не ранее, чем двигатель достигнет номинальной частоты вращения коленчатого вала (ротора), а при достижении заданной скорости включать наиболее высокую передачу, на которой АТС может устойчиво двигаться с этой скоростью; разгон осуществлять при полной подаче топлива. 4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЯ4.1. Все результаты испытаний и данные метрологических измерений в начале и в конце испытаний необходимо внести в протокол. Обработку результатов и оформление протокола следует выполнять непосредственно после завершения испытаний. 4.2. Среднюю скорость движения АТС (Vср), км/ч, и средний расход топлива (Qs), л/100 км, по результатам дорожных испытаний следует рассчитать по формулам: Vcp = 3,6 S/t; Qs = 100Q/S или Gs = 100mт/γтS, где S - длина измерительного участка, м; t - среднее время, затраченное на проезд измерительного участка, с; Q - абсолютный расход топлива, полученный при испытаниях, см; mт - масса топлива, г; γт - плотность топлива при 20 °С, г/см3. 4.3. Расходы топлива при заданных скоростях движения следует определять линейным интерполированием между средними значениями расходов топлива, полученными при испытаниях согласно п. 3.2 или как пересечение ординаты заданной скорости движения с кривой топливной характеристики установившегося движения (черт. 7). 4.4. Контрольный расход топлива (показатель 1.1) для АТС полной массой свыше 3,5 т следует определять как среднеарифметическую величину расходов топлива при заданных скоростях движения, полученных согласно п. 4.3. 4.5. Контрольный расход топлива (показатель 1.1) для АТС полной массой до 3,5 т следует определять по формуле Qs = 0,25 (Qs1 + Qs2) + 0,5 Qs3, где Qs1, Qs2 - расходы топлива, л/100 км, при заданных скоростях движения, полученные согласно пп. 3.2.1 и 4.2; Qs3 - расход топлива, л/100 км, в городском цикле на стенде, полученный согласно пп. 3.5 и 4.6. , где QT - количество топлива, израсходованного при одном измерении (за два цикла), см3; а - коэффициент объемного расширения топлива, 1 / град (а = 0,001); T0 - нормальная температура топлива (293 К); T - фактическая температура топлива при испытаниях, К. 4.7. Расход топлива в городском цикле на дороге (показатель 1.3) для городских автобусов необходимо рассчитывать следующим образом. Сначала рассчитать средние скорости Vcpi -, км/ч, и расходы топлива Qsi, л/100 км, в шести составляющих циклах движения по формулам, приведенным в п. 4.2. Затем рассчитать среднюю скорость движения (vср(г. ц.)), км/ч, и средний расход топлива (Qs(г. ц.)), л/100 км в городском цикле по формулам: ; , где δi·Qsi - коэффициент весомости и путевой расход топлива в i -м цикле. Коэффициенты весомости отдельных составляющих циклов следует применять: δ1 = 2,9; δ2 = 6,2; δ3 = 14,3; δ4 = 21,4; δ5 = 21,3; δ6 = 33,9. 4.8. Полученные результаты испытаний при температуре ниже 3 °С следует привести к нормальным условиям согласно приложению 4. По этому же приложению следует определять погрешности измерений. 4.9. Топливные характеристики 1.5 и 1.6 могут быть представлены в табличной форме или в виде графиков (черт. 1 и 2 приложения 3). При построении графиков, представляющих собой средние линии между кривыми, нанесенными для каждого направления движения, следует соблюдать указанные ниже масштабы. Один миллиметр на графике соответствует: скорости 0,5 км/ч, расходу топлива 0,1 л/100 км для АТС полной массой до 3,5 т и 0,2 л/100 км для АТС полной массой свыше 3,5 т. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Справочное ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕТаблица 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Обязательное РЕЖИМЫ ИСПЫТАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 1.2; 1.3; 1.41. МАГИСТРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ НА ДОРОГЕ(показатель 1.2) для автомобилей полной массой до 3,5 т, автобусов дальнего следования1.1. Операционная карта Таблица 3
Схема магистрального цикла на дороге для автомобилей полной массой до 3,5 т и автобусов дальнего следования Черт. 1 2. МАГИСТРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ НА ДОРОГЕ(показатель 1.2) для грузовых автомобилей и автопоездов полной массой свыше 3,5 т и междугородных автобусов2.1. Операционная карта Таблица 4
Схема магистрального цикла на дороге для грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 т и междугородних автобусов Черт. 2 3. ГОРОДСКОЙ ЦИКЛ НА ДОРОГЕ(показатель 1.3) для АТС полной массой до 3,5 т3.1. Операционная карта Таблица 5
Примечания: 1. Sт - путь замедления-торможения. 2. Разгон с. места начинают с первой передачи. Вторую передачу включают при скорости 20 км/ч, высшую - при 55 км/ч. В случаях, когда по НТД рекомендуется трогание со второй передачи, следует использовать соответственно вторую, третью и четвертую передачи. 3. Если движение с малой скоростью неустойчиво и сопровождается стуками в трансмиссии, то допускается включение более низкой передачи. Схема городского ездового цикла на дороге для АТС полной массой до 3,5 т
/, 2, 3, 4, 5 - моменты переключения передач и движение на указанной передаче Черт. 3 4. ГОРОДСКОЙ ЦИКЛ НА ДОРОГЕ(показатель 1.3) для АТС полной массой свыше 3,5 т, кроме городских автобусов4.1. Операционная карта Таблица 6
Схема городского цикла на дороге для АТС полной массой свыше 3,5 т
Черт. 4 5. ГОРОДСКОЙ ЦИКЛ НА ДОРОГЕ(показатель 1.3) для городских автобусов5.1 Операционная карта Таблица 7
Схема городского цикла на дороге для городских автобусов
Черт. 5 6. ГОРОДСКОЙ ЦИКЛ НА СТЕНДЕ(показатель 1.4) для АТС полной массой до 3,5 т6.1. Операционная карта Таблица 8
Обозначение: H - рычаг переключения передач в нейтральном положении при включенном сцеплении; K1, K1 - включена первая или вторая передача, соответственно, сцепление выключено. Схема городского цикла на стенде для АТС полной массой до 3,5 т, (расстояние, проходимое за каждое испытание, т.е. два цикла, - 2026 м) Условные обозначения: - переключение передач; - допуски на скорость и время, скомбинированные как указано на графике а, изображены пунктирными линиями Черт. 6 7. ВЫБОР ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ АВТОМОБИЛЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО КОНТРОЛЬНОЙ МАССЫТаблица 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 3Обязательное ГРАФИКИ ТОПЛИВНО-СКОРОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК(показатели 1.5 и 1.6)График топливной характеристики установившегося
движения
|
N |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
K |
1,60 |
1,25 |
1,06 |
0,94 |
0,85 |
0,77 |
0,73 |
σ - стандартное отклонение, определяемое по формуле
,
где - среднее арифметическое измерений;
qi - значение i-го измерения;
п - число измерений.
Если после десяти измерений погрешность составляет более 5 %, то испытание следует провести на другом образце АТС того же типа.
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
О.И. Гируцкий, канд. техн. наук; А.А. Токарев, д-р техн. наук; В.С. Крупченков, канд. техн. наук; Э.И. Наркевич, А.Г. Шмидт, канд. техн. наук; В.И. Чергейко, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 20.12.90 № 3205
3. Срок проверки - 1996 г.
4. Стандарт соответствует Правилам ЕЭК ООН № 15 в части определения показателя 1.4
5. ВЗАМЕН ГОСТ 20306-85
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер приложения |
ОСТ 37.001.408-85 |
СОДЕРЖАНИЕ