ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ ДОПУСКИ ГОСТ 1758-81
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ МОСКВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 18 июня 1981 г. № 3000 срок введения установлен с 01.01.82 Несоблюдение стандарта преследуется по закону Настоящий стандарт распространяется на конические и гипоидные зубчатые передачи, и пары (без корпуса) внешнего зацепления с прямыми, тангенциальными и криволинейными зубьями со средним делительным диаметром зубчатых колес от 4000 мм, средним нормальным модулем от 1 до 55 мм с прямолинейным профилем исходного контура и номинальным углом его профиля 20° (для зубчатых колес гипоидных передач за номинальный угол профиля принимается среднее арифметическое значение углов профиля на противоположных сторонах зубьев). Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 186-75, а в части терминов и обозначений стандартам - СТ СЭВ 643-77 и СТ СЭВ 1161-78. 1. СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ И ВИДЫ СОПРЯЖЕНИЙ1.1. Устанавливаются двенадцать степеней точности зубчатых колес и передач, обозначаемых в порядке убывания точности цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12. Примечание. Для степеней точности 1, 2 и 3 допуски и предельные отклонения не даны. Эти степени предусмотрены для будущего развития. 1.2. Для каждой степени точности зубчатых колес и передач устанавливаются нормы: кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев зубчатых колес в передаче. 1.3. Допускается комбинирование норм кинематической точности зубчатых колес и передач, норм плавности работы и норм контакта зубьев различных степеней точности. 1.4. При комбинировании норм разных степеней точности, нормы плавности работы зубчатых колес и передач могут быть не более чем на две степени точнее или одну степень грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев не могут назначаться по степеням точности более грубым, чем нормы плавности. 1.5. Устанавливаются шесть видов сопряжений зубчатых колес в передаче, обозначаемых в порядке убывания гарантированного бокового зазора буквами А, В, С, D, Е и Н (черт. 1). Виды сопряжений и гарантированные боковые зазоры Черт. 1 Примечание. Сопряжение вида В обеспечивает минимальную величину бокового зазора, при котором исключается возможность заклинивания стальной или чугунной передачи от нагрева при разности температур зубчатых колес и корпуса (чугунного или стального) в 25 °С. Виды сопряжений зубчатых колес в передаче в зависимости от степени точности по нормам плавности работы указаны в табл. 1. Таблица 1
Примечание. Приведенные в табл. 1 диапазоны степеней точности являются ориентировочными при выборе боковых зазоров. В необходимых случаях гарантированный боковой зазор может устанавливаться независимо от видов сопряжений, указанных в табл. 2. 1.6. Точность изготовления конических и гипоидных зубчатых колес и передач задается степенью точности, а требования к боковому зазору - видом сопряжения по нормам бокового зазора*. * См. дополнительно п. 2 справочного приложения 4. Пример условного обозначения точности передачи или пары со степенью 7 по всем трем нормам точности, с видом сопряжения зубчатых колес С: 7-С ГОСТ 1758-81 Пример условного обозначения точности передачи со степенью точности 7, гарантированным боковым зазорам 400 мкм (не соответствующим ни одному из указанных видов сопряжения): 7-400 ГОСТ 1758-81 1.7. При комбинировании норм разных степеней точности точность зубчатых колес и передач обозначается последовательным написанием трех цифр и буквы. Первая цифра обозначает степень по нормам кинематической точности, вторая - степень по нормам плавности работы, третья - степень по нормам контакта зубьев и буква - вид сопряжения. Между собой цифры и буква разделяются тире. Пример условного обозначения точности передачи со степенью 8 по нормам кинематической точности, со степенью 7 по нормам плавности работы, со степенью 6 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения В: 8-7-6-В ГОСТ 1758-81 1.8. Термины и обозначения, используемые в настоящем стандарте, соответствуют стандартам СT СЭВ 643-77 и СТ СЭВ 1161-78 и приведены в справочном приложении 1. 2. НОРМЫ ТОЧНОСТИ2.1. Показатели кинематической точности устанавливаются по табл. 2. 2.1.1. Если кинематическая точность зубчатых колес относительно рабочей оси (см. п. 2.10) соответствует требованиям настоящего стандарта и требование селективной сборки не выдвигается, контроль кинематической точности зубчатых передач не обязателен. 2.1.2. При соответствии кинематической точности окончательно собранной передачи требованиям настоящего стандарта контроль кинематической точности зубчатых колес не является необходимым. Таблица 2 Показатели кинематической точности
* Для колеса и шестерни пары и передачи ** Для зубчатых колес со средним делительным диаметром свыше 1600 мм Примечания: 1. Допускается, чтобы одна из величин, входящих в комплекс Frr и Fcr или F"iåor и F²сr, превосходила предельное значение, если суммарное влияние обеих величин не превышает F¢i. 2. Допускается вместо F²iåor в качестве показателя кинематической точности использовать: колебание относительного положения зубчатых колес пары по нормали за полный цикл F²inor, при этом принимается Fino = F²iåo (см. табл. 5); колебание измерительного межосевого угла измерительной пары F²iår или относительного положения зубчатых колес измерительной пары по нормали за оборот зубчатого колеса F²inr. Допуски F²iå и F²in устанавливаются равными 0,7 F²iåo. 2.2. Показатели плавкости работы устанавливаются по табл. 3 для степеней точности 4 - 8 в зависимости от граничных значений номинального коэффициента осевого перекрытия и степени точности по нормам контакта (табл. 4), для степеней точности 9 - 12 независимо от eb Таблица 3 Показатели плавности работы
Примечания: 1. Взамен отклонения шага fptr в качестве одного из показателей может применяться разность любых шагов fvptr. 2. Показатель fAMr контролируется для каждого элемента передачи. 3. При невозможности осуществлять контроль конических и гипоидных передач 7 и 8 степеней точности по комплексу fzzor и fAMr допускается производить их контроль по fptr с обязательным комплектованием пар на контрольно-обкатном станке по зоне касания. 4. Допускается вместо f²iåor в качестве показателя плавности работы использовать: колебание относительного положения зубчатых колес пары по нормали на одном зубе f²inor, при этом принимается f²ino = f²iåo (см. табл. 7); колебание измерительного межосевого угла измерительной пары f²iår или относительного положения зубчатых колес измерительной пары по нормали на одном зубе f²inr. Допуски f²iå и f²in устанавливаются равными 0,7 f²iåo. Таблица 4 Граничные значения eb
2.2.1. Если плавность работы зубчатых передач или пар соответствует требованиям настоящего стандарта, контроль плавности работы зубчатых колес не является необходимым. 2.3. Показателями, определяющими контакт зубьев, являются: в паре - отклонения относительных размеров суммарной зоны касания F¢shr и F¢slr; в передаче - отклонения относительных размеров суммарного пятна контакта Fshr, Fslr и far. 2.4. Правила определения суммарного пятна контакта, его относительные размеры и расположение на сопряженных поверхностях зубьев назначаются конструктором передачи в зависимости от ее служебного назначения, степени нагруженности, жесткости и геометрических особенностей рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес. Для передач, имеющих продольную модификацию зубьев, не допускается выход суммарного пятна контакта на кромки зуба у внутреннего или внешнего торцов. Для передач, имеющих профильную модификацию, не допускается выход суммарного пятна контакта на кромки у вершин зубьев, а также разрывы пятна контакта по высоте. Примечание. Если не указаны специальные требования по нагрузке (торможению) зубчатой передачи, пятно контакта устанавливают при легком торможении, обеспечивающем непрерывное контактирование зубьев сопряженных зубчатых колес. 2.5. Зона касания и ее расположение на поверхности зуба устанавливаются в зависимости от требований к данной передаче или согласно справочному приложению 2. 2.6. Допуски и предельные отклонения по нормам кинематической точности, нормам плавности работы и нормам контакта зубьев для различных степеней точности зубчатых колес и передач устанавливаются по табл. 5 - 12. Примечание. Зависимости допусков и предельных отклонений от геометрических параметров зубчатых колес и передач приведены в справочном приложении 3. 2.7. Нормы кинематической точности, кроме Fr, F²iåo и Fvj, нормы плавности работы и нормы контакта зубьев в передаче в зависимости от условий работы зубчатых колес различными сторонами зубьев по разноименным профилям допускается назначать из разных степеней точности. По каждой из норм степень точности шестерни и колеса передачи должна назначаться единой. Таблица 5 Нормы
кинематической точности
Примечания: 1. Принятые обозначения: F¢i - допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса; Fr - допуск на биение зубчатого венца; Fc - допуск на погрешность обката; F²iåo - допуск на колебание измерительного межосевого угла пары за полный цикл; Fvj - допуск на колебание бокового зазора в паре. 2. Для определения F¢i принимают Fp = Fpk по табл. 6 при (или ближайшем к нему целом большом числе) и fc по табл. 7. 3. Допуск F¢io на наибольшую кинематическую погрешность передачи равен сумме допусков на кинематическую погрешность ее зубчатых колес. Для передач, составленных из зубчатых колес, имеющих кратные между собой числа зубьев при отношении этих чисел не более трех (1, 2, 3), допуск на наибольшую кинематическую погрешность передачи, при ее селективной сборке, может быть сокращен на 25 % или более, исходя из расчета. 4. Допуск на колебание бокового зазора в передаче Fvj принимается для диаметра, равного полусумме средних делительных диаметров шестерни и колеса. Для передач, составленных из зубчатых колес, имеющих кратные между собой числа зубьев при отношении этих чисел не более трех (1, 2, 3), допуск на колебание бокового зазора в передаче, при ее селективной сборке, может быть сокращен на 25 % или более, исходя из расчета. 5. Допуск на поступательные перемещения одного из элементов пары в направлении, перпендикулярном общей образующей начальных конусов, F²ino = F²izo. 6. Допуск F²iåo на колебание измерительного межосевого угла пары за полный цикл принимается для диаметра, равного полусумме средних делительных диаметров шестерни и колеса. 2.8. Комплексы показателей точности в соответствии с пп. 2.1, 2.2 и 2.3 и показатели, обеспечивающие гарантированный боковой зазор, устанавливаются изготовителями передач. Каждый установленный комплекс показателей точности, используемый при контроле передачи, является равноправным с другим. При сравнительной (например, расчетной) оценке влияния точности передач на их эксплуатационные качества, предпочтительными для всех видов передач являются функциональные показатели F¢ior, fzzor, fzkor и относительные размеры суммарного пятна контакта или его отклонения Fsir и Fshr. 2.9. Непосредственный контроль зубчатых колес и передач по всем показателям установленного комплекса не является обязательным, если изготовитель существующей у него системой контроля точности производства гарантирует выполнение соответствующих требований настоящего стандарта. Погрешности, вносимые при использовании в качестве измерительных баз поверхностей, имеющих неточность формы и расположения относительно рабочей оси вращения (например, поверхности отверстия зубчатого колеса, ось которого может не совпадать с рабочей осью), должны быть компенсированы уменьшением производственного допуска или учтены при установлении точности передачи. Таблица 6 Нормы
кинематической точности
Примечания: 1. Fpk - допуск на накопленную погрешность k шагов. 2. При отсутствии специальных требований допуск Fpk назначается для длины дуги средней делительной окружности, соответствующей 1/6 части числа зубьев зубчатого колеса (или дуги, соответствующей ближайшему большему числу зубьев). 3. Допуск Fp = Fpk при k = z/2 (или ближайшему большему числу). Таблица 7 Нормы
плавности работы
Примечания: 1. Принятые обозначения: fpt - предельные отклонения шага; fiåo - допуск на колебание измерительного межосевого угла на одном зубе; fc - допуск на погрешность обката зубцовой частоты. 2. При установлении допуска на разность любых шагов fvpt в пределах зубчатого колеса взамен предельных отклонений шага его значение не должно превышать 1,6 [fpt]. 3. Допуск fiåo на колебание измерительного межосевого угла на одном зубе подсчитывается для диаметра, равного полусумме средних делительных диаметров колеса и шестерни. 4. Для зубчатых колес конических и гипоидных передач с номинальным углом профиля a, не равным 20° величины допусков f²iåo (табл. 7 и fAM табл. 8) умножаются на отношение . Таблица 8 Нормы
плавности работы
Примечания: 1. Принятое обозначение: ±fAM - предельные осевые смещения зубчатого венца. 2. Величины fAM относятся к немодифицированным передачам. Таблица 9 Нормы
плавности работы
Примечания: 1. Принятое обозначение: fzzo - допуск на циклическую погрешность зубцовой частоты в передаче. 2. При контроле передачи частота k принимается равной z - числу зубьев колеса. 3. Значения fzzo в табл. 9 даны для передач с эффективным коэффициентом осевого перекрытия ebe £ 0,45. При ebe > 0,45 допуск на циклическую погрешность зубцовой частоты в передаче принимается: при ebe св. 0,45 до 0,58 равным 0,6 fzzo; ebe св. 0,58 до 0,67 равным 0,4 fzzo; ebe св. 0,67 равным 0,3 fzzo, где fzzo - значения по табл. 9. Соотношение между эффективным ebe и номинальным eb коэффициентами осевого перекрытия, зависящее от степени точности передачи по нормам контакта, определяется по нижеследующим зависимостям: Степень точности 4 - 5 ebe = 0,7eb » » 6 - 7 ebe = 0,6ebe » » 8 ebe = 0,5ebe Таблица 10 Нормы
плавности работы
Примечание. Принятые обозначения: fzk - допуск на циклическую погрешность зубчатого колеса; fzk0 - допуск на циклическую погрешность передачи. Таблица 11 Нормы
контакта зубьев в передаче
Примечания: 1. ±fa - предельные отклонения межосевого расстояния. 2. Табличные значения fa установлены для передач без продольной модификации зубьев. Для передач с продольной модификацией величина fa устанавливается независимо от значений, указанных в табл. 11. Эти значения могут быть вычислены по формуле, приведенной в справочном приложении 3. 3. Для гипоидных передач выбор производится по среднему конусному расстоянию колеса передачи. Таблица 12 Нормы
контакта зубьев в передаче
Примечание. Принятые обозначения: Fsl - предельные отклонения относительных размеров суммарного пятна контакта по длине (для модифицированных зубьев). Fsh - предельные отклонения относительных размеров суммарного пятна контакта по высоте (для модифицированных зубьев). 3. НОРМЫ БОКОВОГО ЗАЗОРА3.1. Величины гарантированного бокового зазора jnmin для передач с различными видами сопряжений устанавливаются независимо от степеней точности и их комбинирования по табл. 13. 3.2. Гарантированный боковой зазор в передаче обеспечивается выбором предельного отклонения межосевого угла передачи (Еå), наименьшего отклонения средней постоянной хорды зубьев шестерни и колеса () и допусков на них. В справочном приложении 4 приводятся значения указанных показателей. 3.3. Допуск на боковой зазор Тjn настоящим стандартом не регламентируется. Таблица 13 Нормы
бокового зазора
Примечания: 1. jnmin - гарантированный боковой зазор. 2. Для ортогональных передач jnmin определяют непосредственно из табл. 13 по значениям R; для неортогональных передач jnmin определяют по расчетной величине
где d1 и d2 - углы делительных конусов соответственно шестерни и колеса. 3. Для гипоидных передач выбор jnmin проводится по среднему конусному расстоянию колеса. ПРИЛОЖЕНИЕ 1СправочноеПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ОБОЗНАЧЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ1. Кинематическая погрешность передачи Разность между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота ведомого зубчатого колеса передачи. Выражается в линейных величинах длиной дуги его средней делительной окружности (черт. 1)
где z1 - число зубьев ведущего зубчатого колеса; z2 - число зубьев ведомого зубчатого колеса; j1 - действительный угол поворота ведущего зубчатого колеса; j2 - действительный угол поворота ведомого зубчатого колеса; j3 - номинальный угол поворота ведомого зубчатого колеса. Черт. 1 2. Наибольшая кинематическая погрешность передачи F¢ior Наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности передачи за полный цикл изменения относительного положения зубчатых колес (т.е. в пределах числа оборотов колеса, равного частному от деления числа зубьев шестерни на общий наибольший делитель чисел зубьев обоих зубчатых колес передачи). 3. Допуск на кинематическую погрешность передачи F¢io 4. Кинематическая погрешность зубчатого колеса Разность между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота зубчатого колеса на его рабочей оси, ведомого точным (идеальным) зубчатым колесом при точном взаимном положении осей вращения этих колес. j2 - угол поворота зубчатого колеса; х - общий наибольший делитель чисел зубьев z1 и z2 соответственно шестерни и колеса. Черт. 2 Выражается в линейных величинах длиной дуги средней делительной окружности. Примечание. Под рабочей осью зубчатого колеса понимается ось, вокруг которой оно вращается в передаче. 5. Наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса F¢ir. Наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности зубчатого колеса в пределах его полного оборота (черт. 3). Черт. 3 6. Допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса F¢i 7. Накопленная погрешность k шагов Fpkr Кинематическая погрешность зубчатого колеса при номинальном его повороте на k целых угловых шагов, k - целое число в пределах от 2 до z/2 (см. примечание 2 к табл. 6) (черт. 4) Черт. 4 8. Допуск на накопленную погрешность k шагов Fpk 9. Накопленная погрешность шага по зубчатому колесу FPr Наибольшая алгебраическая разность значений накопленных погрешностей, найденных для всех значений k в пределах от 2 до z/2. 10. Допуск на накопленную погрешность шага по зубчатому колесу Fp. 11. Биение зубчатого венца Frr Наибольшая в пределах зубчатого колеса разность расстояний от его рабочей оси до элемента нормального исходного контура (одиночного зуба или впадины), наложенного на профили зубьев зубчатого колеса. Определяется в направлении, перпендикулярном образующей делительного конуса зубчатого колеса примерно на среднем конусном расстоянии. 12. Допуск на биение зубчатого венца Fr Составляющая кинематической погрешности зубчатого колеса, определяемая при вращении его на технологической оси и при исключении циклических погрешностей зубцовой частоты и кратных ей более высоких частот. Примечания: 1. Под технологической осью зубчатого колеса понимается ось, вокруг которой оно вращается в процессе окончательной механической обработки зубьев по каждой из их сторон. 2. Погрешность обката может определяться как погрешность кинематической цепи деления зубообрабатывающего станка. 14. Допуск на погрешность обката Fc 15. Колебание измерительного межосевого угла пары (измерительной пары): за полный цикл F²iåor (за полный оборот зубчатого колеса) (F²iår) на одном зубе f²iåor (f²iår) Разность наибольшего и наименьшего измерительных межосевых углов за полный цикл (за оборот колеса) изменения относительного положения зубчатых колес (см. п. 2) пары (измерительной пары) при беззазорном их зацеплении или соответственно на один угловой шаг. Определяется как линейная величина на среднем конусном расстоянии (черт. 5). 16. Допуск на колебание измерительного межосевого угла пары (измерительной пары): за полный цикл F²iåo (за оборот зубчатого колеса) (F²iå) на одном зубе f²iåo (f²iå) Черт. 5 17. Колебание относительного положения зубчатых колес пары (измерительной пары) по нормали: за полный цикл F²inor (за оборот зубчатого колеса) (F²inr) на одном зубе f²inor (f²inr). Наибольшая разность положений одного из элементов пары (измерительной пары) относительно другого в направлении, перпендикулярном плоскости, проходящей через общую образующую начальных конусов и касательную к ним (черт. 6) Черт. 6 18. Допуск на колебание относительного положения зубчатых колес пары (измерительной пары) по нормали: за полный цикл F²ino (оборот зубчатого колеса) (F²in) на одном зубе f²ino (f²in) 19. Колебание бокового зазора в передаче Fvjr Разность между наибольшим и наименьшим боковыми зазорами в передаче за полный цикл изменения относительного положения зубчатых колес (см. п. 2). 20. Допуск на колебание бокового зазора в передаче Fvj 21. Циклическая погрешность передачи fzkr Удвоенная амплитуда гармонической составляющей кинематической погрешности передачи (черт. 7) Черт. 7 22. Допуск на циклическую погрешность передачи fzkо 23. Циклическая погрешность зубцовой частоты в передаче fzzor Циклическая погрешность в передаче с частотой повторения за оборот колеса, равной числу его зубьев. 24. Допуск на циклическую погрешность зубцовой частоты в передаче fzzo. 25. Циклическая погрешность зубчатого колеса fzkr Удвоенная амплитуда гармонической составляющей кинематической погрешности зубчатого колеса. 26. Допуск за циклическую погрешность зубчатого колеса fzk 27. Погрешность обката зубцовой частоты fcr Составляющая кинематической погрешности зубчатого колеса зубцовой частоты и кратных ей более высоких частот, определяемая при вращении колеса на технологической оси при исключении влияния погрешности производящей поверхности инструмента (см. п. 13). Примечание. Погрешность обката зубцовой частоты может определяться как погрешность кинематической цепи обката зубообрабатывающего станка. 28. Допуск на погрешность обката зубцовой частоты fc 29. Отклонение шага fPtr Кинематическая погрешность зубчатого колеса при его повороте на один номинальный угловой шаг. 30. Предельные отклонения шага: верхнее +fPt нижнее -fPt 31. Осевое смещение зубчатого венца fAMr Величина смещения зубчатого венца вдоль его оси при монтаже передачи от положения, при котором характеристики зацепления (плавность работы, пятно контакта) являются наилучшими, установленными при обкаточном контроле пары (черт. 8) 32. Предельные осевые смещения зубчатого венца ± fAM Черт. 8 33. Суммарное пятно контакта Часть активной боковой поверхности зуба зубчатого колеса, на которой располагаются следы прилегания зубьев парного зубчатого колеса в собранной передаче после вращения под нагрузкой, устанавливаемой конструктором. Примечание. Определяются относительные размеры суммарного пятна контакта в процентах: по длине зуба - отношение расстояния между крайними точками следов прилегания к длине зуба; по высоте зуба - отношение средней высоты следов прилегания к средней высоте зуба соответствующей активной боковой поверхности. 34. Отклонения относительных размеров суммарного пятна контакта: по длине Fslr по высоте Fshr Алгебраическая разность между действительным и номинальным относительными размерами суммарного пятна контакта (черт. 9) I - наибольший предельный размер пятна контакта; II - номинальный размер пятна контакта; III - наименьший предельный размер пятна контакта Черт. 9 35. Предельные отклонения относительных размеров суммарного пятна контакта: по длине ±Fsl по высоте ±Fsh 36. Суммарная зона касания Суммарное пятно контакта, полученное при легком торможении ведомого зубчатого колеса пары, обеспечивающем непрерывное контактирование сопряженных зубьев на контрольно-обкатном станке. 37. Предельные отклонения относительных размеров суммарной зоны касания: по длине ±F¢sl по высоте ±F¢sh 38. Отклонения межосевого угла передачи Eår Разность между действительным и номинальным межосевыми углами в передаче. Определяется на среднем конусном расстоянии в линейных величинах. 39. Предельные отклонения межосевого угла передачи ±Eå 40. Отклонение межосевого расстояния far Разность между действительным и номинальным межосевыми расстояниями в передаче. Примечание. В конических зубчатых передачах номинальное межосевое расстояние равно нулю. 41. Предельные отклонения межосевого расстояния ±fa 42. Гарантированный боковой зазор jnmin Наименьший предписанный боковой зазор. Определяется на среднем конусном расстоянии. 43. Допуск на боковой зазор Tjn 44. Наименьшее отклонение средней постоянной хорды зуба Наименьшее предписанное уменьшение постоянной хорды зуба, осуществляемое с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора. 45. Допуск на среднюю постоянную хорду зуба Разность предельных отклонений средней постоянной хорды зуба. 46. Наименьшее отклонение средней делительной толщины зуба по хорде Наименьшее предписанное уменьшение средней делительной толщины зуба, осуществляемое с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора. 47. Допуск на среднюю делительную толщину зуба по хорде Разность предельных отклонений средней делительной толщины зуба по хорде. ПРИЛОЖЕНИЕ 2СправочноеНоминальные относительные размеры суммарной зоны касания по длине и высоте зубьев и их предельные отклонения
ПРИЛОЖЕНИЕ 3СправочноеЗависимости предельных отклонения и допусков по нормам кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев от геометрических параметров зубчатых колес
Продолжение
F¢i = Fp + 1,15fc; Fvj = 1,36Fr; F²iå0 = 1,96Fr; f²iå0 = 1,96FPt;
jnmin = 0 для сопряжения Н, а для сопряжений Е, D, С, В, А величина jnmin = IT7 ¸ IТ11 соответственно, где IT - величина допуска соответствующего квалитета, определяемая в зависимости от расчетной величины Aфикт. = Rsin2d1, имитирующей межосевое расстояние цилиндрической зубчатой передачи. Примечания: 1. Принятые обозначения: d - средний делительный диаметр зубчатого колеса; тп - средний нормальный модуль; z - число зубьев зубчатого колеса; L - длина дуги средней делительной окружности; R - среднее конусное расстояние; d1 - угол делительного конуса шестерни; k - частота циклической погрешности fzk за оборот зубчатого колеса. 2. При расчете допусков значения d, mn, L, R принимаются как средние арифметические, а значения частот (k) как средние геометрические в интервале (геометрические параметры в миллиметрах, допуски и предельные отклонения - в микрометрах). 3. В табл. 5 стандарта внесены меньшие из величин Fr, подсчитанных по зависимостям 1 и 2 таблицы. 4. fzk и fzko подсчитаны для каждой степени точности при условных значениях Fr, соответствующих соседней более точной степени. 5. Величины fa в табл. 11 стандарта даны для передач без продольной модификации зубьев. Для передач с продольной модификацией зубьев fa могут быть подсчитаны по формуле: где Fsl - по табл. 12 стандарта, r1 и r2 - радиусы продольной кривизны сопряженных зубьев соответственно меньший и больший. Расчетные значения должны быть уменьшены до технологически достижимых и экономически оправданных значений. 6. Числовые значения допусков и предельных отклонений в стандарте округлены по рядам R20 и R40. ПРИЛОЖЕНИЕ 4СправочноеПОКАЗАТЕЛИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГАРАНТИРОВАННЫЙ БОКОВОЙ ЗАЗОР1. Показателями, определяющими гарантированный боковой зазор, являются: предельные отклонения межосевого угла передачи Eå (табл. 2) наименьшее отклонение средней постоянной хорды зубьев шестерни и колеса (табл. 3 и 4) допуски на них (табл. 5). 2. Предусматриваются пять видов допусков на боковой зазор, назначаемых в зависимости от биения зубчатого венца и обозначаемых буквами а, b, с, d и h. Рекомендуемые сочетания указанных видов допусков на боковой зазор с видами сопряжений приведены в табл. 1. Таблица 1
При выборе вида допуска на боковой зазор в сочетании с видом сопряжения, отличающимся от указанного в табл. 1, обозначение вида сопряжения передачи дополняется буквой, характеризующей вид допуска на боковой зазор. Обе буквы пишутся слитно. 3. Допуск в любых случаях не может устанавливаться меньше величин, соответствующих виду допуска на боковой зазор h по табл. 5. 4. При индивидуальном комплектовании пар допускается принимать действительную толщину зуба одного из зубчатых колес передачи за номинальную. Таблица 2 Предельные отклонения межосевого угла передачи Eå
Примечания: 1. В табл. 2 приведены значения Eå для ортогональных передач. Для неортогональных передач Es принимают равным половине jnmin, вычисленному в соответствии с указанием по п. 2 примечания к табл. 13 стандарта. 2. Для гипоидных передач выбор Eå производится по среднему конусному расстоянию колеса. 3. Предельные отклонения межосевого угла Eå могут назначаться односторонними или несимметричными (когда этому не препятствует конструкция узла, содержащего зубчатую передачу), без изменения поля допуска на межосевой угол. 4. Для зубчатых колес конических и гипоидных передач с номинальным углом профиля a, не равным 20°, величина предельного отклонения межосевого угла Eå определяется умножением табличных значений на отношение . Таблица 3 Наименьшее отклонение средней постоянной хорды зуба
Примечания: 1. Для определения величин при других степенях точности и видах сопряжений значения приведенные в табл. 3, умножаются на коэффициент K1, значения которого приведены в табл. 4. 2. При несимметричном допуске на межосевой угол (см. примечание 3 к табл. 2) значения , определяемые по табл. 3 и 4, должны быть скорректированы: при увеличении верхнего отклонения межосевого угла путем уменьшения величину (Eås -Еå) tga, где Eås - измененное верхнее предельное отклонение межосевого угла Eå - значение верхнего предельного отклонения межосевого угла по табл. 2 при уменьшении верхнего отклонения межосевого угла - путем увеличения на величину (|Eå| - |Еåi|) tga, где Еåi - измененное нижнее предельное отклонение межосевого угла. 3. Допускается сумму наименьших отклонений средней постоянной хорды зуба шестерни и колеса относить к одному из них. 4. При невозможности определить среднюю постоянную хорду зуба допускается значения наименьшего отклонения средней постоянной хорды зуба по табл. 3 и допуска на нее по табл. 5 относить к средней делительной толщине зуба по хорде с заменой обозначений и соответственно на и . 5. Значения , для зубчатых колес со средним делительным диаметром свыше 1600 мм, боковой зазор которых регулируется при монтаже передачи, настоящим положением не устанавливаются. 6. При измерении толщины зубьев на внешнем торце зубчатых колес наименьшее отклонение средней постоянной хорды зуба и допуск на нее (см. табл. 5) увеличиваются в отношении , где Re - внешнее конусное расстояние. Таблица 4 Коэффициенты для определения при степенях точности и видах сопряжений, отличающихся от 7-Н
Таблица 5 Допуск
на среднюю постоянную хорду зуба
СОДЕРЖАНИЕ
|