ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАШИНЫ РУЧНЫЕ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 12633-90
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Срок действия с 01.01.91 до 01.01.96 Настоящий стандарт распространяется на ручные пневматические машины вращательного действия (далее - машины) с непрерывным движением рабочего органа. Стандарт устанавливает обязательные требования, обеспечивающие измерение: давления сжатого воздуха, крутящего момента, частоты вращения, мощности и расхода воздуха. Стандарт не распространяется на ручные пневматические машины, предназначенные для горнорудных работ. 1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫОсновные параметры и размеры должны соответствовать установленным в стандартах или в технических условиях на машины конкретных видов и моделей. 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.2. Машины должны изготовляться в климатическом исполнении У категории размещения 1.1 по ГОСТ 15150 для работы при температуре окружающей среды от плюс 40 до минус 15 °С. 2.3. Сжатый воздух, подаваемый в машины, должен иметь чистоту не ниже 5-го класса по ГОСТ 17433. Сжатый воздух должен содержать масла с кинематической вязкостью 20-23 сСт при 50 °С и с температурой застывания не выше минус 15 °С. 2.4. Показатели надежности должны устанавливаться стандартами или техническими условиями на машины конкретных видов и моделей. 2.5. Отделка, цвет и фактура внешних поверхностей машины должны соответствовать контрольному образцу, утвержденному в установленном порядке. 2.2. Требования безопасности 2.2.1. Требования безопасности - по ГОСТ 17770; ГОСТ 12.2.010; ГОСТ 12.2.030; ГОСТ 12.4.026, разд. 1 и 2. 2.3. Комплектность 2.3.1. В комплект машин должны входить пластины, специальный инструмент и принадлежности в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на машины конкретных видов и моделей. 2.3.2. К каждой машине должен прилагаться паспорт по ГОСТ 2.601. 2.4. Маркировка 2.4.1. Каждая машина на видном месте должна иметь четко нанесенную маркировку, содержащую: наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; индекс машины; основные параметры (устанавливаются стандартами или техническими условиями на машины конкретных видов и моделей); обозначение стандарта на данную машину; год выпуска; порядковый номер машины по системе нумерации предприятия-изготовителя; климатическое исполнение и категория размещения машин по ГОСТ 15150. 2.5. Упаковка 2.5.1. Каждая машина с комплектующими изделиями и паспортом должна быть упакована в индивидуальную упаковку (коробка, ящик, футляр) .Упаковка должна предохранять машину, запасные части и комплектующие изделия от загрязнения, механических повреждений и воздействия влаги при транспортировании и хранении. Допускается производить групповую упаковку машин и упаковку машин в многооборотную тару. Паспорт машины должен быть упакован во влагонепроницаемый материал. 3. ПРИЕМКА3.1. Приемо-сдаточным испытаниям должна подвергаться каждая машина. При испытаниях должны быть проверены мощность, сдельный расход воздуха, а также параметры, указанные в стандартах и технических условиях на машины конкретных видов и моделей. 3.2. Периодические испытания следует проводить не реже одного раза в три года, за исключением испытаний по определению вибрационной и шумовой характеристик, которые должны проводиться не реже одного раза в год. Количество образцов, подвергающихся испытаниям, должно быть не менее трех. 3.3. При периодических испытаниях должны быть проверены следующие параметры и характеристики: номинальное давление сжатого воздуха - по п. 4.2.1; крутящий момент - по п. 4.3.1; частота вращения - по п. 4.3.2; мощность - по п. 4.4.1; удельный расход воздуха - по п. 4.5.4; вибрационная и шумовая характеристики - по п. 4.12; надежность - по п. 4.8; габаритные размеры - по п. 4.9; масса - по п. 4.10; внешний вид - по п. 4.11. 3.4. Испытания на надежность должны проводиться по программе, установленной стандартами или техническими условиями на машины конкретных видов и моделей. 3.5. Результаты испытаний следует оценивать в соответствии со стандартами, регламентирующими нормы и методы определения характеристик машин. 4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ4.1. Общие требования 4.1.1. Испытания машин должны проводиться методами, предусмотренными настоящим стандартом, стандартами или техническими условиями на машины конкретных видов и моделей с использованием аттестованных средств измерений. Схема расположения средств измерений в системе подвода сжатого воздуха к машине представлена в рекомендуемом приложении. 4.1.2. Испытания должны проводиться при следующих нормальных условиях: атмосферное давление от 0,088 до 0,108 МПа (0,9 до 1,1 кгс/см2); температура окружающей среды (20 ± 2) °С; относительная влажность среды (65 ± 5) %; температура сжатого воздуха (20 ± 5) °С. В случае отклонения условий испытаний от указанных они должны быть отражены в протоколе испытаний. 4.1.3. Длина воздухоподводящего рукава от точки измерения давления до машины должна быть от 3 до 5 м. 4.1.4. Испытания должны проводиться при эксплуатационном номинальном давлении сжатого воздуха: 0,63 МПа (6,3 кгс/см2) - для машин, эксплуатируемых при давлении 0,63 МПа (6,3 кгс/см2); 0,5 МПа (5,0 кгс/см2) - для машин, эксплуатируемых при давлении 0,5 МПа (5,0 кгс/см2). 4.1.5. Класс точности средств измерений следует выбирать исходя из допускаемых погрешностей измеряемых параметров, указанных в настоящем стандарте и в стандартах или технических условиях на машины конкретных видов и моделей. 4.2. Измерение давления сжатого воздуха 4.2.2. Скорость воздуха в зоне давления не должна превышать 15 м/с. Для получения в точке измерения давления при этой скорости и сглаживания пульсации давления следует между трубопроводом и входом в машину поместить ресивер. Расположение ресивера в системе подвода сжатого воздуха к машине и расчет его минимального сечения приведен в рекомендуемом приложении. 4.2.3. Патрубок, подающий сжатый воздух из магистрали в ресивер и наконечник манометра должны быть расположены так, чтобы струя воздуха не попадала на наконечник манометра. Для этого в ресивер за входным патрубком следует установить дефлектор. 4.2.4. Перед началом испытаний следует убедиться, достаточна ли пропускная способность системы подвода сжатого воздуха к машине. С этой целью в ресивер следует подавать сжатый воздух до получения заданного давления. Затем постепенно увеличивать расход сжатого воздуха до максимального, предусмотренного для данной системы, при этом показания манометра не должны изменяться в течение всего периода работы более чем на 0,5 % 4.3. Измерение крутящего момента и частоты вращения 4.3.2. Частоту вращения измеряют тахометрами по ГОСТ 21339 или другими средствами измерения с относительной погрешностью измерения не более ± 2 %. Относительная погрешность при приемо-сдаточных испытаниях не более ± 3 %. 4.4. Измерение мощности 4.4.1. Мощность определяют по формуле:
где N - мощность, Вт; М - крутящий момент, Н × м; п - частота вращения, с-1 (об/мин). Мощность определяют для каждой пары значений крутящего момента и частоты вращения вала. Строят кривую зависимости мощности от частоты вращения вала. Эта кривая позволяет определить частоту вращения вала при максимальной мощности. Затем при этой частоте вращения осуществляют не менее трех измерений крутящего момента, вычисляют значения мощности и определяют номинальную мощность как среднее значение измерений максимальной мощности. При приемо-сдаточных испытаниях определяют значения параметров, указанные в п. 2.1, прямыми или косвенными методами. 4.5. Измерение расхода воздуха 4.5.1. Измерение расхода воздуха должно производиться расходомерами на стороне входа сжатого воздуха в машину. 4.5.2. Расход воздуха должен измеряться под нагрузкой одновременно с измерением крутящего момента при частоте вращения, соответствующей максимальной мощности. 4.5.3. Расход воздуха должен быть выражен в виде объемного расхода при нормальных условиях, указанных в п. 3.1.2. Если состояние сжатого воздуха в период испытаний отличается от нормального, при котором проводилась колибровка расходомера, следует полученное значение расхода скорректировать для приведения к нормальным условиям по формуле:
где qнорм - расход воздуха при нормальных условиях, м3/мин; qисп - расход воздуха в условиях испытаний, м3/мин; Pкал - абсолютное давление при калибровке расходомера, МПа; Pнорм - абсолютное давление при нормальных условиях, МПа; Тнорм - абсолютная температура при нормальных условиях, °С; Ткал - абсолютная температура при калибровке расходомера, °С. Предельно допустимая погрешность при измерении расхода воздуха не более ± 5 %. 4.5.4. Удельный расход воздуха определяют по формуле:
где qуд - удельный расход воздуха, м3 × мин-1 × Вт-1; q - расход воздуха; N - мощность. 4.6. Измерение температуры Температуру измеряют термометрами с относительной погрешностью измерения не более ± 1 %. Относительная погрешность измерений при приемо-сдаточных испытаниях не более ± 2 %. 4.7. Методы испытаний по определению вибрационной и шумовой характеристик устанавливаются стандартами или техническими условиями на машины конкретных видов и моделей. 4.9. Абсолютная погрешность при измерении габаритных размеров - не более ± 1 мм. Результаты определения шумовой и вибрационной характеристик - по ГОСТ 12.2.030 и ГОСТ 16519. 5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ5.1. Транспортирование машин - в закрытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного типа. 5.2. Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192. 5.3. Консервация машин - по ГОСТ 9.014. После консервации впускные отверстия должны быть закрыты. 5.4. Условия хранения - по группе 1 ГОСТ 15150. 6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ6.1. Изготовитель гарантирует соответствие машин требованиям настоящего стандарта, стандартов или технических условий на машины конкретных видов при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения. 6.2. Гарантийный срок эксплуатации машин устанавливается в стандартах или технических условиях на машины конкретных видов и моделей. ПРИЛОЖЕНИЕ
|
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта, подпункта |
ГОСТ 2.601-68 |
|
ГОСТ 23676-79 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные параметры и размеры.. 1 5. Транспортирование и хранение. 5 Приложение Схема расположения средств измерений в системе подвода сжатого воздуха к машине. 5 |