ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Срок действия с 01.07.80 до 01.07.90 Настоящий стандарт устанавливает метод контроля уровней шума на рабочих местах, в зонах пребывания экипажа и пассажиров (далее - местах нахождения людей) морских и речных судов всех типов и назначений. Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 5710-86 приведена в приложении 2. (Измененная редакция, Изм. № 2). 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСерийные суда при отсутствии существенных отличий, влияющих на шумовые характеристики, подвергаются контролю по требованию органов надзора. Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена средним квадратическим отклонением результата измерения. 1.2. Контроль выполняют с целью проверки соответствия уровней шума в местах нахождения людей требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и действующим санитарным нормам. Если по результатам испытаний на судне обнаружено превышение действующих норм, проводят специальные измерения в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923. 1.3. В качестве контролируемых шумовых характеристик устанавливают уровень звука LA, дБ × А, и уровни звуковых давлений L, дБ, в октавных полосах со средними геометрическими частотами от 63 до 8000 Гц. Эквивалентный уровень звука LA экв, дБ А определяют при необходимости по ГОСТ 12.1.050-86. На серийных судах допускается в качестве основной измеряемой величины принимать уровень звука LA , дБ × А. Допускается измерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах со средними геометрическими частотами от 50 до 10000 Гц. Для сравнения с допустимыми нормами уровни звукового давления в октавных полосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавных полосах частот. 1.1-1.3. (Измененная редакция, Изм. № 2). 2. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ2.1. Аппаратура 2.1.1. Для проведения акустических измерений следует применять шумомеры по ГОСТ 17187-81 и октавные фильтры по ГОСТ 17168-82. Допускается применение другой измерительной и регистрирующей аппаратуры при соответствии электроакустической характеристики требованиям ГОСТ 17187-81. Измерительная аппаратура должна соответствовать 1 или 2-му классу точности. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2). 2.1.2. Перед началом и после окончания измерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами для внесения поправки в результаты измерений. (Измененная редакция, Изм. № 2). 2.2. Условия проведения измерений 2.2.1. В зависимости от назначения судна контроль шума должен производиться на основном спецификационном режиме: режиме полного хода (ходовом режиме при спецификационной частоте вращения главных двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95 % от спецификационной частоты вращения); производственном режиме. 2.2.2. Измерения на ходовом режиме следует производить при движении судна прямым курсом (максимальное отклонение руля ± 3°), при волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для судов водоизмещением свыше 5000 т, при полной загрузке судна или в балласте. 2.2.3. На судах технического и промыслового флота измерения следует выполнять на ходовом и производственном режиме при спецификационных условиях. В производственных помещениях и на рабочих местах на открытых палубах измерения выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050-86. Во время проведения измерений следует исключить помехи непроизводственного характера (разговоры, музыка, стук и т. п.); уровень производственных помех учитывается в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75. Поправки для учета уровня помех приведены в приложении 1. 2.2.5. В рулевых, штурманских и радиорубках при измерениях должно быть включено электрорадионавигационное оборудование. Допускается проводить измерения с открытым с подветренной стороны дверями и иллюминаторами, если это обычно принято. На крыльях ходового мостика измерения проводят с подветренного борта. 2.2.1-2.2.5. (Измененная редакция, Изм. № 2). 2.2.6. На рабочих местах в трюмах и на открытой палубе при измерениях должна быть включена система вентиляции трюмов. (Введен дополнительно, Изм. № 2). 2.3. Проведение измерений 2.3.1. В машинных отделениях шум измеряют на основных, рабочих местах, в зонах обслуживания двигателей, механизмов и устройств энергетической установки судна, а также в районах основных источников шума. (Измененная редакция, Изм. № 2). 2.3.2. В зонах обслуживания главных и вспомогательных двигателей точки измерений должны быть расположены с двух сторон двигателей в средней их части на расстоянии 1 м от излучающей поверхности двигателей на каждом ярусе, а также у воздухозаборного устройства двигателей. При наличии двух или более двигателей и расстоянии между ними меньше 2 м измерения производятся между двигателями 2.3.3. В машинных отделениях площадью до 15 м2 измерения выполняются не менее, чем в двух точках, расположенных в средней части между двигателем и бортами. 2.3.4. В изолированных постах управления, производственных и служебных помещениях измерения выполняют на рабочих местах и в центре этих помещений. 2.3.5. В жилых, общественных и медицинских помещениях площадью до 30 м2 измерения выполняют в центре помещения, а при площади свыше 30 м2 - в точках с интервалами не более 7 м. Если предварительными измерениями в помещении обнаружены зоны, в которых уровень звука превосходит измеренный в указанных точках более чем на 10 дБ × А особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека, выполняют контроль в этих зонах и зоне с максимальным значением шумовых характеристик. 2.3.6. В зонах отдыха (на спортивных площадках и открытых палубах жилой надстройки) измерения проводят в средней части зоны и в наиболее шумной точке, которую находят предварительными измерениями уровня звука. 2.3.7. При проведении измерений микрофон следует располагать на высоте 1,5 м от настила и на расстоянии 1 м от ограждающих поверхностей (борты, переборки, цистерны и т.п.), предметов насыщения (механизмы, агрегаты и др. устройства) и на расстоянии 0,5 м от человека, проводящего измерения. Если расстояние между ограничивающими поверхностями менее 2 м, точку измерения выбирают на половине этого расстояния. При измерениях на открытых палубах в случае необходимости микрофон должен иметь противоветровую защиту, при этом в результаты измерений должны быть внесены коррективы в соответствии с частотной характеристикой примененного противоветрового устройства. 2.3.8. При измерении уровней шума у выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, систем вентиляции и кондиционирования воздуха микрофон устанавливают вне потока газа или воздуха на расстоянии 1,0 м от кромки отверстия под углом 30° к оси потока. 2.3.9. При измерениях шумомер должен быть включен в положение «медленно», при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при колебаниях стрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению. 2.3.3-2.3.9. (Измененная редакция, Изм. № 2). 3. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ3.1. Результаты измерений шума сопоставляют с допустимыми его уровнями. (Измененная редакция, Изм. № 2). 3.1.1. (Исключен, Изм. № 2). 3.2. Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим: наименование и тип судна; номер проекта и порядковый номер в серии; наименование организации-проектанта и завода-строителя; год постройки судна, порт приписки; дату проведения испытаний; наименование организации и фамилии операторов, производивших измерения; данные о районе проведения испытаний, глубине, силе ветра, состоянии моря (реки, озера); информацию о загрузке судна; сведения о режиме работы судна, энергетической установки (нагрузка и частота вращения главных двигателей, частота вращения винта, работающие дизель-генераторы), технологического и рефрижераторного оборудования; перечень измерительной аппаратуры (наименование, тип, дату госповерки); оценку соответствия уровней шума действующим нормативам; дополнительные данные (отступления от программы, наличие тональных или импульсных шумов и т. п.). К протоколу прилагают таблицу с указанием мест, точек и результатов измерений. (Измененная редакция, Изм. № 2). 3.3. Протокол испытаний является составной частью приемного акта судна. 3.4. (Исключен, Изм. № 2). ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
Разность между уровнем шума и уровнем помех, дБ |
Поправки к результатам измерений, дБ |
10 и выше |
0 |
6-9 |
- 1 |
4-5 |
- 2 |
3 |
-3 |
ГОСТ 12.1.020-79 |
СТСЭВ 5710-86 |
||
Пункт |
Содержание требований |
Пункт |
Содержание требований |
1.1 |
Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена средним квадратическим отклонением результата измерения |
- |
- |
(Введено дополнительно, Изм. № 2).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством Морского флота СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.И. Зинченко, канд. техн. наук; А.Г. Ельник, канд. техн. наук; ВМ. Спиридонов, канд. техн. наук; Г.Д. Изак, канд. техн. наук; Д.И. Лазаренко, д-р мед. наук; МЛ. Леонов; Е.И. Сергеев, канд. физ.-мат. наук (руководитель темы); О.В. Гладкова; O.K. Кубяк, канд. мед. наук; И.И. Вареников
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.08.79 № 3163
3. Срок проверки - 1989 г. Периодичность проверки - 5 лет
4. Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 5710-86.
5. В стандарт введен международный стандарт ИСО 2923-75.
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ИСО 2923-75 |
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 1988 г.) с ИЗМЕНЕНИЯМИ № 1, 2, утвержденными в июле 1985 г., октябре 1987 г. (ИУС № 10-85,1-88).
СОДЕРЖАНИЕ