СТП 002-95 СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ Система обеспечения качества при реконструкции Москва Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Научно-техническим центром Корпорации «Трансстрой» при участии институтов Союздорнии и ПКТИтрансстрой. ВНЕСЕН Научно-техническим центром Корпорации «Трансстрой». 2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Корпорацией «Трансстрой» распоряжением от 20 октября 1995 г. № МО-238. 3. СОГЛАСОВАН специализированными фирмами «Транспроект», «Автодорстрой», «Мостострой» Корпорации «Трансстрой» и Инспекцией по контролю качества изготовления и монтажа мостовых конструкций 4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Утвержден и введен в действие Корпорацией «Трансстрой» распоряжением от 20.10.95 № МО-238 Дата введения 1995-11-01 1. Область примененияНастоящий стандарт содержит положения Системы обеспечения качества проектных строительно-монтажных работ. Стандарт распространяется на работы по реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги и может быть использован на других объектах. 2. Общие положения2.1 Настоящий стандарт устанавливает основные положения Системы обеспечения качества (СОК) проектных и строительно-монтажных работ при реконструкции Московской кольцевой автодороги (МКАД). Создаваемая система обеспечения качества может быть использована на других объектах, на которых Корпорация «Трансстрой» выступает в качестве генерального подрядчика (подрядчика), с необходимыми изменениями, вытекающими из структуры работ. 2.2 СОК Корпорации «Трансстрой» является дополнением к установленным государством формам и методам контроля качества в строительстве и не заменяет их. 2.3 СОК предусматривает достижение высокого технического уровня строительной продукции и реализацию требований генерального контракта на реконструкцию МКАД путем: научного сопровождения на всех стадиях проектирования и строительства МКАД; конкурсного выбора организаций-исполнителей по проектированию, строительно-монтажным работам, научному сопровождению проектирования и строительства; периодического проведения инспекционного контроля качества проектных и строительно-монтажных работ в рамках СОК; использования системы взаимных контрактных (договорных) обязательств участников инвестиционного процесса. 2.4 СОК разработана на основе стандартов ИСО 9000, в которых отражен международный опыт по управлению качеством, нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации, положений генерального контракта на реконструкцию МКАД, а также опыта управления качеством, накопленного Корпорацией «Трансстрой». 2.5 Настоящий стандарт реализуется путем включения его положений в контракты (договоры), связанные с реконструкцией МКАД, или путем ссылок на настоящий стандарт в указанных контрактах (договорах). 2.6 Система обеспечения качества реконструкции МКАД охватывает участников инвестиционного процесса, работающих на основе контрактов (договоров): генерального контракта - контракт Заказчика с Корпорацией «Трансстрой», договора Корпорации «Трансстрой» с проектной организацией - ответственным исполнителем по проектированию, договора Корпорации «Трансстрой» со строительной организацией - ответственным исполнителем по строительству, договора ответственного исполнителя по строительству с субподрядными организациями, договора ответственного исполнителя по проектированию с субподрядными организациями, договор Корпорации «Трансстрой» с ответственным исполнителем по инспекционному контролю. договоров Корпорации «Трансстрой», проектных и строительных организаций с научно-исследовательскими институтами по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства. 2.7 В договорах, являющихся основными документами, которые определяют правовые и финансовые взаимоотношения между заказчиком и исполнителями, должны быть отражены: требования настоящего стандарта; требования к качеству выполняемых работ; требование к исполнителю о поддержании в рабочем состоянии (создании) собственной системы управления качеством, документально оформленной в качестве утвержденного стандарта предприятия. Выполнение указанного стандарта предприятия должно обеспечивать соблюдение требований норм и проектных решений; ответственность исполнителя за дефекты, возникшие по его вине в процессе строительства и эксплуатации. 2.8 Обеспечение финансирования Системы обеспечения качества работ Корпорации «Трансстрой», включая научно-техническое сопровождение проектирования и строительства МКАД, должно быть осуществлено из следующих источников: за счет сметы строительства, в том числе выделением необходимых средств отдельной строкой для научно-технического сопровождения; за счет средств Внебюджетного фонда НИОКР «Трансстрой», образованного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. № 315 «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ». 3. Функции участников Системы обеспечения качества3.1 Контроль качества проектных работ должен осуществляться: проведением производственного контроля качества самими проектными организациями; проведением инспекционного (экспертного) контроля качества в рамках СОК. 3.2 Контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться: проведением производственного контроля качества самими строительно-монтажными организациями; авторским надзором проектных организаций; проведением инспекционного контроля качества в рамках СОК. 3.3 Проектная организация - ответственный исполнитель по проектированию обеспечивает качество проекта (проектирования), требуемое договором и генеральным контрактом, путем организации и поддержания в рабочем состоянии собственной системы обеспечения качества, которая должна распространяться на приемку продукции субподрядных проектных организаций. 3.4 Строительная организация - ответственный исполнитель по строительству обеспечивает качество строительно-монтажных работ, требуемое генеральным контрактом и договором, путем организации и поддержания в рабочем состоянии собственной системы обеспечения качества, которая должна быть распространена на субподрядные строительные организации. 3.5 Научно-исследовательские институты обеспечивают по заказам участников инвестиционного процесса научно-техническое сопровождение на всех стадиях проектирования и строительства, а также оказывают всем участникам СОК (по отдельным договорам) помощь в разработке и внедрении собственных систем управления качеством (стандартов предприятий), в подготовке и аттестации кадров. При необходимости проведения целевых научных работ должны быть заключены отдельные договоры на проведение научно-исследовательских работ. 3.6 Инспекционный контроль качества проектных работ осуществляют независимые экспертные группы специалистов по следующим направлениям: земляное полотно, искусственные сооружения, план, профиль, обустройство земляного полотна, дорожная одежда, дорожно-строительные материалы. Корпорация «Трансстрой» создает Совет по качеству проектирования МКАД, который формирует указанные специализированные экспертные группы. 3.7 Специализированная фирма «Транспроект» передает отдельные проектные решения (по усмотрению фирм) на рассмотрение в соответствующие специализированные группы экспертов. 3.8 Специализированная фирма «Транспроект» рассматривает результаты работы экспертных групп, передает их в Совет по качеству проектирования МКАД, контролирует выполнение проектными организациями решений Совета. Совет по качеству проектирования МКАД рассматривает результаты работы экспертных групп не реже одного раза в квартал. 3.9 Специализированная фирма «Транспроект» должна учитывать результаты независимой экспертизы качества проектной документации при принятии решений об оплате выполненных работ, в том числе применять в установленном порядке штрафные санкции за допущенные дефекты. 3.10 Авторский надзор проектных организаций должен осуществляться в соответствии с требованиями главы СНиП 1.06.05-85 весь период строительства и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов. 3.11 Инспекционный контроль качества строительно-монтажных работ обеспечивает по заказу Корпорации «Трансстрой» независимая организация «Инспекция по контролю качества изготовления и монтажа мостовых конструкций» (далее по тексту - «Мостовая инспекция»). Мостовая инспекция осуществляет инспекционный контроль силами своих штатных сотрудников, а также создает для этого временные творческие коллективы из привлекаемых специалистов требуемого профиля. 3.12 Корпорация «Трансстрой» выдает по представлению Мостовой инспекции участникам инспекционных проверок специальные удостоверения, подтверждающие их полномочия. Корпорация «Трансстрой» предоставляет руководителю Мостовой инспекции и его заместителям право выдавать предписания о приостановке выполнения работ при выявлении критических дефектов, обязательные для исполнителей. 3.13 Инспекционный контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться на всех стадиях строительства путем: - проверки действенности в проверяемой организации системы управления качеством, включая наличие, обеспеченность и функционирование службы контроля качества, аттестацию лаборатории, наличие поверенного мерительного инструмента, укомплектованность квалифицированными кадрами, нормативно-правовое обеспечение, приборное обеспечение, полноту входного, операционного и приемочного контроля и их документального отражения. - проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля, - проверки эффективности авторского надзора проектных организаций, - выборочной проверки качества строительно-монтажных работ, включая соблюдение требуемой технологии выполнения работ и оснащенность необходимыми средствами механизации. 3.14 Специализированные фирмы «Автодорстрой» и «Мостострой» при участии Научно-технического центра оформляют ежегодно договоры Корпорации с Мостовой инспекцией на выполнение инспекционного контроля строительно-монтажных работ отдельно по объектам дорожного строительства (фирма «Автодорстрой») и мостостроения (фирма «Мостострой»). Номенклатура предприятий, объектов и видов работ, подлежащих инспекционному контролю, периодичность проверок, а также стоимость работ по инспекционному контролю качества строительно-монтажных работ должны быть определены в соответствующих договорах. 3.15 Мостовая инспекция при обнаружении критических дефектов информирует об этом соответствующую специализированную фирму Корпорации «Трансстрой» в течение суток после обнаружения дефекта. Степень тяжести обнаруженных дефектов (отступлений от проектных решений или неисполнения требований норм) определяется на основе Классификатора основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов, утвержденного Главной инспекцией Госархстройнадзора России 17.11.93. 3.16 Мостовая инспекция оформляет ежемесячно отчеты о результатах инспекционного контроля качества строительно-монтажных работ и передает их не позднее 10 числа следующего месяца специализированным фирмам «Автодорстрой» и «Мостострой» по закрепленным объектам соответственно. 3.17 Специализированные фирмы «Автодорстрой» и «Мостострой» рассматривают результаты инспекционных проверок не реже одного раза в месяц и несут ответственность за принятие оперативных мер по обеспечению высокого качества и технического уровня строительно-монтажных работ. 3.18 Специализированные фирмы «Автодорстрой» и «Мостострой» должны учитывать результаты инспекционных проверок качества строительно-монтажных работ при принятии решений об оплате выполненных работ, в том числе применять в установленном порядке штрафные санкции за допущенные дефекты. 3.19 Научно-технический центр определяет с привлечением специализированных фирм «Транспроект», «Автодорстрой» и «Мостострой» номенклатуру и объем работ по научному сопровождению проектирования и строительства при реконструкции МКАД, централизованно финансируемых Корпорацией, и оформляет договоры Корпорации с научно-исследовательскими организациями на их выполнение. 3.20 Научно-технический центр обеспечивает обобщение опыта применения настоящего стандарта и разрабатывает предложения по совершенствованию СОК, включая подготовку необходимых дополнений и изменений к настоящему стандарту. Ключевые слова: Система обеспечения качества, контракты (договора), контроль качества, авторский надзор, инспекционный надзор, Мостовая инспекция. |