ПР 50.2.002-94 ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОССТАНДАРТ РОССИИ ПРЕДИСЛОВИЕ РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России) ВНЕСЕНЫ Главным управлением технической политики в области метрологии и Главным управлением региональной политики и государственного надзора ПРИНЯТЫ Постановлением Госстандарта России от 08 февраля 1994 г. № 8. ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ Минюстом России 21.07.94 т. под № 641 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ ПР 50.2.002-94 ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ
Настоящий документ устанавливает порядок подготовки, проведения и оформления результатов государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм с целью защиты прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений и предназначен для органов государственной метрологической службы и государственных инспекторов по обеспечению единства измерений, а также для проверяемых предприятий. Государственный метрологический надзор осуществляется в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее - предприятиях) независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок выпуска, состояния и применения средств измерений, эталонов и соблюдения иных метрологических правил и норм. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Проверки соблюдения метрологических правил и норм проводятся на предприятиях, деятельность которых относится к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора в соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», а именно в сферах: здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда; торговых операций и взаимных расчетов между покупателем и продавцом, в том числе операций с применением игровых автоматов и устройств; государственных учетных операций; обеспечения обороны государства; геодезических и гидрометеорологических операций; банковских, налоговых, таможенных и почтовых операций; производства продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд; испытаний и контроля качества продукции в целях определения ее соответствия обязательным требованиям государственных стандартов и при обязательной сертификации продукции и услуг; измерений, проводимых по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, федеральных органов исполнительной власти; регистрации национальных и международных спортивных рекордов. Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга метрологический надзор может быть распространен и на другие сферы деятельности. 1.2. Основными задачами проверок являются: определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержденному типу; определение состояния и правильности применения средств измерений, в том числе эталонов, применяемых для поверки средств измерений; определение наличия и правильности применения аттестованных методик выполнения измерений; контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными документами по обеспечению единства измерений. 1.3. Проверки соблюдения метрологических правил и норм при осуществлении государственного метрологического надзора проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, действующие на соответствующих территориях (далее - государственные инспекторы). 1.4. В соответствии со статьей 20 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» государственные инспекторы вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения: посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений, применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (далее - средства измерений), независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов; поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу; проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений; использовать технические средства и привлекать персонал предприятия, на котором осуществляется проверка. 1.5. Проверки могут охватывать все области деятельности предприятия, относящиеся к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора, и могут быть целевыми, направленными на проверку соблюдения метрологических правил и норм в одной или нескольких областях деятельности предприятия, относящихся к одной или нескольким сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора. 1.6. Целевые проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорными органами. 1.7. По срокам проведения проверки соблюдения метрологических правил и норм могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными. Плановые проверки проводятся на предприятии не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы. Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции, контрольно-надзорных органов или других органов и организаций, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы в целях решения конкретных задач, связанных с выявлением и устранением отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием по результатам предыдущей проверки. Необходимость проведения повторной проверки может быть определена планом организационно-технических мероприятий, составленным по результатам первичной поверки. 2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК2.1. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий проверку, не позднее чем за 5 дней до ее начала информирует предприятие, на котором предполагается осуществить проверку (форма Уведомления - в приложении 1), о календарных сроках ее проведения, а также приглашает в случае необходимости представителей других контрольно-надзорных органов и проводит подготовительные работы, включающие: а) составление технического задания на проведение проверки, в котором указываются: вид проверки, цель, задачи и обоснование ее проведения, участники, календарные сроки (приложение 2). Техническое задание утверждается руководителем органа Государственной метрологической службы; б) ознакомление с содержанием стандартов, технических условий и других нормативных документов, содержащих метрологические правила и нормы, распространяющиеся на деятельность предприятия, подлежащую государственному метрологическому контролю и надзору. В случае отсутствия в органе Государственной метрологической службы необходимых документов они могут быть запрошены у контролируемого предприятия либо предварительно, либо в период проведения проверки; в) изучение материалов предыдущих проверок, проведенных на данном предприятии органами Государственной метрологической службы и другими контрольно-надзорными органами. Примечание: при отсутствии в органе Государственной метрологической службы материалов проверок, проведенных другими контрольно-надзорными органами, их изучение проводится на проверяемом предприятии; г) в случаях выпуска продукции для государственных нужд или продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также в случаях, когда показатели качества продукции должны отвечать обязательным требованиям государственных стандартов - выявление у основных потребителей претензий к эксплуатационным и потребительским свойствам этой продукции, качеству ее изготовления, уровню нормативно-технической документации и т.д.; д) привлечение по согласованию с соответствующими руководителями для проведения измерений, анализов, испытаний продукции и для участия в самой проверке специалистов и технических средств предприятий и организаций-изготовителей и потребителей продукции, других контрольно-надзорных органов, сертификационных центров и испытательных лабораторий; е) ознакомление участников проверки с ходом и результатами подготовки к проверке. 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК3.1. Руководитель проверки по прибытии на предприятие: а) предъявляет руководителю предприятия техническое задание на проведение проверки, выданное соответствующим органом Государственной метрологической службы; б) знакомит руководителя предприятия с целями и задачами проверки; в) уточняет перечень средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, и соответствующих им аттестованных методик выполнения измерений и другие данные, относящиеся к проверке; г) распределяет работу между участниками проверки; д) привлекает персонал предприятия к подготовке материалов, необходимых для проведения проверки. 3.2. Руководители проверок вправе требовать от руководителей проверяемых предприятий обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том числе представления участникам проверки необходимых для работы документов и материалов, а также справок, подтверждающих номенклатуру продукции, выпускаемой по контрактам для государственных нужд, технических средств, привлечения специалистов для проведения измерений, анализов, испытаний продукции и ответственных лиц предприятия с правом подписания протоколов измерений, испытаний, анализов, справок и т.д. 3.3. Участники проверки до ее начала: а) определяют конкретные объекты, подлежащие проверке; б) знакомятся с мерами, принятыми предприятием по результатам предыдущих проверок; в) выявляют наличие рекламаций на продукцию, поставляемую по контрактам для государственных нужд или подлежащую обязательной сертификации, а также рекламаций на продукцию, показатели качества которой должны соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов; г) знакомятся с протоколами и результатами метрологического контроля и надзора, осуществляемого службами предприятия. 3.4. При осуществлении государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, государственные инспекторы проверяют: - наличие и полноту перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору; - правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки средств измерений в соответствии с нормативной документацией; - наличие документа, подтверждающего право проведения поверки средств измерений силами метрологической службы данного юридического лица; - соответствие состояния средств измерений и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям; - наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений, основанных на средствах измерений, подлежащих поверке, в соответствии с ГОСТ 8.010; - наличие сертификата об утверждении типа средств измерений; - соответствие средств измерений утвержденному типу; - наличие документов, подтверждающих аттестацию лиц, осуществляющих поверку средств измерений, в качестве поверителей, органами Государственной метрологической службы; - наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке средства измерений, а также установление межповерочного интервала; - наличие лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений предприятием, занимающимся указанными видами деятельности, и соблюдение предприятием условий осуществления лицензируемой деятельности. 3.5. Проверка соблюдения метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, может быть полной, при которой надзору подвергаются все средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, соответствующие методики выполнения измерений, и иные метрологические правила и нормы, относящиеся к деятельности проверяемого предприятия, и выборочной. 3.6. При обнаружении нарушений все результаты проверки оформляются протоколами, содержащими исчерпывающую информацию о характере нарушений. 3.7. При выявлении нарушений государственный инспектор имеет право: - запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или несоответствующих утвержденному типу, а также неповеренных; - гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал; - при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации; - представлять предложения по аннулированию лицензий на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности; - давать обязательные Предписания (приложение 3) и устанавливать сроки устранения нарушения метрологических правил и норм; - составлять протоколы о нарушениях метрологических правил и норм для представления в соответствующие органы для наложения взысканий. 3.8. Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушениях метрологических правил и норм, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. 4. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение 4). В акте должно быть отражено состояние дел по всем вопросам, входящим в содержание проверки, и раскрыты причины выявленных нарушений метрологических правил и норм. Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет руководитель проверки и участники проверки. 4.2. Разделы акта состоят из текстовой части и таблиц. В зависимости от целей проверки акт может содержать все или некоторые из представленных таблиц, а также включать разделы, не предусмотренные настоящим документом. При положительных результатах проверки в соответствующем разделе акта вместо предусмотренных таблиц делают запись об отсутствии нарушений. К акту прилагаются протоколы и справки. 4.3. Акт подписывают все участники проверки, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения. При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает руководитель проверки. Участники проверки, а также представители проверяемого предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту. 4.4. Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем проверки. 4.5. Акт проверки передают проверенному предприятию, копии акта - соответствующему государственному органу власти по принадлежности, органу Государственной метрологической службы, проводившему проверку, представителям предприятий и организаций, участвовавшим в проверке, другим контрольно-надзорным органам (при осуществлении совместной проверки) и другим заинтересованным организациям и учреждениям не позднее пяти дней с момента подписания акта. Предписания направляются тем же организациям и предприятиям, что и акт проверки, вместе с актом проверки. 4.6. Руководитель проверенного предприятия на основе акта проверки и предписаний принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений. 4.7. Орган Государственной метрологической службы осуществляет контроль за выполнением предприятием предписаний путем проведения повторных проверок. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР5.1. В соответствии со статьей 21 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» органы Государственной метрологической службы и государственные инспекторы при осуществлении государственного метрологического надзора обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений. За невыполнение, ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государственных инспекторов могут быть обжалованы в суд. 5.3. В соответствии со статьей 22 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
___________________________________________________________________________ (наименование предприятия)
СОДЕРЖАНИЕ
|