На главную | База 1 | База 2 | База 3

Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти
(утв. постановлением Минтруда РФ от 5 июня 2002 г. № 39)

1. Общая часть

1.1. Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти (далее - нормативы численности) предназначены для определения и обоснования штатной численности работников указанных структурных подразделений, оптимального подбора, расстановки и использования кадров, правильного распределения работ между исполнителями, установления должностных обязанностей.

1.2. Нормативы численности содержат 3 раздела: общая часть, организация труда и нормативная часть. Кроме этого приводится пример расчета нормативной численности работников кадровой службы и бухгалтерии федерального органа исполнительной власти (приложение № 1).

1.3. Нормативы численности, приведенные в нормативной части сборника, установлены для наиболее распространенных организационно-технических условий выполнения работ кадровой службой и бухгалтерией.

1.4. В случаях, когда численность работников федерального органа исполнительной власти менее 100 человек, а курируемое количество подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс, менее 5, могут быть применены отраслевые и местные нормативы численности работников кадровой службы и бухгалтерии.

1.5. Нормативная численность работников кадровых служб охватывает структурные подразделения, обслуживающие центральный аппарат, персонал территориальных органов, подготовку и повышение квалификации персонала.

1.6. Нормативная численность работников бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти предусматривает выполнение работ по планированию и учету расходов центрального аппарата, сводному бухгалтерскому учету и отчетности, бухгалтерскому учету и отчетности территориальных органов исполнительной власти.

1.7. Для федеральных органов исполнительной власти к нормативам численности работников кадровой службы и работников бухгалтерии может применяться коэффициент, учитывающий сложность и объем выполняемых работ, равный 1,5.

1.8. В тех случаях, когда у федеральных органов исполнительной власти находится в подчинении более 100 подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс, к нормативам предельной численности работников может применяться коэффициент, равный 1,1.

2. Организация труда

2.1. Деятельность работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти регламентируется законодательством Российской Федерации, их должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти.

2.2. При распределении работ между работниками кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти следует учитывать их квалификацию, специализацию, что должно способствовать качественному и быстрому выполнению ими своих функций и заданий.

2.3. При применении Нормативов численности должны быть обеспечены безопасные условия и охрана труда работников и создан комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы кадровой службы и бухгалтерии в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и стандартами.

2.4. Площадь помещений, в которых располагаются кадровые службы и бухгалтерии федеральных органов исполнительной власти, должна соответствовать требованиям (СН 495-77), предусматривающим рациональное размещение мебели и оргтехники. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должна соответствовать требованиям, установленным санитарными нормами (18 - 20 °С).

2.5. При расстановке мебели в рабочих помещениях следует учитывать удобство подхода к каждому рабочему месту и обеспечение рациональных схем движения документов с учетом специализации исполнителей.

2.6. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 г. № 40, кассовое помещение должно быть изолированным. Окна кассового помещения оборудуются металлическими решетками. Двери кассового помещения в течение рабочего дня должны запираться внутренним замком. Для хранения денежных средств и других ценностей в кассовом помещении устанавливается металлический шкаф (сейф).

2.7. Работники бухгалтерии обязаны регулярно осуществлять инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности наличных средств и материальных ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

2.8. Режим труда и отдыха работников кадровых служб и бухгалтерий устанавливается исходя из распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных (трудоемких) из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается более высокая устойчивая работоспособность.

Режим труда и отдыха при работе с ПЭВМ должен организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

Виды трудовой деятельности разделяются на три группы:

группа А - работа по считыванию информации с экрана с предварительным запросом;

группа Б - работа по вводу информации;

группа В - творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

При выполнении в течение рабочего дня работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочего дня.

Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые определяются:

для группы А - по суммарному числу считываемых знаков; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену;

для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ за рабочий день, но не более 6 часов за день.

Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

Время регламентированных перерывов в течение рабочего дня следует устанавливать в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.

Продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.

При 8-ми часовом рабочем дне и работе на ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:

для I категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;

для II категории работ - через 2 часа от начала рабочего дня и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;

для III категории работ - через 1,5-2 часа от начала рабочего дня и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

Наряду с этим необходимо предусмотреть проведение физкультурных пауз продолжительностью 5-10 мин. за 1-1,5 часа до обеда и за 1-1,5 часа до окончания работы.

3. Нормативная часть

3.1. Нормативы предельной численности работников кадровых служб

Состав работ, выполняемых кадровой службой:

организация и координация работы по подбору и расстановке кадров;

осуществление персонального учета личного состава, ведение личных дел работников федеральных органов исполнительной власти;

учет, ведение, хранение и выдача трудовых книжек;

утверждение и ведение штатного расписания;

формирование кадрового резерва для замещения руководящих должностей структурных подразделений центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти;

консультирование работников центрального аппарата по вопросам, относящимся к кадровой службе;

организация проверки сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на работу в федеральный орган исполнительной власти;

организация и проведение совещаний-семинаров с работниками кадровой службы;

подготовка трудовых договоров, приказов о приеме и увольнении, поощрении работников центрального аппарата;

проведение аттестации работников;

участие в проведении конкурсов на замещение вакантных должностей;

подготовка необходимых документов и присвоение квалификационных разрядов работникам центрального аппарата;

организация работы по подготовке и переподготовке кадров, повышению квалификации руководящего состава;

координация работы по подбору и расстановке кадров подведомственных образовательных учреждений и организаций;

обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, касающегося кадровой политики;

рассмотрение писем, жалоб и заявлений граждан, по вопросам, относящимся к компетенции кадровой службы;

подготовка и представление материалов к награждению работников федерального органа исполнительной власти.

Нормативы предельной численности работников кадровых служб

Таблица 1

N
п.п.

Численность работников федеральных органов исполнительной власти, до

Количество подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс

5

25

50

75

100

1

2

3

4

5

6

7

1

100

5,7

-

-

-

-

2

150

6,3

-

-

-

-

3

200

6,9

-

-

-

-

4

250

7,4

-

-

-

-

5

300

7,9

-

-

-

-

6

350

8,5

8,7

-

-

-

7

400

9,0

9,2

-

-

-

8

450

9,5

9,7

-

-

-

9

500

10,0

10,2

-

-

-

10

550

10,6

10,8

11,0

-

-

11

600

11,1

11,3

11,5

-

-

12

650

11,6

11,8

12,1

12,3

-

13

700

12,2

12,4

12,6

12,8

-

14

750

12,7

12,9

13,1

13,4

-

15

800

13,2

13,4

13,7

13,9

14,2

16

850

13,8

14,0

14,2

14,4

14,7

17

900

14,3

14,5

14,7

15,0

15,2

18

950

14,8

15,0

15,3

15,5

15,7

19

1000

15,3

15,5

15,8

16,0

16,3

20

1050

15,9

16,1

16,3

16,6

16,8

21

1100

16,4

16,6

16,8

17,1

17,3

22

1150

16,9

17,1

17,4

17,6

17,9

23

1200

17,5

17,7

17,9

18,1

18,4

24

1250

18,0

18,2

18,4

18,7

18,9

25

1300

18,5

18,7

19,0

19,2

19,5

26

1350

19,1

19,3

19,5

19,7

20,0

27

1400

19,6

19,8

20,0

20,3

20,5

28

1450

20,1

20,3

20,6

20,8

21,0

29

1500

20,6

20,8

21,1

21,3

21,6

30

1550

21,2

21,4

21,6

21,9

22,1

31

1600

21,7

21,9

22,1

22,4

22,6

32

1650

22,2

22,4

22,7

22,9

23,2

33

1700

22,8

23,0

23,2

23,4

23,7

34

1750

23,3

23,5

23,7

24,0

24,2

35

1800

23,8

24,0

24,3

24,5

24,8

36

1850

24,4

24,6

24,8

25,0

25,3

37

1900

24,9

25,1

25,3

25,6

25,8

38

1950

25,4

25,6

25,9

26,1

26,3

39

2000

25,9

26,1

26,4

26,6

26,9

40

2050

26,5

26,7

26,9

27,2

27,4

41

2100

27,0

27,2

27,4

27,7

27,9

42

2150

27,5

27,7

28,0

28,2

28,5

43

2200

28,1

28,3

28,5

28,7

29,0

44

2250

28,6

28,8

29,0

29,3

29,5

45

2300

29,1

29,3

29,6

29,8

30,1

46

2350

29,7

29,9

30,1

30,3

30,6

47

2400

30,2

30,4

30,6

30,9

31,1

48

2450

30,7

30,9

31,2

31,4

31,6

49

2500

31,2

31,4

31,7

31,9

32,2

50

2550

31,8

32,0

32,2

32,5

32,7

51

2600

32,3

32,5

32,7

33,0

33,2

52

2650

32,8

33,0

33,3

33,5

33,8

53

2700

33,4

33,6

33,8

34,0

34,3

54

2750

33,9

34,1

34,3

34,6

34,8

55

2800

34,4

34,6

34,9

35,1

35,4

56

2850

35,0

35,2

35,4

35,6

35,9

57

2900

35,5

35,7

35,9

36,2

36,4

58

2950

36,0

36,2

36,5

36,7

36,9

59

3000

36,5

36,7

37,0

37,2

37,5

60

3050

37,1

37,3

37,5

37,8

38,0

61

3100

37,6

37,8

38,0

38,3

38,5

62

3150

38,1

38,3

38,6

38,8

39,1

3.2. Нормативы предельной численности работников бухгалтерий

Состав работ, выполняемых бухгалтерией:

контроль и учет финансово-экономических операций;

анализ финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности;

составление бухгалтерского отчета;

расчет заработной платы работников центрального аппарата;

учет основных фондов, материалов, денежных средств и других ценностей;

контроль за правильной постановкой бухгалтерского учета территориальных органов подразделений, служб федеральных органов исполнительной власти;

методическая помощь подведомственным организациям по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;

хранение бухгалтерских документов и дел до передачи в архив;

контроль за своевременным проведением инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей;

контроль за расходованием фонда оплаты труда;

контроль за соблюдением штатных расписаний, рациональным использованием административно-хозяйственных средств и других расходов;

контроль за списанием с бухгалтерского баланса недостач, потерь, дебиторской задолженности и других средств;

контроль за правильным списанием товарно-материальных ценностей;

учет распорядителей средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

ведение сводного реестра федеральных внебюджетных средств;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии бюджетных средств территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

подготовка отчетов об использовании доходов и расходов федерального бюджета;

разработка методических и инструктивных документов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции бухгалтерии;

ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета;

ведение лицевых счетов подведомственных территориальных органов.

Нормативы предельной численности работников бухгалтерий

Таблица 2


п.п.

Численность работников федеральных органов исполнительной власти, до

Количество подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс

5

25

50

75

100

1

2

3

4

5

6

7

1

100

7,0

-

-

-

-

2

150

7,5

-

-

-

-

3

200

8,0

-

-

-

-

4

250

8,6

-

-

-

-

5

300

9,2

-

-

-

-

6

350

9,7

10,5

-

-

-

7

400

10,3

11,1

-

-

-

8

450

10,9

11,7

-

-

-

9

500

11,5

12,3

-

-

-

10

550

12,0

12,8

13,8

-

-

11

600

12,6

13,4

14,4

-

-

12

650

13,2

14,0

15,0

15,8

-

13

700

13,7

14,5

15,5

16,3

-

14

750

14,3

15,1

16,1

16,9

-

15

800

14,9

15,7

16,7

17,5

18,7

16

850

15,4

16,2

17,2

18,0

19,2

17

900

16,0

16,8

17,8

18,6

19,8

18

950

16,6

17,4

18,4

19,2

20,4

19

1000

17,1

17,9

18,9

19,7

20,9

20

1050

17,7

18,5

19,5

20,3

21,5

21

1100

18,3

19,1

20,1

20,9

22,1

22

1150

18,8

19,6

20,6

21,4

22,6

23

1200

19,4

20,2

21,2

22,0

23,2

24

1250

20,0

20,8

21,8

22,6

23,8

25

1300

20,5

21,3

22,3

23,1

24,3

26

1350

21,1

21,9

22,9

23,7

24,9

27

1400

21,7

22,5

23,5

24,3

25,5

28

1450

22,2

23,0

24,0

24,8

26,0

29

1500

22,8

23,6

24,6

25,4

26,6

30

1550

23,4

24,2

25,2

26,0

27,2

31

1600

23,9

24,7

25,7

26,5

27,7

32

1650

24,5

25,3

26,3

27,1

28,3

33

1700

25,1

25,9

26,9

27,7

28,8

34

1750

25,6

26,4

27,4

28,2

29,4

35

1800

26,2

27,0

28,0

28,8

30,0

36

1850

26,7

27,5

28,5

29,3

30,5

37

1900

27,3

28,1

29,1

29,9

31,1

38

1950

27,9

28,7

29,7

30,5

31,7

39

2000

28,4

29,2

30,2

31,0

32,2

40

2050

29,0

29,8

30,8

31,6

32,8

41

2100

29,6

30,4

31,4

32,2

33,4

42

2150

30,1

30,9

31,9

32,7

33,9

43

2200

30,7

31,5

32,5

33,3

34,5

44

2250

31,3

32,1

33,1

33,9

35,1

45

2300

31,8

32,6

33,6

34,4

35,6

46

2350

32,4

33,2

34,2

35,0

36,2

47

2400

33,0

33,8

34,8

35,6

36,8

48

2450

33,5

34,3

35,3

36,1

37,3

49

2500

34,1

34,9

35,9

36,7

37,9

50

2550

34,7

35,5

36,5

37,3

38,5

51

2600

35,2

36,0

37,0

37,8

39,0

52

2650

35,8

36,6

37,6

38,4

39,6

53

2700

36,4

37,2

38,2

39,0

40,2

54

2750

36,9

37,7

38,7

39,5

40,7

55

2800

37,5

38,3

39,3

40,1

41,3

56

2850

38,1

38,9

39,9

40,7

41,9

57

2900

38,6

39,4

40,4

41,2

42,4

58

2950

39,2

40,0

41,0

41,8

43,0

59

3000

39,8

40,6

41,6

42,4

43,6

60

3050

40,3

41,1

42,1

42,9

44,1

61

3100

40,9

41,7

42,7

43,5

44,7

62

3150

41,5

42,3

43,3

44,1

45,3

Приложение

Пример расчета нормативной численности работников кадровой службы
и бухгалтерии федерального органа исполнительной власти


п/п

Наименование подразделений

Наименование факторов

Единица измерения фактора

Числовые значения факторов

Номер таблицы

Номер строки

Норматив численности

1.

Кадровая служба

Численность работников федерального органа исполнительной власти.

чел

800

1

15 (по вертикале)

13,2

Количество подведомственных организаций федерального органа исполнительной власти

Ед.

5

1

3 (по вертикали)

2.

Бухгалтерия

Численность работников федерального органа исполнительной власти

чел

800

2

15 (по вертикали)

14,9

Количество подведомственных организаций федерального органа исполнительной власти

Ед.

5

2

3 (по вертикали)

Итого:

28,1