Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 595 (с изменениями от 3 октября 2002 г., 15 ноября 2003 г., 1 февраля 2005 г., 26 января, 2 октября 2007 г.) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов. 2. Установить, что лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, выданные в установленном порядке до принятия настоящего постановления, действуют до окончания указанного в них срока.
Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов (утв. постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 595) (с изменениями от 3 октября 2002 г., 15 ноября 2003 г., 1 февраля 2005 г., 26 января, 2 октября 2007 г.) 1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых: а) используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом; б) ведутся подземные и открытые горные работы по добыче и переработке полезных ископаемых, склонных к самовозгоранию, а также работы на других горных объектах, технология которых предусматривает ведение пожароопасных работ, в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых. 2. Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее именуются - лицензирующий орган): Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в отношении деятельности, осуществляемой на объектах, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящего Положения; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении деятельности, осуществляемой на объектах, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящего Положения. 3. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов являются: а) соблюдение требований нормативных правовых актов и документов нормативно-технического характера, регламентирующих лицензируемую деятельность; б) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации, пожаротушения, дымоудаления, оповещения и управления эвакуацией), противопожарного водоснабжения, а также приборов и систем контроля за производственными процессами; в) обеспечение проведения в установленный срок диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на пожароопасном производственном объекте; г) содержание в соответствии с нормативными требованиями (строительными нормами и правилами, нормами и правилами пожарной безопасности) противопожарных разрывов и проездов между зданиями и сооружениями, а также путей эвакуации и эвакуационных выходов из зданий (помещений); д) наличие плана эвакуации людей и действий персонала в случае возникновения пожароопасной ситуации или пожара; е) наличие договора на обслуживание, заключаемого с формированием пожарной охраны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие собственного формирования пожарной охраны, а также нештатного формирования пожарной охраны из числа работников юридического лица; ж) наличие договора на обслуживание, заключаемого с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие собственной аварийно-спасательной службы (формирования), а также нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников юридического лица - для юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего опасный производственный объект; з) наличие фонда нормативных правовых актов и документов нормативно-технического характера, регламентирующих ведение работ на пожароопасном производственном объекте; и) обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, - для юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего опасный производственный объект; к) наличие договора страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде при эксплуатации опасного производственного объекта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; л) организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований пожарной и промышленной безопасности на пожароопасном производственном объекте; м) ведение учета и анализ причин аварий и инцидентов на пожароопасном производственном объекте - для юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего опасный производственный объект; н) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица в области пожарной и промышленной безопасности; о) обеспечение проведения подготовки и аттестации работников юридического лица и индивидуального предпринимателя в области пожарной и промышленной безопасности; п) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, сооружений и технических устройств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности. 4. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы: а) заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять; б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя; в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; г) акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности; д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения, осуществляющего лицензируемую деятельность) или индивидуального предпринимателя и их работников; е) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; ж) декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации). В случае если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригиналов. 5. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней с даты получения заявления со всеми необходимыми документами. Лицензирующий орган имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям с привлечением специалистов профильных научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, надзорных органов и независимых экспертных организаций. 6. Лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. 7. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются: а) наименование лицензирующего органа; б) лицензируемая деятельность; в) сведения о лицензиате: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; идентификационный номер налогоплательщика; код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; г) дата принятия решения о предоставлении лицензии; д) срок действия лицензии; е) номер лицензии; ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; з) сведения о переоформлении лицензии; и) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии; к) основание и дата аннулирования лицензии. 8. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании решения лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, состав комиссии, осуществляющей проверку, и сроки ее проведения. В состав комиссии могут включаться специалисты научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, надзорных органов и независимых экспертных организаций. Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за 10 дней до начала ее проведения. Плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года. Внеплановая проверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, выявленных при проведении плановой проверки, либо в случае получения лицензирующим органом от органов государственной власти, юридических или физических лиц информации о нарушении (невыполнении) лицензиатом лицензионных требований и условий, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 10 рабочих дней. В исключительных случаях на основании мотивированного предложения должностного лица, возглавляющего комиссию, руководитель лицензирующего органа может продлить срок проведения проверки, но не более чем на 15 дней. Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения проверки, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений лицензионных требований и условий, а также срока их устранения. Лицензиат в обязательном порядке должен быть ознакомлен с актом. 9. Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.
|