Министерство монтажных и специальных УТВЕРЖДАЮ: ЗАМ. МИНИСТРА МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР К.К. ЛИПОДАТ 27 февраля 1981 г. ИНСТРУКЦИЯ ВСН 417-81 ММСС СССР Центральное бюро Москва - 1981 Настоящая инструкция разработана Всесоюзным конструкторско-технологическим институтом по механизации монтажных и специальных строительных работ (ВКТИмонтажстроймеханизация) и предназначена для организаций Минмонтажспецстроя СССР с целью определения норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов. Составители: Ю.Н. Щелкин, А.А. Рокотянский
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Инструкция предназначена для определения норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов при производстве монтажных и специальных строительных работ, а также для определения эксплуатационных затрат с целью упорядочения взаимоотношений между трестами (управлениями) механизации и строительно-монтажными организациями, переведенными на новую систему планирования и экономического стимулирования, в соответствии с "Методическими рекомендациями по расчету за работу машин в строительстве" Госстроя СССР. 1.2. Инструкция составлена в соответствии с "Методическими указаниями по разработке норм для определения сметной стоимости машино-смен строительных машин и оборудования", разработанными Научно-исследовательским институтом экономики строительства (НИИЭС) Госстроя СССР и одобренными Госстроем СССР. 1.3. Предлагаемый расчетно-аналитический метод расчета норм основан на использовании основных технических характеристик строительно-монтажных машин и механизмов, ЕниР, данных хронометража работы строительно-монтажных машин и механизмов, технических характеристик двигателей внутреннего сгорания и электрооборудования этих машин и механизмов.
1.4. Основные понятия, используемые в инструкции: норма расхода топлива и электроэнергии - плановый показатель расхода этих ресурсов на единицу работы; индивидуальная норма - норма расхода топлива и электроэнергия на единицу работы, которая устанавливается на каждый тип или отдельные топливо- и электропотребляющие механизмы применительно к определенным условиям работ; групповая норма - норма расхода топлива и электроэнергии на планируемый объем работы согласно установленной номенклатуре по уровням планирования: министерство (ведомство), главное управление, объединение, организация (предприятие). Размерность нормы расхода дизельного топлива и бензина (кг/маш.-ч), электроэнергии (кВт×ч/маш.-ч) - это расход топлива и электроэнергии на единицу работы (маш.-ч.). 1.5. Индивидуальность рассчитываемых норм по предлагаемой методике обеспечивается, во первых, применением коэффициентов, выбор которых зависит от конкретные условий работы строительно-монтажных машин и механизмов, во вторых, применением разработанной НИИЭС методики расчета этих коэффициентов, учитывающей технические характеристики и условия работы конкретных строительно-монтажных машин и механизмов. 1.6. Предлагаемая методика расчета норм расхода предусматривает полную техническую исправность машин и механизмов и не имеет поправочных коэффициентов на отступления от требований к их техническому состоянию. 1.7. Предлагаемая методика не предусматривает: расход энергоресурсов на внутригаражные нужды (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя и машин после ремонта), расход бензина на запуск дизельных двигателей, расход энергоресурсов на подачу машин к объекту работ и обратно. 1.8. Индивидуальные нормы расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов, рассчитанные по предлагаемой методике, должны стать основой для расчетов групповых норм расхода энергоресурсов на всех уровнях планирования. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ НОРМ РАСХОД ТОПЛИВА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ2.1. Нормы расхода топлива и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов наиболее распространенных марок разрабатывает ВКТИмонтажстроймеханизация. Указанные нормы ежегодно пересматриваются, согласовываются с Главстроймеханизацией и утверждаются приказом по Минмонтажспецстрою СССР. 2.2. Нормы расхода для машин и механизмов, не включенных в приказ, разрабатываются в организациях (на предприятиях) и утверждаются вышестоящей организацией. 2.3. Ответственность за разработку и внедрение в производство норм расхода возлагается на главного инженера и руководителя энергослужбы организации (предприятия). 2.4. Для контроля за выполнением норм расхода в организациях (на предприятиях) должен быть организован учет этих расходов. 2.5. Систематический контроль за выполнением норм расхода осуществляется энергослужбой и руководителями организаций (предприятий). Периодический контроль за выполнением этих норм осуществляется министерством, а также специальными контролирующими организациями. 3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ3.1. Для строительно-монтажных машин и механизмов, работающих от двигателей внутреннего сгорания, расход дизельного топлива, бензина за смену определяется по формуле*:
где tсм - время работы за смену; Nдн - номинальная мощность двигателя, л.с.; Кдв - коэффициент использования времени работы двигателя, представляющий собой отношение времени работы двигателя в течение смены к средней продолжительности рабочей смены; Кдм - средний коэффициент использования мощности двигателя, представляющий собой отношение мощности двигателя в процессе работы к ее номинальной мощности; Wнорм - удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 ч при нормальной нагрузке; Wхол - удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 ч при холостой работе двигателя. *Формула предложена докт. экон. наук С.Е. Канторером. Расчет индивидуальных норм расхода топлива на работу строительно-монтажных машин за 1 ч производится по упрощенной формуле:
где Кдв, Кдм, Wнорм, Wхол принимаются по табл. 1, 2. Таблица 1 КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ.
Таблица 2 УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Таблица 3 ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОЧНОГО КОЭФФИЦИЕНТА Кпопр
3.2. Для строительно-монтажных машин и механизмов, работающих от электросети, расход электроэнергии на работу одного электродвигателя за 1 ч определяется по формуле*
где Nдн - номинальная мощность двигателя, кВт; Кдм - коэффициент использования мощности двигателя; Кдв - коэффициент использования времени работы двигателя; Кпот - коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети и расход на вспомогательные нужды (принимается в пределах 1,05 - 1,1); КПД - коэффициент полезного действия двигателя при принятой средней его нагрузке. *Формула предложена докт. экон. наук С.Е. Канторером. Коэффициент полезного действия с уменьшением нагрузки двигателя, характеризующийся величиной коэффициента Кдм, уменьшается. Величина этого коэффициента определяется по формуле
где КПДн - коэффициент полезного действия двигателя при нормальной его нагрузке, определяемой по технической характеристике двигателя; Кпопр - поправочный коэффициент, учитывавший снижение коэффициента использования мощности двигателя - Кдм. Значение Кпопр принимается по табл. 3. При наличии на строительно-монтажной машине или механизме нескольких электродвигателей расчет расхода электроэнергии производится для каждого электродвигателя отдельно. Индивидуальная норма расхода электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов определяется как сумма расходов электроэнергии на работу электродвигателей за 1 ч, установленных на данной машине или механизме:
В приложении приведены примеры расчета норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов. 4. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ (Кдв и Кдм).Расчет производят исходя из технических характеристик машин и механизмов, конкретных условий их работы, характера поднимаемых грузов (выполняемых работ), норм времени на выполнение работ, принятых за единицу измерения. Пример 1 Требуется определить коэффициент использования времени работы и мощности двигателя мачтового подъемника Т-37. Мощность двигателя 4,3 кВт, скорость подъема и опускания груза 0,75 м/с или 45 м/мин. Решение Принимаем среднюю высоту подъема груза равной 8 м. При указанной высоте подъема норма времени на подъем 1000 шт. кирпича составляет 0,8 маш.-ч (по § 1 - 6. ЕНиР 1960 г.). При подъеме за один раз одной тачки с кирпичом в количестве 35 шт. продолжительность цикла подъема составит
Время на подъем и опускание груза за цикл составляет
Учитывая необходимость подъема и опускания груза на дополнительную высоту, время на разгон и замедление, а также холостую работу двигателя, принимаем К = 1,5. Исходя из указанного, коэффициент использования времени работы двигателя с учетом работы по производственным нормам составит
С учетом переходного коэффициента от производственных норм выработок к сметным, равным 0,5 (табл. 4), коэффициент использования времени работы двигателя по режиму, предусмотренному сметными нормами, составит
Для определения величины коэффициента использования мощности двигателя рассчитываем величину необходимой мощности двигателя по формуле
где Q - общая масса груза, равная 265 кг (платформа 100 кг и тачка с кирпичом 165 кг); 102 - количество кгм/с, приходящееся на 1 кВт; V - скорость подъема груза, равная 0,75 м/с; КПД - коэффициент полезного действия подъемника, равный 0,6. Коэффициент использования мощности двигателя при подъеме составляет
Коэффициент использования мощности двигателя при опускании груза и холостой работе составляет
Принимаем, что двигатель находится 40% общего времени в работе под нагрузкой и 60% времени на холостом ходу (по данным хронометража). Исходя из этого средневзвешенный коэффициент использования мощности двигателя за период, когда он включен, составляет:
Таблица 4 ПЕРЕХОДНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НОРМ К СМЕТНЫМ
Пример 2 Требуется определить коэффициенты использования времени работы и мощности двигателя башенного крана СБК-1 грузоподъемностью 1,5 - 3 т при имеющихся данных: а) мощность двигателей: подъема - 16, передвижения - 11, поворота - 2,2 кВт; б) рабочие скорости: подъема, опускания груза, передвижения крана - 30 м/мин, поворота - 0,6 об/мин. Решение Принимаем среднюю высоту подъема груза 18 м, среднее расстояние передвижения крана в каждую сторону 15 м, средний угол поворота стрелы в каждую сторону 150°. Коэффициент использования времени работы определяется для двух случаев при подъеме кирпича в контейнерах (2 контейнера по 200 шт. в каждом), а также при подъеме и установке многопустотного настила при строительстве многоэтажных зданий. При принятой высоте подъема норма
времени на подъем 1000 шт. кирпича составляет 0,284 маш.-ч (по табл. 2 § 1 - 4
ЕниР), а на подъем и установку
одной плиты многопустотного настила массой до 1,5 т - Продолжительность цикла работы крана составляет: при подъеме кирпича при подъеме и установке плиты 0,19 ´ 60 = 11,4 мин. Определяем продолжительность работы различных двигателей башенного крана за один цикл: двигателя подъема двигателя передвижения двигателя поворота Рассчитываем коэффициент использования времени работы отдельных двигателей с учетом работы по производственным нормам, с введением коэффициентов на дополнительное время работы двигателей (1,5 - при подъеме кирпича и 2 - при установке плиты): а) подъем кирпича: для двигателя подъема для двигателя передвижения крана для двигателя поворота стрелы б) подъем и установка плит: для двигателя подъема для двигателя передвижения крана для двигателя поворота Принимаем, что кран 60% времени занят на подъеме материалов и 40% времени - на монтаже конструкций (по данным хронометража). Учитывая значения переходных коэффициентов для башенных кранов на подъеме материалов (0,5) и на монтаже конструкций (0,75), определяем усредненную величину коэффициентов использования времени работы двигателей башенных кранов с учетом работы кранов по режиму, не предусмотренному сметными нормами: для двигателя подъема 0,3×0,6×0,5 + 0,21×0,4×0,75 = 0,16; для двигателя передвижения крана 0,25×0,6×0,5 + 0,18×0,4×0,75 = 0,13; для двигателя поворота стрелы 0,34×0,6×0,5 + 0,25×0,4×0,75 = 0,18. Усредненный коэффициент использования времени работы всех двигателей башенного крана составит
Для определения величины коэффициента использования мощности двигателей башенного крана рассчитываем величину их необходимой мощности исходя из следующих данных: масса такелажных устройств 200 кг; масса поддона с кирпичом 1300 кг; усредненная масса панели 1000 кг; масса крана с балластом 42,4 г. Удельное сопротивление при передвижении башенного крана по рельсовым путям 20 кг/т. Усредненная масса поднимаемого груза: 200 + 1300×0,6 + 1000×0,4 = 1380 кг. Необходимая мощность грузового двигателя при подъеме груза определяется по формуле
Коэффициент использования мощности двигателя на подъем груза
Коэффициент использования мощности двигателя на опускание груза и при холостой работе принимаем равным 0,2. Усредненная величина коэффициента использования мощности двигателя подъема груза за время его включения
Необходимая мощность двигатели ходовой части крана составляет при передвижении с грузом
При передвижении без груза
Усредненная величина коэффициента использования мощности двигателя передвижения крана
Коэффициент использования мощности двигателя поворота стрелы принимаем равным 0,8. Усредненная величина коэффициента использования мощности всех двигателей башенного крана составит
Учитывая, что часть электроэнергии двигателей расходуется на питание электромагнитных тормозов, принимаем усредненное значение коэффициентов использования мощности всех двигателей башенного крана равным 0,6. В табл. 5 приведены значения Kдв, Кдм, Wнорм, Wхол для машин и механизмов наиболее распространенных марок, применяемых при выполнении монтажных и специальных строительных работ. Таблица 5 КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ. УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
ПриложениеПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, БЕНЗИНА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ.1. Строительно-монтажные машины и механизмы, работающие на дизельном топливе и бензине. Краны автомобильные 1. К-32, ЛАЗ-690; Wгор = 90×0,3 (0,09 + (0,29 - 0,09)×0,2) = 3,5 кг/маш.-ч 2. К-51, К-52, К-61; Wгор = 100×0,31/0,07+ (0,29 - 0,07)×0,2/ =3,4 кг/маш.-ч 3. МКА-2, КС-1563, КС-2561Д, АК-75В, АК-75Д, МКА-6,3; Wгор = 150×0,3 /0,09 + (0,29 - 0,09)×0,2/ = 5,8 кг/маш.-ч Краны на спецшасси 1. МКТ-6-45, МКТ-40; Wгор = 215×0,4/0,06 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 7,2 кг/маш.-ч 2. МКШ-16, МКШ-25; Wгор = 230×0,4/0,06 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 7,7 кг/маш.-ч 3. МКП-40; Wгор = 180×0,4/006 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 6,0 кг/маш.-ч Краны на пневмоходу 1. МКП-16, К-161; Wгор = 75×0,4/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,2/ = 2,9 кг/маш.-ч 2. МКП-25; Wгор = 100×0,4 /0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч 3. МКП-25А, К-255; Wгор = 110×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 4,2 кг/маш.-ч Краны на гусеничном ходу 1. МКГ-6,3, МКГ-10; Wгор = 75×0,4/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,2/ = 2,9 кг/маш.-ч 2. МКГ-16, МКГ-16М; Wгор = 60×0,4/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,2/ =2,3 кг/маш.-ч 3. MКГ-20, МКГ-25,СКГ-25; Wгор = 100×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч Краны-трубоукладчики 1. ТЛ-3, ТЛ-4; Wгор = 100×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч 2. ТО-12,5-24; Wгор = 108×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 4,1 кг/маш.-ч 3. ТГ-123; Wгор = 160×0,4/0,06 + (0,18 - 0,06)×0,2/ = 5,4 кг/маш.-ч Краны монтажные на тракторе МК-1, МКТ-6; Wгор = 100×0,4/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,2/ = 3,8 кг/маш.-ч Экскаваторы одноковшовые Э-153, Э-2515; Wгор = 50×0,7/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,3/ = 4,0 кг/маш.-ч Бульдозеры Д-444, Д-579; Wгор = 54×0,6/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,5/ = 4,6 кг/маш.-ч Тракторы 1. ДТ-54, Т-40; Wгор = 40×0,7/0,08 + (0,22 - 0,08)×0,5/ = 4,2 кг/маш.-ч 2. ДТ-75, ТДТ-55; Wгор = 70×0,7/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,5/ = 7,4 кг/маш.-ч Вышки телескопические ВИ-15 Wгор = 70×0,1/0,1 + (0,29 - 0,1)×0,7/ = 1,6 кг/маш.-ч Автогидроподъемники АГП-12, АГП-12А, АГК-18; Wгор = 115×0,1/0,09 + (0,29 - 0,09)×0,7/ = 2,6 кг/маш.-ч Электростанции 1. ПЭС-15Л; Wгор = 40×0,9/0,1 + (0,3 - 0,1)×0,5/ = 7,2 кг/маш.-ч 2. ДЭС-50; Wгор = 100×0,9/0,07 + (0,2 - 0,07)×0,5/ = 12,1 кг/маш.-ч Электросварочные агрегаты 1. АДБ-309, АДБ-318; Wгор = 24×0,8/0,1 + (0,3 - 0,1)×0,4 = 3,5 кг/маш.-ч 2. АДД-305; Wгор = 40×0,8/0,08 + (0,22 - 0,08)×0,4/ = 4,4 кг/маш.-ч Компрессоры ЗИФ-ПВ-5; Wгор = 50×0,6/0,07 + (0,21 - 0,07)×0,4/ = 3,8 кг/маш.-ч Бурильно-крановые машины 1. БКГМ-63-2; Wгор = 70×0,3/0,1 + (0,29 - 0,1)×0,2/ = 2,9 кг/маш.-ч 2. БКМА-1,0/3,5; Wгор = 150×0,3/0,09 + (0,29 - 0,09)×0,2/ = 5,9 кг/маш.-ч II. Строительно-монтажные машины и механизмы, работающие от электросети. Краны башенные 1. БК-5 Привод грузовой лебедки, двигатель
МТ-52-8 Привод стреловой лебедки, двигатель
МТК-31-8 Привод механизма поворота,
двигательМТ-12-6 Привод механизма передвижения (2 шт.) Wэл = W1 + W2 + W3 + 2W4 = 2,8 кВт×ч/маш.-ч 2. БКСМ-5-5A Привод грузовой лебедки, двигатель
МТ-52-3 Привод механизма
передвижения (2шт.), двигатель МТ-22-6 Привод механизма поворота, двигатель
МТ-12-6 Привод механизма передвижения каретки,
двигатель МТ-11-6 Привод механизма
изменения вылета стрелы, двигатель АОС-52-6 Wэл = W1 + 2W2 + W3 + W4 + W5 = 3,09 кВт×ч/маш.-ч Краны козловые 1. КК-1 Привод подъема, двигатель АО-41-4 Привод передвижения, двигатель АОЛ-12-4 Wэл = W1 + W2 = 0,12 кВт×ч/маш.-ч 2. КК-32 Привод главного подъема, двигатель
МТН-512-842 Привод вспомогательного подъема,
двигатель МТТ-411-8У2 Привод передвижения грузовой тележки,
двигатель МТР-112-6У2 Привод передвижения крана (4 шт.),
двигатель МТГ-311-8У2 Wэл = W1 + W2 + W3 + 4W4 = 4,5 кВт×ч/маш.-ч Краны пневмоколесные МКП-40 Привод передвижения, двигатель МТВ-511-8
Привод главного подъема, двигатель
МТК-112-6 Двигатель МТВ-412-8 Привод вспомогательного подъема,
двигатель МТК-112-6 Двигатель МТВ-412-8 Привод стрелового механизма, двигатель
МТК-112-6 Привод механизма вращения, двигатель
МТ-111-6 Wэл = W1 + W2 + W3 + W4 + W5 + W6 + W7 = 6,31 кВт×ч/маш.-ч Литература1. Методические рекомендации по расчетам за работу машин в строительстве. - М.: Госстрой СССР, 1973. 2. Методические указания до разработке норм для определения сметной стоимости машино-смен строительных машин и оборудования. -М.: Госстрой СССР, 1967. 3. Основные положения по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве. - М.: Атомиздат, Ин-т планирования и нормативов Госплана СССР, 1980. 4. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. М.: Госстрой СССР, 1960. 5. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. - М.: Госстрой СССР, 1969. 6. Оборудование и приспособления для монтажа строительных конструкций. 4.1. Краны. - М.: ПИ Промстальконструкция ММСС СССР, 1969. 7. Подъемно-транспортное оборудование для монтажных и специальных работ/ Под ред. С.И. Щепетьева. - М.: Стройиздат, 1974. 8. Машины и оборудование, выпускаемые предприятиями Главстроймеханизации: Каталог-справочник/ Минмонтажспецстрой СССР. - М.: ЦБНТИ, 1976. 9. Асинхронные электродвигатели крановые и металлургические серий МТВ-МТКВ, МТ-МТК, МТМ-МТКМ. - М.: ЦИНТИЭлектропром, 1963. СОДЕРЖАНИЕ
|