ГОСТ 305-82 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 01.01.83 Допускается изготовлять топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке. (Измененная редакция, Изм. № 3, 7). Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов. Топливо может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений. Дизельное топливо вида I выпускают в оборот для поставки на экспорт, для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу и для судовой техники. (Измененная редакция, Изм. № 6*, 8). ________ * Изменение № 6 действует только на территории Российской Федерации. 1. МАРКИ1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше. (Измененная редакция, Изм. № 4, 5). 1.2. ** По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида: I - массовая доля серы не более 0,2 %; II - массовая доля серы не более 0,5 % (для марки А не более 0,4 %). _______ **(Исключен, Изм. № 6). 1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1. Таблица 1
Таблица 1
(Новая редакция, Изм. № 6*, 8). 1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки З - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы. Примеры условного обозначения Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % (0,05 %) и температурой вспышки 40 °С: Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82, Топливо дизельное Л-0,05-40 ГОСТ 305-82 Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % (0,05 %) и температурой застывания минус 35 °С: Топливо дизельное З-0,2 - минус 35 ГОСТ 305-82, Топливо дизельное З-0,05 - минус 35 ГОСТ 305-82 Топливо арктическое с массовой долей серы 0,2 % (0,05 %): Топливо арктическое А-0,2 ГОСТ 305-82, Топливо арктическое А-0,05 ГОСТ 305-82 1.4 (Измененная редакция, Изм. № 8). Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4, 6*). 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке. 2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2. Таблица 2
Примечания: 1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40. 1. *Допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З с температурой застывания минус 45 °С и цетановым числом не менее 40 только для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу продукции. 2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °С. 3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. 3. *Дизельное топливо вида II с массовой долей серы не более 0,05 % вырабатывается и поставляется до 31.12.2012, при этом смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа при температуре 60 °С) по ГОСТ Р ИСО 12156-1 должна быть не более 460 мкм. 4. **По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С. _______ ** (Исключено, Изм. № 6*). 5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02% (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см3 топлива. 6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива. 7. ** Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже: массовая доля серы, %, не более - 0,2; концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более - 25; йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5; зольность, %, не более - 0,008; коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10; коэффициент фильтруемости, не более - 2. _______ ** (Исключен, Изм. № 6). 8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0 °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С. 9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок З и А - не более 860 кг/м3. 10. ** Примечания 1 - 6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт. При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемости по ГОСТ 22254. 11. ** Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %. _______ **(Исключены, Изм. № 6). 12. Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость (2,0 - 6,0) мм2/с (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5, 6*, 7, 8). 2.3. Дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки. (Введен дополнительно, Изм. № 6*). 2.4. Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки». (Введен дополнительно, Изм. № 6*). 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3 % (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л - 300 °С, марки З - 310 °С, марки А - 330 °С; температурные пределы воспламенения для марок: Л - нижний 69 °С, верхний 119 °С; З » 62 °С, » 105 °С; А » 57 °С, » 100 °С. Температура вспышки для марок: Л - выше 40 °С, З - выше 30 °С, А - выше 30 °С - топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л - выше 61 °С, З - выше 40 °С, А - выше 35 °С - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин. Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3. Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности. Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека. 3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы. 3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. 3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар. 3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением. 3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС. 3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества. 4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива и сопровождаемого одним документом о качестве. 4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива, сопровождаемое паспортом. Паспорт должен соответствовать требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118, и настоящего стандарта. При реализации продукции продавец по требованию покупателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие: наименование продукции и ее целевое назначение; информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция; наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца; номер партии продукции, поставленной для реализации; массу нетто продукции в таре; сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об отсутствии присадок; знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности; сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции. Изготовитель (продавец) дизельного топлива, поступающего на реализацию, обязан в информационных материалах, размещенных в доступных для потребителя местах, указывать наименование и марку продукции, экологический класс автомобильной техники, для которой дизельное топливо рекомендовано. В паспорте на продукцию изготовитель и (или) продавец дизельного топлива после обозначения марки дизельного топлива с массовой долей серы 0,05 % в соответствии с ГОСТ Р 54283 указывает: «(ДТ-2)». (Измененная редакция, Изм. № 6*, 8). 4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517. 4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. 4.4. ** Показатель по п. 21 табл. 2 определяют для топлива, предназначенного для экспорта. (Введен дополнительно, Изм. № 3). 5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы - 2 дм3 топлива. 5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50 °С. 5.3. В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества топлива устанавливается метод, указанный в таблице 2 первым. (Введен дополнительно, Изм. № 6*). 5.3 (Новая редакция, Изм. № 7). 6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ6.1. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование дизельного топлива - по ГОСТ 1510. ** На документе о качестве дизельного топлива марок Л, З, А высшего сорта должно быть указано - «высший сорт». _______ ** (Исключен, Изм. № 6*). (Измененная редакция, Изм. № 4). 7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР РАЗРАБОТЧИКИ Т.Х. Мелик-Ахиазаров, Е.М. Серегин, Б.А. Энглин, B.C. Азев, О.П. Наметит, Т.Н. Митусова, А.А. Кукушкин, С.А. Бнатов, Ф.В. Туровский 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.03.82 г. № 1386 3. ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
(Измененная редакция, Изм. № 7). 5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94) 6. ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5, 6*, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г., в сентябре 2008 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90, 12-08) Переиздание (по состоянию на июнь 2009 г.) СОДЕРЖАНИЕ
|