ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ВНУТРЕННИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ ГОСТ 27435-87 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Срок действия с 01.01.89 до 01.01.94 Настоящий стандарт распространяется на легковые, грузопассажирские, грузовые автомобили, автопоезда и автобусы (далее - автомобили), предназначенные для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог СССР. Стандарт устанавливает допустимые уровни внутреннего шума автомобилей и методы его измерения. Стандарт не распространяется на автомобили, находящиеся в эксплуатации. 1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА1.1. В качестве оценочного показателя устанавливается уровень звука в децибелах (дБ А) по ГОСТ 17187-81. 1.2. Допустимые уровни шума опытных образцов автомобилей приведены в таблице. 1.3. Допускается увеличение уровней внутреннего шума полноприводных легковых и грузопассажирских автомобилей на 2 дБ А. 1.4. Для автобусов с передним расположением двигателя, производство которых начато до 01.01.89, допускается увеличение уровней шума на 2 дБ А. 1.5. Уровни шума серийных автомобилей при испытаниях в объеме гарантийного пробега не должны превышать более чем на 1 дБ А значений, приведенных в таблице. Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей
Примечания: 1. Под грузовыми автомобилями и автопоездами для международных и междугородных перевозок подразумеваются автомобили, в которых имеется спальное место. 2. Для модифицированных автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей. 2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ2.1. Для измерения шума автомобилей должны применяться следующие приборы: 1) шумомер 1-го класса по ГОСТ 17187-81; 2) приборы для измерения скорости автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя (относительная погрешность измерения ±3 %); 3) прибор для измерения скорости ветра с диапазоном измерения от 1 до 10 м/с (погрешность измерения ±0,5 м/с); 4) прибор для измерения температуры окружающего воздуха (погрешность измерения ±1 °С); 5) прибор для измерения атмосферного давления (погрешность измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.). 2.2. Шумомер следует калибровать по стандартному источнику шума непосредственно до и после каждой серии испытаний. Если при этой проверке показания шумомера отличаются более чем на 1 дБ А, то его необходимо снова калибровать, а испытания повторить. 3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ3.1. Автомобиль, предназначенный для испытаний, должен быть технически исправным, отрегулирован, обкатан, укомплектован, заправлен топливом и маслом в соответствии с нормативно-технической документацией на автомобиль конкретной модели. 3.2. Шины не должны иметь повреждений, их износ не должен превышать 30 % первоначальной высоты рисунка протектора. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя автомобиля. 3.3. Автомобили испытывают без полезной нагрузки, прицепов и полуприцепов, за исключением не расцепляемых автотранспортных средств. 3.4. Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты автомобиля должны быть прогреты до рабочей температуры. 3.5. При измерениях окна, люки в крыше и отверстия для вентиляции должны быть закрыты. 3.6. Оборудование специальных и специализированных автомобилей, работающее во время движения автомобиля (например, холодильные установки), при измерениях должно быть включено. 3.7. Передвижные регулируемые сиденья, возле которых проводятся измерения, должны находиться в среднем положении. Спинки сидений, если имеется возможность их регулировки, должны находиться в нормальном положении. Регулируемые подголовники сидений должны находиться в среднем положении. 3.8. В автомобиле должны находиться два человека: водитель и испытатель. В автомобиле с числом сидений более 9 допускается присутствие второго испытателя. Наличие посторонних предметов не допускается. 3.9. Испытания следует проводить на прямом, сухом, гладком и чистом участке дороги с покрытием из бетона или асфальта в хорошем техническом состоянии. Продольный уклон измерительного участка не должен превышать 1 %. На расстоянии 20 м от продольной оси измерительного участка не должны находиться большие объекты, которые могли бы отражать звук. 4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ4.1. Испытания проводят при следующих климатических условиях: 1) отсутствие атмосферных осадков; 2) атмосферное давление - 1013 гПа (760 мм рт. ст.), допустимое отклонение ±5 %; 3) температура окружающего воздуха от минус 5 до плюс 30 °С; 4) скорость ветра не более 5 м/с. 4.2. Уровень шумовых помех должен быть не менее чем на 10 дБА ниже измеряемого уровня шума. Если это условие не соблюдается, следует внести поправки на уровень помех по ГОСТ 12.1.026-80. 4.3. При измерении шума вентиляционные установки (кондиционеры, отопители или вентиляторы) должны работать в режиме, соответствующем наиболее шумной работе. 4.4. Если автомобиль оборудован жалюзи и (или) вентилятором системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом, испытания должны проводиться при их работе в автоматическом режиме с указанием рабочего положения в протоколе испытаний. Если автомобиль оборудован жалюзи с ручным управлением, испытания проводят при полностью открытых жалюзи. 4.5. Измерения уровня шума следует проводить в следующих точках: 1) у сиденья водителя; 2) у сиденья водителя, а также над последним рядом сидений (у сиденья, расположенного ближе к продольной оси симметрии автомобиля) в автомобиле с числом мест для сидения не более 9; 3) у сиденья водителя, а также над первым (за сиденьем водителя) и последним рядами сидений в автомобиле с числом мест для сидения более 9; 4) в автомобиле с числом рядов сидения более 3 (за сиденьем водителя) дополнительно проводят измерение над средним рядом сидений. При выборе точек измерения откидные сиденья во внимание не принимают. В случае расположения сидений вдоль борта автомобиля измерительные точки располагаются в продольной плоскости симметрии автомобиля. В автомобилях, где отсутствуют места для сидения, измерения проводят в местах для стояния на высоте (1,6 ± 0,1) м от пола. Измерения проводят в передней, средней и задней части пассажирского помещения. В местах, предназначенных для лежащих пассажиров, измерения проводят на высоте (0,15 ± 0,02) м над серединой подушки. 4.6. Ось максимальной чувствительности микрофона должна находиться в направлении движения автомобиля. Микрофон, расположенный у сидений пассажиров, устанавливают в точке А, указанной на чертеже. Микрофон, расположенный у сиденья водителя, должен быть смещен от его оси симметрии на (0,20 ± 0,02) м в направлении, центра автомобиля согласно точке Б, указанной на чертеже. Расстояние микрофона от стенок кабины или лиц, проводящих измерения, должно быть не менее 0,15 м. Если при измерении в автомобиле находится третье лицо, расстояние от него до микрофона должно быть не менее 1 м. 4.7. При измерении уровня шума в шумомере включают временную характеристику «Быстро». 5. ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА5.1. Измерение проводят при разгоне автомобиля на высшей передаче до скорости 120 км/ч или скорости, соответствующей 0,9×nном (nном - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя), выбирая наименьшее значение. Если при частоте вращения 0,9×nном скорость автомобиля на высшей передаче превышает 120 км/ч, измерения следует проводить на более низкой передаче, но не ниже третьей, если коробка передач имеет четыре и более передач, и не ниже второй, если коробка передач имеет менее четырех передач. 5.2. Измерение следует проводить, начиная с наименьшей допустимой скорости, но не ниже скорости, соответствующей 0,45×nном. Если при частоте 0,9×nном скорость автомобиля на выбранной передаче превышает 120 км/ч, начальная скорость автомобиля должна составлять 60 км/ч. 5.3. В автомобиле с автоматической коробкой передач измерение проводят, начиная со скорости, соответствующей 0,45×nном. При этом скорость автомобиля не должна быть выше 60 км/ч. Если в коробке передач происходит переключение передач раньше, чем частота достигнет 0,9×nном или скорость 120 км/ч, начальную скорость принимают равной 50 % от скорости, при которой происходит переключение передач. Принудительное включение понижающей передачи должно быть исключено. 5.4. В момент достижения автомобилем начальной скорости следует резко нажать до упора педаль дроссельной заслонки или подачи топлива и удерживать ее в таком положении до достижения скорости, указанной в п. 5.1. 5.5. При измерении шума регистрируют максимальное показание шумомера. В каждой точке расположения микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения принимают среднее арифметическое значение, округленное до целого числа. Если разность наибольшего и наименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ, проводят повторное измерение. За окончательный результат принимают наибольшее значение уровня шума, полученное при измерении в каждой точке расположения микрофона. Результаты испытаний следует сравнить с допустимыми значениями, приведенными в таблице. 6. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ С ПОСТОЯННЫМИ
|
Автомобиль (модель) _______________________________________________________ Двигатель № ____________________ Шасси № _________________________________ Дата проведения испытаний _________________________________________________ 1. Техническая характеристика автомобиля: Тип автомобиля ___________________________________________________________ Число мест _______________________________________________________________ Грузоподъемность, кг ______________________________________________________ Полная масса, кг __________________________________________________________ Тип двигателя ____________________________________________________________ Мощность двигателя, нетто, кВт (л. с.) _______________________________________ Номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1 _______________ Сорт топлива ____________________________________________________________ Тип коробки передач и передаточные отношения ______________________________ _________________________________________________________________________ Тип ведущего моста и передаточные отношения _______________________________ Тип и размер шин _________________________________________________________ Давление в шинах, кПа (кгс/см2): передних ______________________________________________________________ задних ________________________________________________________________ 2. Пробег автомобиля до начала испытаний, км _____________________________ 3. Пробег, рекомендуемый заводом-изготовителем для обкатки, км_____________ 4. Место испытаний _____________________________________________________ 5. Тип дорожного покрытия ______________________________________________ 6. Уровень шумовых помех _______________________________________________ 7. Атмосферные условия: температура окружающего воздуха, °С _______________________________________ скорость ветра, м/с ________________________________________________________ барометрическое давление, гПа (мм рт. ст.) ___________________________________ 8. Измерительные приборы (тип, модель, номер) ____________________________ 9. Расположение микрофона при измерениях шума: точка 1 __________________________________________________________________ точка 2 __________________________________________________________________ точка 3 __________________________________________________________________ точка 4 __________________________________________________________________ 10. Передача в коробке передач ___________________________________________ 11. Скорость движения автомобиля: начальная _________________________ км/ч; конечная __________________________ км/ч. 12. Частота вращения коленчатого вала двигателя: начальная _________________________ мин-1; конечная __________________________ мин-1. 13. Результаты измерений внутреннего шума, дБ А
14. Измерения шума проведены в соответствии с программой испытаний. 15. Заключение по результатам испытаний. 16. Данные о лаборатории, которая проводила испытания: наименование ___________________________________________________________ ответственный исполнитель _______________________________________________ дата ____________________________________________________________________ |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР.
ИСПОЛНИТЕЛИ:
И. И. Малашков (руководитель темы); Ю. К. Есеновский, канд. техн. наук; Б. М. Енукидзе, канд. техн. наук; В. Е. Тольский, д-р техн. наук; Г. В. Латышев, канд. техн. наук; А. А. Носенкова, канд. техн. наук; В. И. Сальников; С. А. Воронцов, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.87 № 3807
3. Срок первой проверки 1992 г.
4. Стандарт соответствует стандарту ИСО 5128 (в части методов измерений)
5. ВЗАМЕН ГОСТ 19358-85 в части пп. 1.1 - 1.5, разд. 2 и 3, пп. 4.1.1 - 4.1.6, 4.1.8, 4.1.9, 4.2.2 - 4.2.6, 4.4, 4.6, 4.7.
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта, подпункта, перечисления |