ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР САМОЛЕТЫ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА НА
МЕСТНОСТИ ГОСТ 24659-81 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1981 г. № 1671 срок введения установлен с 01.01.1982 г. Настоящий стандарт распространяется на винтовые самолеты короткого взлета и посадки (СКВП) гражданской авиации с максимальной взлетной массой более 5700 кг и с потребной длиной взлетно-посадочной полосы (ВПП) не более 600 м. Стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума, создаваемого винтовыми СКВП гражданской авиации на местности, и метод их определения. Стандарт соответствует стандарту ИКАО по шуму (Приложение 16 «Авиационный шум» к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, третье издание, июль 1978 г.), МС ИСО 3891 и рекомендации МЭК Р 561. 1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА1.1. Шум, создаваемый СКВП, выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума EPNL, измеряемых в ЕРNдБ, установленных в ГОСТ 17229-78. 1.2. Допустимые уровни шума устанавливают для контрольных точек, указанных в таблице.
1.3. Максимальный уровень шума в каждой контрольной точке, определенный по ГОСТ 17229-78 и методикой летных испытаний (разд. 2), не должен превышать: EPNдБ - при 5700 кг £ т £ 17000 кг, EPNдБ - при т > 17000 кг, где т - максимальная взлетная масса СКВП в кг; т0 - нормирующая константа, равная 1 кг. Примечание. Установленные настоящим стандартом максимально допустимые уровни шума являются технической характеристикой СКВП. Допустимые уровни шума для ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов и аэродромов установлены в ГОСТ 22283-76. 1.4. Расчет максимально допустимых уровней шума по приведенной формуле производят с округлением конечного результата до 0,1 ЕРNдБ. График зависимости максимально допустимых уровней шума от взлетной массы СКВП приведен в рекомендуемом приложении. 1.5. Допускается превышение указанных в п. 1.3 максимально допустимых уровней шума в одной или двух контрольных точках. При этом превышение в одной контрольной точке должно быть не больше 3 ЕРNдБ, а в двух контрольных точках не более 4 ЕРNдБ. Любое превышение допустимых уровней шума должно быть скомпенсировано соответствующим снижением уровней шума в другой точке или точках. 2. МЕТОДИКА ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ2.1. СКВП при взлете должен иметь: максимальную взлетную массу, для которой производится сертификация по шуму; частоту вращения вала двигателя или винта (об/мин), режим мощности, воздушную скорость, градиент набора высоты, пространственное положение и конфигурацию, соответствующие значениям, установленным в требованиях по технике пилотирования для каждого конкретного СКВП в режиме КВП. 2.2. СКВП при заходе на посадку должен иметь: максимальную посадочную массу, для которой производится сертификация по шуму; частоту вращения вала двигателя или винта (об/мин), режим мощности, воздушную скорость, градиент снижения, пространственное положение и конфигурацию, соответствующие значениям, установленным в требованиях по технике пилотирования для каждого конкретного СКВП в режиме КВП. 2.2.1. Режим реверса тяги после посадки должен быть максимальным из указанных в установленных требованиях по технике пилотирования. 2.3. Проведение акустических измерений, обработка магнитных записей и расчет эффективных уровней воспринимаемого шума - по ГОСТ 17229-78. 3. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ 3.1. Результаты испытаний оформляются в виде отчета, в котором должна быть представлена следующая информация: о СКВП и режимах его полета тип СКВП и двигателей, бортовой номер СКВП и заводские номера двигателей и винтов; чертежи: три проекции СКВП с указанием габаритных размеров, фотографии СКВП под ракурсом 3/4 спереди и 3/4 сзади; масса и конфигурация СКВП при каждом испытательном полете, включая положение закрылков и шасси; режимы работы двигателей; измеренные траектории полета; максимальные взлетная и посадочная массы, для которых проведена сертификация СКВП; об атмосферных условиях при каждом полете: температура и относительная влажность окружающего воздуха; скорость и направление ветра; атмосферное давление; о контрольно-измерительной аппаратуре: перечень контрольно-измерительной бортовой и наземной аппаратуры, использованной для определения и анализа характеристик шума СКВП и метеорологических данных, тарировочные характеристики, а также сведения о государственной или ведомственной поверке аппаратуры; о точках измерения шума схема и описание расположения точек измерения шума, характера земной поверхности и факторов, влияющих на ослабление шума; об уровнях шума: измеренные и скорректированные уровни звукового давления в 1/3 - октавных полосах частот в каждой точке измерения при всех полетах СКВП и рассчитанные по ним эффективные уровни воспринимаемого шума EPNL; уровни шумового фона при каждом измерении (РNдБ); средние значения приведенных к исходным условиям эффективных уровней воспринимаемого шума и соответствующие им значения 90%-ных доверительных интервалов для каждой контрольной точки в сопоставлении с допустимыми уровнями, установленными в разд. 1; оценка погрешности определяемых величин. 3.2. В случае соответствия полученных средних значений эффективных уровней воспринимаемого шума требованиям разд. 1 оформляют сертификат по результатам летных испытаний шума СКВП, в котором указывают: наименование органа, выдавшего сертификат по шуму; тип, бортовой и заводской номера СКВП; тип, модель и заводские номера двигателей; максимальные взлетную и посадочные массы СКВП, для которых определены эффективные уровни воспринимаемого шума; определенные в соответствии с настоящим стандартом средние значения эффективных уровней воспринимаемого шума и значения 90%-го доверительного интервала для каждой контрольной точки в сопоставлении с установленными в настоящем стандарте допустимыми уровнями. ПРИЛОЖЕНИЕ
|
2. Методика летных испытаний. 2 Приложение Зависимость максимально допустимых уровней шума от взлетной массы самолета. 3 |